Методическая разработка урока музыки в 6 классе
методическая разработка по музыке (6 класс)

Бугорникова Татьяна Евгеньевна

Один урок из цикла уроков, посвященных творчеству Г.В.Свиридова и повести А.С.Пушкина "Метель". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_v_6_klasse.doc121.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

урока  музыки

6 класс

Создание образа современной Пушкину провинциальной России

в пьесах Г.В.Свиридова

«Тройка», «Романс».

Выполнила

учитель музыки

МБОУ «Школа №64»

Бугорникова Т.Е.

Методическая разработка урока в 6 классе

Программа «Музыка»  авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Тема 2 полугодия: Мир образов камерной и симфонической музыки.

Тема цикла уроков:  Образы симфонической музыки. Свиридов «Метель». Музыкальные иллюстрации  к повести А.С.Пушкина.

Комментарий: Цикл состоит из 3 уроков, на которых учащиеся знакомятся с музыкальными образами  в пьесах  Г.В.Свиридова и литературными образами в  повести А.С.Пушкина «Метель».

Тема урока №1. Создание образа современной Пушкину провинциальной России в пьесах Г.В.Свиридова «Тройка», «Романс».

Цель урока: Представить образы современной Пушкину провинциальной России через призму произведений Г.В.Свиридова «Тройка», «Романс».

Задачи:

Образовательные:

  • Углубление понимания русской природы музыки Г.В.Свиридова.
  • Формирование  представления о лирических и драматических образах  в музыке и литературе.
  • Расширение представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки.
  • Закрепление представления о средствах  музыкальной выразительности.
  • Закрепление представления о группах и инструментах симфонического оркестра.
  • Закрепление понятий «сюита», «романс».

Развивающие:

  • Развитие представления о широких связях музыки и литературы.
  • Развитие  познавательной  активности  в процессе сравнивания музыкальных произведений и литературных фрагментов.
  • Развитие ассоциативно-образного мышления.
  • Развитие художественного вкуса.

Воспитательные:

  • Воспитание эмоциональной отзывчивости.
  • Приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям.
  • Воспитание интереса и любви к произведениям русских классиков.

Тип урока – комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование эмоциональной отзывчивости.
  • Приобщение к нравственным и духовным ценностям.
  • Развитие ассоциативно-образного мышления.
  • Развитие художественного вкуса.

Метапредметные:

  • Развитие представления о широких связях музыки и литературы.
  • Развитие  познавательной  активности  в процессе сравнивания музыкальных произведений и литературных фрагментов.
  • Формирование  интереса к произведениям русских классиков.
  • Развитие умения анализировать и синтезировать  в ходе рассуждения  о музыке и литературном произведении.
  • Понимание общности образов в литературе и музыке.

Предметные: 

  • Представление о средствах  музыкальной выразительности, музыкальной форме,  группах и инструментах симфонического оркестра.
  • Закрепление понятий «сюита», «романс».
  • Сравнение музыкальных произведений, нахождение общих интонационных черт.
  • Понимание роли изобразительности в музыке для определения образов героев.
  • Понимание родства музыки композитора русской народной мелодике.

Оборудование и ЭОР:

  • Фортепиано
  • Компьютер
  • Мультимедийная установка
  • Экран
  • Музыкальный центр
  • Учебник «Музыка» 6 класс. Авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
  • Портреты А.С.Пушкина, Г.В.Свиридова
  • Видеофрагмент (исполнение романса Е.Образцовой, за роялем Г.Свиридов)
  • Фрагмент кинофильма «Метель» (режиссёр В.Басов)

Музыкальный материал  

Слушание:

  1. Г.В.Свиридов «Тройка», «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
  2. муз. Г.В.Свиридова,  сл. А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

Пение:

  1. Н.Зубов  романс «Побудь со мною»
  2. муз. Г.В.Свиридова,  сл. А.С.Пушкина «Зимняя дорога» (главная тема)

Ход урока.

Сегодня  мы вновь обратимся к симфонической музыке и её музыкальным образам на примере произведений замечательного русского композитора XX века Георгия Васильевича Свиридова (портрет).

Дети вспоминают понятия «музыкальный образ», «тембр», называют инструменты и группы симфонического оркестра.

Вы уже знакомы с повестью А.С.Пушкина «Метель» (предварительно было дано домашнее задание прочитать повесть, если кто не читал ранее), давайте вспомним главных героев, их характеристики. Почему Пушкин назвал эту повесть «Метель»? Какую роль играет непогода в жизни главных героев? Какие чувства, переживания Марьи Гавриловны, Владимира, Бурмина описывает Пушкин? (ответы детей)

Г.В.Свиридов впервые в истории музыкального искусства создаёт новый жанр - музыкальные иллюстрации, которые явились взглядом нашего современника на Россию XIX века. По форме - это сюита (обучающиеся вспоминают, что такое сюита).

На доске выписаны названия пьес (в хаотичном порядке).

Вы услышите первую пьесу, которой открывается сюита. Мы уже знаем эту пьесу, попробуйте вспомнить её название (слушание фрагмента «Тройки», ответы учеников).

Действительно, открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Но прежде, чем послушать её целиком, давайте прочитаем два эпизода из повести (учебник стр.121, рассказы автора и Бурмина). Что объединяет образы этих героев?

 Слушание пьесы «Тройка» целиком.

Разбор прослушанной музыки: контраст  вступления и первой темы; какие средства музыкальной выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы – от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй; музыкальная форма; изобразительность в музыке; общность образов в литературе и музыке, близость двух тем русской протяжной песне.

Повторное прослушивание. Определение музыкального образа (драматический).  

Какое уже известное вам вокальное произведение Свиридова созвучно пьесе «Тройка»? (романс на стихи Пушкина «Зимняя дорога»). Что общего в этих двух произведениях?

Исполнение главной мелодии романса «Зимняя дорога». Просмотр видео (исполнение романса Е.Образцовой, за роялем Г.Свиридов)

Одна из пьес музыкальных иллюстраций называется «Романс». Есть ли схожее место в повести?  Почему тогда такая пьеса появилась  у Свиридова?

Дети с помощью учителя приходят к выводу, что в повести Пушкина никто из героев не  поёт романсы. Однако композитор, чутко следуя вкусам того времени, когда романс был любимым жанром городского музицирования, вводит в свой цикл  романс без слов.

Что такое романс? Какие романсы вы уже знаете? (ответы ребят).

Слушание «Романса» Свиридова.

Определение характера музыки, звучащих инструментов.  Меняющиеся тембры  как диалог  интонаций (женских и мужских), их сплетение, разговор. Звучание трубы в кульминации пьесы как создание мужского образа. Динамическое развитие. Определение музыкального образа (лирические образы героев).

Узнавание  интонационного сходства данного произведения с разученным ранее романсом Н.Зубова «Побудь со мною» (тема «Образы романсов и песен русских композиторов» 6 класс).

Обращение к нотной записи на стр.126 учебника, графическое подтверждение интонационного сходства.

C:\Documents and Settings\ADMIN\Рабочий стол\ноты романсов.jpg

Исполнение учениками романса Н.Зубова «Побудь со мною»

 Почему Свиридов использует приём «цитирования» интонаций известного в начале XIX века романса? (ответы детей).

«Романс» в музыкальных иллюстрациях – это воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимире, мечты о несостоявшемся счастье или что-то другое? (ответы ребят)

Просмотр фрагмента  художественного фильма «Метель» режиссёра В.Басова (звучание «Романса»)

Чья музыка прозвучала? Музыку к этому фильму действительно написал Г.В.Свиридов, и эту же музыку мы слышим в музыкальных иллюстрациях.  А вот что было первично: фильм или музыкальные иллюстрации, вы расскажете на следующем уроке, это будет одним из ваших домашних заданий.

Итог урока:

С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке?

Какие пьесы Свиридова помогли нам раскрыть образы героев России времён Пушкина?

Какие музыкальные  образы раскрываются в пьесах, с которыми мы познакомились сегодня? Что помогло композитору передать эти образы?

Всегда ли музыка Свиридова в точности «иллюстрировала» повесть Пушкина? Почему?

Ответы детей

На следующем уроке мы продолжим знакомство с музыкой  Свиридова и повестью Пушкина.

Домашнее задание: узнать историю создания музыкальных иллюстраций, очерёдность пьес в сюите.

Учитель подводит итог, оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся. Выставление отметок.

Используемая литература

  1. Программа «Музыка 5-8 классы» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская М.: Просвещение, 2018
  2. Учебник «Музыка» 6 класс. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская  М.: Просвещение,2016
  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы (методическое пособие) М.: Просвещение, 2005
  4. Золина Л. Урок музыки с применением информационных технологий 1-8 классы (методическое пособие) М.: Глобус, 2002
  5. Пушкин А.С. Метель (Повести покойного Ивана Петровича Белкина) Собрание сочинений т.3.  М.: Художественная литература,1987
  6. Разумовская О.К. Русские композиторы. М.: Айрис-пресс,2007
  7. Belkanto.ru (о Свиридове)
  8. youtube.com (видео романса «Зимняя дорога» в исполнении Е.Образцовой)
  9. video.mail.ru (фильм В.Басова «Метель», 1964)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...