«Гости из будущего…» Дню Победы в Великой Отечественной войне и памяти Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева посвящается…
методическая разработка по музыке (6 класс)

Кунижева Нафисет Хазретовна

     Праздник 9 Мая – это праздник Великой Победы Великой страны, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Героев войны с каждым  днем становится все меньше и меньше, но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу - память о них живёт, и будет жить вечно.

Система мероприятий по реализации социального Проекта создает условия для освоения обучающимися социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. Внеурочная деятельность дает возможности для эффективности осуществления духовно - нравственного, гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации муниципального образования «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №19»

385000, г. Майкоп ул. Краснооктябрьская, 51      8(8772) 52-27-72

«Гости из будущего…»

Коллективный творческий проект

Памяти Хусена Борежевича Андрухаева посвящается…

(возраст детей: 9-16 лет)

      

Разработчик:

Кунижева Нафисет Хазретовна,

учитель музыки и МХК,

руководитель театрального коллектива «АРТ-СТУДиЯ Арлекино» МБОУ «Лицей №19»

г. Майкоп

Театральный коллектив

«АРТ-СТУДиЯ АРЛЕКИНО»

представляет

коллективный творческий проект

«Гости из будущего…»

Дню Победы в Великой Отечественной войне

и памяти Героя Советского Союза

Хусена Борежевича Андрухаева посвящается…

 

Актуальность.

Праздник 9 Мая – это праздник Великой Победы Великой страны, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Героев войны с каждым  днем становится все меньше и меньше, но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу - память о них живёт, и будет жить вечно.

Система мероприятий по реализации социального Проекта создает условия для освоения обучающимися социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. Внеурочная деятельность дает возможности для эффективности осуществления духовно - нравственного, гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения.

Цель. Изучение истории нашей Родины, сохранение ее культуры, традиций и литературного наследия героев войны.

Задачи:

- воспитание любви и уважения к Родине, к ее защитникам - участникам Великой Отечественной войны;

- формирование гражданско-патриотической позиции обучающихся, на примере героических подвигов участников Великой Отечественной войны;

- воспитание чувства патриотизма и любви к своей Отчизне и ее истории.

Осуществление поставленных целей и задач проекта осуществляется посредством реализации мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне.

КАРТИНА 1

Школьный музей с экспонатами, посвященными 70-летию со дня окончания Великой Отечественной войны и героям войны. Учительница с группой школьников заходит в зал воинской славы с военными трофеями, фотографиями и экспонатами оружия тех лет.

Учительница. В Великой Отечественной войне почти 30% фронтовых снайперов составляли женщины. Девушки рвались на фронт добровольно. Это были смелые, необыкновенные девчонки. Например: Наталья Сапьян — уничтожила 102 врага. Ленинградка Наталья Сапьян ушла на фронт добровольцем. Кроме снайперской работы эта маленькая и хрупкая на вид  девушка успешно справлялась с обязанностями санинструктора. За годы войны она спасла жизнь 109 раненым бойцам и командирам. Грудь отважной  девушки украсили 11 боевых наград. После войны Наталья Сапьян закончила университет и стала историком. А это портрет Таисии Максимовой. Она - уничтожила 76 врагов. В августе 1941 года в её родную деревню Лешкино Ленинградской области ворвались немецкие солдаты. На глазах Таисии убивали безоружных советских людей. Гитлеровцы расстреляли колхозного тракториста, зверски  замучили партийных работников района, убили двоюродную сестру Татьяну, её 5-летнего сына и дочку, которая ещё не научилась ходить. В марте 1943 года Таисия прибыла на Калининский фронт. Она сразу же попросила командира, чтобы её направили в подразделение снайперов. Таисия дошла до Берлина. После войны она поселилась в Ленинграде.

А вот перед нами картина Александра Чечина «Воспитанный Сталиным» посвященная Герою СССР Хусену Борежевичу Андрухаеву.

В биографии Александра Александровича Чечина есть четыре года его пребывания в Майкопе: 1950–1952 в Товариществе «Художник» в качестве творческого художника в областном драмтеатре им. Пушкина.

Александр Чечин – крупный знаток и специалист театрально-декорационного искусства. За время работы в Адыгее он создал ряд полотен на жанровые и батальные темы, стремясь запечатлеть в живописи героическую борьбу советских людей во время Великой Отечественной войны. В 1951 году он пишет картину «Воспитанный Сталиным» (впоследствии «Подвиг Героя Советского Союза Хусена Андрухаева»), рассказывающую о героическом подвиге молодого адыгского поэта Хусена Андрухаева, который последней гранатой взорвал себя и окруживших его гитлеровцев. Чечин изображает как раз кульминационный момент: к попавшему в окружение герою подкрадываются гитлеровцы. В картине показано моральное превосходство советского человека, сохраняющего и перед лицом смерти силу духа, достоинство, уверенность в своей правоте. У зрителя не остается сомнения, что в этой смертельной схватке победа, в конечном счете, останется за Андрухаевым.

(Звучит музыка «Счастливый май» (минус) mp3)

(Из счастливой предвоенной жизни образ Судьбы (воплощенный в танце) переносит зрителей в ноябрь 1941 года).

C:\Documents and Settings\1\Мои документы\библиотека\фото\андрухаев\DSC07319.JPG

КАРТИНА 2

(Звучит голос Левитана. Начало войны. mp3)

Борис Павлович Шемякин. Товарищи красноармейцы! Враг вероломно нанес нам подлый удар. Части нашей 136 дивизии передислоцированы и ведут упорные бои с войсками первой танковой мотомеханизированной группы генерал-полковника фон Клейста. В состав этой вражеской группировки входят дивизии СС: «Викинг», «Адольф Гитлер», « Великая Германия». Группировка стремится как можно быстрее продвинуться к Ростову, к грознинским и майкопским нефтепроводам и кубанской пшенице. Нам необходимо остановить ее или хотя бы задержать, пока подойдут наши резервные части. Задача ясна?

Солдаты. Так точно!C:\Documents and Settings\1\Мои документы\библиотека\фото\андрухаев\DSC07321.JPG

Шемякин. Вольно!

Иванов. Разойдись!

Шемякин. Ну, как идут дела товарищ младший политрук?

Иванов. Младший политрук создал в своей роте сильную группу снайперов и проводит с ними тренировочные занятия. Верно?

Андрухаев. Так точно товарищ комиссар.

Шемякин. Бойцы говорят, в первом же бою ты уничтожил более двух десятков вражеских солдат и офицеров.

Иванов. И не сделал ни одного промаха из своей винтовки.

Шемякин. Молодец! (Жмет руку Андрухаеву)

Иванов. Молодец! (Жмет руку Андрухаеву)

Андрухаев. Спасибо. Служу Советскому Союзу!

Шемякин. Вольно. Идемте, проверим новую дислокацию.

(Шемякин, Иванов, Андрухаев уходят. Появляются Гордиенко и Носуля).

Носуля. Гордиенко, слышь Гордиенко?

Гордиенко. Шо, шо тоби?

Носуля. А че у тебя в мешке? Может сало? Али сухари?

Гордиенко. Я-ко сало! Я-ко сало? Вчера гранаты получил, там и лежат.

Носуля. Тю-ю-ю. Да ладно тебе.

Гордиенко. Слухай, че ты все цепляшся, да цепляшся? Ну, чего к мэнэ цепляшся. Иди вин до дивчат цепляйся.

Носуля. Характер у меня такой, веселый.

Гордиенко. Я-ки та-ки характер? Цепляца це да усих?

Носуля. Да. Зато со мной весело, и я всем нравлюсь.

Гордиенко. Чаго-о-о? Да я в своем селе лучшим механизатором был! Слышь?

Носуля. Ниче Гордиенко, после войны будет тебе еще место на доске почета.

Гордиенко. Буде таки?

Носуля. Буде! Буде! Пойдем Гордиенко.

(Носуля и Гордиенко уходят).

КАРТИНА 3

(Звук тормозящей грузовой машины mp3. Смех девушек).

Полина. Приехали! Разгружайся! На отдых дается 12 часов. Разойдись!

(К девушкам подходят Носуля и Решетов)

Носуля. Девушка, а девушка!(подбегает к медицинской сестре) Простите пожалуйста! Вы знаете, у нас голова заболела.(моргает другу)

Решетов. Да-да, заболела. (подыгрывает)

Соня. Не девушка, а рядовой Орлова.

Кристина. Скажите, пожалуйста…

Оля. Такой молодой солдат…

Аида. А голова болит…

Носуля. Ну-у, по-разному бывает.

Решетов. А может быть, мы вас проводим?

Соня. Ну, может быть?

Носуля. Вы к нам надолго?

Решетов. Может на совсем?

Ульяна. Смотря, как примите?

Полина. (подойдя с ротой строевым шагом) Разговорчики!

Решетов. Идемте, идемте, я провожу. Провожу вас. (все расходятся)

(Девушки в бигуди сидят и пришивают воротнички, чистят винтовки, читают газету.)

Саша. Девчонки! Быстрей убирайтесь. К нам идут.(Выглядывает в окн..)

Лера. Ой, такой красавчик… (Выглядывает в окно).

Аида. А главное, такой серьезный, девчонки… (Выглядывает в окно).

Аня. Прямо как генерал!

(Входят ребята, девушки прихорашиваются, поправляют волосы, застегивают воротнички).

Иванов. Разрешите представиться, командир роты старший лейтенант Иванов.

Альбина. Очень приятно. Виктория.

Софа. Даша.

Оля. Ольга.

Ильин. Старшина Николай Ильин.

Решетов. Снайпер Владимир Решетов.  

Носуля. И снайпер Василий Носуля.

Гордиенко. Афанасий Гордиенко.

Полина. Хм…(застегивает воротничок) Татьяна  Анатольевна – командир роты снайперов.

Все. О-о-о!

Андрухаев. Младший политрук Хусен Андрухаев. Мы вроде как с вами вместе воевать будем?

Полина. Нас перебрасывают на новые позиции. Завтра в 5 утра выезжаем. А вы, говорят, остаетесь здесь держать оборону?

Иванов. А мы не с пустыми руками. Вот! Трофеи (протягивает шоколад).

Решетов. Вчера языка взяли. В портфеле нашли.

Кристина. Девчонки шоколад! Налетай!

Саша. Ой, дайте мне, дайте мне!

Альбина. Ой, спасибо.

Алина. Как вкусно, прямо как в детстве.

Лиза. Хусен, а Вы чем думаете заниматься после войны?

Андрухаев. Писать стихи.

Ульяна. Постойте! Постойте! (переглядываются, ищут листовку)

Кристина. Сейчас, сейчас!

Ульяна. Это же о Вас выпущена фронтовая листовка?

Саша. О том, что вы открыли боевой счет фашистам, уничтоженным из снайперской винтовки.

Аида. И положил начало снайперскому движению на одном из участков Южного фронта.

Алина. Вот! Я нашла, нашла! (читает) «Воин - стрелок! Бери пример с инициатора снайперского движения младшего политрука Хусена Андрухаева!

Аня. Становись снайпером. В бою не зевай, счёт врагам открывай!

Альбина. Бей врага по-снайперски!»

Аня. Здорово! Вот бы нам так.

Соня. Да-а-а, мне бы так.

Лиза. А Вы уже пробовали писать стихи?

Оля. Это же так красиво стихотворной рифмой показать как прекрасен мир…

Софа. Твой край, земля на которой родился…

Ульяна. Родной дом…

Андрухаев. Да! Мое первое стихотворение я написал, когда мне было четырнадцать лет о нашей маленькой речушке в ауле Хакуринохабле «Э-ге-гей, Шехурадж» называется, а уж потом в студенческие годы, в педагогическом техникуме мы стали проводить литературные пятницы.

Саша. Так, что вы туда настоящих поэтов приглашали?

Аида. И могли с ними даже разговаривать?

Алина. И слушать их стихи?

Андрухаев. Не только поэтов и писателей Кубани и Адыгеи.

Ильин. Он и с артистами театра встречался.

Аня. А, что у вас в Адыгее тоже есть свои поэты и писатели и они пишут на вашем родном языке?

Андрухаев. Конечно!

Носуля. Это же так здорово сочинять на своем родном языке. Ну-ка Гордиенко, давай!

Гордиенко. «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:

Чому я не сокіл, чому не літаю,

Чому мені, Боже, ти крилець не дав?

Я б землю покинув і в небо злітав»

(Михайло Петренко)

Андрухаев. Но это еще не все. В техникуме мы еще создали литературно-творческий кружок и начали выпускать рукописный журнал «Первый шаг».

Кристина. Здорово! Хусен, а Вы сможете нам прочитать свое стихотворение.

Соня. Прочитайте, прочитайте!

Лера. Ну, прочитайте, пожалуйста.

Альбина. Так хочется хоть на минуточку окунуться в тот мир, когда мы были дома…

Лиза. Когда рядом твои подруги!

Алина. Когда рядом твои родные!

Софа. Мама… (заплакала)

Оля. Маша, Маш, ну не плачь (обнимает).

(Андрухаев читает стихотворение «Провожают нас в красную Армию»).

Андрухаев. Радостью душа моя полна, гей, гей!

Песня над аулом весела, гей, гей!

Срок настал – и в Армию страна

Выросших мальчишек позвала, гей, гей!

Будут им послушны корабли,

Будут танки грозные верны.

Отчий дом и мирный сон земли

Сберегут защитники страны.

В небе, на земле и под водой, гей, гей!

Не уйти врагу от наших глаз, гей, гей!

Мы полны отваги молодой –

Родина надеется на нас ,гей, гей!

Мы готовы заслонить собой

Родину от горя и огня.

Будь героем, если грянет бой, гей! –

Скажет мать, напутствуя меня.

До свиданья отчие поля, гей гей!

Матери, любимые, друзья, гей, гей!

Чтоб цвела любимая земля,

В Армию уходят сыновья, гей, гей!

Лиза. А то, самое первое стихотворение, про вашу речку. Ну как она там?

Лера. «Э-ге-гей, Шехурадж» которая!

Андрухаев. «Э-ге-гей! Шехурадж-река!

Ты узка и неглубока,

По камням ты с журчаньем слабым

Добираешься все же до Лабы.

Э-ге-гей! Шехурадж-река!»

Полина. А про войну, про войну  есть?

Андрухаев. А сейчас про войну. Давайте, ребята, мое стихотворение про войну!

(Стихотворение Х. Андрухаева «Песня молодости»).

Ильин. Сердце молодое веселится –

Все мы рады радостью одной.

И летит, крылатая, как птица,

Песня над свободною страной.

Гордиенко. Этой песне юным сердцем вторю,

Гордости счастливой не тая:

В чистом небе и далеком море,

В щедром поле – молодость моя.

Решетов. Если вдруг нежданно враг нагрянет,

Как один прийдем на зов страны.

Весь народ стальной стеною встанет,

Заслоним Отчизну от войны.

Носуля. Яростною молнией горячей

Мы врага испепелим дотла.

Чтобы нас, как мать – смеясь и плача –

Родина героями звала.

Саша. Здорово!

Аня. А ну ее, войну эту!

Алина. Давайте веселиться!

Все. Дава-а-й! Дава-а-й!

(Молодые люди парами танцуют под музыку «Варенька» (mp3). Начинается бомбежка, все строевым шагом уходят).

J:\Концерт-Андрухаев\фото\DSC08069.JPG

КАРТИНА 4

(Рота отступает, транслируются последние кадры из документального фильма «На безымянной высоте» (avi))

Ильин. Хусен, ты двое суток не смыкал глаз. Надо бы тебе поспать, хоть немного отдохнуть, ведь впереди бой.

Хусен. Николай, ты как всегда прав. Посплю. (Засыпает)

Гордиенко. Николай! Слышь, Николай!

Решетов. Дай я скажу. Коля вот скажи ему, скажи!

Ильин. Тс-с-с. Тише вы. Глядите как спит.

Гордиенко. Як младенец.

Решетов. Что-то бормочет.

Ильин. Видать маму во сне видит. Все время одно и то же бормочет «Кутас, Кутас».

Гордиенко. Ага-а.

(Хусен Андрухаев во сне шепчет «Кутас, Кутас, не волнуйся, я вернусь).

Решетов. Хусен, Хусен. Товарищ политрук! Командир роты вызывает. (все направляются в штаб)

Андрухаев. Разрешите войти?

Иванов. Разрешаю. Присаживайтесь товарищи! Вот уже четыре дня не взирая на проливной дождь наш полк не подпускает фашистов к высотке. После вчерашней артиллерийской канонады, сделав круг над нашими позициями, «Юнкерсы»  принялись бомбить. Сомнений нет: немцы готовятся к наступлению. Как дела у Ивана Федорука?

Ильин. Отделение Ивана Федорука выстояло пять атак.

Носуля. По показаниям пленных нам известно, что на 8 ноября намечено крупное наступление.

Гордиенко. Надо все хорошенько обдумать.

Иванов. Хотя наши силы не так уж велики, необходимо позаботиться о том, чтобы при любых условиях действовали безотказно пулеметы.

Андрухаев. И еще распределить между собой обязанности на случай любых неожиданностей.

(Начинается артиллерийский обстрел, гул самолетов (mp3).

Андрухаев. Надо экономить боеприпасы.

Ильин. Слушаюсь.

Гордиенко. Гляди, политрук!

Решетов. Немцы начинают обходить высоту с флангов. Ещё немного, и рота окажется окружённой.

Андрухаев. Да, теперь ясно, высота потеряла своё былое значение.

Гордиенко. Очевидно, старший лейтенант Иванов получил приказ к отступлению.

Носуля. Да, но на его месте воронка. Видимо не успел сказать.

Андрухаев. Надо отходить, чтобы соединиться со своими. Теперь рота нужнее там, в полку. Командиром роты назначаю тебя Николай. Держи мою винтовку, а я к пулемету Федорука. Без надежного огневого прикрытия ваш отход будет равносилен самоубийству! Я прикрою ваше отступление.

Ильин. Останусь я! Вы ранены, вы должны уйти. Вы - командир!

Андрухаев. Иди, Коля, веди людей. Я, может, сумею догнать вас.

Ильин. Нет!

Андрухаев. Сержант, это приказ! Выполнять!

Ильин. Слушаюсь! Идемте!

(Звучит голос Левитана. Конец войны. (mp3). Звучит музыка «Счастливый май» (плюс). На экране фильм «Счастливый май» (mp4) (Судьба в огненном костюме возвращает зрителей в современность).

Участники проекта возвращаются на сцену под последние кадры фильма. Под песню «Андрыхъуае Хъусене ехьыл1эгъэ орэд» (минус mp3)

транслируется презентация о Хусене Андрухаеве, в исполнении участников проекта.

 

Андрыхъое Хъусенэ ехьыл1эгъэ орэд»

Гущы1эхэр – Къ. Жанэ      Музыкэр – И Святловская

Сл. К. Жанэ                         Музыка И. Святловской

Андрыхъуай Хъусеныр гупытэ л1ыпыти

Зеошхоу блэк1ыгъэм л1ыгэ щызерехь.

Хэгъэгум ишъаоу, командир л1ыхъужъти

Ыпсе емыблээжьэу пыймэ ажэхэхъ.

Пыйхэр къызжэхахьэм, кафызэк1эк1уагъэп,

«Зыкъэт!» къызыра1ом, ари1уаг: «Тихабзеп!»

Къызэкэмык1уахэуи фашисмэ язау,

Апсэ къыу1егъэзышъ гур атрегъэпщах.

Жъыу: Андрыхъуай Хъусеныр

Пыйхэм атек1уагъ.

Ихэгъэгоу янэм

Пхъашеу фэзэуагъ.

Ар зигъонэмысэу зэуап1эми щэфэх,

Ил1ыхъужъ зэк1уак1и ащымыгъупшэн!

Ащ зэрэхэгъэгоу Героир къыфаус,

Аъэлъап1эу ыц1и дахэк1э раон!

АРТ - СТУДиЯ «АРЛЕКИНО-2»

Над проектом работали:

Кунижева Нафисет Хазретовна,

сценарист, режиссер-постановщик проекта

Ковалева Людмила Юрьевна, режиссер-балетмейстер проекта

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Андрухаев Х.Б. Считайте меня живым /Сост. и автор предисловия КиримизеЖанэ.-Майкоп, 1976
  2. Баркин В.Ф. /Каталог выставки к 70-летию творческой работы.-Майкоп, 2009.
  3. Беретарь Х.Я. Века соединяют берега: Стихи и поэма.-Краснодар, 1978
  4. Берсиров A.M. /Каталог персональной выставки. Автор вступит. Статьи Н.Г. Ловпаче.-Майкоп, 1997
  5. Великая Отечественная война. В 2-х томах. Т. 1. Стихотворения и поэмы.-М.: Художественная литература, 1975
  6. Гадагатль A.M. Память лет. Поэмы о войне и мире.-Майкоп, 1980
  7. Жанэ К. ХусенАндрухаев.-М.: Политиздат, 1974
  8. Куанов A.M. /Каталог персональной выставки. Автор вступит. статьи А. Кушу.-Майкоп, 1986
  9. Лебедев П.Ф. О боях – пожарищах: фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет.-Краснодар, 1983
  10. Машбаш И.Ш. Щедрое солнце полдня /Перевод с адыгейского.-М.: Советская Россия, 1983
  11. «Писатели Республики Адыгея».- Майкоп, 1994
  12. Россошанский А.В. Каталог выставки к 70-летию со дня рождения.-Майкоп, 1998
  13. Россошанский А.В. Персональная художественная выставка: Каталог.-Майкоп, 1998

  1. http://fisinter.ru
  2. http://www.airaces.narod.ru
  3. http://www.liveinternet.ru
  4. http://circas.ru
  5. http://yandex.ru
  6. http://airaces.narod.ru
  7. http://www.pobeda1945.su
  1. https://ru.wikipedia.org
  2. http://www.warheroes.ru
  3. http://www.personalguide.ru
  4. http://www.liveinternet.ru
  5. http://fond-adygi.ru
  6. http://azlibr.ru
  7. http://forum.kasperskyclub.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая экскурсия по экспозиции музея Боевой Славы " Партизаны - Нижегородцы" " Неизвестные герои Большой войны..." 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается!

Тематическая экскурсия , рассказывающая о подвиге Матрены Исаевны Вольской , смоленской паризанки , спасшей 3225 детей....

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."

Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Проект обучающихся 2 класса Б МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Альбом Памяти «Герои в моей семье» (К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)

ПРИБЛИЖАЕТСЯ 75-Я ГОДОВЩИНА ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДА. История нашей школы начинается в 30-е гг. В 1936 г. школа была создана как начальная (школа 1-й ступени) для детей морд...

Сценарий классного часа, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пионеры - герои, защищавшие Родину.

Тема классного часа: "Пионеры-герои, защищавшие Родину" . В ходе классного часа учащиеся знакомятся с жизнью и подвигом пионеров-героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне "Маленькие герои большой войны"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ВЕЛИКАЯ ВОЙНА» (посвящено Победе в Великой Отечественной войне).

Предлагаем конспект занятия, посвящённого Великой Отечественной войне, для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития, которые имеют сенсорные, двигательные, интеллектуальные особенно...