"Функциональная грамотность на уроках музыки!
методическая разработка по музыке

Исакина Елена Васильевна

В данной статье рассказывается, как должна формироваться функциональная грамотность на уроках музыки. Её основные критерии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность на уроках музыки

Учитель музыки

высшей категории

Исакина Е.В.

г. Златоуст

2022 г.

   В настоящее время функциональная грамотность является одним из важнейших показателей качества общего образования. Её критерии лежат в основе международных исследований по оценке читательской, математической, естественнонаучной грамотности, а также глобальных компетенций и креативного мышления. Термин функциональная грамотность был введён ЮНЕСКО в 1957 году и с тех пор его содержательное наполнение претерпело значительные изменения. Акцент с элементарных практических компетенций – умение читать, писать, считать, сместилось на личностномировоззренческие и социальнокультурные компетенции, решение глобальных проблем человечества, взаимоотношения между людьми разных культур, адаптация в постоянно меняющемся мире и т.п. Т.е. те компетенции, формирование которых невозможно без художественной составляющей общего образования.

   Функциональная грамотность – «Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, писать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие математические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается максимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

                                                                                   (Э.Г. Азимов,  А.Н. Щукин)

    Последние федеральные стандарты требуют создания условий обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся как способности «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности», включающая «овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».

                                                                                   (ФГОС НОО п.34.2)

   Это значит, что функциональная грамотность современной общеобразовательной школы должна формироваться в каждой образовательной области, включая предметную область «Искусство.

   Самый банальный вопрос — что дети должны получать в школе? Самый очевидный ответ — знания. Ученик должен научиться читать, писать, выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы всё логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Зачем это всё, спросите вы, учителю музыки? Да потому что наш предмет за эти годы очень изменился! Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика?

Как  развивать  функциональную грамотность на уроках музыки? Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели конкретных примерах.

Общая грамотность развивается у учащихся, когда  дается задание:

 -      написать эссе (небольшое сочинение) - поделиться своими впечатле-ниями о прослушанном музыкальном произведении;

- подготовить реферат по биографии и творчеству композитора;  

- ответить на вопросы по теме, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов;

 - заполнить какие-либо анкеты на музыкальную тему, тесты, бланки с заданиями.

Компьютерная грамотность очень хорошо показала себя в условиях пандемии во время дистанционного обучения.  Ученики должны были  найти информацию в сети Интернет;

 -  уметь пользоваться электронной почтой и приложениями WhatsApp, Viber, ВКонтакте;

  -  участвовать в онлайн-тестах;

   - работать с материалами Российской электронной школы и др. обучающими сайтами.

В этом случае также сработал индикатор: Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях. Никто ведь не ожидал, что будет обучаться дистанционно! И мы - взрослые, учителя и родители, должны были заботиться не только об образовании обучающихся, но и об их здоровье (задавать по минимуму, но так, чтобы учебный материал был усвоен). Поэтому лучше  всего было использовать  свой предмет в качестве отдыха между русским и математикой. Например, при изучении темы «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева» во 2-м классе дать задание - посмотреть мультфильм. Ребёнок отдыхал и одновременно слушал музыку. А для того, чтобы выставить оценку было задание: выписать героев сказки и какой музыкальный инструмент его озвучивал.

Информационная грамотность развивается у обучающихся, когда дается задание:

  -  найти и подобрать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других текстов;

   - посмотреть и найти картины художников, подходящие к музыкальным произведениям;

   - использовать данные из СМИ;

    - пользоваться услугами детской и школьной библиотеки;

    - анализировать информацию по теме урока.

Коммуникативная грамотность:

   - работать в парах, группе, команде;

   - расположить к себе других людей;

    - не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы, класса;

    - использование физминуток и рефлексии на уроках музыки.

Каждый урок можно построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах, командах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараться  идти в ногу со временем в использовании песенного материала.

   Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Поэтому, мы как педагоги, должны стремиться к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни.

Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Функциональная грамотность на уроках музыки.

Функциональная грамотность педагога-предметника....

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Презентация по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки"

В данной презентации материал из опыта работы по теме "Функциональная грамотность на уроках музыки".Был представлен на региональной конференции,проводимой кафедрой гуманитарных наук....

Статья на тему «Формирование функциональной грамотности на уроках музыки».

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовно...

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....