Технологическая карта интегрированного урока "Русский романс"
план-конспект урока по музыке (7, 8, 9 класс)

Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по литературе и музыке

Тема урока: «Русский романс»

Ф. И. О. педагога:  Кесаева Марианна Георгиевна

                                 Кольченко Елена Анатольевна

Предмет: литература и музыка

Тип урока: обучающий

Раздел:

Цель урока: Познакомить обучающихся с литературными произведениями, ставшими классикой не только литературы, но и музыки

Задачи:

1. образовательные: Познакомить учащихся  с вокальным жанром романса, его происхождением, жанровыми признаками; Познакомить с литературным и музыкальным текстом, литературными произведениями, составляющими основу романса.

2.коррекционно -развивающие: Развивать и корректировать у учащихся творческое и логическое мышление, память, воображение, умение грамотно и полно излагать свои мысли; Совершенствовать умение работать с литературным текстом. Слушать и анализировать музыкальные произведения; научиться определять связь музыки и литературы.

3. воспитательные:  Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: литературе и музыке.

Воспитывать  умение чётко выражать свои мысли, уважать  мнение других,  умение слушать друг друга, поддерживать дисциплинированность и  аккуратность.

Планируемые результаты:

предметные: уметь самостоятельно извлекать информацию из  текста в учебнике, слушать и  анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы;

           личностные:  личностный выбор путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания;

;

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

Мультимедийные:  интерактивная панель, ноутбук, фонограммы, презентация, интерактивное приложение  Лернинг Аппс

Литературные: А.А. Фет «На заре ты её не буди», А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье».

Музыкальные: Романсы А.Е. Варламов «На заре ты её не буди»- исп. С.Я.Лемешев; М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье»- исп. Д.А.Хворостовский

Этапы урока

Формируемые БУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативная: готовность к уроку.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение материала.

Подготовка учащихся к уроку.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Личностные: развивают эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: развитие внимания, умение оценивать правильность в выполнение заданий; организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. 

Озвучивает тему.

УМ: Сегодня мы продолжим с вами разговор о взаимодействии двух видов искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё один песенный жанр,  называется он Романсом. 

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе?

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары или фортепиано.

Кто догадался, как называется тема нашего урока и какие цели будут у нашего необычного урока?

Запишите тему урока.

Ставят цели совместно с учителем, формулируют (уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Основная часть

Познавательные: формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Коммуникативные:  взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности; умение слушать мнения других и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: подбирать слова, отражающие содержание художественного произведения.

УМ: «Романс» возник в Испании несколько столетий назад. В России более всего популярна была такая разновидность русского романса, как городской романс и авторский романс. Городской романс – это народная песня. Песню сочинял народ в деревнях. А романс городской потому, что популярностью пользовался в городе, и сочиняли его чаще всего городские жители, но конкретного автора не было, также как у народной песни.

Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения.

У авторского романса были конкретные авторы.

Первыми стихи для романсов стали писать поэты: Афанасий Афанасьевич Фет, Василий Андреевич Жуковский, Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Абрамович Баратынский, а композиторы Михаил Иванович Глинка, Александр Александрович Алябьев, Александр Сергеевич Даргомыжский писали на стихи музыку. Один из самых известных исполнителей русского романса был Фёдор Иванович Шаляпин.

УЛ: Ребята, творчество каких поэтов мы проходили в этом году? Какие произведения вы знаете? Как вы думаете, а все ли стихотворения могут стать основой музыкального произведения? 

Ребята, а вы помните мы с вами проходили на литературе стихотворение  А.А. Фета «На заре ты её не буди». Он написал его 1842 году после того, как провел ночь в доме своих друзей, у которых тяжело была больна маленькая дочь.

Давайте ещё раз с вами вернёмся к этому стихотворению. Учитель демонстрирует презентацию.

УМ: Именно этой хрупкой девочке автор и посвятил свое знаменитое стихотворение, которое впоследствии стало одним из наиболее известных русских романсов. В том же 1842 году это стихотворение положил на музыку композитор А. Е. Варламов. А теперь мы послушаем романс в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева – великого русского певца и вы ответите на вопрос, какой характер передает музыка романса?

Слушание романса А.Е. Варламова в исполнении С. Я. Лемешева «На заре ты её не буди».

УМ: Понравился вам романс? Какое настроение у музыки? Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

УЛ:  Великий 19 век. Бал у Олениных.

(звучит музыка А.И. Хачатурян «Вальса» к драме «Маскарад»). Молодой Пушкин сидит у окна и что-то торопливо пишет. А в зале кружатся пары, звучит смех. Чета Керн собирается покинуть бал. Пушкин бежит им в след, кладет в руку А.П. Керн листок, на котором было написано стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

УМ: В 1840 году композитор Михаил Глинка написал на стихотворение Пушкина романс, посвятив его своей любимой — Екатерине Керн (дочери Анны Керн). Стихи Пушкина в сочетании с музыкой Глинки обеспечивают произведению известность в широких кругах.

Слушание романса М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» в  исполнении Д.А.Хворостовского

 УМ: Понравился вам романс? Какое настроение у музыки? Какой образ у вас возникает после прослушивания этого романса? Какие чувства у вас вызвала эта музыка.

Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.

Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.

Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Учащиеся перечисляют поэтов и их произведения

Чтение стихотворения.

Беседа после слушания.

Ответы на вопросы.

Чтение стихотворения.

Беседа после слушания.

Ответы на вопросы.

Первичное осмысление и закрепление

Познавательные:  находить ответы на вопросы, информацию, полученную на уроке; выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Регулятивные: организовывают свою деятельность, выбирают средства реализации целей и применяют их на практике. 

Личностные: развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения,

Коммуникативные:

осваивают диалоговую форму общения; 

Задания:

1.Расставить в правильном порядке все четверостишья (интерактивное приложение Лерниг Аппс).

2. Убрать не нужное четверостишье.

3.Прослушать отрывок романса назвать композитора.

 Учащиеся пожеланию выходят к доске и работают в парах  с интерактивным заданием.

 Слушают, выполняют учебные действия.

 Учащиеся отвечают на вопросы.

Итог урока. Рефлексия

Познавательные: уметь формулировать выводы.

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Что вы узнали нового на уроке?

Что вам особенно понравилось?

Какие чувства вы испытывали в ходе урока?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценить процесс и результаты своей деятельности. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществлять контроль и самоконтроль, ставят оценку.

Домашнее задание

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Домашнее задание:

Найти  и прослушать романс М.И. Глинки «Жаворонок».

Нарисовать рисунок к романсу «На заре ты ее не буди», подготовить выразительное чтение.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".

Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: история Санкт-Петербурга и искусство (разновозрастная аудитория). Урок проводился в рамках дня науки, как лаборатория для учащихся разных классо...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА. Предметы: ИЗО, история Санкт-Петербурга и МХК (Разновозрастная аудитория).

Название урока: "Три имени нашего города". Урок проводился как экспериментальный.В связи с разновозрастной аудиторией акцент заданий был сделан на комуникативные компитенции и логику.К уроуку создана ...

Технологическая карта интегрированного урока "Черное золото"

Материал интегрированного урока по предметам: химия, география, биология...

Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.

Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...