Интегрированный урок: Музыка в литературе.
методическая разработка по музыке (5 класс)

Представлен урок музыки с обоснованием выбра темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simfonii_bethovena.docx135.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Авторы, название программы: «Музыка. 5-7 классы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, планируемыми образовательными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой по музыке - «Музыка.5 -7 классы», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина, М.
Класс: 5.
Тема: Образы борьбы и победы в искусстве. Симфония № 5 Л. Бетховена.
Цели: Урок открытия новых знаний: познакомить с произведением Л. Бетховена; выявить связи музыки и литературы.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, учебник, тетради.


Ход урока:

  1. Организация внимания (мотивация):

Обратите внимание на слайд и ответьте на вопрос: о музыке какого композитора сегодня пойдет речь?

1655055791398

  1. Реализация домашнего задания (биография Л. Бетховена) – фронтальный опрос:

- Какое великое историческое событие повлияло на жизнь и творчество     Бетховена?

- Какие музыкальные жанры являются главными в творчестве композитора?

- Какую роль сыграл в жизни маленького Бетховена Кристиан Готфрид Нефе?

- Произведения каких писателей Бетховен любил читать в юности?

- С кем встретился Бетховен в Вене?

- Как сложились отношения Бетховена и Гайдна?

- С кем сравнивали Бетховена-пианиста?

- Какие произведения написаны в венский период?

- О чём говорится в Гейлигенштадском  завещании?

- Кому хотел Бетховен посвятить Третью симфонию? Как он назвал её?

- Какие произведения написаны им в период зрелости?

- Как называется опера Бетховена?

- Какие два монументальных произведения Бетховена созданы в последние годы?

- О творчестве какого немецкого композитора – своего младшего современника – Бетховен отзывался с одобрением?

III. Изучение нового материала

  1. Вступительный этап:

- Послушайте отрывок из одного литературного произведения. Автор – А.И. Куприн, повесть «Гранатовый браслет». В произведении говорится о любви чиновника к женщине, которая не могла ответить ему на чувства, и чиновник, уходя из жизни, оставляет ей записку: «L. Van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».  Вера Николаевна просит пианистку Женни Рейтер сыграть ей что-нибудь, и Женни исполняет именно эту сонату Бетховена. Бессмертная музыку будто говорила: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единствыеннная и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слёзы. Успокойся…» И вера почувствовала, что он простил её, что всё хорошо…

2. Слушаем «L. Van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato».

3. Ответьте на вопрос: какова роль сонаты Бетховена в жизни героев повести?

4. Слушаем фрагменты Симфонии № 5 (до минор).

  1. Актуализация новых знаний

     Заполняем таблицу (на фоне прослушанного музыкального материала):

Что слышу?

Что вижу?

Что чувствую?

 

  1. Составление конспекта в тетради

Симфония № 5

(до минор)

Годы создания: 1805-1808

Эпиграф: «Так судьба стучится в дверь». (Л. Бетховен)

Программа симфонии: «От мрака к свету, через борьбу к победе» - от до минора вступления I части к до мажору IV части. От «темы зла» (лейтмотив «судьбы») через борьбу и препятствия к победе человека над судьбой.

План симфонии (выведен слайдом на доску):

Первая

часть

Вторая

часть

Третья

часть

Четвертая часть

Форма

Сонатная

форма

Вариации на

две темы

Сложная трехчастная форма с трио

Сонатная форма

Тональность

До минор

Ля-бемоль мажор

До минор

До мажор

Темп

Allegro con brio

Andante con moto

Allegro

Allegro

Характер

Героическо-трагическая

Первая тема -лирическая, вторая тема - гимническая

Тревожно-затаённая, с контрастной танцевальной  средней частью

Триумфальный марш

Новаторство (выведено слайдом на доску):

  • Большие масштабы частей.
  • Единство цикла в Симфонии № 5 достигается отсутствием перерывов между 3-йи 4-й частями (в этом Бетховен отчасти предвосхищает стремление композиторов-романтиков к одночастности).
  • Лейтмотив «судьбы» - сквозная тема, проходящая сквозь все части симфонии № 5.
  • Реприза третьей части звучит на пианиссимо и пиццикато, оттеняя триумфальное звучание четвертой части.
  • Масштабная финальная кода.

Оркестр

            По сравнению с оркестрами Гайдна и Моцарта – увеличенный состав. Бетховен ввёл тромбоны, флейту пикколо, контрафагот; отделил строчку контрабасов от виолончелей.

Вклад Бетховена в мировое музыкальное искусство: композитор предвосхищал и создавал те художественные направления, которые стали определяющими для музыкального искусства 19 века. Сегодня его произведения входят в число величайших, наиболее почитаемых творений человеческого гения.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение оценивать себя (работа на уроке).

V.   Домашнее задание: 1) составить словарь темы; 2) работа с учебником:

 с. 122-123 – прочитать материал; с. 123 – вопросы и задания.


Обоснование
. На уроках смежных дисциплин обнаруживается следующее: при чтении литературных текстов в старших классах не возникает «контакта»: школьник-читатель - художественное пространство литературного текста – учитель. Неслучайно в начале разработки урока предлагается литературный текст с важнейшей «музыкальной» деталью, помогающей раскрыть всю полноту чувств и переживаний литературных героев. Если у учителя «звучит» - у учащихся «не звучит»: это ведёт к формальному чтению ими литературного текста, к функциональной безграмотности.

Произведения Бетховена направлены на внутреннюю жизнь человека, способны вызвать яркие эмоции и переживания. Биография Л. Бетховена не оставляет равнодушными школьников, а его творчество созвучно с внутренним миром сложных переживаний подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе на тему: «Симфония осени»

Урок знакомит учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о природе, развивает чуткость восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, воспитывает в детях чувство созерцания,...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

конспект интегрированного урока (музыка и литература) в 5 классе по теме "Музыка Рождества"

Интегрированный урок музыки и литературы.«Музыка Рождества»  Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.Задачи урока:Обучающая:...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни"

Интегрированный урок музыки и литературы в 5 классе. "Музыка - главный герой басни". Фотограabb с урока в приложении....