Музыкальный образ. 7 класс. 2022 г.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Данилова Зинаида Фёдоровна

На этом уроке учащиеся могут обобщить знания, полученные в течение  учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 05.2022g.muzykalnyy_obraz.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ  урока – формирование музыкальной культуры школьников

ЗАДАЧИ:

Учебная – познакомить учащихся с увертюрой Л.В.Бетховена «Эгмонт»,

                  проследить за развитием образа в симфонической музыке,

                  познакомить с первым разделом сонатной формы ЭКСПОЗИЦИЕЙ.

Развивающая – закрепить цепное дыхание,  добиться чёткой дикции

                           ритмического ансамбля, кантелены при исполнении хоровых                          

произведений.

Воспитательная – добиться связи музыки с жизнью,  глубины в понимании

и осмыслении героических поступков ради людей.

ОБОРУДОВАНИЕ

Использование системы мультимедиа:

-портрет Л.В.Бетховена

-слайды с картинами художников:

Э.Делакруа –«Греция на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»:

Ф.Гойя – «Расстрел коммунаров»;

-диски с записями – Этюд №12 -Ф.Шопен, Л.Бетховен-увертюра «Эгмонт», А.Новиков «Дороги», Т.Мухамедшина «Дарите музыку»;

-карточки для выполнения индивидуальных  заданий;

-папки с дидактическим материалом для 6-х классов;

-тетради-учебники.

Музыкальный образ в симфонической музыке.

Слайд №1 - портрет Л.В.Бетховена, тема урока.

                                 

                               I. Экспозиция:

1.Приветствие - «Доброе утро»Д.Кабалевский

Слово учителя:

-Слушая музыку, каждый урок, мы открываем для себя в ней что-то новое, стараемся почувствовать и понять, о чём она говорит, какую идею, замысел воплотил композитор. Как мы называем это в музыке? Что мы стараемся понять? (Музыкальный образ).

           

                                     

2.Литературный эпиграф  - СЛАЙД №2

-Прочитаем слова Н.А.Римского-Корсакова  о том, как рождается образ .                     

                         

               II.  Подготовка проблемы

                   

-Прослушайте небольшой  музыкальное произведение, и  скажите,  как звучит, какие ассоциации  вызывала эта музыка?

2.Музыкальный эпиграф:  звучит этюд №12 Ф.Шопена

-Как  прозвучало произведение? (гордо, энергично, словно волны в океане бушуют).

 Это был известный этюд Ф.Шопена  №12 под названием «Революционный»

Видите, насколько близко вы почувствовали этот образ.

                     

                 III. Постановка проблемы.

- От чего зависит характер музыкального образа?      

- Приведите примеры.

  1. ЗАДАНИЕ: установить соответствие, чтобы содержание под цифрой

соответствовало содержанию под буквой.(стр. 14, задание№4)

содержание

характер

1.И.С.Бах - Шутка

а)драматический

2.Ф.Шуберт – Лесной царь

б)просветлённый

3.Э.Григ - Утро

в)танцевальный, грациозный

4.М.Глинка – ария Сусанина

г)эпический

5. П.И.Чайковский – симфония №6

д)мужественный

1-            2-            3-             4-             5-    

Выполнил:

Проверить  устно, ребята сами исправляют неточности, ставят себе оценки:

Нет ошибок -5

1ошибка -4

2ошибки -3

  2. ЗАДАНИЕ  - на компьютере изобразите графически характер мелодии первых двух фраз песни «Дороги»:

 

                               IV.Разработка

                                   (ИСПОЛНЕНИЕ) -А мы с вами постараемся передать музыкальный образ, созданный А.Новиковым в песне «Дороги».

а) проговорить  сложные фразы, уточнить слова

б) добиться  ритмического ансамбля

в) динамического ансамбля

                                  V. Кульминация №1

                               

-Сегодня в центре нашего урока  одно из лучших произведений  мировой музыкальной культуры. Это увертюра Л.В.Бетховена  «Эгмонт». Надеюсь, что вы помните, что такое  увертюра ?(ответы уч-ся - это вступление к опере, балету.)

                                                               

                                      СЛАЙД №3

Однако эта увертюра  завоевала популярность и  звучит теперь как самостоятельное произведение.

СЛАЙД №4

Эгмонт – герой нидерландского народа, погибший в борьбе с испанскими завоевателями. Бетховен узнал эту историю от Гёте и положил его стихи на музыку, точнее написал музыку к спектаклю. В начале произведения идёт показ музыкальных образов  - это называется ЭКСПОЗИЦИЯ .

СЛАЙД  №5

Мы должны понять, как рождается образ главного героя, из чего он складывается?  

Музыка увертюры строится на развитии двух образов:

а) тема завоевателей (посмотрите, как властно звучит эта тема)

б) тема народа –слышны стонущие интонации.

 В борьбе этих образов рождается  главный образ Эгмонта.

(СЛУШАНИЕ.  В это время демонстрируются картины Э.Делакруа:

«Греция на развалинах Миссолунги», «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»;

Ф.Гойя – «Расстрел коммунаров»   Слайды № 6,7,8,9).

 

-Как же звучала музыка, каким вы  увидели Эгмонта? (ответы уч-ся)

-Правильно – это борец, герой, поэтому можно сделать вывод, что Бетховен создал героический образ.

-Ребята, а картины были созвучны по настроению, содержанию?

-Они помогли вам глубже проникнуть в содержание?

Что вы на них увидели? (Борьбу народа, страдания).

Это были картины французского художника Эжена Делакруа и испанского художника  Франсиско Гойи. С ними мы познакомимся на уроках мировой худ. культуры, когда вы  будете в старших классах.

Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что встреча с искусством  обогатила вас, дала  новые ощущения. Однако  нам предстоит ещё многое открывать для себя, ведь музыка вмещает в себя целый мир. Давайте об этом споём песню и закончим урок.

Кульминация №2

(ИСПОЛНЕНИЕ ИЕСНИ «Дарите музыку друг другу»).   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".

Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальная викторина "Мир музыкальных образов". 6 класс

Цель музыкальной викторины "Мир музыкальных образов": определение основных изученных музыкальных понятий и произведений, особенностей творчества композиторов.Викторина содержит три раздела. Первые два...

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

Музыкальный образ как смысловое выражение в вокальном и музыкально-драматургическом жанрах.

Музыкальный образ – является основой музыкального искусства и входит в структуру художественного образа, который определяется как всеобщая категория художественного творчества, способ и форма ос...