Задачи концертмейстера в классе флейты
материал по музыке

Сафина Александра Андреевна

Концертмейстер – это самая распространенная профессия среди пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебного процесса. Деятельность концертмейстера не ограничивается только успешным выступлением на сцене...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontsertmetssterfleyta1.docx24.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание:

1.Введение………………………………………………………………………....…3
2.Задачи концертмейстера в классе флейты……………………………………….4  
2.1.Дыхание……………………………………………………………………….….5
2.2 Акустические особенности звука……………………………………………….6
2.3. Атака………………………………………………………………………….…..7
3.Заключение………………………………………………………………….......….8
4.Литература……………………………………………………………………….…9

Введение

  Актуальность данной темы связана с тем, что концертмейстер – это самая распространенная профессия среди пианистов. Участие концертмейстера является неотъемлемой частью учебного процесса.  Деятельность концертмейстера не ограничивается только успешным выступлением на сцене. Она многопланова и заключает в себе не только творческую, но и педагогическую направленность. Этот вид деятельности раскрывается, прежде всего, в разучивании с учениками нового репертуара, поддержании совместно с педагогом атмосферы на уроках, способствующей раскрытию потенциала ученика. Концертмейстерская деятельность требует не только высокого исполнительского мастерства, но и чуткости к детям, умения выйти из самых неожиданных ситуации.

Задачи концертмейстера в классе флейты

  При работе с концертмейстером, для ученика часто, особенно на первых этапах обучения, возникает сложность при вступлении после партии фортепиано. Маленький ученик должен понять, что он солист, для этого ему необходимо  просчитать про себя доли, почувствовать, а затем запомнить на слух трудные вступления в своей партии, а так же найти для себя ориентиры в партии концертмейстера. Здесь важно не только качество, но и количество занятий с концертмейстером. Самым маленьким ученикам практически всегда тяжело дается игра в ансамбле, так как звучание аккомпанемента зачастую мешает слуховому контролю собственной партии, другими словами, отвлекает и сбивает ребенка. Чуткость и внимательность концертмейстера на данном этапе помогает решить многие проблемы обучения и исполнения.

   Важны психологические установки ученика перед выступлением в качестве солиста. Концертмейстер наравне с педагогом вырабатывает волевые качества характера у ученика, старается мотивировать и всячески поддерживать его. Одной из самых распространенных причин волнения перед сценой является внушенная извне мысль о возможном провале и неприятных последствиях этого провала. Попав в подсознание ребенка, мысль может развиться в опасное самовнушение. Во время выступления возможны разные непредвиденные ситуации, но концертмейстеру и педагогу важно проявить в этом вопросе педагогическую и человеческую деликатность, чтобы проработать с учеником неудачное выступление и положительно настроить его к следующему выходу на сцену. Роль концертмейстера особенно важна на концертных и экзаменационных выступлениях. Спасет ли он слабую игру ученика, или испортит хорошую - зависит только от концертмейстера. Пианисту необходимо продумать все организационные детали, включая моменты переворота нот. Необходимо досконально знать свою партию и партию ученика, чтобы в случае ситуации, если ребенок забыл текст или пропустил кусок произведения, подхватить его и сделать казус незаметным для слушателя. Пропущенный во время переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе, может вызвать разную реакцию - вплоть до остановки исполнения. Выйдя на сцену, концертмейстер должен приготовиться к игре раньше своего солиста. Для этого сразу после настройки инструмента нужно положить руки на клавиатуру и внимательно следить за учеником и его действиями. Очень часто, особенно в начальных классах, ученики начинают играть сразу же, как педагог проверил положение рук на инструменте, что может застать концертмейстера врасплох. Конечно, нужно как можно раньше, еще в классе, научить учащегося показывать концертмейстеру начало игры небольшим кивком головы, но это умение не у всех появляется сразу, особенно когда ребенок волнуется из-за выступления. Иногда пианисту бывает необходимо самому показать вступление, но делать это надо в порядке исключения. Ученик, который привык к концертмейстерским показам, отвыкает от самостоятельности и теряет необходимую для солиста инициативу.

  Обязательные требования к профессионализму концертмейстера по классу флейты : наличие музыкальной чуткости, владение навыками игры в ансамбле, артистизм, богатая фантазия, развитые образные слуховые представления, знание особенностей музыкальных стилей, знание музыкальных форм, скорость реакции, гибкость, дирижерское начало, понимание исполнительской специфики духовых инструментов и особенностей дыхания солиста.

    Концертмейстер должен, помимо музыкальной чуткости, обладать ясным мышлением, крепкими нервами и хорошей интуицией. Умение транспонировать, импровизировать и подбирать по слуху поможет разнообразить уроки. Даже игра гамм может превратиться в удовольствие.

Рассмотрим подробнее работу концертмейстера в классе флейты.

Задачи концертмейстера:

1.Знание специфики солирующего инструмента.
2.Соизмерение звучности фортепиано с возможностями флейты.
3. Знание основ игры на музыкальном инструменте: особенности взятия дыхания, артикуляции и нюансировки.

Дыхание.

  Одна из важнейших проблем, с которыми сталкивается концертмейстер, работая с духовыми инструментами -  это дыхание. Техника дыхания флейтиста похожа на технику дыхания певца, сознательно регулирующуюся и влияющую на логику построения фраз. Искусство дыхания заключается не в набирании большого количества воздуха, а в умелом его расходовании и правильном взятии. И в зависимости от характера исполняемого музыкального произведения вдох и выдох могут быть равномерными, ускоренными или замедленными. В процессе работы в классе, моменты смены дыхания должны оговариваться. Концертмейстеру нужно четко знать о намерении флейтиста, тем более что расстановка дыхания неразрывно связана с линией фразировки. Причем следует помнить, что у каждого флейтиста, в зависимости от его подготовки и восприятия мелодической линии, смена дыхания, мотивное строение и, как следствие, фразировка будут различными. Первостепенной же проблемой остается фактор случайности и неожиданности. Недоработка, недостаточное знание текста, волнение и страх, внутренний психологический и физиологический зажим могут преподнести множество сюрпризов. Дыхания попросту не хватит, оно станет куцым, дробящим фразу на множество мелких элементов, интенсивность звука уменьшится, вибрато приобретет характер дребезжания. Поэтому пианисту нужно чутко ощущать запасы воздуха солиста. Слуховой и визуальный контроль поможет в данной ситуации, а несколько запасных вариантов, продуманных в классе, не дадут растеряться на сцене. Хорошей практикой являются пометки в нотах как ученика, так и концертмейстера, ведь смена дыхание у солиста ведет за собой смену фразировки и у пианиста. Концертмейстер должен учитывать время, которое необходимо ученику для того, чтобы взять дыхание, и не подгонять его. В моментах, когда ученик долго держит одну ноту, например в самом конце произведения, концертмейстер должен немного повести вперед фразу, чтобы у ученика хватило дыхания красиво завершить произведение. Нужно постоянно быть чутким и слушать солиста, вести и поддерживать его.

Акустические особенности

Флейта не отличается особой силой звучания. Поэтому очень важен контроль баланса, постоянное восприятие слухом флейтовой линии, звучащей над аккомпанементом. Концертмейстер вынужден постоянно прибирать звук, особенно на концертной эстраде, где лучше немного приоткрыть крышку рояля, чтобы звук не был плоским и летел в зал свободно, использовать левую педаль. В данных ситуациях (при нежелании заглушить исполнителя, игре в холодных помещениях, технически сложных произведений) пианист старается играть тише, что часто может привести к зажатию пианистического аппарата, что в свою очередь скажется на звуке, технике, динамике и агогике. В таких случаях необходимо самостоятельно в домашних условиях в медленных и удобных темпах свободными и расслабленными руками восстановить естественность движений. Найти причину проблемы – недостаточное знание текста, неправильный выбор штриха, прикосновения или аппликатуры.
Основная задача пианиста – не перекрыть волну воздуха флейтиста. Баланс должен быть рассчитан в пользу солиста. Флейтист не сможет перекрыть рояль, попытка усилить звучность спровоцирует эффект передувания (усиление напора воздуха приведет к переходу звука на октаву выше или хрипу). Нужно учитывать и тот фактор, что ноты нижнего регистра у флейтистов берутся гораздо тяжелее и сложнее. Соответственно, возможности быстрого темпа и ясной артикуляции будут значительно снижены. Только действительно сильные музыканты – флейтисты преодолевают эти трудности. Третий регистр (до си третьей октавы) сильный светлый и яркий, отличается особой свежестью и прозрачностью. В этом регистре флейта может звучать как форте, так и пиано. Звуки четвертого регистра (до фа диез четвертой октавы) пронзительные, резкие, извлекаются с большим напряжением. Поэтому композиторы пользуются им в нюансах форте и фортиссимо.

Атака звука.

При игре с флейтой необходимо учитывать момент атаки звука, первого момента его возникновения. Атака звука находится в непосредственном взаимодействии с дыханием. Чем увереннее и определеннее у флейтиста атака, тем лучше звук, и наоборот, когда звук начинается неуверенно (с призвуками и шорохами) он далек от идеала. В силу специфики инструмента, звук флейты возникает чуть позже, поэтому при одновременном вступлении концертмейстеру лучше уловить нужный момент не только визуально, но и по слуху (поскольку взятие воздуха можно услышать). Во флейтовой практике хорошо выработанная атака облегчает звукоизвлечение и позволяет исполнителю добиться тончайших звуковых красок. Помня об этом, пианист обязан позаботиться о грамотном выборе прикосновения к клавишам.

Заключение

    Деятельность концертмейстера не ограничивается только ролью аккомпаниатора, но и предполагает более широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой ансамблевой деятельности. Поставленная в данной работе цель раскрытия специфики работы концертмейстера во флейтовом классе, была достигнута через решение задач, выявляющих основные параметры, на которые следует ориентироваться концертмейстеру. Это чуткость, технический профессионализм, умелое распределение контроля на все сферы исполнительского внимания, быстрота реакций. Знание специфики солирующего инструмента, анализ психологических особенностей учеников и ансамблевого исполнения в классе флейты. Работа концертмейстера многогранна. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности. За редким исключением она не приносит ему внешнего успеха - почестей и званий. Она зачастую остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива. Но без профессионального концертмейстера не может быть грамотного, хорошего исполнения произведений.

Литература

1.Гофман И. Фортепианная игра – ответы на вопросы о фортепианной игре / пер. с англ. М. Музгиз, 1961 – 224с.
2.Крючков Н. искусство аккомпанемента как предмет обучения / под ред. Зориной Л.: гос. Муз.издат-во,1961. – 71с.
3.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента/ Под ред. Крюкова Л.: Музыка,1972г.- 80с.
4.Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: монография/ Под ред. А.И. Демченко. – Гос. автономное образовательное учреждение среднего проф. образования. «Рязанский муз. Колледж им. Г.и А. Пироговых/ Рязань – 2012. – 200с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи концертмейстера на различных этапах освоения учащимися вокального произведения

Данная рекомендация предназначена для концертмейстеров ДМШ, ДШИ, музыкально-хоровых студий. В этой работе рассматриваются вопросы и их решения в процессе освоения учащимися вокального произведения, ро...

Основные задачи концертмейстера детской музыкальной школы в работе с учениками-инструменталистами.

В данной работе я рассматриваю основные задачи работы концертмейстера. Зачастую роль концертмейтера сужается только до грамотного исполениня изучаемых произведений на сцене. Только ли в этом заключает...

Роль и задачи концертмейстера детской школы искусств

Роль и задачи концертмейстера детской школы искусств...

Методическая разработка "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Данная методическая разработка о  самых важных задачах  концертмейстера в классе флейты, о истории создания , о музыкальном своеобразии и природе этого прекрасного инструмента. Разработка со...

задачи и специфика работы концертмейстера в классе хореографии

Какими же качествами и навыками должен обладать музыкант, чтобы быть хорошим концертмейстером?     Прежде всего, он должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, та...

Особенности работы концертмейстера в классе флейты

Концертмейстер, пожалуй, самая востребованная профессия в музыке, особенно, концертмейстер-пианист. Концертмейстеры задействованы не только в совместных концертах с инструменталистами разных спец...