Технологии
методическая разработка по музыке

Попович Ирина Александровна

1. Технология восприятия музыки О. П. Радыновой.

2. Технология элементарного музицирования Т. Э. Тютюнниковой.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

ПО ПРОГРАММЕ О. П. РАДЫНОВОЙ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.

   Музыка оказывает незаменимое воздействие на общее развитие человека: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

   В своей работе я не раз замечала отсутствие в детях полноценных впечатлений, дети «не видят» красоту музыки. Передо мной встала проблема, как раскрыть красоту музыки, как дать возможность детям ее почувствовать, освоить музыкальный язык, интонационный словарь, музыку разных эпох и народов и преподать это детям дошкольного возраста.

Цель - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста через восприятие музыки. 

 

Задачи:

- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

- расширять знания детей о народной музыке;

- вызывать проявления эмоциональной отзывчивости;

- развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра).

- воспитывать эстетические чувства, вкус.

- побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

 

Основные принципы музыкального восприятия:

 

  • Принцип концентричности или цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме.  Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.
  • Принцип контрастного сопоставления репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.
  • Принцип адаптивности  предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических   особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.
  • Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально–ритмические движения, ритмопластика, подпевание,  дирежирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр–драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки), кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.
  • Принцип тематичности  (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживать интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского.

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности  музыки, средствах музыкальной выразительности.

Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены   настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.

Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

   Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

 

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности

 

Начальный этап: разработка перспективного плана, составление цикла занятий, создание условий для успешного знакомства с произведениями классической музыки.

Этап углубленного разучивания: ознакомление с элементарными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический оркестр); творчеством композиторов и музыкантов. Включение в работу элементов контрастного сравнения произведений «живого» звучания классических пьес.

Этап закрепления и совершенствования: самостоятельное исполнение детьми различных музыкальных произведений и отрывков. Выступление на фестивалях и конкурсах.

Условия реализации технологии

  1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности с детьми дошкольного возраста педагога, музыкального руководителя, родителей.
  2. Способы реализации технологии: беседы с детьми о музыке, комбинированные занятия с использованием различных видов деятельности, вечера досуга, концерты по слушанию музыки, консультации для родителей, семинары-практикумы для педагогов.

 

Методы и приёмы музыкального воспитания

 

   Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

   Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

 

Особые методы, разработанные О. П. Радыновой

 

  • Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте, сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.
  • Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.
  • Моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию». Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.
  • Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).
  • Словесное уподобление характеру звучания музыки – эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по-разному.
  • Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте. Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.
  • Мимическое уподобление  характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.
  • Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.
  • Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.
  • Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.
  • Полихудожественное  уподобление характеру звучания музыки - выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

 

   Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

   Автор считает важным то, чтобы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

  1. Слушание знакомых музыкальных произведений.
  2. Музыкальные игры–путешествия в прошлое и настоящее.
  3. Игры – сказки.
  4. Звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования.
  5. Тематические музыкальные вечера.
  6. Беседы – концерты.
  7. Театральные постановки.
  8. Праздничные утренники.

   Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, чтобы классическая музыка звучала и в семье.

 

Этапы педагогической технологии

 

1 этап. Организуем взаимодействие педагога с детьми, согласовываем алгоритм его действий с формами педагогического взаимодействия и организации детской деятельности. Активизируем интерес детей к музыке, эмоциональную отзывчивость, образное мышление, творческое воображение.

Рекомендуются следующие формы работы: беседы с детьми о музыке; комбинированные занятия.


2 этап. Развиваем умения эмоциональной отзывчивости на музыку. Для этого:

  1. Активизируем творческие действия детей, направленные на восприятие музыкального образа.
    2. Способствуем нахождению «эмоционального унисона» (О. П. Радынова).
    3. Развиваем умение выявлять смысл музыкальной речи, различать средства музыкальной выразительности.
  2. Развиваем эмоционально-оценочное отношение ребёнка к музыке. Для этого способствуем:
  • проявлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ребёнка к музыке;
  • высказыванию предпочтений, эмоциональных и интеллектуальных оценок;
  • проявлению творческой распознавательной установки на восприятие и выражению эмоций как результата восприятия музыки.

 

3 этап. Предполагает комплексное использование детьми полученных слушательских умений и опыта эмоционального выражения результатов восприятия музыки. Основной формой организации могут стать вечера досуга в форме концертов.


4 этап. Обогащаем музыкальную культуру педагогов и родителей. На этом этапе предполагается использование различных форм обогащения музыкальной культуры взрослых: 
- семинары-практикумы для педагогов;
- консультации для родителей.

 

Ожидаемые результаты педагогической технологии

 

Дети: сформировалась эмоциональная отзывчивость на музыку и желание слушать шедевры музыкальной культуры. Развита эмоционально-чувственная сфера, расширен словарный запас. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражения его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Родители: развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального восприятия ребёнка. Создание репертуара для детского слушания в семье.

Педагоги: активное участие в развитии музыкального восприятия детей. Проведение различных занятий с целью организованного восприятия музыки детьми. Проведение комбинированных занятий с использованием музыки. Развитие интереса к музыке, обогащение музыкальной культуры.
Музыкальный руководитель: налаживание процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей во время восприятия музыки. Организация различных форм слушания музыки. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки детьми.

 

Анализ методической литературы.

Изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

«Песня, танец, марш» О.П. Радынова

«Настроения, чувства в музыке» О.П. Радынова

«Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» О.П. Радынова

«Природа и музыка» О.П. Радынова

«Народные колыбельные песни» О.П. Радынова

«Музыкальные шедевры. Авторская программа. Методические рекомендации» О.П. Радынова

 

Диагностика

Направления и содержание диагностических процедур:

  • Изучаем особенности эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера.
  • Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.
  • Исследуем особенности развития музыкальной эрудиции детей.
  • Выявляем особенности восприятия и выражения эмоций и чувств детьми дошкольного возраста.
  • Исследуем особенности эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на музыкальные произведения.
  • Выявляем своеобразие эмоциональных переживаний дошкольников в ходе слушания музыки.
  • Исследуем особенности восприятия детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.
  • Выявляем особенности реакции на музыку
  • Анализируем музыкальный репертуар для слушания, рекомендованный дошкольникам образовательной программой.

 

Первое направление диагностики:

Изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей на музыку разного характера.

Метод 1. Экспериментальная ситуация.

Цель: Детям предлагается прослушать контрастные по характеру музыкальные произведения: «Шутка», И.-С. Бах; «Осенняя песнь», П.И. Чайковский.

Критерии оценки эмоциональных проявлений ребенка:

- Желание слушать музыку.

-Сосредоточенность, устойчивость внимания.

- Двигательная активность, наличие движений, мимических реакций.

-Сила и длительность эмоционального воздействия музыкального произведения на ребенка.

 

Метод 2. Игровая экспериментальная ситуация. «Разноцветные листья»

Цель игры: Оценивать адекватность восприятия характера музыки ребенком. Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Оборудование: три цветных кленовых листочка из картона, соответствующих характеру музыки:

  1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная), зелёный листочек.

2.Чёткая, бодрая (марш), жёлтый листочек.

  1. Весёлая, радостная, плясовая, задорная, красный листочек.

Ход игры:

1 вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведения:

-«Грустная песенка» В.Калинников;

-«Клоуны», Д. Кабалевский;

-«Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

Каждый ребенок по очереди выбирает листок, рассказывает о характере музыке. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.

2 вариант. Перед каждым ребёнком лежат три листочка. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Детям предлагается выбрать листочек, и делать, что им хочется, именно под эту музыку, танцевать, двигаться, импровизировать. Мотивация: помочь понять звучащую музыку, объяснять ее, изобразить.

 

Метод 3. Игровая ситуация «Музыкальная шкатулка»

Цель: выявлять представления детей о характере музыки и ее настроении, умение вербализировать воспринимаемый музыкальный образ с использованием игрового персонажа.

Ход игры. Игровой персонаж предлагает отправиться в волшебное путешествие в «заколдованный» лес. С помощью музыкальной шкатулки, дети попадают в лес. Дети прослушивают произведение или фрагмент. Игровой персонаж предлагает детям узнать музыкальное произведение. Предлагаемая детям музыка входит в программу музыкальных занятий старшей группы:

П. Чайковский «Осенняя песнь»;

Н. Римский-корсаков «Белка (из оперы «Сказка о царе Салтане»);

М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Картинки с выставки».

После слушания музыки детям предлагается рассказать, какую музыку они слышали в волшебном лесу, каким предстал лес в их воображении. Затем дети вместе с педагогом выбирают несколько сочинений для двигательной импровизации. Необходимо дать детям возможность свободно использовать знакомые танцевальные элементы.

Метод 4. Определяем детские музыкальные интересы и предпочтения.

Индивидуальная беседа с детьми, анкетирование для родителей.

 

Второе направление диагностик:

Наблюдение за детьми на музыкальном занятии (слушание музыки)

Целью наблюдения является исследование особенностей эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста на музыку. Во время наблюдения учитываются:

-отношение ребенка к процессу слушания музыки (равнодушие, удовольствие, увлеченность, неприязнь);

- экспрессивно-мимическое выражение эмоций во время слушания (хмурится, улыбается, смеется, вздыхает, плачет, равнодушен, сосредоточен);

- сопровождение музыки движениями (притопывает, хлопает в ладоши; покачивает в такт мелодии; пританцовывает; неподвижен; сосредоточен; отвлекается на другую деятельность; не связанную с музыкой);

- эстетическая оценка музыкального произведения (дается самостоятельно, с помощью педагога);

-реакция на музыку (сразу, в процессе слушания, после прослушивания, отстроченная реакция, проявляющаяся в других видах деятельности).

 

 

Консультации для родителей

- «Учим малышей слушать музыку»; https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/14/uchim_malyshey_slushat_muzyku.docx

- «Рисуем музыку» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/14/risuem_muzyku.docx

 и т. д.

Конспекты занятий

Перспективный план по слушанию музыки для детей

 младшего дошкольного возраста.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Младшая группа ( 3-4 года)

Месяц

«Природа и музыка»

«Настроения и чувства в музыке»

«Песня, танец, марш»

«Музыка о животных и птицах»

«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»

Сентябрь

«Осенняя песенка» Ан. Александров (с.5)

«Весело-грустно» Л. Бетховен (с.31)

Октябрь

«Дождик, дождик» А. Лядов (с.5)

«Ёжик» Д. Кабалевский (с.6)

 «Слон» К. Сен-Санс (с.7)

Ноябрь

«Грустный дождик» Д. Кабалевский (с.10)

«Песня жаворонка» П. Чайковский (фонограмма)

«Со вьюном я хожу» Н. Римский-Корсаков (с.5)

Декабрь

«Сказочка» С. Майкапар (с.6)

«Сказочка» Д. Кабалевский (с.9)

Январь

«Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевский (с. 47, 48, 49)

«Труба и барабан» Д. Кабалевский (с.135)

Февраль

«Зайчик» М. Старокадомский (с.57)

«Трубач и эхо» Д. Кабалевский (с.137)

Март

«Марш» Д. Шостакович (с.59)

«Курочка-рябушечка» Г. Лобачёв (с.15)

Апрель

«Окликание дождя» А. Лядов (с.16)

«Дождь и радуга» С. Прокофьев (с.19)

«Упрямый братишка» Д. Кабалевский (с.50)

Май

«Колыбельная песенка» Г. Свиридов (с.33)

«Марш зайчат» А. Жилинский (с.63)

«Зайчик дразнит медвежонка» Д. Кабалевский (с.65)

Лето

«На гармонике» А. Гречанинов (с.150)

Средняя группа (4-5 лет)

Месяц

«Природа и музыка»

«Настроения и чувства в музыке»

«Песня, танец, марш»

«Музыка о животных и птицах»

«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»

Сентябрь

«Листопад» Т. Попатенко (с.50)

«Падают листья» М. Красев (с.53)

«Солдатский марш» Р. Шуман (с.55)

«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский (с.57)

Октябрь

«Ласковая просьба» Г. Свиридов (с.38)

«Новая кукла» П. Чайковский (с.40)

«Парень с гармошкой» Г. Свиридов (с.152)

«Мужик на гармонике играет» П. Чайковский (с.154)

Ноябрь

«Котик заболел», «Котик выздоровел» А. Гречанинов (м/р с.4/5 апрель08)

«Ёжик» Д. Кабалевский (с.6)

«Слон» К. Сен-Санс (с.7)

«Лягушка» В. Ребиков (с.8)

Декабрь

«Ходит месяц над лугами» С. Прокофьев (с.44)

«Вечерняя сказка» А. Хачатурян (с.23)

Январь

«Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковский (с.42/43)

«Колыбельная» А. Лядов (с.35)

«Колыбельная»(из оперы «Садко») Н. Римский-Корсаков (с.38)

Февраль

«Утро» С. Прокофьев (с.70)

«Зимнее утро» П. Чайковский (с.73)

«Шествие кузнечиков» С. Прокофьев (с.39)

«Королевский марш льва» К. Сен-Санс (с.40)

Март

«Сорока», «Петушок» А. Лядов (с.11/13)

«Куры и петухи» К. Сен-Санс (с.15)

«Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский (с.19)

«Шарманка» Д. Шостакович (с.142)

«Шарманщик поёт» П. Чайковский (с.145)

Апрель

«Весною» С. Майкапар (с.89)

«Весной» Э. Григ (с.92)

«Клоуны» Д. Кабалевский (с.65)

Май

«Мальчик-замарашка» Т. Попатенко (с.72)

«Лентяй» Д. Кабалевский (с.75)

«Маленький романс» Р. Шуман (с.15)

«Романс» С. Майкапар (с.18).

Лето

«Берёзка» Е. Тиличеева (с.24)

«Мотылёк» С. Майкапар (с.49)

«Расскажи, мотылёк» А. Аренский (с.51)

«Музыкальная шкатулочка» С. Майкапар (с.156)

«Музыкальный ящик» Г. Свиридов (с.158)

«Музыкальная табакерка» А. Лядов (с.161)

                 

Старшая группа (5-6 лет)

Месяц

«Природа и музыка»

«Настроения и чувства в музыке»

«Песня, танец, марш»

«Музыка о животных и птицах»

«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»

Сентябрь

«Падают листья» М. Красев (с.53)

«Осенняя песнь» П. Чайковский (с.55)

«Кукушка» М. Красев (с.27)

«Кукушка» А. Аренский (с.29)

Октябрь

«Кукушка в чаще леса» К. Сен-Санс (с.32)

«Артистка» Д. Кабалевский (с.34)

«На гармонике» А. Гречанинов (с.150)

«Парень с гармошкой» Г. Свиридов (с.152)

«Мужик на гармонике играет» П. Чайковский (с.153)

Ноябрь

«Ходила младёшенька по борочку» обр.Н.Римский-Корсаков (с.9)

«Камаринская» П. Чайковский (с.11)

«Семимильные сапоги» С. Майкапар (с.12)

Декабрь

«Дед Мороз» Р. Шуман (с.79)

«Печальная история» Д. Кабалевский (с.100)

«Пастушок» С. Майкапар (с.102)

«Колдун» Г. Свиридов (с.16)

Январь

«Пьеска» Р. Шуман (с.104)

«Шутка» И. Бах (с.107)

«Танец молодого бегемота» Д. Кабалевский (с.43)

«Хромой козлик» Д. Кабалевский (с.45)

Февраль

«Смелый наездник», «Всадник» Р. Шуман (с.55/57)

«Игра в лошадки» П. Чайковский (с.58)

«Верхом на лошадке» А. Гречанинов (с.61)

«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка» П. Чайковский (с.43/46)

Март

«В поле» А. Гречанинов (с.30)

«Колокольчики мои, цветики степные» П. Булахов (с.33)

«Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» П. Чайковский (с.48/50)

Апрель

«Клоуны» Д. Кабалевский (с.65)

«Юмореска» А. Дворжак (с.111)

«Сказочка» С. Майкапар (с.6)

«Сказочка» Д. Кабалевский (с.9)

Май

«Турецкое рондо» В. Моцарт (с.116)

«Ёжик» Д. Кабалевский (с.6)

«Слон» К. Сен-Санс (с.7)

«Лягушка» В. Ребиков (с.8)

Лето

«Материнские ласки» А. Гречанинов (с.91)

«Мама» П. чайковский (с.93)

«Вальс» С. Майкапар (с.65)

«Вальс» А. Гречанинов (с.68)

«Танец» В. Благ (с.80)

«Вечерняя сказка» А. Хачатурян (с.23)

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Месяц

«Природа и музыка»

«Настроения и чувства в музыке»

«Песня, танец, марш»

«Музыка о животных и птицах»

«Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты»

Сентябрь

«Дождик» Г. Свиридов (с.101)

«Марш» С. Прокофьев (с.120)

«Марш» (из оперы «Аида») Дж. Верди (с.123)

Октябрь

«Осень» П. Чайковский (с.126)

«Ноябрь. На тройке» П. Чайковский (с.131)

«Соната №7 ре мажор» Й. Гайдн (с.181)

(1-2 занятия)

«Поёт-поёт соловушка»р.н.п. (с.70)

«Синичка» М. Красев (с.72)

«Совёнок» Р. Шуман (с.74)

Ноябрь

«Осень» А. Вивальди (фоногр.)

«Соната №7 ре мажор» Й. Гайдн (с.181)

(3-4 занятия)

«Птичка летает» А. Аренский (с.76)

«Птичка» Э. Григ (с.80)

Декабрь

«Утро» Э. Григ (с.108)

(1-2 занятия)

«Пьеро», «Арлекин» Р. Шуман (Спр.м/р с.48 №12-16)

«Звонили звоны…» Г. Свиридов (с.179)

Январь

«Утро» Э. Григ (с.108)

(3 занятие)

«Итальянские марионетки» Ц. Кюи (Спр.м/р с.49 №12-16)

Сказка-балет «Щелкунчик» П. Чайковский (с.107-110)

(1-3 занятия)

Февраль

«Зима» Ц. Кюи (с.144)

«Зимой» Р. Шуман (с.147)

(1-2 занятия)

«Тревожная минута» С. Майкапар (с.126)

«Раздумье» С. Майкапар (с.130)

(1 занятие)

«Старинный танец» Д. Кабалевский (с.171)

«Старинный танец» Г. Свиридов (с.173)

Сказка-балет «Щелкунчик» П. чайковский (с.112-115)

(4-6 занятия)

Март

«Зима» Ц. Кюи (с.144)

«Зимой» Р. Шуман (с.147)

(3 занятие)

«Тревожная минута» С. Майкапар (с.126)

«Раздумье» С. Майкапар (с.130)

(2-3 занятие)

«Тень-тень» В. Калинников (с.87)

«Журавель» В. Калинников (с.90)

(1-3 занятия)

Апрель

«Весна» П. Чайковский (с.154)

«Подснежник» А. гречанинов (с.161)

«Апрель. Подснежник» П. Чайковский (с.168)

«Во поле берёза стояла» обр.Н. Римский-Корсаков(с.90)

«Во поле берёза стояла» обр.А. Гурилёв (с.92)

«Голова ль ты моя, головушка» обр. Н. Римский-Корсаков (с.96)

«Русская песня» П. Чайковский (с.97)

«Тень-тень» В. Калинников (с.87)

«Журавель» В. Калинников (с.90)

(4-5 занятия)

Музыкальная сказка «Петя и волк» С. Прокофьев (с.185-190)

(1-2 занятия)

Май

«Вечер» С. Прокофьев (с.118)

«Вечером» Р. Шуман (с.120)

«Музыкальный момент» Ф. Шуберт (с.176)

«Музыкальный момент» С. Рахманинов (фоногр.)

Музыкальная сказка «Петя и волк» С. Прокофьев (с.192-197)

(3-4 занятия)

Лето

«Утренняя молитва» П. Чайковский (с.144)

«В церкви» П. Чайковский (с.146)

«Ave Maria» Ф. Шуберт (с.148)

«Вальс» И. Брамс (с.148)

«Сентиментальный вальс» П. Чайковский (с.151)

«Вальс» С. Прокофьев (с.155)

«Длинноухие персонажи» К. Сен-Санс (с.117)

«Кенгуру» К. Сен-Санс (с.118)

«Аквариум» К. Сен-Санс (с.120)

«Лебедь» К. Сен-Санс (с.122)

«Мимолётное видение» С. Майкапар (с.46)

«Танец Эльфов» Э. Григ (с.48)

«В пещере горного короля» Э. Григ (с.54)



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ

ПО ПРОГРАММЕ Т. Э. ТЮТЮННИКОВОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Одной из технологий организации музыкально-творческой деятельности дошкольников является технология элементарного музицирования, предложенная Т.Э. Тютюнниковой.

   Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке – его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицирования. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и с самим собой.

   Для музыкальной педагогики первостепенно важно, что музицирование – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыка сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где  место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.

Т.Э.Тютюнникова отмечала, что «дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии»: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий. Методологическим основанием орф-технологии явилась деятельностный метод, который предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает собственное сознание).

Цель технологии: Формирование основ музыкальной культуры детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Задачи:

- творческое развитие природной музыкальности детей и первоначальных навыков музицирования;

- развитие индивидуальности детей, способности к спонтанному творческому поведению, создание предпосылок к формированию творческого мышления.

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- знакомство с многообразием мировой музыкальной культуры в практике музицирования;

- установление взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно;

- развитие эмоциональности детей как важнейшей основы их внутреннего мира и способности воспринимать, переживать и понимать музыку;

- развитие навыков общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения;

- формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыржения.

   Методологической основой технологии является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К. Орфа с методиками отечественной музыкальной педагогики. В технологии нашли отражение идеи свободного танца и пластики, а также элементы эвритмии и ритмического сольфеджио Э. Жак-Далькроза.

   Суть идеи К. Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Главный подход Э. Жак-Далькроза – осознание закономерностей музыки через импровизационное движение как основу ее понимания.

Музыкальная основа технологии: различные жанры русского народного детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных стилей и эпох (преимущественно миниатюры), современная танцевальная музыка, отдельные современные детские песни.

Средства музыкально-творческого обучения: музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.

Музицирование в технологии представлено как взаимосвязанная работа по трем направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

Учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их практически применять в процессе работы над формированием у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Главной целью учебного музицирования является формирование устойчивых слуховых представлений по основным выразительным средствам музыки и накопление у детей «активных словарей» музыкальных элементов для их дальнейшего самостоятельного использования.

Творческое музицирование – разнообразно по формам и подразумевает импровизационное обращение детей со знакомым материалом, умение его использовать по своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя. Этот раздел является самым важным. Он обращен к тем, кто готов осознать необходимость творчества как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.

Концертное музицирование  - предполагает исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической и детской музыки, специально подобранных и аранжированных для данной цели, а также созданной ими музыки в процессе импровизаций и интерпретаций фольклора. Задача данного типа музицирования состоит в развитии умения превращать импровизационное формы в законченные пьесы, в совершенствоване навыков ансамблевого музицирования.

   Шумовые оркестры являются лишь одной из множества возможных форм активного музицирования с инструментами. Это игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны разные варианты, замены и обмены ролями.

   Технология требует широкого использования детских музыкальных инструментов: металлофонов, шумовых (треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, деревянные коробочки, клавесы, маракасы) Обязательным также является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Вся работа по данной технологии условно представлена в виде двух ступеней:

1 ступень – средняя и старшая группы детского сада.

Общие задачи данной ступени: вовлечь детей в стихию музицирования с использование звучащих жестов, пения, импровизированного движения, пантомимы и инструментов. Заинтересовать их этой деятельностью. Пробуждать двигательные реакции на музыку как основы для ее эмоционального переживания. Развивать стабильное чувство равномерной метрической пульсации. Формировать элементарные навыки взаимодействия в группе. Импровизировать  в доладовых и доритмических формах: «поиграй как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку».

Этот этап может быть назван «Музыка во мне». Его цель – активизация естественной потребности ребенка получать удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности.  Вся работа имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходит на слух, а игра на инструментах – с рук.

Учебное музицирование.

Рим и тембр: ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке различного характера и темпа, речевых упражнениях, используя для этого звучащие жесты, движение, шумовые инструменты. Точно двигаться в четных размерах. Использовать слова как основу для «извлечения» из них ритма и составления ритмических цепочек (прохлопывание одновременно со скандированием). «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты с речевой поддержкой. Исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой. Творчески исследовать звуковые свойства шумовых и ударных инструментов, самодельных инструментов.

Воспитание звуковысотного слуха и пение: изучить возможности голоса и артикуляционного аппарата: говорение, шипение, крик, свист, шепот, скандирование, глиссандирование, пение. Уметь это показать практически и использовать в озвучивании стихов и сказок. Использовать фонематическую игру слогами для развития способности к ощущению колорита и красочности.

Различать кластерное пение и пение в унисон. Петь песенки-ритмы на одном звуке (на разной высоте, в контрастных регистрах). Петь детские потешки в различных вариантах пентатонических трихордов (мажорного и минорного наклонений). Повторять как «эхо»,  а затем импровизировать голосом.

Различать высокие и низкие звуки в контрастных регистрах и постепенный их переход из одного регистра в другой.

Аккомпонементы: сопровождать речевые упражнения и пение одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Петь нетрудные детские песенки с аккомпонементом на тонике и тонической квинте, исполняемым детьми на ксилофонах.

Исполнение: исследовать способы игры на шумовых инструментах и ксилофоне. Ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх-вниз). Петь песни с аккомпанементом 1-2-х ксилофонов и театрализовать их. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.

Движение: использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исполнять 3-4 различных народных танца в облегченном детском варианте.

Авторская музыка: импровизированно двигаться под звучащую музыку, импровизировать шумовой и ритмический аккомпанемент.

Творческое музицирование.

Активный словарь (самостоятельное действие в импровизациях): равномерная метрическая пульсация и аметричный звуковой «хаос»; быстрый и медленный темп; ускорение и замедление; громкое и тихое звучание; ослабление и усиление звучности; фраза в речи и простейших песнях; тембры шумовых инструментов, возможности голоса и артикуляционного аппарата, речевые фонемы.

Уметь сделать метрическую пульсацию видимой и слышимой (разными способами). Придумывать небольшие метрические пьесы, используя рифмованный текст и озвучивая его шумовыми инструментами. Использовать речевые фонемы и фонемные слоги для импровизаций. Исполнять импровизированные диалоги на инструментах («разговор»). Импровизировать темброво-динамические композиции, используя 2-3 шумовых инструмента. Озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами и голосом. Варьировать инструментовку. Театрализовывать народные игры с пением, сюжетные танцы.

Концертное музицирование.

Разучивать и исполнять на детских праздниках 2-3 произведения жанровой музыки в шумовом оркестре. Исполнить одну озвученную детьми сказку или несколько стихотворений.

2 ступень – подготовительная к школе группа.

Общие задачи: развивать стремление детей к самовыражению музыкальным действиям. Продолжать изучать элементы музыки в практике творческого музицирования. Переходить постепенно к ритмически организованным формам импровизации. Целенаправленно развивать чувство ритма как ведущий компонент музыкальности (длительности, ритмические рисунки, ощущение длины фразы). Строить диалоги в вопросно-ответной форме. Моделировать ритмические отношения различными способами, в том числе и образно-графическим. Использовать разнообразие тембровых шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации. Петь и импровизировать в пентатонике.

Основные приемы работы с материалом: имитация «эхо», вопросно-ответные импровизации, исследование, творческое подражание, ритмически оформленные игры звуками.

Способы усвоения музыкальных знаний: пространственно-двигательное ощущение, эмоционально-телесное переживание, двигательный образ, двигательное понятие, визуально-графический образ, ассоциация.

Учебное музицирование:

   Ритм и тембр. Использовать словесную поддержку ритма в затруднительных случаях, проговаривая слова «про себя», и отказываясь от нее впоследствии. «Переносить» ритм слов на инструменты и в звучащие жесты без речевой поддержки. Исполнять цепочки из двух ритмических эталонов различными вариантами в звучащих жестах. Импровизировать  цепочкой ритмические мотивы на фоне ритмичной музыки (живое звучание или запись). Импровизировать ритмические пьесы в форме рондо (тутти и соло). Исследовать различные качества звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий). Связывать их с различным содержание при озвучивании стихов и сказок. Изучать сочетания тембров по типу сходства и различия. Использовать шумовые инструменты для самостоятельных аранжировок танцевальной музыки. Составлять графические партитуры различного типа для записи собственной музыки.

   Воспитание звуковысотного, ладового слуха и пение: развивать возможности голоса в речевых упражнениях. Произносить бытовую речь как речитацию. Уметь вокализировать бытовую речь. Исполнять речевые упражнения и небольшие пьесы на фоне метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты, ксилофон). Уметь произвольно владеть голосом в режиме глиссандирования (вверх-вниз). Спеть голосом несколько более высоких и более низких звуков, чем заданный. Моделировать рукой во время пения высоту звуков. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона: уметь играть полный звукоряд инструмента с названием нот вверх и вниз. Различать в мелодической линии движение вверх, вниз и на месте. Моделировать  ее пространственно и графически.

   Аккомпанементы: импровизировать различные ритмические остинато в полном пентатоническом звукоряде ксилофона.

   Исполнение: исследовать звуковые и исполнительские   ксилофонов и металлофонов. Играть на них импровизации вне лада, используя в качестве основы короткий стихотворный текст. Учиться брать на себя роль дирижера музицированием. Меняться ролями: играющие и двигающиеся, поющие и играющие.

   Движение: варьировать и усложнять разученные ранее танцы, выучить 2-3 новых в облегченном детском варианте. Разыгрывать сюжетные и танцевальные песни, речевые пьесы.

   Авторская музыка: импровизированное движение в свободном пространстве под звучащую музыку, образная пантомима, театрализация, ритмический аккомпанемент, шумовой оркестр.

Творческое музицирование:

   Активный словарь: стабильный метрический пульс, основные ритмические эталоны, ритмическое остинато, фраза, тембр, динамика, графические символы.

   Уметь импровизировать ритмические остинатные аккомпанементы (шумовые, звучащие жесты, ксилофон). Импровизировать ритмы на фоне равномерной пульсации (звучащие жесты, шумовые, ксилофон). Импровизировать небольшие ритмические пьесы в вопросно-ответной форме, уметь варьировать ее при повторении. Исполнять импровизированные диалоги инструментах  и голосом. Импровизировать на ксилофоне в пентатонике пьесы в форме родно и тутти. Придумывать графические символы для записи импровизируемой музыки.

Концертное музицирование:

   Придумать с детьми 2-3 шуточных аранжировки танцев с использованием самодельных и других инструментов.

Алгоритм применения технологии

Начальный этап: изучение методической литературы, посещение семинаров по программе «Элементарное музицирование», составление плана использования игровых заданий и занятий по всем возрастам, подбор репертуара с использованием звучащих жестов, с шумовыми, самодельными и музыкальными инструментами, создание развивающей среды, способствующей творческому музицированию детей.

Этап углубленного разучивания: исследование звуковых свойств различных материалов и простейших музыкальных инструментов. Экспериментирование, как прямое испытание и исследование. Исследование звуков своего тела - притопы, хлопки, щелчки, шлепки и голоса.

Этап закрепления и совершенствования: использование детьми полученных знаний и умений в СМД и концертной деятельности, на праздниках, в совместном музицировании со взрослыми.

Консультации для родителей

- «Математика и музыка» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/14/matematika_i_muzyka.docx

- «От природы музыкален каждый» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/14/ot_prirody_muzykalen_kazhdyy.docx

 и т. д.

Конспекты занятий

- «Сказка - шумелка – День рождения» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/02/4._skazochka-shumelka-den_rozhdeniya-22.docx

- «Путешествие в страну музыкальных инструментов» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/02/24._puteshestvie_v_stranu_muz.instrumentov-19.docx

- «Бабушка – загадушка»

- «Сказки бабушки Арины» https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/09/02/28._skazki_babushki_ariny-19.docx

 и т. д.

Перспективное планирование по элементарному музицированию

Средняя группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Инструменты

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Повторение «Тюшки-тютюшки», ритмической игры «Молоточки» (кулачки и деревянные палочки). Специальное подчеркивание акцента (сильной доли) в звучащих жестах (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп)

«Таря-Маря» работа над эмоциональностью декламации исполнение с инструментами. Речевые диалоги» «Разговоры» - барабана и треугольника, воды и травы (с речевым звукоподражанием)

Ксилофон, маракасы, бубенцы.

Исполнение «Финская полька» - повтор (диалогическая игра), «Янка» - игра по очереди, полька М. Глинки – подчеркивание акцента.

Игра с пением и инструментами «Колокольцы-бубенцы». Хороводная игровая песня «Синички», муз.Д. Кабалевского. «Наш котенок», муз. Г. Читчян. «У кого какая песня» - повтор.

«Рондо с палочками» С. Слонимского, «Семь прыжков» - повтор

«Два утенка» Е. Попляновой – импровизированное движение (мышечное ощущение настроений «весело-грустно»). Импровизированная театрализация в парах.

Октябрь

Продолжение работы над выделением акцента, тактирование в размере две четверти со слоговой поддержкой (ШЛЕП-хлоп, ТОП-хлоп). Проговаривание цепочек двухсложных имен с таким аккомпанементом (Ма-ша, Ко-ля, Ди-ма, Та-ня). Песенка –приветствие: каждый называет свое имя (просто и ласково) цепочкой без пауз. Игра «Прыг-скок» тактирование в звучащих жестах.

«Мелкий дождик моросит» - звукоподражание на инструментах. «Прыг-скок» - со звучащими жестами, затем с инструментами. «Разговоры» - перенос ритма на выбранные инструменты, исполнение с речевой поддержкой.

Парная речевая игра «Плакса», сл. А, Бродского.

Коробочки деревянные, разноцветные коробочки из под йогуртов.

«Вализер» - шуточный оркестр под фонограмму (щелчки по коробочке из под йогуртов и вращение ее на пальцах)

Звукоподражание дождику на разных инструментах, а также используя предметы быта (по ковру, щелчком по коробочке от йогурта).

«Дождик» Е. Попляновой – диалогичное исполнение с движением и звукоподражанием. «Семейка огурцов» - песня с пальчиковой игрой. «Глаза закрой, глаза открой» - повтор.

М. Пархаладзе «Осенний дождичек» - игра «дождика» по телу кончиками пальцев. «Осенний калейдоскоп» - танец листочков. Танец-игра «Вализер»

Дождики на инструментах (сильный, слабый, затухающий – работа с динамикой и темпом). «Две тучи», сл. В, Белозерова – озвучивание на инструментах.

Ноябрь

Игра сильной доли и паузы после него (разведение рук в стороны) с проговариванием – «хлоп-пауза», «шлеп-пауза». Исполнение данных последовательностей под звучащую музыку (польки, марша). «Туки-туки», - пение со звучащими жестами, муз. К. Ковалинка.

«На стене часы висели» (1 выриант с движениям рку и с деревянными палочками). «Выши мышки» - игра с движением и озвучиванием текста.

Два различных треугольника – звукоподражание на инструментах тиканью различных часов, звону будильника. Знакомство с «хрустальным оркестром» (столик с фужерами).

Исполнение «Анданте» Й. Гайдна («Часы»)

Исполнение знакомых произведений (полька «Янка»), чередуя по частям игру на маракасах и сильной доли на бубнах.

«Осень», В. Иванникова. «Часы», муз. А. Бирнова.

Понятие «пауза в движении» - «Легким шагом». «Согревалка» - игра на обострение слухового внимания и реакции на паузу.

Тиканье часов, бой часов, сольные импровизации в «хрустальном оркестре».

Декабрь

Песня-команда «Хлопай-топай», муз. С. Перкио с проговариванием тематических цепочек из слов на проигрыш (лимон-апельсин, банан-мандарин)

Новогодний салат «Тутти-фрутти-рондо» (импровизированное соединение названий фруктов в ритмические цепочки). Речевая пьеса с озвучиванием «Хрустальный колокольчик», сл.В. Данько.

Стеклянные предметы, «хрустальный оркестр», треугольник, колокольчики различных размеров.

«Чайная полька», латыш. Нар. мел. – шуточный оркестр из чайной посуды (игра пульса, тремоло  и свободная импровизация)

«Зимушка хрустальная», муз. К. Мяскова.

Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» (фольк. текст). «Звездная полька», австр. Нар. мелодия – детский вариант.

Игра в «чайном оркестре». Свободные импровизации к музыке «Танец феи Драже» (запись) на инструментах и стеклянных предметах (по 2-3 человека).

Январь

«Хлопай-топай» - использовать «зимние цепочки» слов.

Игра – разминка для голоса «Зимние забавы» (зимний ветер, блеск, снега, фигурное катание, лыжи, залезание на горку, на санках с горки и т.д.)

Треугольник, металлофон, бубенцы, «хрустальный оркестр».

Исполнение «Новогодняя полька» А. Александрова.

«В мороз», муз. В. Красева. «Сапожки для кошки», муз. Л. Коган.

Ходьба, бег, поскоки под барабан с замиранием на паузу. Игра-приветствие «Вот мое имя» в кругу – импровизация поз. Танец «Поклоны»

М. Сорокин «Метель»-импровизированное движение с серебрянным дождиком.

«Снежная сказка», импровизированное озвучивание на инструментах пьесы «Метель» М. Сорокина.

Февраль

Начальная стадия работы над ритмом по типу «эхо» в коротких мотивах с речевой поддержкой («зайка»-«зайка», «петушок»-«петушок»)

Речевая ритмическая игра на воображение «Нет, не палочки». «Сапожник», фр. Нар. песня – игра с палочками – ритмические цепочки в игре по типу «эхо».

Деревянные палочки, бубенцы, деревянные коробочки.

Исполнение «Немецкая песенка» П. Чайковского – знакомство с трехдольной пульсацией (подчеркивание сильной доли и последующее ее наложение на метрический пульс – игра базовой партитуры)

«Сапожник», нем. нар. песня – движение в хороводе, с подчеркиванием сильной доли притопом в трехдольном размере (поет педагог, дети подпевают, где могут). «Слова на ладошке» Е. Попляновой – ритмические имитации «эхо».

«Эне-бене», речевая игра в кругу с палочками (упражнение  на координацию и внимание). «Танец сапожников» - театрализованная игра с музыкой.

Сольные импровизации ритмов на палочках «туки-туки»

Март

«Скок-скок», рус.нар. потешка – разучивание с аккомпанементом из трех звучащих жестов остинато. Аккомпанемент к звучащей музыке и пению.

«Молоточки» - игра ритмов по типу эхо с заменой слов на ритмические слоги (ТА-ти-ти). «Скок-скок», - речевой канон (каноном выступает педагог). «Чик-чирик», сл. А. Усачева – декламация с дудочками.

Русские народные инструменты.

Исполнение: шуточные вариации на тему «Пойду ль, выйду ль я» (использовать не только инструменты, но и горшки, стиральные доски, ведра и т.д.)

«Весна», муз. Г. Фрида. «Блины», рус. нар –пение  с инструментами. «Шаловливые сосульки» - пение с инструментами. (пальчиковые тарелочки)

«Игра со шляпами» - игра на взаимодействие. «Ладушки», парная игра (повтор)

Импровизационное музицирование на инструментах под фонограмму рус. нар. мелодии (по 2-4 человека). Импровизированное сопровождение на инструментах песни С. Соснина «Солнечная капель» (поет педагог, дети проговаривают рипев) «Капельки» А. Майкопара – свобоная импровизация на выбранных инструментах.

Апрель

Более сложные последовательности в координации как аккомпанемент к звучащей музыке.

«Весенние голоса» - фонопедическая игра. «Весна», сл. Г. Сапгира – озвучивание на инструментах с последующей инсценировкой. «Петушок» - рус.нар. потешка – речевой канон.

Закрепление игры в шумовом оркестре базовой партитуры (сильная доля на фоне пульса и по отдельности), использование двух и трехдольную музыку.

Исполнение «Марш» Е. Марченко (базовая партитура).

«Ай, качи», муз. М. Ройтерштейна – пение с движением. «Светит солнышко», муз. А. Лифшица.

Игра-приветствие на музыку «Индо эу», порт. нар. мел. – умение быстро найти пару и выполнить хлопки.

Диалоги на шумовых: колокольчик и барабан, рубель и треугольник, два разных барабана.

Май

Повторение материала: одновременные имитации и по типу «эхо», сильная доля, пульс, пауза, восьмые длительности.

«Зарядка», сл. В. Данько – озвучивание.

Игра на маракасах, бубенцах через такт, через два такта (пауза в партии инструмента) – «Марш» М. Прокофьева, «Бульба». То же с инструментами в движении (замирать в разных позах).

Хороводная игра со звучащими жестами «Божья коровка» - пение с движениями двумя кружочками по очереди (подготовка к канону).

«Бал ароматов весны» - импровизация с надушенными газовыми платками («Фея Сирени»)

Диалоги на шумовых инструментах.

Предполагаемые результаты:

У детей сформировано устойчивое ощущение равномерной метроритмической пульсации, ощущение музыки как процесса. Дети умеют выделять акцент (сильную долю) и играть базовую партитуру (сильную долю на фоне пульса). Ребята играют простейшие остинатные фигуры (звучащие жесты) как аккомпанемент к музыке. Дети могут выполнить звукоподражание на инструментах явлениям природы, импровизировать движения как спонтанного отклика на звучащую музыку.

Старшая группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Игра в оркестре и ансамбле

Элементы музыкальных знаний

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Повторение материала прошлого года (имитация эхо), «Молоточки», «Хлопай-топай»

«Ора-ора» - двухголосная речевая пьеса с эффектом «эхо». Повторение речевых канонов «Скок-скок», «Петушок».

«Камаринская» П. Чайковского. Игра на ксилофонах и металлофонах песенок-ритмов на одном звуке.

-

Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах (фольклорные тексты). Считалка «Два барана». «Эхо», муз. Э Попляновой.

«Марш марионеток», муз. А. Майкапара. Игра «Ку-чи-чи» - движения придумывают и задают дети.

«Деревянные разговоры», «Деревянные танцы».. «В тишине, в лесной глуши», сл. В, Суслова – озвучивание инструментами.

Октябрь

Ритмические разминки «эхо». Речевая поддержка ритма: использование ритмических слогов после слов, затем вместо слов (ТА, ти-ти, па, ТУ-_У). Импровизация в звучащих жестах в песенке приветствии (раскрась свое имя по своему). «Раз, два, три, ну-ка, повтори» - игра «эхо».

«Хохотальная разминка», «На стене часы висели» - двухголосный вариант. «Трехголосное тиканье» - четверти, восьмые и половинные.

М. Вольфензон «Маленькие часики». Упражнение для ксилофона (металлофона) «Совершенно непонятно» - освоение понятий вверх-вниз».

Знакомство с названиями нот по порядку (использование «немой клавиатуры» разноцветных трубок разной длины по типу флейты пана для моделирования поступенного движения. «Осенняя гамма» - музыкальное упражнение для изучения нот. Игра «Живая гамма».

«Лифт», «Кошка ехала в такси» - песенка-гамма, пение с одновременной игрой на немой клавиатуре. «Избушка», рус. Нар. Потешка. «Дождик», муз. Н. Френкель.

Импровизация движения – игра «Барабан-колдун». Парная игра «Часики».

Импровизационное движение "Шестерен«и" (соло и в парах). «Маленькие часики» (фонограмма) – свободное сопровождение на шумовых.

Ноябрь

Ритмические разминки «эхо». Ритмические слоги, аккомпанемент звучащих жестов со слоговой поддержкой к звучащей музыке. Импровизация звучащих жестов в песенке-приветствии.

«Энэ-бэнэ» с палочками – вариант с движением по кругу и со звучащими жестами. «Энэ-бэнэ» - речевая пьеса на остинатном речевом аккомпанементе (трок-трок).

В. Селиванов «Шуточка». Упражнение для ксилофона «Осинка» (игра октавы)

Видимый канон (движение); аккомпанемент. Знакомство с октавой. Игра на ксилофоне аккомпанемента до-до к песенкам из двух звуков (предварительное моделирование на теле). Игра на ксилофоне песенок «Лифт» и «Кошка ехала в такси». «Три мальчугана», фр. нар. Песня (октава)

«Петушок» - пение каноном с движениями. «Чепуха», рус. нар. потешка – разучивание со звучащими жестами. "Два кота». «Сонная гамма», сл. В. Волиной.

«Контрасты» - импровизационное движение в двух образах. Игра-приветствие на музыку К. Делиба «Пиццикато».

«Разговор осенних листьев» сл. В. Берестова, «Две тучки», сл. В. Белозерова.

Декабрь

Ритмические разминки под музыку «Эхо» С. Сломивица. Ритмические слоги.

«Вышла кошка за кота» - диалогическая парная игра. «Разговоры» - «Птички, кошки и собаки» (озвучивание и инструментальное исполнение, без речевой поддержки).

«Вальс-шутка» Д. Шостаковича. При разучивании можно соединить с декламацией стихов «Хрустальный колокольчик», сл. В. Данько (повтор из средней группы).

Звуки соль-ми как основа песенок и аккомпанемент к речевой пьесе «На стене часы висели». Моделирование рисунка  мелодии: исполнение интонации терции по груди, затем по коленям (подготовка к игре на ксилофоне).

«Два кота», «П затем пение с игрой на металлофонах«Песенка обо всем» - моделирование рисунка интонации на теле, затем пение с игрой на металлофонах. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение. «Снежная гамма», сл. Э. Фарджен.

Игра-приветствие «Индо эу» - повтор, работа над точностью слышания смены частей формы. Jiffy-mixer, амер. Танец. «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (сказка про два колокольчика) – театрализация в парах под музыку.

«Снежинки пуховые», сл. А. Липецкого – импровизация аккомпаанемента и движений. «Веселые старичок», сл. Д. Хармаса – озвучивание. «Разговоры» - темы и персонажей придумывают дети.

Январь

Трехдольная пульсация в звучащих жестах. Ритмические разминки в двухдольном размере, импровизации «эхо», ведущий – ребенок.

Речевая игра «Имена» для ознакомления с трехдольной пульсацией. «Прыг-скок, полный поворот» - ритмическая двигательная игра с полным циклом работы над ритмом (до его освобождения от слова и переноса на инструменты как музыкального ритма).

Трехдольная пульсация в работе с инструментами. Исполнение А. Майкапар «Вальс».

Трезвучие (три звука) – моделирование на теле, затем игра на немой клавиатуре по «светофору». «Веселые мышата» - пение – пение с игрой на немой клавиатуре.

«Сапожник», нем. Нар. Песня – повтор с тактированием трехдольного размера, исполнение в шумовом оркестре. «Жил-был у бабушки серенький козлик» - пение со звучащими жестами и танцем.

Трехдольная пульсация как телесно-мышечное ощущение – импровизированное и фиксированное (пульс, сильная доля). «Мексиканский вальс» - игра приветствие и танец со шляпами.

«Всяк играет и поет» - рондо для импровизаций на шумовых инструментах в заданной структуре (на фоне аккомпанемента педагога). «Кукольный вальс» - импровизация танца. «Артистка», муз.Д. Кабалевского – вокальные импровизации на интонации малой терции.

Февраль

«Всяк играет и поет» - рондо в звучащих жестах (дети импровизируют эпизоды на фоне общего рефрена). Трехдольная пульсация в различных вариантах звучащих жестах как аккомпанемент к музыке.

«Три пингвина», сл. А. Милиа – озвучивание тремя любыми звуками, затем звуками трезвучия.

«Аннушка», чеш. нар. танец – исполнение базовой партитуры и украшающих ритмов.

Трезвучие, поступенное движение. «Сапожник», польск. нар. песня.

«Снегопад», муз. А. Березняк – пение с игрой на немой клавиатуре. «Пляшут зайцы», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немых клавиатурах, а затем на ксилофоне.

Эвритмическая композиция «Подводное царство» на музыку К. Сен-Санса «Аквариум» и стихи Т. Коти – импровизация движений по тексту под музыку. Освоение перестроений в пространстве – «Шотландский марш».

«Аквариум», сл. Г. Видовой – озвучивание в стеклянном оркестре.

Март

«Всяк играет и поет» - импровизация детей. Ритмическая разминка в трехдольном размере.

«Сорок мышей» - речевая пьеса с игрой «Ловишки». «Шаловливые сосульки» - полная композиция с импровизациями.

«Веселые мыши», сл. В. Друза – освоение звукоряда, импровизация.

Исполнение «Итальянская полька» С. Рахманинова.

Знание «вверху-внизу» на ксилофоне. «Санки», дет. песня.

«Жили-были», муз. М. Ройтерштейна – сопровождение жестами, «У кота-воркота», рус. нар. мелодия, «Фасоль», муз. Н. Френкель – пение с игрой на немой клавиатуре.

Спонтанная театрализация сказки «Волшебные башмачки» (коты и мыши). «Поклоны» - повтор. «Зигунер-полька», нем. нар. мелодия, игровой танец.

«Ручей», сл. И. Токмаковой – озвучивание на инструментах. «Солнышко» - движение под импровизируемую детьми музыку.

Апрель

Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей.

Артикуляционно-голосовая разминка «Звездное небо» (лунная дорожка, голоса звездочек, дуэты и трио звездочек, звездный дождик, хор планет – кластер).

Д. Шостакович «Шарманка».

-

«Луноход», муз. А. Перцовской – пение с игрой на ксилофоне. «Звездный вальс» А. Филиппенко – пение  с импровизированным аккомпанементом и движением. «Светлячок», рус. нар. закличка – пение каноном с движениями.

«Звездочет», сл. А. Усачева – игра приветствие. «Звездная полька» повтор и разучивание основного варианта.

«Утренние звуки», сл. Э. Фарджен – озвучивание инструментами. «Звездный дождик» - импровизации на металлофоне. «Музыкальный калейдоскоп-1» - спонтанная двигательная импровизация.

Май

Ритмическая разминка «эхо» в чередовании двухдольных и трехдольных последовательностей.

Повтор двухголосных речевых пьес, речевых канонов.

Э. Григ «Норвежский танец» - облегченный вариант – исполнения с фортепиано и под фонограмму.

-

«Тень моя спляши со мной», эстон. нар. мелодия – игровая песня-танец. «Голоса птиц», нар. песня.

«Тень и тишина» - парная игра и импровизированное сопровождение жестами. «Норвежский танец» Э. Грига – игровой вариант.

«Под дождем мы поем», муз. С. Слонимского – импровизация аккомпанемента. Повтор импровизаций на любимые сюжеты и тексты.

     Предполагаемые результаты:

Дети имеют навыки игры базовой партитуры в двухдольном и трехдольном размерах.  Ребята освоили на телесно-двигательном и слуховом уровнях трехдольность в музыке. Дети могут исполнять в облегченном варианте танцы на музыку народов мира. У ребят развиты навыки импровизационного движения как спонтанного отклика на звучащую музыку. Дети могут выполнять структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах на фоне звучащей музыки (рондо). Дети умеют придумывать последовательностей звучащих жестов в игре «эхо» (ребенок-ведущий), умеют выполнять свободные импровизации на более сложные темы.

Подготовительная группа

Месяц

Звучащие жесты

Речевое музицирование

Игра в оркестре и ансамбле

Элементы музыкальных знаний

Песни

Движение и активное слушание

Импровизации

Сентябрь

Ритмическая разминка «Шведский стол»

Артикуляционно-голосовая игра «Голоса Вселенной» (повтор того, что было в старшей группе плюс хор планет – кластер, парад планет – унисон, позывные из космос).

«Осеннее настроение», муз. П. Васильева. «Лето» - упражнение для ксилофонов на квинте.

Унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль) к песенкам «Два кота», «У кота-воркота», «Святлячок», «Энэ-бэнэ-гамма».

Канон «Святлячок» с движением. Песенки-ритмы на одном звуке в разных регистрах в сопоставлении с пением их кластером (унисон и «не унисон»). «Лунный кораблик», сл. П. Синявского – пение с аккомпанементом на квинте.

«Сумерки», муз. Ф. Рыбицкого – слушание с закрытыми глазами и импровизации руками. Импровизации движения по типу «эхо» в парах. «Зигунер полька», нем. нар. мелодия, игровой танец – повтор.

«Разговоры святлячка и звезды» - импровизации на металлофоне. «Лунные феи». «Звезды» - озвучивание стихов. «Позывные из космоса» - импровизация ритмических остинато.

Октябрь

Ритмическая разминка – «Рондо с импровизациями». «Бульонная считалка» - декламация со звучащими жестами.

«Осеннее настроение» - ритмодекламация на муз. П. Васильева. «Смотрите, смотрите, падает лист» - речевая пьеса с движением и аккомпанементом инструментов.

«Вальс петушков» И. Стриборгга.

Мажор-минор, аккомпанемент на квинте (разные варианты).

«Листопад», муз. Ройтерштейна. «Два зеленых огонька», сл. Р. Сефа – песенка о гамме. «В октябре», муз. Н. Френкель.

«На мосту Авиньон» - фр. ар. игровая песня с импровизированным движением.

«И шелест к шороху спешит», сл. Э. Мошковской – озвучивание со спонтанной театрализацией.

Ноябрь

Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы».

Шуточная игра-разминка «Кто взял ключи от буфета?», «Осенним утром», сл. Г. Ходырева – речевая пьеса с инструментами.

«Водяная сабелька» - пьеса для ксилофона (аккомпанемент на квинте, мелодия из двух звуков). Исполнение в оркестре: Ж. Рамо «Тамбурин»

«Веселый минор» - повтор польки С, Рахманинова. Игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор-минор».Соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА-ти-ти», па», исполнение с проговариванием вслух.

«Зима», муз. Н. Френкель (минор), «Ходит дрема», муз. К, Орфа – пение под аккомпанемент ансамбля 1-2 инструментов (квинта плюс шумовые).

«La Rotta», фр.  В парах танец – импровизированное движение (скрипка и гобой).

«Осенние капли на оконном стекле» - импровизации без текста. Инсценировка сказки «Теремок» с импровизацией музыки и вокализацией речи.

Декабрь

Импровизации в вопросно-ответной форме. Ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответить не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок – «пальцевые ритмы». Ритмические разминки с использованием синкопы.

«Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизация на ксилофоне в пентатонике с одновременным чтением стихов. «Дядюшка Егор» - двухголостная речевая игра.

«Фея Сереба», муз. П. Чайковского.

Соединение пальцевых ритмов с ритмослогами «ТА-ти-ти, па» исполнение с проговариванием про себя. Моделирование звуковысотности на пальцах (подготовка к чтению нот) – песенка «Десять птичек», сл. И. Токмаковой.

«Снежная сказка», муз. В. Лемит – импровизация шумового аккомпанемента и движений, театрализация (песню поет педагог, дети подпевают). «Снега-жемчуга», муз. М. Пархаладзе.

«Фея Серебра» импровизация танца с серебряным дождем, затем слушание, сидя на стульях, с импровизацией руками. «Данкирк», нем. нар. танец.

«Ледяные узоры», «Деревянные узоры» - импровизации без текста. «Снегопад», сл. Э. Фарджен – импровизации на инструментах дуэтом, трио.

Январь

Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием синкопы.

«Зимнее рондо» - речевая пьеса с инструментами. «Снег так искрится зимой и блестит» - декламация стихов в трехдольном в трехдольном метре с танцевальной импровизацией. Последующая импровизация сопровождения к стихам на инструментах.

Э. Григ «Танец Анитры» - оркестр под фонограмму. (Предварительное активное слушание музыки – спонтанный импровизированный отклик в движении).

Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и паузы) с проговариванием ритмослогов вслух.

«Уж ты зимушка-зима», рус. нар. песня, сидя в кругу, без аккомпанемента. «Путаница» (трехдольный метр), нем. нар. мелодия, сл. В, Викторова – пение в пентатонике с ансамблевым акомпанементом (1-2 партии для ксилофона, плюс шумовые).

«Ритмическое кино» - игра на отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Perastous», гре. Нар. танец (игра с палочками на ориентацию в пространстве и взаимодействие.

«Зимний балет» М. Байнихатис – сочинение композиций в группах по 3-4 человека. «Замороженная тишина» - импровизация без текста.

Февраль

Дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием шестнадцатых длительностей (моделирование записи на пальцах). «Ама-лама» - песенка – зарядка.

«Роко-кроко» - диалогическая речевая игра.

«Пиццикато», муз. К. Делиба – оркестр с импровизированным танцем.

Чтение ритмов по карточкам (четверти, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.

«Зимний вечер», муз. М. Ройтерштейна – пение без аккомпанемента. «Мышки-моряки», сл. Д. Хармса – упражнение с пением в пентатонике с аккомпанементом ксилофона.

«Здравствуй, дружочек», игра-приветствие. Игра «Ритмическое кино» - отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Танец ткачей», фр. нар. танец.

Инсценировка сказки «Колобок» с импровизацией музыки и песен.

Март

Ритмическая разминка с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. Песня Е. Попляновой «Колючие слова».

«Птицы прилетают», сл. К. Даяна. «Ветер», сл. М. Пляцковского (канон, двухголосие).

В. Моцарт «Турецкое рондо»

Чтение ритмов по карточкам, игра остинатных ритмов по карточкам (партии инструмента).

«Ворона», болгар. Нар. игровая песня. «Солнышко-колоколнышко», рус. нар. хороводная песня.

В. Моцарт «Турецкое рондо, аранжировка в стиле «рок» - слушание и импровизация ритмического аккомпанемента. "Пятка-носок", анг». Нар. танец в игровом варианте.

«Утята», фр. Нар. песня в обработке Е. Попляновой – создание шумового аккомпонемента к вступлению.

Апрель

Ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. «В огороде поспевают» - песенка – зарядка.

«Весенняя телеграмма», сл. В. Степанова – ритмическая игра «Эхо». «Барабанчик-шарабанчик», сл. В, Степанова – речевая игра в трехдольном размере.

И. Штраус, полька «Трик-трак».

Чтение по карточкам шестнадцатых длительностей в сочетании с четвертными и восьмыми.

«Фунга алафья», австрийская нар. песня (синкопа) – пение с шумовым аккомпанементом и движением. «Веселые барабаны», амер. детская песня – исполнение с трехголостной шумовой партитурой (пульс, сильная доля, ритмическое остинато).

«Perastous», греч. нар. танец – разучивание облегченного варианта. И. Штраус полька «Трик-трак», аранжировка в стиле «рок» - импровизация ритмического аккомпанемента.

«Африканская музыка» импровизации на барабанах и движение.

Май

Сочинение рондо с сольными эпизодами с использованием известных ритмов.

Сочинение речевых пьес для сказки «Два королевства».

Повторение любимых ансамблевых пьес.

Подготовка к чтению нот в игре «Бусы» на фланелеграфе

Повторение материала года, исполнение с новыми аккомпанементами.

«Французский вальс» - танец приветствие с импровизациями. «Пятка-носок» - повторение.

Инсценировка сказки «Два королевства» с импровизацией музыки.

Предполагаемые результаты:

Дети самостоятельно включаются в любительское музицирование вне занятий. Воспитанники владеют навыками импровизации: импровизируют и исполняют ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизируют цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывают речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Используют ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Дети различают размеры в две и в три четверти6 тактируют их, двигаются импровизированно под музыку. Ребята могут использовать знакомый материал в импровизациях, могут импровизировать в пентатонике на ксилофонах (металлофонах) дуэтом; импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Умеют разыгрывать сюжетные и игровые песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...