Важная роль ансамблевых форм исполнительства в обучении игре на баяне и аккордеоне.
статья по музыке

Жогал Лариса Леонтьевна

   В статье рассматриваются вопросы связанные с эфективностью такой формы коллективного музицирования, как ансамбль, в оптимизации учебного процесса и повышении интереса учеников к обучению игре на баяне, и аккордеоне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Важная роль ансамблевых форм исполнительства

в обучении игре на баяне и аккордеоне.

В статье рассматриваются вопросы связанные с эфективностью такой формы коллективного музицирования, как ансамбль, в оптимизации учебного процесса и повышении интереса учеников к обучению игре на баяне, и аккордеоне.

 

  Стремление исполнителей к поиску новых ансамблевых форм отражает процесс естественного развития инструментальной исполнительской культуры.  Сольная и ансамблевая  формы исполнительства всегда составляли основную часть репертуара баянистов и аккордеонистов.  На протяжении лет данные формы имели неравнозначные значения в исполнительстве.

   В 1960–80-е годы XX века в концертной деятельности в приоритете было сольное исполнительство, значительно преобладавшее над игрой ансамблем. Существовало совсем немного гастролирующих коллективов — «Уральское трио баянистов», «Киевский дуэт баянистов», народно-инструментальный ансамбль «Родные напевы». Начиная с 1990-х годов, ансамблевое исполнительство вышло на новый уровень . Все чаще стали формироваться  гастролирующие ансамбли, появилось больше произведений, предназначенных для их состава, репертуара, а также в регламент многих конкурсов внесли новую категорию «Ансамбль».

  Данный переход был обусловлен рядом факторов, которые были осознаны в рамках собственного исполнительского опыта и расширили представления и возможности народно инструментального исполнительства. При сольном исполнении на баяне или аккордеоне сложного многоголосия, к примеру, фуги И.С. Баха приходится играть два-три голоса одной рукой, что требует от музыканта продуманности аппликатуры, особого слухового внимания, контроля над координацией игровых движений, сложной фактуры и неудобности исполнения аккордов. Например, при сольном исполнении фугированных форм, не всегда предоставляется возможность гладкой смены меха без ущерба целостности проведения темы. Игра же в ансамбле значительно упрощает все технические сложности исполнения полифонии и позволяет точно передать принципы ведения мелодии. В дуэте можно выделить и определенный голос на фоне звучания других, сохраняя индивидуальный  характер каждого голоса.

   В ансамбле существенно расширился диапазон звучания, стала возможна различная динамика на разных инструментах в единый момент времени, выделение элементов  фактуры разными инструментами, появилось штриховое и тембровое разнообразие. И немаловажно, что в  ансамбле можно быстрее подготовить программу, так как чем больше человек в ансамбле, тем меньше  фактурной нагрузки на каждого исполнителя, что способствует более быстрому разучиванию и запоминанию произведения.

Роль ансамблевых форм исполнительства в процессе обучения игре на баяне и аккордеоне в наше время.

   Ансамбль (от французского ensemble — вместе) — группа исполнителей, выступающих совместно; это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.  Ансамбль — это форма коллективного исполнительства, в которой все участники, сохраняя свою индивидуальность, подчиняются общим правилам и задачам в воплощении авторского замысла. Несмотря на это, индивидуальность музыканта вовсе не подавляется в ансамбле. Каждый участник ансамбля получает новый стимул для своего развития и совершенствования.  По мнению В.С. Брызгалина: «Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и воплощается в реальность их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса». [2]

Почему в современном мире возрос интерес к ансамблевому исполнительству?

 Не только расширение исполнительских возможностей привели к возрастанию интереса к ансамблевой игре, педагоги обратили внимание, что использование ансамблевых форм исполнительства в учебном процессе существенно повышает интерес ученика к обучению игре на баяне и аккордеоне. С изменением времени изменилось и мышление современного поколения. В наше время, с развитием высоких технологий, информация стала легкодоступной, нежели десятилетиями раньше. Для того, чтобы найти полезную информацию исчезла необходимость долговременного времяпровождения в библиотеках, на любой запрос можно найти готовый ответ в интернете. Темп мышления и темп жизни ускорился. Это привело к тому, что все стали искать более быстрых результатов. Дети, пришедшие в музыкальную школу, не могут сохранить долгий интерес к музыке при старых подходах к обучению, т.к. баян и аккордеон — сложные музыкальные инструменты, и период обучения, когда ребенок научится самостоятельно исполнять элементарные произведения, велик.  По этой причине стало приоритетным быстрое получение результатов и разучивание произведений с первых дней обучения. Юный ученик, выучив элементарную мелодию, уже на первых уроках может сыграть ее в ансамбле с более опытным учителем, а выучив элементарную пьесу в ансамбле с учителем, становится возможным выступление на концерте или перед родителями. Это поднимает интерес к обучению, ребенок получает положительные эмоции от быстрых, пусть и не столь выдающихся результатов.

    Совместное исполнение позволяет более эффективно решить ряд задач, стоящих перед обучающемся игре на баяне и аккордеоне. Играя в ансамбле, солисты укрепляют свои профессиональные навыки. В процессе взаимодействия участники коллектива передают друг другу опыт, знания, отчего у каждого пополняется профессиональный опыт. Участники ансамбля имеют возможность соревноваться в мастерстве исполнения с другими партнерами. Ни для кого не секрет, что дух соревнования провоцирует более ответственное отношение к общему делу, от чего качество исполнения на концерте повышается.

   Для того, чтоб раскрыть весь потенциал ансамбля необходимо, чтобы все участники имели уровень исполнительских навыков, как у солистов. Когда каждый из исполнителей способен стать лидером, выразительно и технично сыграть ведущий голос, ансамбль приобретает профессиональную силу. Общая идея становится генеральной осью, которая объединяет всех участников ансамбля.

   Особым фактором успешного  музицирования  является творческая атмосфера, о которой писал Н.И.Ризоль:  «Это прежде всего исключительная организованность и дисциплина всех без исключения участников ансамбля. Без тренировки, выдержки, дисциплины артистом быть невозможно. Эта атмосфера ансамбля предполагает систематическую работу каждого над повышением своего исполнительского мастерства. Творческая атмосфера немыслима без участия всех членов коллектива в решении различных вопросов, возникающих в процессе работы, таких, как подбор репертуара,  контроль за состоянием инструментов, планирование гастролей и т.п.  Здесь каждый должен проявлять инициативу, искать случай для применения своих организаторских способностей на благо общего дела. Лишь на этой основе может возникнуть та подлинно творческая атмосфера, которая в свою очередь будет влиять на формирование творческих, дружеских отношений, играющих немаловажную роль в жизни ансамбля» [6].

   Повышает интерес также возможность импровизации в исполнении своей партии. Это напрямую зависит от конкретно поставленной задачи в играемой им партии. Обязательно надо  учитывать  ряд особенностей - если главный либо второстепенный голос без участия других членов ансамбля, позволяется исполнять его всякий раз чуть иначе, а когда он исполняется двумя участниками, необходимо играть по заранее  оговоренному плану, так как вероятность того, что если один участник сымпровизирует, то второй может не поддаться моментальному изменению плана.

  Ансамблевое исполнительство побуждает ученика к развитию гармонического слуха. При игре в ансамбле с учителем, ученик с первых занятий воспитывает музыкальный слух. Помимо очевидного интереса, ансамблевая форма исполнения помогает в воспитании у ребенка и ряда других музыкальных качеств. Все участники должны ощущать исполнительское дыхание, выполнять указанные нюансы, штрихи и изменения темпа. По этой причине ансамбль имеет такую важность. Индивидуальность исполнителей точно отражается как в области темпа, так и ритма. Небольшое отклонение в ритме или темпе при сольном исполнении может остаться незаметным слушателю, когда же в ансамбле отсутствие синхронности будет наверняка заметна. В данных случаях происходит опережение или отставание партнеров друг от друга. Это ведет к тому, что искажается голосоведение гармонии и рвется музыкальная ткань.

   Ансамблевое музицирование воспитывает чувство ритма и ощущение необходимого темпа, а также развивает мелодический, полифонический слух, стабилизируется исполнение, которое становится более ярким, многообразным и придает уверенность в игре. В ансамбле легче и эффективней воспитать чувство ритма. Ощущение внутренним слухом метроритма помогает участникам коллектива играть вместе, благодаря чему создается впечатление, если бы играл один человек. Благодаря совместной с педагогом форме игры, ученик формирует ощущение сильных и слабых долей такта. Если при неточном исполнении учеником остальных компонентов коллектива, уменьшается только художественный результат, то нарушая метроритм, сыграть ансамбль становится невозможно. Метроритм являясь фундаментом ансамбля воспитывается  у ученика прежде всего.  

   Ансамблевая форма исполнительства также формирует у ученика понимание динамики, так как она является одним из самых действенных выразительных средств. Во время исполнения разных элементов фактуры, необходимо использовать разные динамические оттенки. Ведь динамика произведения воспринимается не сама по себе, а только в сопоставлении различных частей произведения и фактуры. Это формирует у ученика динамическое понимание главных и побочных элементов в партии и их контрастное соотношение. К тому же, обязанность точного соблюдения всеми участниками коллектива динамических требований, должна быть воспринята с особым вниманием и пониманием с первых уроков.

  Не остается без внимания и формирование у ученика понимания темпа в ансамбле с более опытным педагогом. Определение необходимого темпа является основополагающим моментом в исполнении. Чтобы передать правильный характер музыки, необходимо выбрать верный темп. Исполняя совместно с педагогом разные произведения, ученик впитывает понимание различных темпов: allegro, moderato, largo и т.п.  Другой особенностью темпа является то, что нет такого темпа, в котором не встречались бы места, требующие ускорения или же наоборот замедления. В музыке не существует соответствующих терминов для определения этого понимания таких мест. Для правильного и точного осознания и навыка исполнения их благотворно способствует ансамблевая форма обучения.

   Очень важно  точное исполнение указанных штрихов. Любое отклонение рушит целостность восприятия произведения в ансамбле и уменьшает выразительность исполнения, так как штрихи являются частью динамической и смысловой нагрузки. В группе ученик учится применять тот или иной штрих, находясь в зависимости от содержания произведения, динамики, темпа и ритма.  Практика работы над штрихами — это конкретизация музыкальной мысли и преимущественно удачная форма ее выражения. Она составляет большую часть работы над произведением, так как синхронность снятия и взятия звука, точного выдерживания пауз, переход к последующему звуку, является основным техническим принципом игры в коллективе.

   Помимо штрихов, в ансамбле баянистов и аккордеонистов значительное место занимает тембр и умение им пользоваться. Так как обучение начинается не с многотембровых концертных инструментов, а с небольших конструкций баянов, игра с педагогом имеющего многотембровый баян или аккордеон, позволяет ученику с первых дней обучения воспитывать в себе тембровый слух.

   Также, жизненный опыт показывает, что не маловажную роль в поддержании интереса к инструменту имеет сценическое выступление на концертах и конкурсах.

   Опыт показывает важность включения ансамблевой игры в процесс обучения начинающих баянистов и аккордеонистов. Совместное музицирование повышает интерес к инструменту и благотворно влияет на весь процесс обучения игре на инструменте.

Список используемой литературы:

  1.  Баренбойм  Л. Путь к музицированию. / М.: Советский композитор, 1980.

  1. Брызгалин В.С.  Ансамблевое  музицирование как эффективная форма музыкального воспитания и развития учащегося.

  1. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники./ М.: Музыка, 1971.
  2. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. / Ф.Р.Липс. М.:Музыка, 1998.
  3. Павловская Е.И. Инструментальный ансамбль в творчестве Е.Дербенко / Е.И.Павловская. Орёл, 1998.
  4.  Ризоль Н.И.  Очерки о работе в ансамбле баянистов. / Н.И.Ризоль, общ.ред.Н.Я.Чайкина— М.: Советский композитор, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Актуальность проблемы творческого развития учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне»

О развитии музыкальных способностей ученика   на начальном этапе обучения....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

"Начальный этап обучения игре на баяне"

Начальный этап обучения игре на баяне в системе музыкального образования является самым трудным, ответственным и значимым для ребенка, вошедшего в мир музыки. От него во многом зависит создание той ос...

Развитие навыка самостоятельности в процессе обучения игре на баяне

В настоящее время важным средством улучшения учебного процесса становится разработка методов и приемов обучения, способствующих развитию познавательной самостоятельности учащихся....

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Курсовая работа по методике на тему: «Методы обучения игре на баяне у учащихся младшего школьного возраста»

В данной работе рассматриваюся:ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА БАЯНЕ У   УЧАЩИХСЯ   В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Урок как процесс передачи знаний, умений и навыковВозрастные особеннос...