Учитель музыки- учитель здоровья
учебно-методический материал по музыке

Радченко Светлана Алексеевна

Учитель музыки-учитель здоровья - обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uitel_muzyki-uchitel_zdorovya_radchenko_s.a.docx32.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Учитель здоровья – 2023»

Конкурсное задание 1. Творческая презентация «Я – учитель здоровья»

Слайд 1.

Участник: Радченко С. А., учитель музыки МБОУ СОШ № 13имени И.Т.Зоненко

г. Приморско-Ахтарска

Слайд 2.

Презентация отражает педагогический опыт Радченко Светланы Алексеевны, учителя музыки МБОУ СОШ № 13имени И.Т.Зоненко. Педагогический стаж – 29лет, высшая квалификационная категория.

Слайд 3.

Учителя в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы. Какую роль играет при этом учитель? Может ли он сформировать интерес детей к учебному процессу и при помощи чего? Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Не случайно, основной стратегией современного образования является совершенствование учебной деятельности, причём так, чтобы каждый ученик научился:

- ставить перед собой цель при выполнении задания,

- осознавать, чему он научился,

- определить способы, выделить трудности, выбрать способы их преодоления. А этого можно добиться , сохраняя здоровье учащихся.

Слайд 4.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. Доказано, что в основе творческого активного самочувствия любого человека лежит вера в собственные силы. Утверждение этой веры невозможно без приобретения опыта достижения и переживания успеха. Уже давно ни для кого не секрет, что ребенок никогда не познавший радости достижения, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет интерес и желание учиться.

Моя задача как учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 5,6

Как современный учитель, использую комплекс оптимальных приёмов, которые включают ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей, ища пути эмоционального контакта с детьми, воздействуя на их эмоциональную, интеллектуальную и духовно-нравственную сферу. Выбирая тот или иной приём, я должна помнить: колоссальный потенциал скрывается в каждом ребёнке, если найти способ воспламенить этот заряд, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

Слайд 7.

Для себя выделяю главные функции оценки - информационную, ориентирующую, стимулирующую, результативную, всегда опираясь на принципы здоровьесбережения.  Все виды оценочного воздействия будут наиболее эффективными только при соблюдении ряда условий:

- эмоциональная уравновешенность учителя - в гневе учитель часто бывает несправедлив;

- доброжелательный тон в момент оглашения оценки любого уровня (положительной или отрицательной);

- перевес положительной оценки над отрицательной;

- понимание душевного состояния ребенка;

- не наказание оценкой, а побуждение к действию;

Общение - один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности.

Дети в общении между собой и с учителем усваивают новые для себя техники и нормы общения; процесс обучения приближается к реальной жизни; предоставляется возможность «учиться - обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций.

Ещё одна  моя задача - присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.

Слайд 8, 9,10

Здоровье –это не только  здоровое питание, и соблюдение гигиенических норм, и правильный режим дня, спорт, соблюдение критериев урока, это и духовная составляющая, и психологический климат, умение находиться и действовать, проявлять себя в социуме.

Слайд 11

Таким образом, как учитель, я способствую развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка; развиваю интеллектуальный и творческий потенциал школьников; создаю благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

Каждый учитель ежедневно, в сущности, занимается творчеством. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть и куда более сложное.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить своё отношение к миру.

Детское творчество можно рассматривать:

- как процесс развлечения, игры;

- как компенсацию за неудачи в других видах деятельности;

- как особую форму коммуникации.

Слайд 12. 

Урок музыки – урок здоровья, так как в его основе всегда лежат арт-терапевтические технологии:

- музыкотерапия,

- вокалотерапия,

- ритмотерапия,

- фольклорная арт-терапия,

- терапия творчеством,

- логоритмическая гимнастика,

- физминутка.

Слайд 13.

Я.Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. «Каждый музыкант или учитель музыки, осознают они это или нет, являются стихийными психотерапевтами, изменяющими при помощи музыкальных произведений настроения и чувства своих учеников»  В.И.Петрушин

«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, средства должны быть обоснованными, проверенными на практике.

Слайд 14.

В здоровьесберегающих технологиях меня привлекают отсутствие назидательности и авторитарности, воспитание, а не изучение культуры здоровья.

Достоинствами музыкотерапии являются:

1. Абсолютная безвредность.

2. Лёгкость и простота применения.

Слайд 15.

        В начале XX века известный психоневролог В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Учёный пришёл к выводу, что музыка может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Благодаря исследованиям Бехтерева и его последователей, в середине ХХ века в медицине возникло новое направление - музыкотерапия. Минздрав России в 2003 году признал музыкотерапию официальным методом лечения.

        В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки воздействуют на наш организм на клеточном уровне, они способны изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

        В наши дни активно изучается влияние музыки разных композиторов, отдельных музыкальных произведений, воздействие музыкальных инструментов.

        Учёными было установлено, что вибрация каждого органа человека совпадает с ритмами и энергией определённых звуков и музыкальных инструментов. Скрипка и виолончель тонизируют сердечно – сосудистую систему; фортепиано обладает успокаивающим эффектом, нормализует работу щитовидной железы; звучание деревянных духовых инструментов полезно для печени, а флейта ещё очищает лёгкие; барабаны и арфа восстанавливают ритм сердца и нормализуют работу кровеносной системы; труба эффективна при радикулитах и невритах; колокольный звон убивает все микробы и даже тифозную палочку (воздух становится чистым как в операционной), «космические» мелодии электронных инструментов широко используют для релаксации.

        Многие произведения школьной программы, которые я использую на уроках для прослушивания , входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.

        Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, А. Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную, стимулирующую среду.

        Музыка романтизма (Ф. Шуберт, Ф.Шопен) снимает раздражительность и нервное напряжение.

«Полонез» М.Огинского снимает головные боли.

«Элегия» С.Рахманинова улучшит работу сердца.

«Чардаш» Монти тонизирует.

        Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка — первый анальгетик в мире звуков. Я заметила, когда на уроке звучит духовная музыка Рахманинова, Чайковского – класс затихает. А Рождественские песни поют с особым волнением, тихо, выразительно даже самые балованные ученики.

        Уникальным явлением считается музыка Моцарта: она улучшает математические и логические способности, помогает победить депрессию, устраняет умственное напряжение, благотворно влияет на психику, интеллект и работу внутренних органов. Этот феномен называют «эффект Моцарта».

Специально подобранная музыка для урока тренирует эмоциональный мир и взрослого, и ребенка, повышает уровень иммунных процессов в организме, то есть приводит к снижению заболеваемости.

Слайд 16.

К основным видам музыкальной деятельности, направленной на сохранение здоровья школьников отношу:

- восприятие, слушание музыки;

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- речевые упражнения;

- пение, вокально - хоровая работа;

- двигательные упражнения, ритмопластика;

- музицирование, импровизация, игра;

- творческие задания.

Слайд 17.

Отдельно стоит отметить дыхательную гимнастику Стрельниковой, которую я применяю на уроках. Это единственная в мире методика, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Стрельниковская гимнастика широко известна в мире, как метод лечения и профилактики многих болезней детей и взрослых.

Согласно методике, в середине урока рекомендую детям «пошмыгать» по - стрельниковски в течение 5-6 минут. Сразу же повышается работоспособность и легче усваивается материал.

Слайд 18.

Одним из самых эффективных методов музыкальной терапии является пение. Это одна из важных частей урока музыки. Когда человек поёт, происходит мягкий массаж горла, легких, бронхов, диафрагмы, а звуки стимулируют работу внутренних органов (20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% - как бы «отдается» во внутренние органы).

Научившись выражать свое состояние голосом, ребёнок получает эффективнейшее средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.                                                                                                  

Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса.

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, на Руси знали испокон веков. Мелодика старинных русских былин и песен, порой построенная на 2 - 3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой.

На уроках музыки, в вокально-хоровой деятельности мы поём, импровизируем, «играем» с 2 - 3 звуками или на одной удобной для нас ноте.

Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.

Звук  «а – а – а» немедленно вызывает расслабление.

Звук  «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма.

Звук  «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин.

3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Слайд 19.

Ожидаемые результаты музыкально - оздоровительной работы:

- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;

- повышение уровня речевого развития;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильность физической и умственной работоспособности в течение всего учебного года!

Таким образом, данная работа помогает мне  в решении одной из основных задач уроков музыки:

- снимать нервно - психические перегрузки,

- восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся.

Несколько слов об эмоциональной разрядке.

Школьники у доски перед одноклассниками и учителем часто теряются. Снять «зажатость» у учеников  мне помогают игровые моменты. Незатейливые песни – инсценировки, логоритмическая гимнастика, музыкально - ритмические упражнения, физминутки - они очень нравятся детям, их выполняем в стенах кабинета, за партами.

Слайд 20.

Современная школа даёт широкие возможности для творческой деятельности. На мой взгляд, легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности» в творчестве, но при условии, что каждый момент должен быть доведён до успешного завершения, оставляя ощущение успеха и гордости за полученный результат.

Слайд 21.

Хоровое пение доставляет детям радость от общения с музыкальным искусством, позволяет в песне реализовать дарованные от рождения потребности учиться чувствовать, показать свою индивидуальность, быть востребованными и услышанными.

Хоровое пение расчитано на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Именно хоровая деятельность создаёт каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей нужности и полезности, уверенности в собственных силах, что повышает нравственную устойчивость человека.

Занятия в хоровом  коллективе – продолжение хоровой работы, проводимой на уроках. Учащиеся не раз становились победителями и призерами муниципального и зонального этапа краевого  конкурса «Поющая Кубань».

Принципы, на основе которых строится работа с хором:

-увлекательности и творчества – развитие творческих способностей детей, в связи с этим в доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

-сотрудничества – признание ценности совместной коллективной деятельности;

-природосообразности – учёт возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей для включения их в вокально-хоровую деятельность;

-системности.

Хоровое пение доступно абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек.

Детский хор – это, прежде всего, горящие глаза, открытые, чуткие сердца, готовые слиться в едином эмоциональном порыве; это прекрасные голоса, наполняющие концертные залы и сердца слушателей животворной одухотворённостью и гармонией. Детский хор для меня – это живой организм, постоянно растущий, изменяющийся; это также особый исполнительский инструмент, хрупкий, нежный, гибкий, отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства. Только этот инструмент нужно вырастить, научить, настроить, воспитать.

Таким образом, хоровому пению, как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

- в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить и направить;

- участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогать осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

- работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе;

- в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;

- в хоровом коллективном пении я могу  с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся.

Слайд 22.

Итак, хоровое пение для детей – одно из эффективных средств формирования духовно развитой личности. Занятия в хоре оказывают влияние на формирование характера ребенка, воспитывают внимание, наблюдательность, чувство коллективизма, ответственности, дисциплинирует детей. Коллективная форма хорового пения делает его ценным средством общего воспитания школьников.

Хоровое пение  подходит для детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения.

Каждому обучающемуся предоставляется возможность проявить себя в музыкальном творчестве, тем самым создаются условия для развития успешности ребёнка в коллективе через коллективные творческие дела (концерты, фестивали, конкурсы).

Модель организации хорового пения в школе охватывает круг вопросов, связанных с активизацией работы образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности гражданина России.

Слайд 23.

Результаты воспитательного процесса:

-обучающие получают знания и умения, которые в дальнейшем они смогут применить во взрослой жизни: умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.

Слайд 24.

Основные показатели эффективности: 

- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
- положительная динамика в сторону снижения правонарушений, поведенческих отклонений и как результат – сокращение числа школьников, стоящих на различных видах учёта.  

Слайд 25.

Таким образом, опыт Радченко С.А. доказывает: «Учитель музыки – учитель здоровья»!

Слайд 26.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять причин отдать ребёнка учиться музыке или получить профессию учителя музыки, чтобы учить этого ребенка.

Это замечательная удивительная статья  Кирнарской Д.К.,доктора искусствоведения и психологических наук, написана живым доступным языком.  Весело , с огоньком она рассказывает о серьезных вещ...

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

проект по музыке. Влияние музыки на здоровье человека.

Выявить особенности влияния музыки на физическое здоровье человека....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Методическая разработка Интегрированный урок по физической культуре и музыке в 5 классе Тема: «Языческое племя на охоте» (Давыдкова Наталья Викторовна учитель физической культуры Смирнова Екатерина Анатольевна учитель музыки)

В интегрированном уроке  (физическая культура и музыка) в 5-м классе используется идея сюжета и музыка балета "Весна Священная" Игоря Стравинского. Учащиеся совместно с учителем придумы...