Внеклассная работа
рабочая программа по музыке

Игнатьева Ирина Сергеевна

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

совета

Протокол №_____

от «___» _______2021 г.

______  / _____________

                       руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

«___» _____________ 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ШР «СОШ №4»

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

Приказ № _____

от «____» _____________ 2021 г.

Программа курса внеурочной деятельности

 вокального кружка

 «РАДУГА»

 

к

Разработала:

Игнатьева Ирина Сергеевна,

учитель музыки.

 2021

Планируемые результаты освоения внеурочного курса

Личностные результаты

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной  принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

  • устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
  • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности;

Регулятивные УУД

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные УУД

  • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
  • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
  • самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников.

1.Содержание курса внеурочной деятельности

Вокально-хоровая работа.

  • Вводное занятие.
  •  Прослушивание детских голосов.
  • Певческая установка.
  • Распевание.
  • Певческое дыхание.
  • Цепное дыхание.
  • Дирижерский жест.
  • Унисон.
  • Вокальная позиция.
  • Звуковедение.
  • Дикция. Артикуляция.
  • Двухголосие.
  • Разучивание и повторение репертуара.
  • Работа с солистами, ансамблем.

Музыкально- теоретическая подготовка:

  • Основы музыкальной грамоты:
  • Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.
  • Развитие чувства ритма.

 Теоретико – аналитическая работа:

  • Беседа о гигиене певческого голоса
  • Слушание музыкальных произведений.
  • Показ – исполнение песни.

Концертно – исполнительская деятельность

  • Выступление.

2.  Формы проведения занятий.

  • Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
  • В форме беседы, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
  • Практические занятия, репетиции, где отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.

3. Схема занятий

1. Настройка певческого голоса: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием

2. Дыхательная гимнастика.

3. Распевание.

4.Пение вокализом.

5.  Работа над произведением.

6. Анализ занятий.

7. Задание на дом.

Тематическое планирование

вокального кружка

 «Радуга»

Класс:  

Количество часов по учебному плану:

Всего - 34 часа; в неделю - 1час

Тематическое планирование

Тема занятий

Общее

кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

Вокально – хоровая работа  (28 часов)

2

Прослушивание голосов

1

1

1

3

Певческая установка.  Дыхание.

1

1

1

4

Цепное дыхание

3

3

5

Распевание

1

1

1

6

Дирижёрский жест

1

1

1

7

Унисон

1

1

1

8

Вокальная позиция

1

1

1

9

Звуковедение.

1

1

1

10

Дикция. Артикуляция.

1

1

1

11

Двухголосие

1

1

1

12

Разучивание и повторение репертуара.

Работа с солистами, ансамблем.

16

16

Музыкально- теоретическая подготовка (3 часа)

13

Основы музыкальной грамоты

1

1

14

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти.

1

1

15

Развитие чувства ритма.

1

1

1

Теоретика - аналитическая деятельность (2 час)

16

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17

Слушание музыкальных произведений

1

1

1

Итого

34

15

33

   

Приложение 1

Основные направления и содержание вокально-хоровой работы

      Первые занятия должны начинаться рассказом о музыке, о хоровом пении, о значении дирижера. Беседа должна быть увлекательной, чтобы детям было интересно. На первых занятиях нужно объяснить и научить учащихся принимать правильную позицию при пении сидя и стоя. В доступной форме рассказать о дирижерских жестах, о строении голосового аппарата, дыхании. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформулировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

        Вводное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка.  

       Прослушивание детских голосов. 

     Голосовые складки каждого ребёнка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и пр.

     Нижний предел голоса можно установить путём исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется  беспрерывный восходящий звукоряд на гласную «а», например, по мажорной гамме.

     В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как  первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.

     Когда ребёнок поёт поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа, и отмечают как верхний предел голоса.

     При оценке голосового диапазона необучаемого певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

     Если ребёнку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику ещё не свойственную уровню развития его голоса, и , следовательно, допущена регистровая перегрузка.  Основным критерием правильного исполнения динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является вялость или чрезмерное напряжение в голосе ребёнка.

     Каждый ребёнок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задаётся.

     В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное исполнение голосового регистра.

     В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

  1. Дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»).
  2. Дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично.
  3. Учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажения.

     По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

  1. С чисто грудным звучанием.
  2. Микс, близкий к грудному типу.
  3. Микс, близкий к фальцетному типу.
  4. Чистый фальцет (верхний головной регистр певческого голоса, т.е. очень высокий звук певческого голоса, требующий особого исполнительского приёма, а также такая манера пения).

     Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребёнок, исполнивший песню, например микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, более к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

     Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

     Регистровые возможности младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врождённых свойств нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

      Певческая установка.

      Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки, главное из которых может быть сформировано так: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

     Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

- голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад;

- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, так же опираясь на ноги;

- в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

- при  пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях.

     Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её к низу, то в гортани тоже создаётся излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выхода. Если певцы во время репетиции сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

     Дыхание. 

     Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

     Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Вдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления является формирование навыка плавного и экономного вдоха во время фонации.

     Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но без шумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением лёгкого полузева. Во время вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

     Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения: чем подвижнее темп, тем они быстрее.  Во время фонационного выхода необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние рёбра в развёрнутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать выявлению у него ощущения опоры звука.

     Вдох по активности объёму должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

     Дыхание тесно связанно с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.

     Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению  качества дикции, напряжённости звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъёмом» к заданному тону, как правило, с низу.                  

     Таким образом, певческое  дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

      Цепное дыхание.

      Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании.

     Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большенстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

     Основные навыки при выработке цепного дыхания можно сформулировать так:

- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

- дыхание брать незаметно и быстро;

- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно;

- чуть прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

     Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добавить ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.

      Распевание.

      Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

 1. Разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2. Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

     Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

     Распевки необходимо начинать с упражнения «на дыхание». Распевание способствует развитию чистой интонации ладогармонического слуха. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

     Все ниже приведённые упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспортировать их в удобную для себя тональность.

     Распевание на слова «дай», «бай», для активации языка и губ. Упражнения на слоги «бри», «юра», «ля», и др.

     Дирижёрский жест.

     Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижёрские схемы 2/4, ¾, 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижёрских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие  проводят покуплетное дирижирование.

     Дирижёрские указания педагога обеспечивают:

  • Точное и одновременное начало (вступление).
  • Точное снятие звука.
  • Единовременное дыхание (Iegato,  non iegato)
  • Выравнивание строя.
  • Изменение в темпе, ритме, динамике.

Унисон.

       В самом начале работы с учащимися возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук, и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

      Полученное звучание следует постепенно на соседние звуки вверх и вниз. Если в звучании появляется избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примерной зоны, снять форсировку, обратить внимание на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряжённость мышц, участвовать в в голосообразовании, и при движении голоса вверх, попытаться облегчить звук.

     Вокальная позиция.

      Правильный вдох формирует правильную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и всё это должно происходить совершенно естественно.  При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.  Очень часто слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часто напоминает и о работе резонатора.

     Резонатор – это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску. Существуют головные резонаторы  - лобные пазухи, гайморова полость, и грудные резонаторы – бронхи.

     Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы. Важно, чтобы звук всё время как бы фокусировался в одной точке. Это требование предъявляется как на голосовых призвуках, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

     Звуковедение. 

     В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (нефорсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

     Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом «м».  Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизируется в лёгком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с её носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твёрдого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность.          Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

     Для овладения приёмом прикрытия используется упражнение на пение слогами лё, му, гу, ду.  Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих  выработке голосового звучания.

    Дикция.

   Вокальная дикция имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные при пении произносятся быстрее, чтобы дольше прозвучал гласный звук.

     Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки типа: «Распортовал, да недораспортовал, а стал дорапортовывать – совсем зарапортовался», «от топота копыт, пыль по полю летит», и т.д.

  Ребенок должен усвоить, что дикция - это главное условие успешной концертно- исполнительской деятельности.

     Артикуляция. 

     Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Можно использовать упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым.

      В работе над гласными следует: а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции; б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока; в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий; г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

     Двухголосное пение.

     По мере освоения детьми одноголосного пения желательно постепенно вводить в них вокальные упражнения элементы двухголосия. Это удобнее всего делать с помощью исполнения канонов – мелодий, которые повторяются разными группами. Накладки разных звуков мелодии один на другой позволяет воспитывать у детей навыки гармонического слуха.

      К простейшим мелодиям-канонам  относятся народные песни «А я по лугу», «У меня ль во садочке», «Со вьюном я хожу».

     Как следует готовить детей к восприятию двухголосия, что нужно для этого сделать?

  1.  Научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиваться слитного звучания голосов. Только чистый унисон даёт стройное звучание.
  2. Научить петь без сопровождения, ибо такое пение является наиболее действенным средством для развития и совершенствования слуха детей, оно воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.
  3. Необходимость развивать у детей восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, сознательно воспринимать песенный материал. Для этого нужно научить детей разбираться в характере движения мелодии песни, в строении музыкальных фраз, находить встречающиеся повторения, подмечать изменения в мелодическом и ритмическом рисунке музыкальных фраз, находить различия в их окончаниях и т.д.
  4. Научить петь мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении.
  5. Научиться петь мажорное и минорное трезвучие.
  6. Петь интервалы в пределах квинты.
  7. Научить детей слышать и петь простые созвучия: сначало большую терцию и чистую квинту, затем чистую кварту.
  8. Делить детей на две группы, причём деление можно проводить произвольно, так как в начальный период работы над двухголосием нет необходимости строгого деления на первые и вторые голоса.

     Основы музыкальной грамоты: 

- знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе;

- понимать устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон;

- различать знаки альтерации: диез, бемоль, бекар;

- определять в песнях фразы, в них запев и припев;

- различать тембры инструментов, а также тембры певческих голосов: сопрано альт, тенор, бас;

- систематически развивать ритмический, тембровый и ладовый слух;

- различать высокие и низкие звуки;

- петь звукоряд от до первой октавы до до второй октавы;

- научить детей чисто интонировать мажорный и минорный звукоряды.

      Унисон. Во время обучения возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя прием «цепного дыхания» при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы продолжительно тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться в один голос, в унисон по высоте, силе и тембру.

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. 

     Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов: «ля, ле, лю» (постепенное, скачкообразное). Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз: - высокие звуки («динь-динь«); - средние звуки («дан-дан»); - низкие звуки («дон-дон»).

      Развитие чувства ритма.

      Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством изменения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции. Упражнения - игры: «Хлопай в такт», «Маршируй под музыку», «Спой свое имя», «Угадай имя», «Хор часов», «Ритмическая сказка» и другие.

     Темп - это степень быстроты исполнения музыкального произведения. В музыке наибольшее распространение получили пять темпов: ларго, адажио, анданте, аллегро, престо. Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно-двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в такт ей.

     Гигиена певческого голоса.

       Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшее, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведёт к печальным результатам.  Желательно, чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные свойства «поведения» голоса в мутационный период.

 Рекомендации при простудных заболеваниях. Как беречь голосовой аппарат от заболеваний:

  1. Во время болезни пить как можно больше тёплого питья.
  2. Есть манную кашу на чистом молоке со сливочным маслом.
  3. Делать компрессы на горло (смесь водки с растительным маслом. Медовые лепёшки (мёд с мукой).
  4. Полоскать раствором соли, соды и йода.
  5. Для дезинфекции полоскать раствором ромашки и шалфея.
  6. Обязательно по назначению врача пить отхаркивающие сиропы.
  7. При сильном простудном кашле хорошо делать картофельные, масляные эвкалиптовые ингаляции.
  8. Сделать раствор редьки с мёдом.
  9. Очень хорошо настоять в молоке инжир и выпить.
  10. Самое главное – закрыть рот и молчать!

Будьте здоровы!!!

      Работа над сценическим образом.

 Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

      Слушание музыкальных произведений.

      Данная тема подразумевает коллективный просмотр видеозаписей, возможны посещение концертов. Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку. Формирование осознанного восприятия музыкального произведения. Введение понятий: вступление, припев, куплет, вариация

      Повторение репертуара. Повтор пройденного материала.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...