Дополнительная программа по музыкально-театральному развитию "Сказка"
методическая разработка по музыке

Евградова Елена Юрьевна

Дополнительная программа по музыкально-театральному развитию "Сказка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_skazka2.odt41.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

               Управление образования администрации муниципального образования  

«Гусевский городской округ»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

238050, Калининградская область,  город Гусев, ул. Ломоносова, 27, 8(40143) 37251

Согласовано                                                                        Утверждаю

на заседании педагогического совета            Директор МБУ «Центр психолого-

Протокол № _5__от « 27__»__05_2021 г.           педагогической реабилитации

                                                                             и коррекции для детей дошкольного

                                                                            и младшего школьного возраста»

                                                                              _____ Бесшапочникова Л.Н.

                                                                              Приказ № 59 от «22»   07     2021 г.

                                                                                       

                                                                                               

       

                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 «Сказка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Программу составила:

Евградова Е. Ю., музыкальный руководитель

г. Гусев, 2021 г.

Пояснительная записка

      Театрализованные игры - одно из самых эффективных средств развития творческих способностей ребенка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. Данная программа имеет художественную направленность и составлена для дополнительного интегрированного развития творческих музыкальных и театральных способностей детей старшего дошкольного возраста  с  использованием основных  видов детской деятельности: речевой, музыкальной, театральной, музыкально-ритмической. Основу программы составляют авторские методики: «Логоритмичекие занятия для детей 5-6 лет» М. Ю. Картушиной, «Театр-творчество-дети» Н.Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович, «Музыкально-ритмические движения» А. Н. Бурениной, «От этюда к спектаклю» Л. В. Гераськиной, «Музыкальная психогимнастика» Т. Чистяковой. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий — взаимосвязь музыки, речи, движения и, как итог драматизация сказки.

Направленность программы

     Художественная

Актуальность программы

Музыкально-театрализованная деятельность больше, чем другие виды деятельности, создает почву для личностного развития музыкальных способностей детей. Актуальность программы заключается в том, чтобы раскрыть для старшего дошкольника разнообразный мир театра как вида искусства, создать условия для  реализации актерских (театральных-музыкальных) способностей каждого ребенка  через использование игр - драматизаций, инсценирования песен и хороводов.

Новизна программы

     Развитие творческих способностей детей  является основным показателем возрастных и психологических особенностей ребенка дошкольного возраста.  Именно в дошкольном возрасте закладывается то, что потом станет фундаментом для успешного обучения в школе. Новизна программы заключается в развитии способностей детей к невербальному общению, позволяющему улучшить качество речи, формирует словарный запас и память ребенка, развивает уверенность в себе, помогает проявить музыкальные и театральные способности  через музыку, движение, драматизации.

В ходе театрально-игровой деятельности дети становятся исполнителями, артистами, творцами нового, занимаясь в общей деятельности  придумывают и воплощают в жизнь свои творческие идеи.

Отличительные особенности программы

Программа «Музыкально-театрального развития» является использование социо-игрового метода: занятия основываются на материале сказок, известных детям и проводятся поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до полной постановки произведения.

  1. Адресат программы

  2.  Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия  проводятся  один раз в неделю длительностью 25 минут. Количество обучающихся в группе 10-12 человек.

Объем и срок освоения программы

 Срок освоения программы составляет 1 учебный год. На полное освоение требуется 15 часов, включая творческие отчеты, консультации для родителей и педагогов.

Формы обучения

 Форма обучения - очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает индивидуальные, факультативные и групповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Количество обучающихся в группе 10-12 человек.

Режим занятий,  периодичность и продолжительность занятий

 Общее количество в год- 36 занятий по 25 минут, всего -15 часов. Продолжительность занятий 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Педагогическая целесообразность

 Программа «Музыкально-театрального развития» составлена в соответствии возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Обучение проводится поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, мимикой, позой, жестом) до полной постановки произведения. Принципом построения выделяется условие-от простого к сложному. Важным в детском театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими участниками действия происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие психические функции. Особая роль отводится играм-драматизациям, так как именно в них особенно ярко проявляется детское творчество, которое может быть направлено на создание игровой ситуации, на более точное эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

В процессе освоения данной программы  у детей должны развиться следующие качества:

  • творческая фантазия и воображение;
  • наблюдательность;
  • внимание и память;
  • ассоциативное и образное мышление;
  • выразительность в движениях, пластика тела;
  • перевоплощение в игровой образ, навыки диалогической и монологической речи;
  • коммуникабельность, партнерские отношения в группе.

Ведущая идея данной программы-создание образовательной развивающей среды, позволяющей эффективно реализовать музыкальные и театральные способности детей, проявить игровое творчество в качестве артиста. Программа позволит освоить  понятие что такое театр, получить азы актерского мастерства, помочь самовыражению ребенка через доступные виды игровой деятельности: музыкальной, театральной, художественно-эстетической.

Цель  программы

        Создать максимально благоприятные условия для развития творческих музыкальных и театральных способностей детей, культуры речевого общения и поведения; поддерживать желание участвовать в театральном действии, содействовать возникновению у детей позитивного отношения к жизни в целом.

Задачи программы

     Для достижения основной цели выделяется комплекс задач:

Развивающие:

  • поддерживать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в действии, используя для этого все окружающее пространство;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;
  • развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;
  • развивать эмоциональную и музыкальную память;
  • развивать навыки диалогической и монологической речи, эмоционально пропевать (проговаривать нараспев)  фразы из монолога;
  • развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем.

Обучающие:

  • пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;
  • учить сочетать речь с движениями под музыку;
  • находить средства передачи образа с помощью движения, мимики, жестов и интонаций;
  • обучать основам создания художественно-театральных образов.

Воспитательные:

  • формировать у детей представление о театре, как виде искусства;

привлекать детей к режиссерской работе;

  • воспитывать партнерские отношения, коммуникативные качества, побуждать к взаимоуважению и активному общению.

Принципы отбора содержания

  • Последовательность и систематичность в усвоении материала;
  • доступность материала, преподносимого детям;
  • индивидуальный подход и внимание к личности каждого ребенка.
  • взаимодействие и сотрудничество детей в общем действии.

Основные формы и методы

    Участие в образовательных событиях позволяют детям реализовать свои театральные и музыкальные способности в разнохарактерных ролях, перевоплощаться из одной роли в другую, раскрыть свой потенциал, выработать умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть, анализ детьми актерского мастерства. Занятие делится на несколько частей и  составляет единое целое:

  • организационный момент (приветствие), вступительная беседа;
  • работа над текстом;
  • работа над мимикой и жестом с использованием музыки;
  • работа над вниманием;
  • отработка мизансцен;
  • упражнения на релаксацию;
  • репетиция спектакля;
  • анализ детьми актерского мастерства участников действия.

Планируемые результаты

       В процессе подготовки спектакля или драматизации сказки дети  проявляют индивидуальные театральные и музыкальные способности, творчество, передают при помощи пластики тела, мимики и жеста характер исполняемого персонажа, умеют работать сообща. Результатом каждого занятия является анализ-обсуждение самими детьми успехов в реализации своего выступления, выступления товарища по игровому действию, тем самым создается проблемная ситуация для улучшения качества исполнения роли и составляется перспектива для ее творческой интерпретации. Общим итогом постановки спектакля является творческий отчет для детей, родителей и сотрудников детского сада.

Механизм оценивания образовательных результатов

   Для оценивания уровня овладения ребенком необходимых навыков и умений используется мониторинг музыкально-театрального развития детей. Система мониторинга позволяет осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка. Принцип построения: чем ниже уровень, тем больше проблем в развитии ребенка.

 Высший уровень:

  • уметь выразительно двигаться, использовать знакомые жесты, отождествлять себя с персонажем;
  •  легко и быстро запоминать стихотворный текст и прозу;
  • свободно ориентироваться в мизансценах, запоминать свое местоположение;
  • уметь эмоционально выражать мимикой, жестом различные текстовые ситуации;
  • проявлять индивидуальное театральное, музыкально-игровое творчество.

Средний уровень:

  • самостоятельно двигаться под музыку, учитывая установку педагога;
  • уметь  использовать знакомые жесты, отождествлять себя с персонажем;
  •  легко и быстро запоминать стихотворный текст и прозу;
  • свободно ориентироваться в мизансценах, запоминать свое местоположение;
  • уметь эмоционально выражать мимикой, жестом различные текстовые ситуации;
  • проявлять индивидуальное театральное, музыкально-игровое творчество.

Низкий уровень:

  • с помощью педагога выполнять доступные движения под музыку;
  • уметь  использовать знакомые жесты, отождествлять себя с персонажем;
  • запоминать стихотворный текст и прозу;
  • уметь  выражать мимикой, жестом различные текстовые ситуации.

Таблицы мониторинга заполняются три раза в год.

Диагностическая карта

Фамилия, имя ребенка

Основы актерского

мастерства

Принципы

Песенно-танцевальное

творчество

Учебный план

Название раздела

1 кв. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 кв. (декабрь, январь, февраль)

3 кв. (март, апрель, май)

Всего

1

Основы театральной культуры

1 (25 мин.)

1 (25 мин.)

1 (25 мин.)

3 (75 мин.)

2

Техника речи

2 (50 мин.)

2 (50 мин.)

2 (50 мин.)

6 (150 мин.)

3

Драматизация

4 100 мин.)

4 (100 мин.)

4 100 мин.)

12 (3оо мин.)

4

Пластика тела

1 (25 мин )

1 25 мин.)

1 (25 мин.)

3 (75 мин.)

5

Работа над спектаклем

3 (75 мин.)

3 (75 мин.)

3 (75 мин.)

9 (225 мин.)

6

Изготовление (подготовка) атрибутов

1 (25 мин.)

1 (25 мин. )

1 25 мин.)

3 (75 мин.)

Всего занятий

12

12

12

36

Количество часов: 15 (900 минут)

Задачи обучения.

Образовательные:

- учить сочетать речь и движения под музыку и без нее;

- пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека;

- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонации.

Развивающие:

- развивать навыки диалогической и монологической речи;

- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

- стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованных игр;

- формировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения;

- побуждать  к активному общению;

- привлекать к режиссерской работе;

  • воспитывать уважение к театру, как виду искусства.

Содержание программы

Сентябрь

Тема

Содержание занятия

1з.

«Сказка в жизни человека»

1. Беседа по содержанию сказки

2. Исполнение ролей педагогом

3. Игра «Какой у тебя характер»

4. Этюд «Изобрази и замри» (подбор новых мимических средств выразительности)

5. Распределение ролей. Заучивание тем персонажей

6. Хороводная игра «Веселись детвора»

7. Речевая гимнастика «Посадили мы горох»

8. Релаксационное упражнение под музыку»

2з.

«Человек и настроение»

1. Вступительная беседа «Человек и настроение»

2. Упражнение с использованием жестов и мимики «Это-Я»

3. Рассматривание картинок изобразительного характера со сказочными персонажами

4. Речевые и музыкальные игры с ускорением темпа «Смехота», «Таря-Маря»

5. Разучивание певческих и речевых номеров

6. Игра на внимание «Простучи ритм»

7. Свободный (творческий) танец под фонограмму оркестра

3з.

«Когда это бывает?»

1. Загадка «Когда это бывает?»

2. Музыкально-хороводная игра «Осень золотая» муз. Л. Олифировой

3. Игра на внимание «Давайте познакомимся»

4. Речевая гимнастика «Готовим сами»

5.Пальчиковая гимнастика «Разыгра»

6. Прослушивание речетативов и певческих номеров главных героев, определение тембра голоса

7. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

8. Сопоставление голосов: мужского и женского

9. Танцевальная импровизация

4з.

«Как ведут себя в театре»

1. Беседа «Что такое театр», «Как ведут себя в театре»

2. Игры на внимание «Кто как поет», «Простучи ритм»

3. Упражнение на развитие мимики «Кислое-сладкое»

4. Разыгрывание (репетиция) сказки с музыкальным сопровождением

5. Анализ актерского мастерства детьми

Октябрь

Тема

Содержание занятия

1з.

«Слово на ладошке»

1. Игра на внимание «Повтори за мной»

2. Музыкально-речевая игра «Слово на ладошке»

3.Прослушивание фонограммы сказки

4. Определение характера героев, подбор жестов

5. Этюд-импровизация «Козлята», «Волк», «Петух», «Музыканты», «Артисты выходят на сцену»

6. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

2з.

«Изобразительные особенности театра»

1. Упражнение-трнинг «Это-Я»

2. Рассматривание картинок изобразительного характера

3. Речевые игры: «Надувала кошка шар», «В дремучем лесу»

4. Разучивание певческих номеров

5. Разыгрывание основных сцен сказки

6. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

7. Игра с пением «Строим дом»

8. Танцевальная импровизация под инструментальную музыку

3з.

«Музыка в театре»

1. Беседа о музыке

2. Прослушивание музыкальных отрывков классической музыки

3. Дидактическая игра «Изобрази персонаж»

4. Подбор театральных шапочек, атрибутов костюмов

5. Музыкальная игра «Мы ребята лучше всех»

6. Конкурс костюмов «Самый лучший артист»

7. Разыгрывание мизансцен сказки в костюмах по желанию детей

8. Анализ актерского мастерства

4з.

«Загадки осени»

1. Дыхательное упражнение «В осеннем лесу»

2. Творческое упражнение «Осенние деревья»

3. Речевая игра «Мы пришли в осенний лес»

4. Дидактическая игра «Мышки и мишки»

5. Этюд на внимание «Угадай персонаж»

6. Репетиция сказки в костюмах

7. Анализ театрально-игровой деятельности детьми «Артисты выходят на сцену»

Ноябрь

Тема

Содержание занятия

1з.

«Театр начинается с вешалки»

1. Беседа о театре «Театр начинается с вешалки, что это такое?»

2. Дыхательное упражнение «Шарик»

3. Музыкально-дидактическая игра «Спой свое имя»

4. Игра-хоровод «Посадили мы горох»

5. Индивидуальное задание изобразительного характера «По дорожке Петя шел»

6. Подготовка атрибутов-шапочек для инсценирования

7. Инсценирование песни «Колобок» Г. Струве

7. Анализ музыкально-игровой деятельности детьми

Игра на развитие индивидуального игрового творчества «Колобок» 9русская народная)

2з.

«Искусство быть артистом»

1. Музыкальное приветствие «День добрый»

2. Ритмические упражнения изобразительного характера «Прыжки через воображаемую скакалку», «Осторожно, кто-то крадется»

3. Этюд на совершенствование жестов и мимики « Если бы я был...»

4. Речевая игра «Чудеса»

5. Инсценирование песни «Где был Иванушка»

6. Ритмическая игра «Курочка по сенечкам» (с музыкальными инструментами)

7. Анализ музыкально-игровой деятельности детьми

 

3з.

«Основы актерского мастерства»

1. Дыхательное упражнение «Пузыри»

2. Упражнение на внимание «Замедляя-убыстряя»

3. Ритмическая игра «Стук и ритм»

4. Дидактическая игра «Кто в лесу живет»

5. Речевая игра «Мишка косолапый»

6. Пальчиковая игра «Маленькие ягодки»

7. Мимическое упражнение «Добрый и злой», «Сердитый и веселый»

8. Инсценирование песни «Про лягушек и комара»

9. Анализ игровой деятельности

4з.

«Волшебство сказки»

1. Игры на внимание «Повтори за мной», «Слово на ладошке»

2. Прослушивание фонограммы сказки»

3. Беседа «Расскажи о характере персонажа»

4. Этюд-импровизация изобразительного характера «Козлята, волк, мама-Коза»

5. Мимический этюд «Ох, козлятушки»

6. Музыкальная игра «Веселись детвора»

7. Творческое задание «Придумай песенку» («Благодарю за сказку

8. Тренинг «Я-хороший артист»


Декабрь

Тема

Содержание занятия

1з.

«Сказочный калейдоскоп»

1. Беседа о сказках, загадки

2. Этюд «Покажи своего героя» (мимика, движение, жест)

3. Разыгрывание мезансцен изобразительного характера

4. Игра на развитие воображения «Придумай продолжение»

5. Речевая игра «Разыгра»

Пальчиковая игра «Что растет на елочке»

6. Ритмический танец «Красной Шапочки и волка»

7. Анализ игровой деятельности детьми

2з.

«Дети и сказка»

1. Вход под музыку «В каждом маленьком ребенке»

2. Творческое задание «Что делают дети»

3. Беседа о характере героев сказок

4. Интеллектуально-творческое задание «Дети и сказка» (придумать певческие, танцевальные, речевые-диалогические номера из выбранной сказки)

5. Музыкальный оркестр на развитие ритмичности «Жили у бабуси»

6. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

7. Релаксационное упражнение «Поиграли-отдохнем»

3з.

«Волшебство зимнего леса»

1. Беседа о понятиях: театр, зрители, артисты

2. Артикуляционная гимнастика «Изюм»

3. Пальчиковая игра с изменением темпа «У новогодней елочки»

4. Логоритмическая игра «Мы пришли в зимний лес»

5. Дыхательная гимнастика «Зимний воздух»

6. Текстовая работа над текстом сказки

7. Инсценирование сказки в театральных костюмах»

8. Анализ актерского мастерства детьми

4з.

«Скоро, скоро Новый год!»

1. Загадка про Деда Мороза

2. Дыхательное упражнение «Ветер и ветерок»

3. Речевая игра «Едем на лошадке»

4. Репетиция сказки в театральных костюмах с использованием игрового действия «Артисты-зрители»

5. Анализ театрально-игрового действия детьми

6. Ритмический танец «Хорошая погода»

Январь

Тема

Содержание занятия

1з.

«День открытых дверей»

Творческая встреча с профессиональными артистами г. Калининграда с просмотром спектакля

2з.

«Впечатления о спектакле»

1. Музыкальное приветствие «День добрый!»

2. Этюды на тему «Мы умеем улыбаться»

3. Тренинг «Мы-артисты»

4. Беседа о театре (впечатления о творческой встрече)

5. Прослушивание сказки в исполнении педагога

6. Артикуляционная гимнастика «Ахти, ахти, ахти, ох»

7. Речевая игра Смехота»

7. Разыгрывание отрывков сказки с индивидуальным выходом персонажей

8. Ритмический танец на внимание «Высота-глубина» Л.Вайкуле

3з.

«Ох, ты, Зимушка-зима»

1з. Загадка «Когда это бывает»

2. Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»

3. Этюд изобрази персонаж при помощи мимики, жеста и движения «Идет волшебница-зима» (на стихотворный тест)

4. Музыкальная игра «Мы ребята лучше всех»

5. Разыгрывание сказки

6. Творческое задание «Придумай танец»

7. Сюжетная игра «Артисты выходят на сцену»

8. Анализ музыкально-игровой деятельности детьми

4з.  

«Изобразительные особенности музыки»- «Ребята и зверята

1. Вступительная беседа «Я хочу услышать музыку, я хочу увидеть музыку...»

2. Прослушивание разнохарактерных музыкальных отрывков в инструментальном исполнении, определение образов (музыкальных загадок)

3. Творческое задание изобрази персонаж

4. Ритмическое упражнение «Паровоз Букашка»

5. Коррекционная игра «У жирафа пятна»

6. Игра «Зоопарк» (изобрази про кого музыка)

7. Артикуляционная гимнастика «Тра-та-та»

8. Инсценирование мизансценок «На лесной опушке встретились зверюшки»

9. Анализ музыкально-игровой деятельности

Февраль

Тема

Содержание занятия

1з.

«Знакомство с жанрами драматизации»

1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»

2. Беседа о понятиях: басня, сказка, сцена, костюмерная

3. Музыкальная игра «Как на море»

4. Игра «Повтори за мной движения»

5. Речевая игра «Мы пришли в зимний лес»

6. Дыхательная гимнастика

7. Пальчиковая гимнастика «Приходил к нам мишка, приносил по шишке»

8. Этюд на определение звуков «Что слышно?»

9. Игровой момент «Превращение»

10. Разыгрывание сказки

11. Танец парами

12 Анализ игровой деятельности

2з.

«Волшебные дорожки»

1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»

2. Игровой момент «Волшебные дорожки» на создание проблемной ситуации

3. Музыкально-ритмическое упражнение «Подскоки, бег, ходьба»

4. Слушание отрывка П. Чайковский «Времена года»

5. Этюд изобразительного характера «Кто в лесу живет»

6. Дыхательное упражнение «Ветер»

7. Релаксация «Тихо падает снежок»

8. Речевая, ритмическая игра «Повтори ритм»

9. Разыгрывание сказки

10. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

3з.

«Я и мое настроение»

1з. Игра на внимание «Угадай название сказки» (мимика, движение, жесты)

2. Ритмический танец «Буратино»

3. Этюд- имитация «Я и мое настроение»

4. Речевое упражнение «Ай да, я»

5. Игра на внимание «Тихо и осторожно»

6. Разыгрывание сказки в театральных шапочках

7. Хоровод «Шире круг»

8. Анализ игровой деятельности детьми

4з.

«Для чего нужен театр»

1. Диалог-тренинг «Для чего нужен театр»

2. Этюды на тему «Дружная семья»

3. Игровой момент «Полет на ковре самолете»

4. Коррекционно-речевая игра «Мы летим над облаками»

5. Творческое задание «Куда мы попали»

6. Музыкальная игра «Слово на ладошке»

7. Разыгрывание сказки в театральных костюмах

8. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

Март

Тема

Содержание занятия

1з.

«Международный день театра»

1. Беседа о Международном дне театра, видов театра

2. Этюды на выражение эмоций

3. Дидактическая игра «Не зевай!»

4. Речевая игра «В дремучем лесу»

5. Пальчиковая игра «Улитка»

6. Разыгрывание основных сцен сказки

7. Мимический этюд «Изобрази характер персонажа»

8. Ритмический танец «Разноцветная игра»

9. Релаксация «Балтийский берег»

10. Анализ актерского мастерства

2з.

«Детский театр»

1. Сюжетно-ролевая игра «В детском театре»

2. Игры на развитие слухового внимания для зрителей

3. Премьера спектакля для детей детского сада

4. Антракт (чаепитие, поощрение детей в роли артистов)

5. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

3з.

«Весна пришла»

1. Загадка о весне

2. Путешествие в весенний лес (проектор, экран)

3. Релаксация «Голоса весеннего леса» (Э. Григ «Восход солнца»)

4. Творческое задание «О чем поют птицы»

4. Музыкально-дидактическая игра на внимание «Эхо»

5. Музыкально-ритмическое упражнение «Всадники и упряжки» Витлина

6. Артикуляционная гимнастика «У меня есть конь»

7. Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

6. Разыгрывание сцен сказки. Работа над речетативами

7. Хоровод «Как у наших у ворот»

8. Анализ музыкально-игровой деятельности детьми

4з.

«Атрибуты и костюмы для театра»

1. Психологическое упражнение «Я здороваюсь везде»

2. Ритмический танец «Волшебный цветок»

3. Пальчиковая игра «Цветки»

4. Музыкальная игра «Разыгра»

5. Ритмическое упражнение «Кто хочет побегать?»

6. Разыгрывание сказки с использованием музыкальных инструментов, театральных шапочек

6. Парный танец «Смени пару»

7. Анализ театрально-музыкальной деятельности детьми

Апрель

Тема

Содержание занятия

1з.

«Изобразительные особенности музыки»

1. Музыкальное приветствие «День добрый»

2. Беседа о просмотренном спектакле г. Калининграда и детском театре-сходство и отличия

3. Музыкально-ритмическое упражнение «Ветер и ветерок» на развитие динамических ощущений

4. Дыхательное упражнение «Запах весны»

5. Коррекционная игра «Подснежник»

6. Разыгрывание сказки с использованием музыки П.Чайковского «Подснежник»

7. Релаксационное упражнение «Семья деревьев»

8. Анализ музыкально-театральной деятельности детьми

2з.

«Театр и речь»

1. Дидактическая игра «Угадай кто зовет»

2. Голосовое упражнение «Самолет»

3. Музыкально-ритмическая игра «Самолеты»

4. Коррекционная игра «Мы на самолеты сели»

5. Игры на внимание с предметами

6. Текстовая работа над речетативами спектакля

7. Репетиция сказки

8. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

9. Ритмический танец «Волшебный цветок»

3з.

«Едет матушка Весна»

1. Психологический настрой «Голоса весеннего леса»

2. Звуковая культура речи «Изобрази пение птиц»

3. Речевая игра «Ветер в наш лес песню занес»

4. Музыкально-дидактическая игра «Бабочки на лугу»

5. Творческое упражнение «Подснежник»

6. Коррекционно-дыхательная гимнастика «Дыхание весны»

7. Разыгрывание сказки в театральных шапочках

8. Игра на внимание «Подбери к персонажу предметы»

9. Анализ музыкально-театральной деятельности детьми

10. Свободный танец персонажей

4з.

«Отмечаем день Дружбы»

1. Беседа о дружбе в детском саду, в театре, в семье

2. Психологический тренинг «Вместе мы подружимся»

3. Хоровод «Большой хоровод»

4. Музыкальная игра «Мы-ребята лучше всех»

5. Игровой момент «Путешествие на выступление в другой город». Ритмический танец «Мы едем, едем, едем» Компанейца

6. Разыгрывание сказки в костюмах

7. Анализ театрально-игровой деятельности детьми

Май

Тема

Содержание занятия

1з.

«Если бы у меня была волшебная палочка»

1. Музыкально-дидактическая игра «Эхо»

2. Звуковая культура речи «Кто-то спрятался за дверь, угадайте поскорей!»

3. Изобразительный этюд «Покажи кто зовет»

4. Пантомима «Изобрази настроение» (на заданную тему)

5. Игровой момент «Волшебная палочка»

6. Творческое задание «Волшебники»

7. Разыгрывание основных сцен сказки, подбор новых средств выразительности: голоса, мимики, жестов, эмоций

8. Анализ актерского мастерства детьми

9. Ритмический танец «Скачет лягушонок»

2з.

«Явления природы и театр»

1. Мимический этюд «Угадайте, что я делаю?»

2. Этюды на внимание «Явления природы»

3. Игра на металлофонах изобразительного характера

4. Музыкальная игра «Солнышко и дождик»

5. Инсценирование песни «Цветочная полька»

6. Психологическое упражнение «Обнимашки»

7. Речевая, пальчиковая игра «Смешные человечки»

8. Разыгрывание сказки, индивидуальное исполнение певческих номеров

9. Анализ музыкально-театральной деятельности детьми

10. Ритмический танец «Скачет по полям»

3з.

«Костюмерная детского театра»

1. Мимический, жестовый этюд «Давайте поздороваемся, поприветствуем друг друга»

2. Беседа о костюмерной детского театра

3. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по костюмерной», «Когда я был артистом»

4. Исполнение сцен из любимых спектаклей в театральных костюмах, шапочках

5. Психологический тренинг «Радость от общения в театре»

6. Ритмический танец «Дружба крепкая»

4з.

«День открытых дверей»

1. Выступление на празднике, посвященному Дню защиты детей» для взрослых и детей детского сада

2. Чаепитие за праздничным столом

3. Беседа о выступлениях в спектаклях за учебный год

Организационно-педагогические условия реализации программы

     Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации  и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МБУ «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции», правила внутреннего распорядка для детей на 2019-2020 учебный год, локальные акты.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать дополнительные программы с учетом интересов и возможностей детей дошкольного возраста.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Кадровое  обеспечение реализации программы

       Занятия проводит музыкальный руководитель, воспитатель.

Материально-техническое обеспечение программы

  • помещение для занятий (музыкальный зал), соответствующее СанПин;
  • ТСО (музыкальный центр, компьютер, проектор, интерактивный экран);
  • фонотека, необходимые для постановки спектакля музыкальные произведения в записи, фортепиано;
  • атрибуты, театральные костюмы, шапочки, декорации театра

Дидактическое обеспечение

- репертуарные сборники

- аудиофон

- речевые игры

- картотека музыкальных и речевых игр со словом

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий – фронтальные, групповые, индивидуальные.

Информационное обеспечение реализации программы

- мультимедийная установка

- интерактивная доска

- интернет-ресурсы

Список литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
  4. Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14»
  6. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Литература для  педагога

8.Сорокина Н.Ф. «Театр-творчество-дети» (М: АРКТИ, 2001 г.)

  1. Буренина А.И. «Театр всевозможного» (Вып.1, Спб, 2002 г.)
  2. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания «Искусство и образование» №2 (12), 2000 г.
  3. Миханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» (М:Творческий центр, 2001 г.)
  4. Петрова, Сергеева, Петрова «Театрализованные игры в детском саду» (М: «Школьная пресса», 2000 г.)
  5. Поляк. Л.  «Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» (С-П.: «Детство-ПРЕСС 2000 г.)
  6. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» (Москва, 2005г.)
  7. Каплунова И., Новосельцева И. «Праздник каждый день» (Композитор, 2000 г.)
  8. «Приглашает детский сад» под редакцией Мусиенко С., Черниной В., 2002 г.
  9. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» (М:Педагогика 1994 г.)
  10. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» (М:АРКТИ 2001 г.)
  11. Шипицина Л.М., ЗащиринскаяО.В. «Азбука общения» (Спб:ДЕТСТВО-ПРЕСС 1998 г.)
  12. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» (Харьков: Фолио; «Издательство АСТ» 2000 г.)
  13. Богуславская, Купина «Веселый этикет» (Екатеринбург, «АРД ЛТД» 1999 г.)
  14. Журнал «Музыкальный руководитель» (М:с2005 г.)
  15. Журнал «Палитра» (М: с 2009 г.)
  16. Журнал «Колокольчик» М: с 2009 г.)
  17. Интернет-журнал «Психология и музыка» (1-5 выпуск)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа Музыкально-театральной студии «Овация» - «Кладовая радости»

Данная программа предназначена для организации занятий в музыкально-театральной студии, охватывающей всех воспитанников детского дома при подготовке и проведении различных праздников, воспитател...

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»

Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....

Программа профильного музыкально-театрального отряда «Вдохновение»

Воспитание, развитие, становление ребят идёт только в деятельности, которую они понимают и принимают душой и сердцем. Каникулы время действий, проб и проверки своих сил в образовательной деятельности,...

"Музыкальный Петербург: музыкально-театральный урок в Мариинском -2"

"Музыкальный Петербург: музыкально-театральный урок в Мариинском -2". Воспитание культурного слушателя, знакомство с историей и соврменностью Санкт-Петербурга, формирование патриотических чувств...

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «КОРАБЛЬ ДЕТСТВА» Музыкально-театральная программа на День открытых дверей.

Тема: «Корабль детства».Цель: привлечение детей и подростков в систему дополнительного образования.Задачи:   Провести рекламную акцию детского клуба;Дать представление о дея...

Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”

Модуль программы внеурочной деятельности“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы ...

Программа музыкально-театральной студии " Артист"

Данная программа направлена на развитие у учащихся вокальных данных, художественного воображения, фантазии, расширение кругозора, познание навыков актерского мастерства....