Публичное выступление "Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки"
учебно-методический материал по музыке

Семенюк Вероника Геннадиевна

Публичное выступление "Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«БРЯНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9»

Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки

Учитель музыки

Семенюк В.Г.

Г. Брянка

2024

Применение цифровых ресурсов и технологий на уроках музыки

Слайд

     Образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования цифровых   и электронных  ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации. Использование цифровых (ЦОР) и электронных (ЭОР)   технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью цифровых  и электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Урок – это основная педагогическая форма организация процесса познания человеком мира посредством формирования опыта своей жизнедеятельности.

Как  сделать урок  музыки сегодня  интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?

Конечно, применяя цифровые и электронные технологии.

Слайд

Применение  цифровых и электронных технологий  позволяет: 

  1. По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
  2. Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
  3. Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
  4. Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
  5. Формировать духовный мир ребенка.

Слайд.

Данный слайд демонстрирует нам преимущества цифровизации в образовании перед традиционным обучением.

Преимущества цифровых и электронных технологий  в образовании перед традиционным обучением:

  •  значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники повышают эффективность усвоения материала.
  •  позволяют повысить мотивацию обучающихся к обучению.
  •  вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
  • Помогают качественно изменить контроль    деятельности  обучающихся.
  • Позволяют наглядно представить результат      работы ученика.

Слайд

Этот слайд указывает нам направления использования цифровых и электронных технологий в работе учителя музыки

Эффективность применения

  • Систематичность применения .
  • Компетентность учителя в технологиях
  • Интерес и инициатива учителя.
  • Творчество.
  • Наличие современных технических средств

Направления использования цифровых и электронных технологий  в работе учителя музыки:

  • как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
  • закрепление изложенного материала  (обучающие программы)
  •  проведение практических занятий, самостоятельной работы;
  • контроль и проверка знаний обучающихся (викторины, тесты)
  • диагностика качества обучения (тесты);
  • подготовка презентаций, докладов, выступлений;
  •  самообразование учащихся и педагога;
  • видеосъемка школьных мероприятий
  •  создание видеотеки;
  • получение информации через Интернет;
  •  электронная переписка.

Слайд

Мы имеем возможность ознакомиться с типами электронных изданий

Типы электронных  изданий:

- электронные учебники;

- электронные энциклопедии;

- электронные справочники;

- электронные каталоги:

- электронные библиотеки;

- обучающие программы;

- электронные тренажеры;

- электронные тесты.

А также рисунки, иллюстрации картины, фото,  видеоматериалы, таблицы, схемы, презентации

Давайте рассмотрим несколько примеров применения цифровизации учителем на уроке музыки в школе.

Медиапроигрыватели

 Слайд Медиаплеер Winamp

 Слайд  Медиа проигрыватель AIMP

Информативные – энциклопедии

Достоинством данных программ является большой объем предлагаемой информации

Слайд

Музыкальная энциклопедия Классическая музыка

Слайд

Энциклопедия популярной музыки

Посвящена року, джазу и поп – музыке

Иллюстрированная история:

- отечественной поп музыки

- зарубежной поп музыке

- джаза  

Более 3300 статей

300 иллюстраций

600 аудиофрагментов

23 видеофрагментов

Словарь: 400 музыкальных термина

Слайд

Энциклопедия музыкальные инструменты

Слайд

Шедевры музыки

уникальный мультимедиапродукт для всех, кто интересуется классической музыкой  и историей ее развития.

Слайд

Тематические– обучающе-развивающие

Данные программы с помощью анимации, трехмерной графики в интересной форме  знакомят нас с содержанием, музыкальными особенностями и художественными образами отдельных произведений выдающихся мировых композиторов. 

             Слайд    Ютуб «Шишкина школа», «Академия занимательных искусств »»

Слайд

Образовательно-игровые программы

Такие программы  помогают активизировать внимание  учеников, слушать много разнообразной музыки, ориентироваться в эпохах и стилях, а игровой элемент программы, позволяет сделать ее не скучной и интригующей

Слайд

Музыкальный класс

это веселое развлечение, игра и уроки музыки одновременно.

слайд

слайд

Клиффорд. Угадай мелодию  

Слайд

Пение караоке

Слайд

Практический курс  «Учимся понимать музыку»

  • приобщиться к мировой музыкальной культуре;
  • развить музыкальный слух и чувство ритма;
  • научиться уверенно говорить о музыке, обсуждать музыкальные произведения;
  • различать десятки музыкальных жанров, стилей и направлений;
  • чувствовать музыкальные настроения и интонации;
  • разобраться в системе музыкальных терминов;
  • понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.

            Слайд

          «Играем вместе с музыкой»  

           В своей  практике  цифровые   и электронные образовательные  ресурсы  я  использую  как  комплекс средств обучения, в который входят:

  • Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов,  фрагменты народных праздников. (пример)

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

  • Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, Иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов, исполнителей, документальные и художественные фотографии, презентации (пример)
  • Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры.

- Использую клавишный синтезатор с его функциями авто аккомпанемента, запрограммированными современными ритмами.

- Звуковые фонограммы музыкальных произведений. А также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом; (пример)

- «минусовка»  дают мне несколько дополнительных степеней свободы. Подготовив заранее к уроку ритмизованную– «минусовую» фонограмму, я  могу  себе позволить сосредоточиться на хормейстерских задачах: полноценно дирижировать, подходить к отдельным ученикам, помогая жестами и своим голосом «вычистить» интонацию тем, кто в этом нуждается. Опыт показывает, что при такой организации хоровой  работы, помимо удовольствия (что само по себе немаловажно!), приучаются лучше контролировать своё пение. При этом вокальное развитие класса идёт заметно более быстрыми темпами.

-      Литературный аудио и видео ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь(вербальная (словесная) характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.

-  Творческие домашние  задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития. (пример) Создать презентацию, пройти тест на сайте РЭШ, снять видеоролик (плохо получается)

Слайд

Использование цифровых и электронных технологий  на уроке

  • позволяет сделать занятие более интересным и наглядным;
  • повышает результативность и способствует рациональной организации учебного времени;
  • помогает в проведении контроля знаний, организации самостоятельной работы учащихся (создание презентаций);
  • способствует более глубокому   изучению предмета

Проблемные поля

  • нет компьютера в домашнем пользовании у некоторых учащихся;
  • мало времени отводится для самостоятельных занятий в компьютерных классах;
  • в рабочем графике педагога не отведено время для исследования возможностей Интернет.

ВЫВОД:

Урок с использованием цифровых и электронных ресурсов

оснащенный всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становится базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

       В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами образование XXI в. мыслится как всё более и более компьютеризированное, что соответственно ведёт к изменению роли учителя. Педагог уже не является ни главным, ни тем более единственным источником знаний. Компьютер вкупе с Интернетом сегодня может дать ученику неизмеримо больший объём информации, а специальные программы и базы данных позволяют быстрее и объективнее проверить прочность усвоения правил, фактов, закономерностей. В системах «человек – информация», «человек – знаковые системы» учитель всё более отходит на второй план, выполняя тьюторскую функцию помощи в случае возникновения у ребёнка вопросов или затруднений.

    Но, несмотря на минусы,  учитель музыки был, есть и будет главным носителем и проводником содержательного смысла в процессе постижения искусства. А современные цифровые технологии лишь обеспечивают качественное и разнообразное наполнение образовательного пространства, которое он выстраивает в соответствии со своей художественно-педагогической концепцией. Это – главный приоритет, который необходимо сохранить в процессе технологической модернизации содержания и структуры урока музыки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение компьютерных технологий на уроках музыки

Слайд 2

Направление Внедрение мультимедийных технологий в практику музыкального образования делает возможным сочетание дидактических функций компьютера с традиционными средствами обучения, обогащает и наполняет учебный процесс новыми формами работы, создает инновационные методики преподавания музыки в системе начального образования, а также способствует более эффективному усвоению музыкальных знаний и их реализации в музыкально-творческой деятельности младших школьников на этапе начального музыкального образования.

Слайд 3

Цель: Расширение теоретических и методических представлений студентов о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере общего музыкального образования, становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности.

Слайд 4

1 углубление представлений о многообразии подходов к массовому музыкальному образованию на современном этапе; 2 профессионально-личностное совершенствование студентов как педагогов-музыкантов в процессе освоения передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта; 2 развитие музыкально-педагогических умений в реализации музыкального обучения и воспитания с использованием инновационных методов и приемов; 4 совершенствование способностей анализа и самоанализа музыкально-педагогической деятельности с позиций ее соответствия современным требованиям. Задачи:

Слайд 5

- применение сканера, мультимедийного проектора в презентациях, что дает возможность более тщательного отбора материала, делает визуальный ряд более качественным и вместе с тем позволяет выносить на экран необходимые таблицы и схемы; - набор и редактирование текста в процессе работы над рефератами. Компьютер дает возможность качественного ввода текста, включая его дальнейшую редакторскую правку и верстку с размещением репродукций в тексте; - создание презентаций рефератов в программе Роwer Point, что позволяет сделать выступление учеников еще более наглядным и интересным. Использование компьютера на уроках музыки:

Слайд 6

Использование информационных технологий:

Слайд 7

учитель формирует музыкальный материал; восстанавливает звучание музыкальных произведений плохого качества звука; учащиеся помогают учителю музыки пополнять фонотеку, видеоколлекцию, фотогалерею и т. д. ищет в Интернете нотные записи любого произведения; Восприятие музыки:

Слайд 8

Песенное творчество Учитель: демонстрирует популярный способ пения - караоке; предлагает ученику не петь припев, создавая тем временем музыкальное сопровождение; воплощает в жизнь творческие замыслы относительно написания песен; устанавливает и регулирует скорость песни, диапазон звучания, тональность исполнения; записывает голоса детей; выпускает диски с записью лучших исполнителей класса.

Слайд 9

Раскрытие творческого потенциала учащихся Ученики: сочиняют произведения современной музыки из готовых наборов — шаблонов различных групп инструментов; создают аккомпанемент к своим стихотворным произведениям; создают видеоклипы; создают собственные ремиксы, могут быть ди-джеями; значительно легче объяснить динамику музыкального произведения.

Слайд 10

Наглядность обучения Учитель: демонстрирует слайд-шоу на тему урока; использует ресурсы электронных энциклопедий, фото-, и видеоматериалы; «путешествует» с детьми по Интернету, например мировыми оперными сценами; просмотр в прямом эфире балета, оперы; просмотр мультфильмов, созданных по сюжетам опер или с использованием шедевров классической музыки (например: «Волшебная флейта», «Щелкунчик»). Игровые виды деятельности Учитель: на уроке организует игру «Караоке в классе»; организует игру «Угадай мелодию»; создает и проводит игру «Узнай песню только за вступлением».

Слайд 11

Цифровые образовательные ресурсы Видеоряд Синтезированный зрительный ряд

Слайд 12

Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры. Звуковые фонограммы музыкальных произведений. Литературный ряд

Слайд 13

Варианты презентаций : - звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение); - изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.);

Слайд 14

- видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов); - мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала);

Слайд 15

Область применения ОП.05.История музыки и музыкальная литература ПМ.02. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных учреждениях ПМ.02. УП Практика по формированию навыков по составлению конспектов уроков и сценариев внеурочных музыкальных мероприятий ПМ.02. ПП Практика пробных уроков ПМ.02. Практика по формированию навыков проведения внеурочных музыкальных мероприятий

Слайд 16

Общие компетенции ОК 1. Понимают сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организуют собственную деятельность, выбирают типовые методы решения профессиональных задач, оценивают их эффективность и качество. ОК 3. Принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несут за них ответственность. ОК 4. Осуществляют поиск и используют информацию, необходимую для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Используют информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работают в коллективе и команде, взаимодействуют с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставят цели, мотивируют деятельность обучающихся, организуют и контролируют их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определяют задачи профессионального и личностного развития, занимаются самообразованием, осознанно планируют повышение квалификации. ОК 9. Осуществляют профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Слайд 17

Профессиональные компетенции ПК 2.1. Определяют цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планируют их. ПК 2.2. Организуют и проводят уроки музыки. ПК 2.3. Организуют и проводят внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении. ПК 2.4. Выявляют музыкально одаренных детей и оказывают им педагогическую поддержку.

Слайд 18

Презентацию подготовила Леонтьева В.А., преподаватель музыкальных дисциплин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

"Цифровые технологии на уроках музыки" (из опыта работы)

Данная работа содержит  описание опыта использования цифровых технологий в работе учителя музыки при подготовке и проведении уроков и различных мероприятий. Материал может быть интересен всем пед...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Использование инновационных информационных технологий на уроках музыки.Статья " Как сделать урок музыки эффективным?"

В статье раскрывается тема применения информационных технологий на уроках музыки. Рассматриваются различные формы применения  мультимедийных средств на уроках.  Применением ИКТ на уроках муз...

Использование инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе.

Отчет работы методического объединения учителей эстетического цикла и технологий над использованием инновационных технологий на уроках музыки, изобразительного искусства и технологии в школе....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "АКТУАЛЬНЫЕ ТИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УРОКОВ МУЗЫКИ"

1. Педагогическая технология это...2. Типы педагогических технологий3. Актуальные типы педагогических технологий для уроков музыки...

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»

Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...