урок музыки 6 класс на тему "Древность и современность"
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Полевая Наталья Владимировна

урок музыки 6 класс на тему "Древность и современность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый  урок по музыке

в 6 классе на тему:

Древность и современность.

«Фрески Софии Киевской».

 

Цель:

  • создать педагогические условия, при которых ученик сможет объяснить, какими средствами в  современной   музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы, познакомиться с терминами «арпеджио»,  «музыкальный  орнамент»;
  • ученик сможет спроектировать музыку к фрескам, выделить элементы     музыкальной речи, определить живописные и музыкальные средства выразительности, развивать творческое мышление;
  • ученик сможет задуматься и высказать собственное мнение о роли темы духовности  в наши дни, приобщаться к духовной национальной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии:  исследовательская  (эвристическое погружение,

                              мозговой штурм);

                              информационная (сообщение);  

                              здоровьесберегающая (метод пластического движения,

                              вокальные упражнения).  

                              

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах).

 Оборудование: компьютер с проектором,  магнитофон, ямаха.

Дидактический материал: презентация к уроку, учебник, рабочая  тетрадь, картонные геометрические фигуры.                           

Раздаточный материал:  нотный текст песни Е.Крылатова «Молитва».

                                                                                                  

Ход урока:

Музыканты – извечные     маги

Вызывают виденья веков…

                                                                                                                                Б.Дубровин

 

  1. Организационный  момент. Вход в класс под «Прогулку» М.П.Мусоргского.

      II.      Проверка домашнего задания.  Подготовка к новому материалу  на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

 -Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

   (Это пьеса «Прогулка» из сюиты Мусоргского «Картинки с выставки».)

Вспомните, какую роль выполняет «Прогулка» в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).

 На экране схема:

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Балет                                           Богатырские

                          невылупившихся                                     ворота

                                 птенцов

Прогулка                                         Прогулка                                         Прогулка

 

Посмотрите, на какую музыкальную форму  похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где «Прогулка»  – рефрен, «Балет невылупившихся птенцов» и «Богатырские ворота»- эпизоды)

 

На экране появляется формула  А + В + А + С + А,

                                                      где  А – рефрен, ВС – эпизоды

- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.                                                                               

(ученики выкладывают на партах, доске треугольник, круг, треугольник, квадрат, треугольник)

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор).

Как такой узор  называется в декоративно-прикладном искусстве? (Орнамент)

III. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

Итак, сегодняшняя музыкальная экскурсия тоже будет связана с орнаментами и живописными, и музыкальными. По моему небольшому вступлению попробуйте определить тему сегодняшней  музыкальной экскурсии.

 Мы отправимся с вами в столицу Украины, г. Киев.  В г. Киеве находится собор Святой Софии.  Однажды, увидев красоту и богатство древней архитектуры этого собора, композитор Валерий Григорьевич Кикта создал уникальное музыкальное произведение и назвал его «Фрески Софии Киевской». (Дети пробуют самостоятельно определить тему урока).

Собор  был заложен в 1037 году (11 век) великим князем киевским Ярославом Мудрым (отец его Владимир, Красно Солнышко).

В соборе  Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаика и фреска. Стены и купола собора украшены изображениями главных персонажей и сценами христианского вероучения: Христос Вседержитель. Богоматерь, Апостолы,  а также светскими композициями: изображение семьи Ярослава Мудрого, игра скоморохов, ипподром и другие интереснейшие изображения.

Значительное мест занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек, геометрических построений.

В концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта одну из частей так и назвал «Орнамент». Я предлагаю вам послушать этот музыкальный узор. Запишите на странице слушания. (Слайд «Схема построения концерта»).

-Какие ощущения вас охватили при слушании?

Какую особенность вы наблюдали в звучании арфы? ?( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

_-Какую особенность вы наблюдали в звучании арфы? (волнистую линию). Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно ( учитель показывает разложенные аккорды намуз. инструменте).

Проектная деятельность в творческих группах.

Разделимся на 2 группы: музыканты и художники.

Итак, представьте живописную фреску «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

 Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

 Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Художники, определяют, глядя на фреску,  элемент живописи и подчёркивают его, а музыканты находят в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяют его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить  результаты вашей деятельности.                 

                                  ТЕСТОВЫЕ  СПРАВОЧНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

                  МУЗЫКА

                 ЖИВОПИСЬ

Мелодия – поступенная, скачкообразная

Линия – прямая, ломаная

Тембр инструментов –

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

деревянные духовые: дудки, гудки.

 

Колорит – ясный,

                  мерцающий,

                  яркий.

Форма – рондо, вариация, двухчастная

Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное

Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст

Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

 

  на экране  «Портрет дочерей Ярослава Мудрого» (дети работают)

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

   Слушание «фрески» «Портрет дочерей Ярослава Мудрого»

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).                           

Правильный вариант ответов

 

Мелодия – поступенная

Линия – прямая

Тембр – арфа, скрипка-тремоло

Колорит – мерцающий

Форма – вариация

Композиция – располож. частей повторное

Развитие музыки – динамическое, темповое

Развитие худ. идеи – приближение

 

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (возможный ответ детей: темповое развитие) Сравнение. 

Результат:- Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

Рефлексия: - Ребята,трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

                           - Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение   определять живописные и музыкальные средства выразительности)

Вывод:  - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас, потомков, события древности.

 – Как вы считаете, у него это получилось?

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной  формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио).

Физ. минутка. Пластические движения.

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 ). Каждый из вас – это струна, звук. Вы - звуки  аккорда, разложенного по типу арпеджио. (Дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем инструмент).

-Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

IV. Исполнение  «Молитвы» Е.Крылатова .

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?  

Замечательный союз  поэта и композитора (Юрий Сергеевич Энтин  ( 21.08.1935) и Евгений Павлович Крылатов) создал детскую песню, утреннюю молитву, но прежде, чем её послушаем, пригласим с подготовленным сообщением К.Щедушину. приготовим голосовой аппарат к пению.

а) Вокальные упражнения:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

-Сели ровно, спинки выпрямили.   Вокальные упражнения.

а) Сообщение ученицы о Святой Софии и её детях Вере, Надежде, Любви;

 б)Исполнение молитвы Е.Крылатова учителем;

г)Первые 4 строчки поёт учитель. Вторые 4 строчки – весь класс.

 д) Вывод:

- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVII века?

  ( здесь одноголосный унисон,                                там многоголосье - присутствует аккомпанемент,                       исполнительский приём «а капелла»)                                  

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

 V.Подведение итогов.

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём  проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём.  В этом заключается  внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

 Оценки за урок.  - Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить    ребят, которые работали у доски: (Имена).

VI. Домашнее задание:

- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в своей тетради  свои размышления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Урок музыки в 7 классе. Итоговый урок по теме четверти: "Что значит современность в музыке"

Использование игровых приёмов из методики критического мышления в процессе чего развивается логическое мышление, воображение, умение анализировать....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Реализация ФГОС в практике преподавания музыки "МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И АЛГОРИТМ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К УРОКУ"

1. Характеристика вертикальной структуры педагогических технологий2. Системность, научность, структурированность и управляемость в технологии развивающего обучения3. Методы активизации обуча...