Урок музыки - 6 класс.
план-конспект занятия по музыке (6 класс)

Норкаллаева Амина Гуфроновна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель музыки: Мулумба В. И.

Образовательный центр №5

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 6

Преподаватель фортепиано: Цветенко А. Г.

Студентки 40 группы

Норкаллаевой Амины Гуфроновны

Преподаватель вокала: Гапонова М. А.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема урока музыки: «Край в котором ты живёшь»

Цель: знакомство детей с жизнью и творчеством О. Г. Митяева, привить любовь к родному краю и природе

Задачи:

Образовательная: учить овладевать навыками осознанного слушания музыкальных произведений, познакомить с жанром бардовской песни, проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании образа природы

Развивающая: развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

Воспитательная: воспитывать любовь к музыке родного края, патриотизм

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод пластического интонирования

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано

Музыкальный репертуар: О. Г. Митяев «Я счастлив, что моя Родина-Урал», «Челябинск», «Изгиб гитары жёлтой»

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Создать условия для погружения в тему и атмосферу урока.

Здравствуйте, ученики!

Наш урок мы начнем со стихотворения, которое раскроет тему нашего урока.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем,

И березки, вдоль, которых

Взявшись, за руки идем.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, …

Сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном месте - это место, наш родной край, познакомимся с песнями и стихами, которые сочинили наши земляки- уральцы

А начнём мы наш урок с небольшой викторины.

1. Как называется наш край?

2. Какие знаете достопримечательности?

3. Мы живём в Европе или в Азии?

4. Какие вы знаете города в Челябинской области?

- Здравствуйте, учитель!

- В котором мы живём!

- Урал

- Арбат, заводы, горы.

- Посередине

- Карабаш, Копейск

4 минуты

Организация слушательской деятельности

Учить овладевать навыками осознанного слушания музыкальных произведений, познакомить с жанром бардовской песни, проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании образа природы

развить творческую способность, креативность детей.

Развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

Мы живём в краю, который называется Урал. Мы живем и не подозреваем, какая кругом земля, насколько она богата историческими событиями. Земля эта соединяет Европу и Азию, соединяет народы и их культуры. Нам жить на этой земле, здесь наш дом. Нам хранить историю наших предков и передавать её нашим детям. Сейчас мы прослушаем песню. А вы подумайте как она называется, внимательно слушая слова.

О. Г. Митяев «Я счастлив, что моя родина Урал»

- О чём эта песня?

- Как бы вы назвали её?

Тема любви к Родине, родному краю. Автор с любовью и восхищением описывает природу родного края, подчёркивает его богатства. Обращается к истории. Мотив дороги, пути человеческой жизни в исследовании родного края слышен в последней части песни. Он подчеркивает древность происхождения Уральского хребта, его значимость – с любой вершины можно увидеть всю необъятную родину: Алтай, Кавказ, Камчатку, Крым.

Сочинил эту песню наш уральский композитор - бард Олег Григорьевич Митяев.

-А какого исполнителя мы называем бардом?

Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни Булат Окуджава говорил: «Это поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий: «Это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку»

О. Митяев родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске, в рабочей семье. С детства мечтал стать кинологом. В 1971 году поступил в Челябинский монтажный техникум по специальности техник- электрик. С детства играл на гитаре. Отслужив в армии, поступил Челябинский институт физкультуры по специальности тренер по плаванию и закончил его с отличием. Работал преподавателем в институте, зав. клубом под Челябинском, художником, играл в ансамбле. В 1985 году был приглашён на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. Снялся в нескольких кинофильмах. Песни Митяев пишет с 1979 года. И поскольку композитор родился в городе Челябинске, он просто не мог не сочинить песню о своём родном и любимом городе.

О. Г. Митяев «Челябинск»

-О чём эта песня?

Автор для описания родного города использует правдивые образы, не совсем поэтичные «домики в хляби», «Сизым смогом одетый», «дремлет, как старый дед».

А где- то есть места красивее и теплее, без затяжной зимы, где шумит океан, и порой туда очень хочется отправиться. И всё- таки автор подчёркивает, что родной дом - самое дорогое для человека место на земле. «Но прочих родней планет, В жёлтых огнях Челябинск Дремлет, как старый дед»

Впервые с движением авторской песни Олег Митяев познакомился после окончания первого курса Челябинского института физкультуры, когда с приятелем приехал отдохнуть на Ильменское озеро. И был поражён необычным зрелищем. Всё побережье было усыпано кострами и палатками, и почти все люди пели песни под гитару. Был тёплый июньский вечер, и царила необыкновенная атмосфера умных и добрых людей и песен. Всю ночь они бродили от костра к костру, слушали песни, купались, потом снова слушали.

На вопрос, как он написал свою первую песню, он рассказал, что он шёл поберегу Ильменского озера, был теплый летний вечер, и совершенно неожиданно набрел на костры, людей, поющих под гитару. Шел один из первых Ильменских фестивалей авторской песни. Была очень непосредственная и дружеская обстановка, и его настолько это впечатлило, что он решил на следующий год обязательно сюда вернуться и тоже что-нибудь спеть. Так родилась песня, которая практически сразу стала походным гимном - "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Олег написал ее на лекции по плаванию в институте физкультуры, это было в 1979 году, когда будущей звезде авторской песни было 23 года. С тех пор больше десяти альбомов, несколько сборников, а на концертах - всегда аншлаги.

Давайте посмотрим видео где сам Олег Митяев исполняет эту песню.

Видео «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

- О Родине, о том что Родина самое дорогое, что у нас есть

- Родина Урал

- Человек, который поёт под гитару.

- Песня о малой родине, о родном городе.

Смотрят видео

18 минут

Организация исполнительской деятельности

Учить петь под сопровождение инструмента, по руке, петь в унисон, развить память

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре

- Большие скачки

- Пение на одной ноте

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Работа над песней

Ритмические: выдерживание длительных нот

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни

Дикционные:

- Четкое проговаривание «Б», «Т» проговаривание окончаний

-Проговаривание труднопроизносимых мест

- Произношение текста.

Вам понравилась песня?

Давайте мы сейчас её с вами разучим.

- Да!

Спели распевку и разучиваем под фортепиано песню

15 минут

Итог урока

Закрепить полученные знания во время урока

- У вас замечательно получилось исполнить песню! А наш урок подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и очень интересного. Я бы хотела вас попросить взять ручку и отметить на лестнице ступеньку на которой вы оказались к концу урока. Если у вас всё получилось и урок прошёл отлично значит вы наверху, а если вам было что-то непонятно и неинтересно, то ставьте себя на первую ступеньку.

- Спасибо за урок, до свидания!

- запомнили, что А. К. Лядов был создателем симфонической миниатюры, познакомились с новыми инструментами, пели и слушали музыку.

Подводят итог

- До свидания!

3 минуты



Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель музыки: Мулумба В. И.

Образовательный центр №5

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 6

Преподаватель фортепиано: Цветенко А. Г.

Студентки 40 группы

Норкаллаевой Амины Гуфроновны

Преподаватель вокала: Гапонова М. А.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема урока музыки: «Мир чарующих звуков: романс»

Цель: ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса

Задачи:

Образовательная: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки

Развивающая: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при пении песен, развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

Воспитательная: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод пластического интонирования

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано

Музыкальный репертуар: А. Л. Гурилев романс «Колокольчик», Петр Булахов романс «Гори, гори, моя звезда», колыбельная «Сумерки сгущаются»

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Создать условия для погружения в тему и атмосферу урока.

Здравствуйте ученики!

Сегодня мы проведём с вами разговор о взаимодействии двух видов искусств: Музыки и Литературы. Нашим гостем на уроке будет ещё песенный жанр, а вот какой вы попробуете назвать сами в ходе нашей беседы.

- Но сначала... Что такое песня?

- Кто ее исполняет?

- А вы знаете много музыкальных инструментов? Сейчас мы это проверим, разгадав наш кроссворд.

Загадки:

#1054;н церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Целый оркестр он заменит один.
Как называется тот господин?
(Орган)

#1071; стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня?.. (рояль)

#1042; руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

4. А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Всех игрою веселит,

Всех и на танец пригласит.
Кто такая? Отгадай – ка…
Это наша… (Балалайка)

#1057;ам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

#1050;ак ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье... (скрипка).

Молодцы! Посмотрите, какое слово получилось по вертикали в нашем кроссворде?

-А теперь выберите тему нашего урока, чтобы использовалось слово романс:

;Музыка вокруг нас»

;Старинный русский романс»

;Нам песня строить и жить помогает»

- Здравствуйте, учитель!

- Из стихов и музыки

- Певцы голосов, музыканты на инструментах.

Разгадывают кроссворд

- Орган

- Рояль

- Гармонь

- Балалайка

- Барабан

- Скрипка

- Романс

4 минуты

Организация слушательской деятельности

Учить овладевать навыками осознанного слушания музыкальных произведений, познакомить с романсом, расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки

развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при пении песен, развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

.

Итак, тема нашего урока «Старинный русский романс». И сегодня я приглашаю Вас в музыкально - поэтическую гостиную, т.к. романс – это жанр камерной музыки, а камерная, значит, предназначенная для небольших (камерных) помещений и для небольшого количества слушателей.

- Кто из вас слышал что-нибудь о романсе? Что это за музыкальный жанр?

- Раз вы затрудняетесь, значит, нам предстоит это выяснить.

На самом деле «романс» возник в Испании в Средневековье в 15 веке.В XVI - XVII веках романс перешагнул границы Испании и стал очень популярен во Франции. А уже из Франции пришел в Россию и первоначально пелся только на французском языке в аристократических кругах русского общества.

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, на тему любви к природе, человеку, на тему воспоминаний об ушедшем. Исполняется одним солистом с инструментальным сопровождением чаще всего гитары.

В России романсы очень популярными стали в 19 веке. Русские композиторы Алябьев, Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Рахманинов, и многие другие, очень полюбили этот жанр лирической песни. В песнях-романсах этих композиторов музыкальное сопровождение было простым. Рояль или гитара только поддерживали певца и этим были похожи на русские песни. До сегодняшнего урока мы не задумывались, что одни романсы называют старинными, а другие классическими, или профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв и т.др.. Старинный романс – это совершенно особый жанр со своей собственной эстетикой. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Любили старинный русский романс М. Глинка, Н. Рубинштейн, П. Чайковский, Рахманинов. Все они находили в нём самый живой и искренний язык для воплощения любовных чувств, любовной культуры. По этой же причине старинный романс любили и любят за рубежом, находя в нем одно из неповторимых достижений русской музыки и поэзии.

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших "Очи черные", «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил» и др. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов. Среди них композиторы, о которых мы сегодня поговорим, их имена вы услышите позже, а сейчас прочитайте текст романса «Колокольчик» русского поэта И. Макарова.

Почему произведение называется «Колокольчик»? Раскройте содержание?

Ребята, кого на Руси называли ямщиком?

В словаре С. И. Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

Процитируйте строки из стихотворения, в которых говорится, о чём размышляет путник.

«Столько чувства в той песне унылой, столько чувства в напеве родном…

Послушайте романс «Колокольчик», о каких чувствах говорит путник?

Звучит романс «Колокольчик»

Как звучит мелодия романса?

Как звучит аккомпанемент, на что похожа мелодия?

-Послушайте ещё раз этот романс и нарисуйте мысленно картину, которая предстаёт перед путником, едущим в дальнюю дорогу?

Повторное слушание романса «Колокольчик».

У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов ассоциируется и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека.

Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека, какой образ рисуется в этом старинном произведении?

Чем наполнен этот образ? Для кого предназначался этот романс: простого народа или светского общества?

Романс «Колокольчик» был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.

-Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

А теперь ты почти позабытый…

Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторглась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

А сейчас я предлагаю вам взять цветные карандаши и бумагу, подумайте, какого цвета бывает музыка романсов? Нарисуйте ее.

Романс «Гори, гори, моя звезда»

Романс, который сейчас прозвучал написан Петром Булаховым и Василием Чуевским, а исполнила его великая польская певица Анна Герман.

Какая красивая и разноцветная получилось у нас ромашка под название романс?

А почему, как вы думаете?

Итак, мы незаметно подошли к финалу сегодняшней встречи в музыкально – поэтической гостиной.

Знакомятся с текстом романса Гурилёва «Колокольчик», который лежит у них на столах.

- Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной.

- Управляющий лошадиной тройкой.

- Он вспоминает дорогое прошлое: «И припомнил я ночи другие, и родные поля и леса»

- Тоска о чём-то родном, воспоминания, переживания, волнение.

- Поступенно, просто, искренне; близка естественной речи; с движением.

- Аккомпанемент простой, похож на вальс, хочется покачаться.

- Дальняя дорога, широкие поля, бескрайние леса, тишина.

- В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ.

- Размышлением о жизни, воспоминанием о дорогом, переживанием о чём-то ушедшем.

Дети рисуют

- У романса разный характер.

18 минут

Организация исполнительской деятельности

Учить петь под сопровождение инструмента, по руке, петь в унисон, развить память

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре

- Большие скачки

- Пение на одной ноте

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Работа над песней

Ритмические: выдерживание длительных нот

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни

Дикционные:

- Четкое проговаривание «Б», «Т» проговаривание окончаний

-Проговаривание труднопроизносимых мест

- Произношение текста.

Давайте вспомним песню, которую мы учили на прошлом уроке

- Да!

Спели распевку и поем песню под караоке

15 минут

Итог урока

Закрепить полученные знания во время урока

- У вас замечательно получилось исполнить песню!

Чтобы понять понравился ли вам урок, я выдам вам листочки, на которых хочу увидеть ваши эмоции. Попытайтесь в виде природы изобразить ваше внутреннее состояние от урока.

А наш урок подходит к концу, дежурный, соберите рисунки.

Спасибо за урок, до свидания!

Рисуют

- До свидания!

3 минуты



Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель музыки: Мулумба В. И.

Образовательный центр №5

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 6

Преподаватель фортепиано: Цветенко А. Г.

Студентки 40 группы

Норкаллаевой Амины Гуфроновны

Преподаватель вокала: Гапонова М. А.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема урока музыки: «Музыкальные инструменты»

Цель: знакомство детей с тембрами музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательная: научиться отличать на слух звучание инструментов, узнать на какие группы делятся музыкальных инструменты

Развивающая: развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

Воспитательная: продолжить развивать интерес детей к уроку музыки, воспитывать любовь к творчеству русских композиторов

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод пластического интонирования

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано

Музыкальный репертуар: «Веселый музыкант» муз А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Русские наигрыши», русская народная мелодия, звуки музыкальных инструментов: арфа, скрипка, фортепиано, флейта.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Создать условия для погружения в тему и атмосферу урока.

Здравствуйте, ученики!

Давайте тихонько сядем и прослушаем песню.

«Русские наигрыши», русская народная мелодия.

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

-Почему музыка входит к нам в разноцветном наряде?

-Что надо сделать для изучения музыкальных инструментов?

-Что необходимо узнать о музыкальных инструментах?

Ребята, кто обратил внимание, какая музыка при входе встретила вас сегодня?

Какие инструменты ее исполняли?

- Здравствуйте учитель!

- Потому что музыкальные инструменты разнообразные по звучанию

- Познакомиться с ними.

- Звучание, тембр, внешний вид.

- Русская народная

- Балалайка, ложки, трещётка.

4 минуты

Организация слушательской деятельности

Учить овладевать навыками осознанного слушания музыкальных произведений, познакомить с жанром бардовской песни, проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании образа природы

развить творческую способность, креативность детей.

Развить память, внимание, развить коммуникативные навыки общения в диалоге, в группе.

Ребята давайте вспомним, понятие « музыкальный инструмент»

Музыкальные инструменты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные звуки для исполнения музыкального произведения.

А какие вы знаете музыкальные инструменты?

Наша добрая волшебница – Муза подготовила встречу для нас с новыми друзьями. Но с ними мы сможем познакомиться только тогда, когда отгадаем загадки.

1 загадка

Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох. Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

2 загадка

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…

Как она стройна, красива и изящна: тонкая талия, плавные закругления. К корпусу скрипки прикреплён гриф, который заканчивается завитком. На гриф натянуты 4 струны.

Верхняя часть скрипки-дека - изготавливается из ели, нижняя из белого клёна. Клён можно брать для изготовления скрипки только весной, тогда, когда на дереве появляются листья. После долгой зимы дерево “просыпается” и листья забирают лишнюю влагу. А если ель будет со смолой, то она будет очень мешать мастеру.

Сделать скрипку очень сложно. Здесь важно всё: и размер корпуса и форма корпуса и даже качество лака, которым её покрывают. В изготовлении скрипок прославились на весь мир итальянские мастера из города Кремон: Никколо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Их называют сегодня мастера - волшебники. Никто до сих пор не разгадал секрета, как им удавалось делать у скрипок необыкновенный и красивый голос.

Очень многое в звучании скрипки зависит от смычка. На трость натянуты конские волосы.

Смычок скрипач плавно и непрерывно ведёт по струнам в течение долгого времени и звук получается протяжным и певучим. Не зря говорят - скрипка поёт. Тембр скрипки похож на человеческий голос и часто, когда звучит скрипка. Кажется, что скрипка что-то рассказывает.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

3 загадка

Только заиграет ,

Сердце замирает,

Дудочка большая,

Нежная такая.

И дышать, сейчас не смейте!

Заиграл на чём? На - …

Флейта очень древний инструмент. Каких только превращений не претерпела флейта. Её изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных и врагов, из дерева, и даже из камня. Флейта была различной формы. Сначала возникли простейшие свистковые флейты, похожие на детские игрушки – свистульки, потом появились более сложные продольные и поперечные флейты.

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

4 загадка

Мама как-то мне сказала,

Что ее бабуля Марфа,

Очень здорово играла

И на домре, и на…

Арфа - многострунный щипковый музыкальный инструмент древнего происхождения. На арфе играют перебирая струны пальцами и нажимая на педали.
Современная арфа имеет 45-47 струн, натянутых вертикально на треугольной металлической раме с резонатором и семь педалей!

Поэтому арфа – один из самых сложных для игры инструментов! Нужно большое терпение, чтобы научиться на ней играть, ведь в игре участвуют не только две руки, но и обе ноги!

На арфе играют и мужчины (арфисты) и женщины (арфистки). Арфа звучит очень поэтично, она применяется как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Арфа - инструмент не для всех. Во-первых, арфа очень тяжелая – весит около 35 кг. Попробуй, удержи ее на плече в течение пяти часов.

Арфу нужно беречь от сквозняков – рвутся струны, которые, кстати делаются из трех разных материалов – металл, жила, нейлон. При этом арфе нужна повышенная влажность в помещении, где она хранится...

(показ инструмента, прослушивание инструмента)

А сейчас все дружно поднимаемся со стульев и делаем физминутку

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два
Заниматься нам пора.

(выполняем движения в соответствии с текстом)

Для того чтобы услышать музыку, надо ее исполнить. Уже в давние времена человек изобрел музыкальные инструменты: барабаны, дудочки и другие. На музыкальных инструментах играют музыканты: в их исполнении мы и слушаем различные музыкальные произведения.

У: Также очень много песен сложено про музыкальные инструменты. Давайте познакомимся с одной из них.

«Веселый музыкант» муз А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

- Скрипка, альт, домра, гитара…

- Пианино

- Скрипка

- Флейте.

- Арфе.

18 минут

Организация исполнительской деятельности

Учить петь под сопровождение инструмента, по руке, петь в унисон, развить память

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре

- Большие скачки

- Пение на одной ноте

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Работа над песней

Ритмические: выдерживание длительных нот, быстрый темп

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни

Дикционные:

-Четкое проговаривание «т», «р» проговаривание окончаний

-Проговаривание труднопроизносимых мест

- Произношение текста.

Вам понравилась песня?

Давайте мы сейчас её с вами разучим.

- Да!

Спели распевку и разучиваем под фортепиано песню

15 минут

Итог урока

Закрепить полученные знания во время урока

- У вас замечательно получилось исполнить песню! А наш урок подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и очень интересного. Я бы хотела узнать, что вы запомнили по итогу нашего урока. У меня есть такой кубик с вопросами, на которые нужно ответить.

- Спасибо за урок, до свидания!

Подводят итог

- До свидания!

3 минуты



Предварительный просмотр:

Дата:

Учитель музыки: Мулумба В. И.

Образовательный центр №5

Руководитель практики: Шелепова Д. А.

Класс: 6

Преподаватель фортепиано: Цветенко А. Г.

Студентки 40 группы

Норкаллаевой Амины Гуфроновны

Преподаватель вокала: Гапонова М. А.

Преподаватель дирижирования: Земскова О. А.

Тема урока музыки: «Народное искусство Древней Руси»

Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси.

Задачи:

Образовательная: анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека, учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.

Развивающая: развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение, развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.

Воспитательная: воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа, воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, практический, метод пластического интонирования

Материалы, оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, флешка, фортепиано, иллюстративный материал, шумовые инструменты

Музыкальный репертуар: О. Г. Митяев «Я счастлив, что моя Родина-Урал», «Челябинск», «Изгиб гитары жёлтой», колыбельная «Сумерки сгущаются»

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Организация слушательской деятельности

3. Организация исполнительской деятельности

4. Итог урока

Челябинск, 2023

Этап

Задачи:

Ход деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

Организационный момент

Создать условия для погружения в тему и атмосферу урока.

Здравствуйте, ученики!

Послушайте два музыкальных фрагмента. О какой музыке сегодня пойдет речь? (Плясовая и Былина)

Эта музыка современная?

Значит тема урока…

жанры?

- Здравствуйте, учитель!

-о русской народной музыке.

-нет, старинная

-Народная музыка Древней Руси.

4 минуты

Организация слушательской деятельности

Учить овладевать навыками осознанного слушания музыкальных произведений, познакомить с жанроми фольклора проанализировать использование средств музыкальной выразительности. Развить умение сравнивать и анализировать музыкальные фрагменты, развить творческую способность, креативность детей

анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека, учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.

Как вы думаете, почему я вам дала послушать несколько фрагментов?

Давайте вспомним жанры русской народной песни. Я вам напеваю песню - вы называете жанр. «Спи младенец»; «Ладушки»; «Во кузнице»; «Во поле береза стояла»; «Былина о Добрыне»

В чем затруднения?

Что помогало определять предыдущие жанры?

Может исполнитель этой песни помочь ответить на вопрос? Посмотрите на слайд и определите исполнителей.

Какой исполнитель не мог исполнять эту песню?

Почему вы так решили?

Определите этот инструмент. Посмотрите информацию об этом музыкальном инструменте и подумайте , почему для исполнения былины подходит именно этот инструмент?

-Значит, что мы с вами узнали о жанре былины?

-Кто является автором и исполнителем былин, мы с вами выяснили. Осталось понять кто сочинял и исполнял другие жанры?

Назовите русские народные инструменты, которые вы видите на слайде и распределите их по основным группам.

А теперь послушайте колыбельную песню.

«Колыбельная»

На что происходит заговор в этой колыбельной?

Определите характер колыбельной?

Из какого мотива вырастает любая колыбельная?

А теперь непосредственно переходим к импровизации.

Ваша задача, разнообразить, украсить колыбельную песню этим мотивом.

Нужно решить, в начале колыбельной он будет звучать или в конце

На столе, лежат несколько шумовых инструментов, выберете подходящий.

Любое совместное творчество подразумевает организатора, руководителя.

Нам, нужен дирижёр.

-На Руси было много песенных жанров.

-колыбельная

-игровая

-трудовая

-хороводная

-Скоморохи.

-Песня исполнялась под аккомпанемент одного инструмента. А скоморохи играли на нескольких.

-Звучание этого инструмента звонкое и мелодичное. Подходит для содержания былин.

-Исполняется и сочиняется музыкантом, которого называли Бояном. Исполняется под аккомпанемент гуслей медленно и спокойно. В былинах поется о истории, о подвигах богатырей.

-Скоморохи.

- Струнные, духовые, ударные

- На счастливую судьбу с красавицей женой.

- Ласковый, нежный, тихий, проникновенный

- Мотив а-а-а

- Треугольник

18 минут

Организация исполнительской деятельности

Учить петь под сопровождение инструмента, по руке, петь в унисон, развить память

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные:

- Интонирование мелодии в верхнем регистре

- Большие скачки

- Пение на одной ноте

- Собственный показ

- Дирижерский жест

- Работа над песней

Ритмические: выдерживание длительных нот

- Проговаривание слов в ритме и темпе песни

Дикционные:

- Четкое проговаривание «Б», «Т» проговаривание окончаний

-Проговаривание труднопроизносимых мест

- Произношение текста.

Сначала разучим мелодию колыбельной.

Ученики - подголосок, учитель – основную тему.

Спели распевку и разучиваем под фортепиано песню

15 минут

Итог урока

Закрепить полученные знания во время урока

У вас замечательно получилось исполнить песню! А наш урок подходит к концу. Сегодня мы узнали много нового и очень интересного.

Спасибо за урок, до свидания!

Подводят итог

- До свидания!

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Музыка и математика" ФГОС Авторы: учитель начальных классов Кустова Людмила Владимировна, и учитель музыки и педагог дополнительного образования Шнейвас Эльвира Юрьевна. Музыка прилагается. (отредактировано в 2017 г.)

Методическая разработка урока по ФГОСИнтегрированный урок:  "Музыка и математика" 1 классТема: «Число и цифра 4»Авторы: Учитель начальных классов Кустова Людмила В...

Презентация для урока музыки в 5 классе по теме "Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме"

Презентация составлена по теме " Народная хоровая музыка и хоровая музыка в храме" по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко для 5 класса....

Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"

Закрепление  и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...

Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс

Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...