Опросы и викторины к материалам учебника З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения»
учебно-методическое пособие по музыке

Башарина Наталья Александровна

Методическое пособие «Опросы и викторины» адресовано преподавателям ДМШ (ДШИ), которые работают по учебнику З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения».           Данное пособие существует в двух вариантах: печатном и электронном. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Ольховская детская школа искусств»

Ольховского муниципального района Волгоградской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Опросы и викторины к материалам учебника З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения»

Преподаватель музыкально-  теоретических дисциплин

Башарина Наталья Александровна

        

Ольховка 2024

Содержание

От автора        3

Пояснительная записка        4

№1. Опрос по теме «Легенды о музыке»        5

№2. Опрос по теме «Музыкальный язык»        6

№3. Опрос по теме «Музыкальный язык» (продолжение)        7

№4. Опрос по теме «Музыкальные формы («Детский альбом» П.И. Чайковского)»        10

№5. Опрос по теме «Песня. Романс»        13

№6. Опрос по теме «Марш»        16

№7. Опрос по теме «Танец»        17

№8. Опрос по теме «Программно-изобразительная музыка»        19

№9. Опрос по теме «Программно-изобразительная музыка. Симфонические произведения А. Лядова»        21

№10. Опрос по теме «Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт»        22

№11. Опрос по теме «Балет»        24

№12. Опрос по теме «Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского»        25

№13. Опрос по теме «Опера»        27

№14. Опрос по теме: «Опера» (продолжение). М. Глинка. «Руслан и Людмила»        28

№15. Опрос по теме «Детская музыка композиторов XX века»        30

Приложение. Ссылки на «Опросы и викторины», опубликованные в сообществе «Сольфеджио и Музыкальная литература. ОДШИ»        33

От автора

Пособие «Опросы и викторины» к учебнику З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения» начало формироваться весной 2020-го года во время пандемии коронавируса, когда наша ДШИ перешла на дистанционное обучение. Так как с первых же онлайн уроков на платформах Scype, Zoom, WhatsApp возникли сложности разного характера (отсутствие интернета или его неустойчивый сигнал, отсутствие у учеников необходимых гаджетов, невозможность «собрать» всех учеников одного класса одновременно), потребовалась «стационарная» платформа, на которой можно размещать учебный материал разного формата, размещать домашние задания и, что очень важно, установить обратную связь с учениками, осуществлять контроль за освоением программы учениками.                  Такой платформой для меня стала социальная сеть ВКонтакте (ВК). Со своего аккаунта ВК я создала открытое сообщество (группу) персонально для своих предметов – «Сольфеджио и Музыкальная литература. ОДШИ» (посмотреть можно здесь). В группе, в том числе, размещены ссылки на учебники по слушанию музыки, музыкальной литературе, ссылки на фонотеки к каждому году обучения (посмотреть можно здесь).

Таким образом, пособие «Опросы и викторины» изначально создавались в цифровом формате. Они, с одной стороны, помогали ученикам самостоятельно осваивать темы учебника, с другой – помогали мне контролировать освоение материла. Ответы на «Опросы» учащиеся присылали мне в мессенджер ВК как личное сообщение или как фото выполненной в тетради работы. Эти ответы – подтверждение того, что ученик прочитал заданную статью. Написанная викторина указывала на то, что ученик послушал музыку, пусть и фрагментами.                                        После возвращения к обычному формату обучения, сообщество продолжило работать. Найденные во время дистанционного обучения способы изложения материала, способы контроля и обратной связи с учениками продолжают работать, но уже в адаптированном под новые реалии виде.


Пояснительная записка

Методическое пособие «Опросы и викторины» адресовано преподавателям ДМШ (ДШИ), которые работают по учебнику З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения».                Данное пособие существует в двух вариантах: печатном и электронном. Первый вариант содержит:

  • вопросы, составленные по ходу текста той или иной статьи учебника,
  • список музыки, о которой идет речь в статье, со ссылкой на фонотеку.

Электронные «Опросы и викторины» размещены в сообществе «Сольфеджио и Музыкальная литература. ОДШИ» в ВК и публикуются на стене во время изучения той или иной темы (ссылки на «Опросы и викторины» ВК в Приложении). В этом варианте «Опросы» содержат:

  • вопросы к статье,
  • плей-лист музыки для прослушивания в виде ссылок на треки ВК,
  • музыкальную викторину.

15 «Опросов» (и 13 викторин), охватывают все темы учебника З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения». Отдельные, объемные темы разделены на два «Опроса».

В отличии, например, от пособия Г.Ф. Калининой «Музыкальная литература. Вопросы, задания и тесты», данные «Опросы» не имеют вариантов ответов на поставленные вопросы, вопросы прямые, не предполагают целостного освоения темы. Вопросы следуют строго по тексту статьи, обращая внимание учеников на ее важные моменты, новые понятия, термины, фамилии композиторов и т.д.

Преподаватели могут использовать пособие «Опросы и викторины» (как печатный, так и электронный вариант):

  • в качестве домашнего задания для самостоятельного овладения учениками темой в непосредственной работе с учебником или для закрепления материала, пройденного на уроке,
  • в качестве проверочной работы на уроке (без учебника),
  • для прослушивания музыки, о которой говорится в той или иной статье, для подготовки к викторине,
  • для проведения викторины на уроке.

Созданное в связи с производственной необходимостью пособие «Опросы и викторины» к материалам учебника З.Е. Осовицкой и А.С. Казариновой «Музыкальная литература. Первый год обучения» апробировано мною и актуально в настоящее время.


№1. Опрос по теме «Легенды о музыке»

Прочитай страницы учебники 3-16. Прослушай музыку, о которой идет речь (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. Глюк К.В., опера «Орфей», ария Орфея «Потерял я Эвридику»
  2. Глюк К.В., опера «Орфей», хор фурий «Чей это дерзкий дух»
  3. Глюк К.В., опера «Орфей», мелодия для флейты
  4. Римский-Корсаков Н.А., опера «Садко», ария Садко «Кабы была у меня золота казна»
  5. Римский-Корсаков Н.А., опера «Садко», вступление и ария Садко «Ой, ты темная дубравушка»
  6. Римский-Корсаков Н.А., опера «Садко», песня Садко с хором «Высота ль, высота ль поднебесная»

Опрос. Читай вопросы, находи ответы в учебнике. В тетради под номерами пиши кратко ответы. Вопросы не переписывай.

1.Кто такой Аполлон?

2.На каком инструменте играл Аполлон?

3.Кто такие музы? Сколько их?

4.Кто такой Пан? Как выглядел?

5.На каком инструменте играл Пан?

6. Чем провинился Мидас, и что с ним случилось?

  1. Кто такой Орфей?
  1. На каком инструменте играл Орфей?
  1. Кто такая Эвридика?
  1. Что случилось с Эвридикой?
  1. Как зовут перевозчика душ мертвых?
  1. Какие препятствия преодолел Орфей в царстве Аида с помощью своего искусства, чтобы вызволить Эвридику?
  2. Какое условие поставил Орфею Аид, прежде чем отпустить Эвридику?
  3. Выполнил ли Орфей условие Аида?
  4. Как боги увековечили память об Орфее?
  5. Перечисли произведения написанные на сюжет легенды об Орфее?
  6. Кто такой Садко?
  7. На каком инструменте играл Садко?
  8. Кого покорил Садко своим искусством (кроме новгородцев)?
  9. Назовите композитора, написавшего оперу на сюжет былины о Садко?

№2. Опрос по теме «Музыкальный язык»

Прочитай в учебнике страницы 17-36. Прослушай соответствующую описаниям музыку (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. П.И. Чайковский. Балет «Спящая красавица», Интродукция
  2. В. Гаврилин. Песня «Мама»
  3. Е. Крылатов. Песни «Крылатые качели»
  4. Римский-Корсаков Н.А., опера «Садко», «Превращение лебедей»
  5. И.С. Бах. Прелюдия До Мажор
  6. Прокофьев С. «Паника» из спектакля «Египетские ночи»
  7. Равель М. «Болеро»
  8. Г. Свиридов. «Весна и осень»

Опрос. Читай вопросы, находи ответы в учебнике. В тетради под номерами пиши ответы. Вопросы не переписывай.

  1. Как называется вступление к оперному или балетному спектаклю?
  2. Что такое «диссонанс»?
  3. Как называется благозвучное сочетание звуков?
  4. Что Моцарт назвал «выразительной частицей мелодии»?
  5. Что такое мелодия?
  6. Как называется точка наивысшего развития мелодии?
  7. Как называется оборот, которым завершается мелодия?
  8. Как называются аккорды, которые сопровождают мелодию?
  9. Что такое ритм?
  10. Напиши название произведения, в котором отсутствуют мелодия и гармония. Назови автора.
  11. Что такое лад?
  12. Что такое тоника?
  13. Как называется окраска голоса инструмента?
  14. Чем занимается дирижер?
  15. Как называется место, на котором стоит дирижер?
  16. Сколько групп инструментов входит в симфонический оркестр?
  17. Назови группы инструментов симфонического оркестра.
  18. Какая группа инструментов расположена ближе всего к дирижеру?
  19. Расскажи, какой тембр имеет виолончель?
  20. Расскажи, какой тембр у флейты?
  21. Назови самый древний и самый молодой инструмент симфонического оркестра.
  22. Что означает слово «валторна»?
  23. На какие 2 группы делятся ударные инструменты?
  24. Партии каких инструментов записываются на «нитке»?
  25. Какой инструмент называют «золотой парус»?
  26. Что означает слово «тутти»?
  27. Что такое «партитура»?
  28. Как называется полная запись всех партий инструментов оркестра?
  29. Что такое «клавир»?

№3. Опрос по теме «Музыкальный язык» (продолжение)

Прослушай (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  • музыкальную сказку С. Прокофьева «Петя и Волк», 
  • сюиту «Три чуда» Н. Римского-Корсакого,
  • вариации и фугу на тему Пёрсела «Путеводитель по музыкальному оркестру для молодежи» Б. Бриттена.

Повтори страницы 30-54 учебника. Ответь письменно на вопросы:

  1. Что такое тембр?
  2. Сколько инструментов входит в симфонический оркестр?
  3. Что называли оркестром в Древней Греции?
  4. Какая группа симфонического оркестра самая многочисленная?
  5. Что общего у всех инструментов струнно-смычковой группы?
  6. Назови деревянные духовые инструменты?
  7. Почему деревянные духовые инструменты часто используются композиторами как солирующие?
  8. Какой инструмент обладает холодноватым тембром?
  9. Какой инструмент часто выступает в роли лирического героя?
  10. Какой инструмент такой же виртуозный, как и флейта?
  11. Каким тембром обладает фагот?
  12. Какой инструмент в оркестре самый древний?
  13. Какой инструмент в оркестре самый молодой?
  14. Назови предшественников деревянных духовых инструментов?
  15. Что означает слово «духовые» в названии инструментов?
  16. назови медные духовые инструменты.
  17. Что означает слово «валторна»?
  18. Какие инструменты похожи на котлы?
  19. Какова задача ударных инструментов в оркестре?
  20. На какие 2 группа делятся ударные?
  21. Назови инструменты первой группы.
  22. Назови инструменты второй группы.
  23. Партии каких инструментов записываются на нитке?
  24. Назови дополнительные инструменты оркестра.
  25. Что означает слово «tutti»?
  26. Что такое партитура?
  27. Что такое клавир?
  28. Какие существуют оркестры, кроме симфонического?
  29. Кто и когда написал музыкальную сказку «Петя и Волк»?
  30. Что такое лейтмотив?
  31. Какой инструмент изображает утку?
  32. Какой инструмент изображает дедушку?
  33. Какими инструментами характеризуется Петя?
  34. Опиши тему Пети.
  35. Какого персонажа изображает флейта?
  36. Благодаря каким средствам выразительности рождается образ, переваливающийся с боку на бок утки?
  37. Каким приемом показан спор птички и утки?
  38. Какой инструмент и каким штрихом изображает кошку?
  39. Как звучит фагот, изображая дедушку?
  40. Какие инструменты участвуют в создании образа Волка?
  41. Какие инструменты участвуют в создании образа охотников?
  42. Как заканчивается сказка?
  43. Кто автор «Сказки о царе Салтане»?
  44. Что означает слово «сюита»?
  45. Назови видовые инструменты деревянной духовой группы.
  46. Какими инструментами дополнилась ударная группа?
  47. Что такое челеста?
  48. Какие инструменты рисуют образ Белки?
  49. Какую песенку «поет» Белка?
  50. Что значит «pizzicato» и какой эффект это дает?
  51. Как созданы оркестровые вариации?
  52. Какими средствами создается образ кипящего моря?
  53. Какие инструменты изображают богатырей?
  54. Какой инструмент изображает Лебедя?
  55. Что такое имитация?
  56. Какие события предшествовали созданию Бриттеном «Путеводителя по оркестру»?
  57. Какая тема легла в основу «Путеводителя…»?
  58. В каком порядке представлены группы инструментов?
  59. Опиши: как звучит тема у разных инструментов.
  60. Сколько инструментов использовал Бриттен в ударной группе?
  61. Что такое фуга?
  62. Что такое фактура?
  63. Какая фактура называется гомофонно-гармонической?
  64. Назови виды гомофонно-гармонической фактуры.
  65. Какая фактура называется полифонической?

№4. Опрос по теме «Музыкальные формы («Детский альбом» П.И. Чайковского)»

Повтори страницы учебника 55-75 и записи в тетради. Прослушай пьесы из «Детского        альбома» П.И. Чайковского (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  • Утренняя молитва
  • В церкви
  • Болезнь куклы
  • Похороны куклы
  • Вальс
  • Новая кукла
  • Русская песня
  • Мужик на гармонике играет
  • Камаринская
  • Неаполитанская песенка
  • Старинная французская песенка
  • Немецкая песенка
  • Баба-Яга
  • Сладкая грёза

Опрос. В тетради письменно ответь на вопросы:

  1. Назови первого русского композитора, создавшего для детей альбом фортепианных пьес.
  2. Кому посвящен «Детский альбом»?
  3. В каком году написан «Детский альбом»?
  4. Из скольких пьес состоит «Детский альбом»?
  5. Какие моменты жизни ребенка нашли отражение в пьесах?
  6. В какой тональности написана пьеса «Утренняя молитва»?
  7. В какой форме написана «Утренняя молитва»?
  8. Что такое «кода»?
  9. В какой тональности звучит пьеса «В церкви»?
  10. В какой форме написана «В церкви»?
  11. Расскажи о коде пьесы «В церкви».
  12. Что образуют пьесы №6, 7, 8, 9? О чем?
  13. В какой форме написана «Болезнь куклы»?
  14. С помощью какого жанра создается настроение в пьесе «Похороны куклы»?
  15. В какой форме написана пьеса «Похороны куклы»?
  16. Что звучит в мелодии в момент кульминации в пьесе «Похороны куклы»?
  17. Почему после «Похороны куклы» следует «Вальс»?
  18. расскажи, кто такой «тапёр»?
  19. Расскажи, какой аккомпанемент характерен для вальса?
  20. В какой тональности написан «Вальс»?
  21. Расскажи о втором периоде «Вальса», в ми-бемоль мажоре.
  22. Расскажи о до-минорном эпизоде «Вальса».
  23. Назови форму «Вальса».
  24. Какие чувства переданы в пьесе «Новая кукла»?
  25. В каком размере написана «Новая кукла»?
  26. В какой форме написана «Новая кукла»?
  27. В каких трех пьеса отразилась любовь композитора к народной музыке?
  28. Назови композиторов, которые делали обработки русских народных песен.
  29. Какой прием развития свойственен народному исполнительству и был применен Чайковским в своих пьесах?
  30. Обработка какой русской народной песни легла в основу пьесы «Русская песня»? Каков ее характер?
  31. Что такое «ладовая переменность»?
  32. Что такое «подголоски»?
  33. Как называется такой стиль изложения музыкального материала, при котором количество голосов свободно меняется?
  34. Почему одна из пьес называется «Мужик на гармонике играет»?
  35. Охарактеризуй мелодию пьесы «Мужик на гармонике играет».
  36. Какой звукоряд использован в «Мужик на гармонике играет»? У какого инструмента был такой же звукоряд?
  37. Кто из композиторов, когда и в каком произведении использовал наигрыш камаринской пляски?
  38. В какой форме написана пьеса «Камаринская» в «Детском альбоме»?
  39. Охарактеризуй каждый раздел «Камаринской».
  40. Какие пьесы входят в сюиту с условным названием «О чужих странах и людях»?
  41. В каких пьесах отразились впечатления Чайковского от поездки в Италию?
  42. Что такое «оркестрина»?
  43. В какой форме написана пьеса «Неаполитанская песенка»? Охарактеризуй разделы.
  44. Какая песня лежит в основе пьесы «Старинная французская песенка»?
  45. В какой форме написана «Старинная французская песенка»?
  46. Охарактеризуй первую мелодию «Старинной французской песенки».
  47. В характере какого немецкого танца выдержана мелодия пьесы «Немецкая песенка»?
  48. Охарактеризуй мелодию «Немецкой песенки».
  49. Как называются мелодии жителей Альп, в которых содержатся резкие скачки, как в «Немецкой песенке»?
  50. Перечисли средства, которыми создается сказочный образ в пьесе «Нянина сказка».
  51. В какой форме написана «Нянина сказка»?
  52. Что изображено в пьесе «Баба-Яга» и какими средствами?
  53. В какой форме написана «Баба-Яга»?
  54. В какой форме написана первая мелодия пьесы «Сладкая греза»? Охарактеризуй ее.
  55. В какой форме написана вся пьеса «Сладкая греза»?

№5. Опрос по теме «Песня. Романс»

Повтори по учебнику страницы 76-103. Прослушай музыку, о которой идет речь (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. Нам весну гукать. Русская народная песня.
  2. Зазимка-зима. Русская народная песня.
  3. Щедровочка щедровала. Русская народная песня.
  4. Про татарский полон. Русская народная песня.
  5. Ты взойди, солнце красное.  Русская народная песня.
  6. Из-за острова на стрежень. Русская народная песня.
  7. Не одна во поле дороженька. Русская народная песня.
  8. Не шуми ты мати, зелёная дубравушка.  Русская народная песня.
  9. Повадился журавель. Плясовая песня
  10. Я с комариком плясала. Плясовая песня.
  11. Форель. Ф. Шуберт.
  12. Ночной смотр. М.И. Глинка.
  13. Мусоргский. Вокальный цикл «Детская», «В углу».
  14. Ария Нормы (Casta Diva) из оперы В. Беллини "Норма".
  15. И.-С. Бах - Ш. Гуно, «Аве Мария».
  16. С. Рахманинов. «Вокализ».

Ответь на вопросы (ответы бери из учебника, отвечай кратко):

  1. Назови главное божество славян.
  2. Что определяло жизненный уклад славян?
  3. Какими песнями встречали весну?
  4. Как называются зимние песни?
  5. Что такое былина?
  6. Кто создавал былины?
  7. Как исполнялись былины?
  8. Напиши названия былин, композиторов и названия опер, в которых эти былины использовались.
  9. С какого времени на Руси появляются исторические песни?
  10. Какие события отразились в первых исторических песнях?
  11. Чем исторические песни отличаются от былин?
  12. Чем по сюжету закончилась «Песня о татарском полоне»? 
  13. Какие события отразились в исторических песнях времени правления Ивана Грозного и в более поздних?
  14. Напиши названия исторических песен.
  15. Когда наступил расцвет лирической песни?
  16. Как еще называют лирические песни? Почему?
  17. Напиши названия лирических песен.
  18. Кто начал и кто продолжил собирать, записывать и обрабатывать народные песни. Перечисли фамилии музыкантов и композиторов.
  19. Как соотносятся слово и музыка в плясовых песнях?
  20. Назови плясовые песни.
  21. Что означает слово «романс»?
  22. Какие произведения стали называть «романсом»?
  23. Как соотносятся в романсе текст и аккомпанемент?
  24. Есть 2 способа воплощения текста в романсе. Охарактеризуй их.

— Первый:….

— Второй:…

25. Что такое «речитатив»?

26. Назови авторов (композитор и поэт) песни «Форель».

27. Коротко перескажи сюжет песни «Форель».

28. Каков характер музыки первых двух куплетов?

29. Как изменилась музыка в момент, где описывается, как рыбак поймал рыбку?

30. Что значит «баллада» в музыке?

31. Назови авторов баллады (композитор и поэт) «Ночной смотр».

32. Кто является героем баллады «Ночной смотр»?

33. Как соотносятся текст и музыка в балладе «Ночной смотр»?

34. В какой форме написана баллада «Ночной смотр»?

35. Какой фразой начинается и заканчивается каждый куплет? И чем она становится в балладе? (напиши термин).

36. Автором каких опер является М.П. Мусоргский?

37. Кто автор слов вокального цикла «Детская»?

38. Назови персонажей песни «В углу».

39. Коротко перескажи сюжет «В углу».

40. Что такое «кантилена»? Как переводится это слово?

41. Кто написал оперу «Норма»?

42. Что означают слова «Ave Maria»?

43. Назови авторов самых знаменитых произведений с названием «Ave Maria».

44. Что такое «вокализ»?

45. Назови инструментальные произведения, в названиях которых подчеркивается связь с вокальной музыкой.

№6. Опрос по теме «Марш»

Посмотрите презентацию о разновидностях марша: http://www.myshared.ru/slide/495961

Повторите материал по учебнику на страницах 104-115. Прослушай соответствующую тексту музыку (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

1.Марш Преображенского полка

2. Кант «Радуйся, Петре»

3. Ф. Госсек, «Скорбный марш» из Сонаты №12

4. Дж. Верди. Опера «Аида», Триумфальный марш

5. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

6. Римский-Корсаков, Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»

7. С. Прокофьев, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Опрос. Кратко отвечай на вопросы:

  1. Какую функцию с древности выполняют жанры марша и танца?
  2. Что означает слово «марш»?
  3. Перечисли характерные черты жанра марш.
  4. В каком году в России появились духовые оркестры?
  5. Какую музыку исполняли духовые оркестры?
  6. Что такое «кант»?
  7. Что такое «виват»?
  8. В какую песню преобразилась солдатская песня «Славны были наши деды»?
  9. Перечисли черты военной музыки, которые проявились в «Марше Преображенского полка».
  10.  Кто и когда написал марш «Прощание славянки»?
  11. Кому посвящен марш «Прощание славянки»?
  12. Как звучат первая и вторая темы этого марша?
  13. Когда сложились церемониальные и траурные марши?
  14. Перечисли характерные черты траурного марша.
  15. Назови авторов траурных маршей.
  16. Назови девиз, идеалы Великой Французской революции.
  17. При каких обстоятельствах в древности звучал триумфальный марш?
  18. Перечисли сказочные марши.
  19. Кто шествует под марш в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»?

№7. Опрос по теме «Танец»

Повтори, прочитай страницы 115-129 по учебнику. Прослушай музыку, о которой говорится в учебнике (фонотека: https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. Стравинский. И. Балет «Весна священная», Вешние хороводы
  2. М. П. Мусоргский. Опера «Сорочинская ярмарка», Гопак
  3. П.И. Чайковский, балет «Щелкунчик», Трепак (Русский танец).
  4. Хачатурян А.И. Лезгинка из балета «Гаянэ»
  5. Дж. Россини. Тарантелла
  6. И.С. Бах. Сицилиана
  7. Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон Жуан»
  8. Шуберт Ф. Лендлер №1, Ля Мажор
  9. И. Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
  10.  И. Штраус. Вальс «Сказки венского леса»

Опрос. Ответь письменно в тетради на вопросы (ответы в учебнике).

  1. Что символизирует движение по кругу?
  2. Кто написал балет «Весна священная»?
  3. Как Н.В. Гоголь ответил на вопрос «Откуда родилось такое разнообразие танцев»?
  4. Какими неповторимыми чертами обладает любой танец?
  5. Каков по характеру девичий хоровод?
  6. Назови черты гопака.
  7. Назови черты трепака.
  8. Какой метр у гопака, трепака, польки, краковяка?
  9. Где распространена лезгинка?
  10. Назови черты лезгинки.
  11. Откуда родом танец тарантелла?
  12. В каком размере сицилиана?
  13. Где и в каком городе создана «Академия танца»?
  14. При каком короле и в какой стране появились первые балеты?
  15. Как назывался первый ансамбль скрипачей? Кто им руководил?
  16. Из каких движений состоит менуэт?
  17. Когда менуэт пришел в Россию?
  18. Какой характер у менуэта из оперы Моцарта «Дон Жуан»?
  19. Когда появился вальс?
  20. Назови танец — предшественник вальса?
  21. Как назывались музыкальные вечера, на которых собирались друзья Шуберта?
  22. Чем отличается лендлер от вальса?
  23. Как строился венский вальс?
  24. Кто и когда стал создателем венского вальса?
  25. Кого из композиторов называют «королем вальса»?
  26. В какие годы Штраус дирижировал концертами в России?
  27. Произведения каких композиторов звучали в концертах Штрауса?
  28. Как называются лучшие вальсы Штрауса?
  29. Назови композиторов, которые писали вальсы в XIX и XX веках?

№8. Опрос по теме «Программно-изобразительная музыка»

Прочитай в учебнике страницы 130-143. Прослушай музыку, о которой идет речь (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. П.И. Чайковский, «Утренняя молитва» из «Детского альбома»
  2. Бетховен. Симфония №6, ч.4
  3. Римский-Корсаков, сюита «Три чуда»
  4. Бетховен. Симфония №6, 2 часть, «Сцена у ручья»
  5. Ж.Ф. Рамо. «Перекликание птиц»
  6. Ж.Ф. Рамо. «Курица»
  7. Дакен Л. «Кукушка»
  8. Прокофьев С.С. Симфоническая сказка «Петя и Волк», тема Пети
  9. Прокофьев С.С. Симфоническая сказка «Петя и Волк», тема Птички, Птичка и Петя
  10. Прокофьев С.С. Симфоническая сказка «Петя и Волк», тема Утки, Утка и Птичка
  11. Прокофьев С.С. Симфоническая сказка «Петя и Волк», тема Дедушки
  12. Куперен. «Сестра Моника»
  13. Р. Шуман. «Киарина» из фортепианного цикла «Карнавал»
  14. Р. Шуман. «Эстрелла» из фортепианного цикла «Карнавал»
  15. П.И. Чайковский. Симфония №4, 1 часть, Главная партия
  16. Прокофьев С.С. Кантата «Александр Невский», 1 ч., «Русь под игом монгольским»
  17. Шостакович Д. Симфония №11, 1 ч., тема Дворцовой площади
  18. Мусоргский. М.П. «Лимож. Рынок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
  19. Мусоргский. М.П. «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
  20.  Римский-Корсаков Н.А. «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»
  21. Сен-Санс, «Карнавал животных», «Кенгуру»
  22. Сен-Санс, «Карнавал животных», «Слон»
  23. Сен-Санс, «Карнавал животных», «Лебедь»

Опрос. Ответь письменно в тетради на вопросы. Ответы ищи в учебнике.

  1. В каком свойстве кроется главная сила музыки?
  2. Что по мнению Шумана усиливает воздействие музыки?
  3. Какие произведения называются программными?
  4. Что выполняет роль программы в вокальных произведениях?
  5. Что изображает музыка 4-ой части Симфонии №6 Бетховена?
  6. Что изображает музыка второго «чуда» из симфонической картины Римского-Корсакого «Три чуда»?
  7. Назови пьесы, в которых изображаются голоса птиц?
  8. На примере симфонической сказки «Петя и Волк» расскажи о изображении в музыке движений
  9. Как музыка изображает характер Пети и Дедушки?
  10. Перечисли пьесы-портреты и их авторов.
  11. Что общего в пьеса Шумана «Киарина» и «Эстрелла»?
  12. Кто такая Клара Вик?
  13. Какие музыкальные приемы использованы композиторами для изображения пространства в симфонии Чайковского «Грезы зимней дорогой» и в кантате Прокофьева «Александр Невский»?
  14. Как изображено пространство Дворцовой площади в Одиннадцатой симфонии Шостаковича?
  15. расскажи о произведении «Картинки с выставки» - какой жанр, кто автор?
  16. По какому случаю и когда написаны «Картинки с выставки»?
  17. Что означает жанр «скерцо», «скерцино»?
  18. Как озвучена композитором картина «Лимож. Рынок»?
  19. Что изображено на рисунке Гартмана «Балет невылупившихся птенцов»?
  20. Что изображено в музыке «Балет невылупившихся птенцов»?
  21. В каком жанре написана пьеса «Полет шмеля»?
  22. Каким образом изображается жужжание шмеля?
  23. Расскажи о произведении «Карнавал животных» - жанр, кто автор?
  24. Для какого состава инструментов написан «Карнавал животных»?
  25. Какова форма этого произведения?
  26. Перечисли, кто изображен в «Карнавале…»?
  27. Какими музыкальными средствами изображается кенгуру?
  28. Какими средствами изображается слон?
  29. Какими средствами изображается лебедь?
  30. Какой номер на основе пьесы «Лебедь» создал балетмейстер Фокин? Кто его танцевал?

№9. Опрос по теме «Программно-изобразительная музыка. Симфонические произведения А. Лядова»

Прочитай страницы 143-150. Прослушай музыку А. Лядова, о которой идет речь в статье (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  • Баба Яга
  • «Кикимора» (полностью)
  • Фрагмент из «Кикимора», тема вступления (горы) №2. Тема Кота-Баюна
  • Фрагмент из «Кикимора», тема Кикиморы
  • Фрагмент из «Кикимора», тема хрустальной колыбельки
  •  «Волшебное озеро»

Опрос. Ответь в тетради на вопросы:

  1. В каком жанре проявился талант А. Лядова? 
  2. Чьим учеником был Лядов?
  3. Как определяется жанр произведения «Баба-Яга»?
  4. В каком году написана «Баба-Яга»?
  5. Что изображено в «Баба-Яга»?
  6. Какие инструменты использует Лядов в пьесе для создания образа Бабы-Яги?
  7. Как называется основной раздел пьесы «Баба-Яга»?
  8. Как определяется жанр произведения «Кикимора»?
  9. В каком году написана «Кикимора»?
  10. Что делает Кот-баюн, согласно тексту, который Лядов приложил к пьесе?
  11. Как выглядит Кикимора?
  12. Что делает Кикимора?
  13. Где живет Кикимора?
  14. Какие инструменты изображают «хрустальчатую колыбельку»?
  15. Какими средствами создается атмосфера тайны во вступлении?
  16. Как звучит песня Кота-баюна? Какой инструмент ее ведет?
  17. Какой инструмент изображает голос Кикиморы?
  18. Как определяется жанр пьесы «Волшебное озеро»?
  19. В каком году создана пьеса «Волшебное озеро»?
  20. Какая картина предстает при прослушивании пьесы «Волшебное озеро»?
  21. Что является главным в пьесе, ее звуковым материалом?
  22. Каков диапазон пьесы (звуковой объем)?
  23. Какой основной прием развития в «Волшебное озеро»?
  24. Какова форма пьесы «Волшебное озеро»?

№10. Опрос по теме «Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт»

Прочитай в учебнике страницы 151-165. Прослушай музыку, о которой рассказывается (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»

  1. Утро
  2. Смерть Озе
  3. Танец Анитры
  4. В пещере горного короля
  5. Песня Сольвейг.

Опрос. Кратко ответь на вопросы:

  1. Как переводится слово «жанр»? Что оно означает?
  2. Назови первичные жанры музыки.
  3. Назови вторичные жанры музыки.
  4. Назови музыкально-сценические жанры.
  5. Назови 2 спектакля, которые стали шедеврами благодаря именно музыке.
  6. Назови автора драмы «Пер Гюнт».
  7. Когда и где состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт»?
  8. Кто такой Пер Гюнт?
  9. Кто такая Озе?
  10. Кто такая Сольвейг? И что значит это имя?
  11. Сколько лет путешествовал Пер Гюнт?
  12. Расскажи о мелодии в пьесы «Утро»?
  13. По какому ладу строится мелодия? Как называется лад?
  14. Что означает слово «пасторальный»?
  15. Какие инструменты солируют и что напоминают?
  16. Благодаря чему создается ощущение света и простора?
  17. Как развивается тема «Утра»?
  18. Опиши кульминацию пьесы «Утро».
  19. Как Григ обозначил темп и характер пьесы «Смерть Озе»?
  20. Каков ритм пьесы, что он воссоздает?
  21. Что напоминает аккордовая фактура?
  22. Какие тембры используются в пьесе «Смерть Озе»?
  23. Кто такая Анитра?
  24. Какие приемы скрипичной игры используются в «Танце Анитры»?
  25. Опиши основную мелодию пьесы «Танец Аниты».
  26. Что такое нона?
  27. Как звучит реприза пьесы «Танец Анитры»?
  28. Где происходит действие в пьесе «В пещере горного короля»?
  29. Как передаются шаги троллей?
  30. Что придает мелодии загадочности?
  31. Как развивается тема?
  32. Расскажи, как меняется темп.
  33. Расскажи о судьбе Сольвейг?
  34. Какую символичность имеет пьеса «Песня Сольвейг»?
  35. Какой характер музыки в обрамлении пьесы?
  36. Сколько куплетов в пьесе «Песня Сольвейг», и из каких частей состоит куплет?
  37. Опиши первую мелодию.
  38. Опиши мелодию припева.
  39. В чем заключается контраст запева и припева?

№11. Опрос по теме «Балет»

Прочитай страницы учебника 166-170. Ответь письменно на вопросы:

  1. К какому виду искусства относится балет?
  2. Что является основой балета?
  3. Что представляет собой современный балет?
  4. Кто такой «балетмейстер», чем занимается?
  5. Что такое «дивертисмент»?
  6. Кто такой Жан-Батист Люлли?
  7. В каком году и где основана «Королевская академия танца»?
  8. Как называется оперный театр, который возглавлял Люлли?
  9. Что такое «пантомима»?
  10. На какие группы разделяются танцы балета?
  11. Что такое «кордебалет»?
  12. Что такое «хореография»?
  13. Когда балет стал самостоятельным видом искусства?
  14. Кто преподавал танцы в Петербурге в 18 веке?
  15. Какое учебное заведение и где открылось в 1738 году?
  16. Какое учебное заведение и где открылось в 1773 году?
  17. Какие сюжеты служили основой балетов 18 века?
  18. Когда наступил расцвет балета в России?
  19. Назови талантливых балетмейстера и танцовщицу, современников Пушкина.
  20. Встреча каких гениальных мастеров привела к перевороту в балете 19 века?
  21. Назови лучшие балеты балетмейстера М. Петипа.
  22. На какие 2 группы делятся сольные танцы классического балета?
  23. Из чего состоит па-де-де?
  24. Что означает термин «па-де-труа»?
  25. Что выражает характерный танец?
  26. Какие танцы исполняет кордебалет?
  27. Кому принадлежат слова: «Балет — та же симфония»?

№12. Опрос по теме «Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского»

Прочитай страницы 170-182 учебника.  Прослушай музыку, о которой рассказывается (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

  • Марш
  • Рост ёлки
  • Сражение
  • Вальс снежных хлопьев
  • Арабский танец (кофе)
  • Китайский танец (чай)
  • Трепак (русский танец)
  • Танец трех пастушков
  • Вальс цветов
  • Адажио
  • Танец феи Драже

Опрос. Письменно кратко ответь на вопросы:

  1. Назови 3 балета Чайковского.
  2. Кто сочинил сценарий балета «Щелкунчик»?
  3. Где и когда состоялась премьера балета «Щелкунчик»?
  4. Как называется сказка, которая легла в основу сюжета балета? Кто ее автор?
  5. Какие 2 мира показаны в балете? Как они разделены?
  6. В изображении какого мира участвуют английский рожок, кларнет?
  7. Какой инструмент изображает «мышиный писк»?
  8. Какие необычные инструменты включил Чайковский в оркестр?
  9. Сколько актов в балете «Щелкунчик»?
  10. Что такое увертюра?
  11. Где происходят события 1ой картины Первого акта?
  12. Какая музыка знаменует начало праздника?
  13. Расскажи о средней части «Марша».
  14. Что символизирует музыка «Рост елки»?
  15. Что происходит в кульминационном эпизоде I акта балета?
  16. Что в балете символизирует мажорная гамма?
  17. Где происходят события 2ой картины Первого акта?
  18. Какое настроение музыки в «Вальсе снежных хлопьев»?
  19. Где происходят события Второго акта балета?
  20. Что такое «дивертисмент»?
  21. Опиши мелодию номера «Кофе (арабский танец)».
  22. Назови ведущие инструменты в номере «Чай (китайский танец)».
  23. Что отражается в «Трепак (русский танец)»? Какой размер танца?
  24. Опиши мелодию «Танца трех пастушков».
  25. Какой инструмент исполняет вступление в «Вальсе цветов»?
  26. Какой инструмент исполнят первую тему в «Вальсе цветов»?
  27. Какие инструменты исполняют минорную тему в «Вальсе цветов»?
  28. Напиши схему композиции «Вальса».
  29. Какие персонажи исполняют па-де-де?
  30. Опиши мелодию Адажио.
  31. Опиши тему «Танца феи Драже». 
  32. Чем завершается балет? Назови заключительный номер.

№13. Опрос по теме «Опера»

Прочитай страницы учебника 183-187. Кратко ответь на вопросы:

  1. Как переводится с итальянского языка слово «опера»?
  2. Кто создает оперный спектакль?
  3. Где и когда были созданы первые оперы?
  4. Как называются первые оперы? На какие сюжеты написаны?
  5. Расскажи об опере seria. Что означает это слово? На какие сюжеты писались?
  6. Расскажи об опере buffa. Что означает это слово? На какие сюжеты писались?
  7. Что такое ария?
  8. Что такое речитатив?
  9. Как переводится слово «ансамбль»?
  10. Что такое ансамбль в опере?
  11. Что такое хор в опере?
  12. Назови мужские голоса.
  13. Назови женские голоса.
  14. Чем открывается опера?
  15. Сколько действий в опере?
  16. На какие разделы делятся действия?
  17. Как называются перерывы между действиями?
  18. Как называется текс оперы?
  19. Как назывались «сценки» между действиями оперы-seria?
  20. Как называлась первая опера-buffa? Кто и когда ее написал?
  21. Когда началась история русской оперы?

№14. Опрос по теме: «Опера» (продолжение). М. Глинка. «Руслан и Людмила»

Прочитайте страницы учебника 187-206. Прослушайте номера из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила», о которых говорится в статье (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. Увертюра
  2. Действие 1: Интродукция (№1).
  3. Первая песня Баяна «Оденется с зарею». Интродукция
  4. Вторая песня Баяна
  5. Каватина Людмилы, I д.
  6. Канон "Какое чудное мгновенье"
  7. Рондо Фарлафа. 2 д.
  8. Ария Руслана. 2 д.
  9. Персидский хор. 3 д.
  10. Ария Людмилы "Ах ты, доля, долюшка". 4 действие.
  11. Марш Черномора. 4 д.
  12. Турецкий танец. 4 д.
  13. Арабский танец. 4 д.
  14. Лезгинка. 4 д.
  15. Финал, хор "Ах, ты свет Людмила!", 5 д.
  16. Финал, хор "Не проснётся птичка утром", 5д.

Опрос. Кратко отвечай на вопросы:

  1. В каком году состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя»?
  2. В каком году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила»?
  3. Почему Глинка не узнал о замысле Пушкина переделать поэму «Руслан и Людмила»?
  4. Как определяется жанр оперы «Руслан и Людмила»?
  5. Сколько действий в опере «Руслан и Людмила»?
  6. Расскажи о первой теме увертюры - в каком темпе, в каком характере?
  7. Каков характер второй темы увертюры?
  8. Что такое «гамма Черномора»? Кто придумал? Какое у нее строение?
  9. Что такое интродукция?
  10. Кто такой Баян?
  11. В духе какого жанра написаны две песни Баяна?
  12. Как изображается звук гуслей Баяна?
  13. Кому посвящена вторая песнь Баяна?
  14. Какими средствами создается архаический характер песен Баяна?
  15. Какой тембр голоса Людмилы?
  16. Что такое каватина?
  17. К кому обращается Людмила в каватине?
  18. Какова натура Фарлафа?
  19. На каком приеме полифонической музыки строится сцена «Какое чудное мгновенье»?
  20. Как зовут доброго волшебника и злую колдунью, принимающих участие в судьбе богатырей?
  21. Какими средствами изображена колдунья?
  22. Что такое рондо в музыке?
  23. Какие приемы в рондо Фарлафа создают комический эффект?
  24. Перечисли темы, которые звучат в речитативе, ариозо т арии Руслана во 2ом действии?
  25. Что получил Руслан от Головы?
  26. Расскажи о партии Головы.
  27. Где происходит III действие?
  28. В какой форме написан Персидский хор?
  29. Где происходит IV действие?
  30. В каком жанре написана ария Людмилы из IV действия?
  31. Какие черты характера Людмилы раскрываются в арии в IV действии?
  32. В какой форме написана ария Людмилы?
  33. Что демонстрируется в «Марше Черномора»?
  34. Расскажи о первой теме «Марша Черномора» - какой характер, какими инструментами и как излагается.
  35. Какие средства придают маршу черты «карликовости»?
  36. Какие восточные танцы звучат в IV действии?
  37. В каком танце звучат подлинные восточные мелодии? Кто дал их Глинке?
  38. В духе какого жанра написан хор «Ах ты, свет Людмила» в V действии?
  39. В духе какого жанра написан хор «Не промнется птичка утром»?
  40. Как называется завершающий оперу номер?

№15. Опрос по теме «Детская музыка композиторов XX века»

Прочитай страницы учебника 207-220. Прослушай музыку, о которой говориться в статье (фонотека https://yadi.sk/d/qZPQtmLCjQHDi):

  1. Клод Дебюсси. «Детский Уголок»
  • «Доктор Градус на Парнасе»
  •  «Колыбельная Джимбо»
  •  «Серенада Кукле»
  •  «Снег танцует»
  •  «Маленький Пастух»
  • Кукольный кэк-уок

  1. Морис Равель. «Матушка Гусыня», сюита для фо-но в 4 руки
  • «Павана Спящей красавицы»
  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Дурнушка - императрица пагод»
  • «Красавица и чудовище»
  • «Волшебный сад»

  1. Бела Барток. Сборник «Десять легких пьес»
  • «Венгерская народная песня»
  • «Медвежий танец»
  • «Вечер в деревне»

  1. С.С. Прокофьев «Детская музыка»
  • «Утро»
  • «Прогулка»
  • «Тарантелла»
  • «Раскаяние»
  • «Вечер»
  • «Ходит месяц над лугами»

  1. Г. Свиридов. «Альбом пьес для детей»
  • «Ласковая просьба»
  • Грустная песня
  • Дождик

Опрос. Кратко отвечай на вопросы:

  1. Кто написал первый фортепианный альбом для детей? Как он называется?
  2. Кто написал второй сборник пьес для детей? Как он называется?
  3. В каком году К. Дебюсси написал «Детский уголок»? Кому посвящен?
  4. Как называется первая пьеса из сборника К. Дебюсси «Детский уголок»?
  5. Какая техническая задача стоит в первой пьесе из «Детский уголок»? В какой форме написана? В какой тональности?
  6. Как называется вторая пьеса из «Детский уголок»?
  7. Почему во второй пьесе мелодия звучит в низком регистре? Что в ней необычного?
  8. Как называется третья пьеса из «Детский уголок»?
  9. Как называется самая большая пьеса «Детского уголка»?
  10. Какой характер в пьесе «Маленький пастух»?
  11. Что такое «кэйкуок»?
  12. Как переводится слово «регтайм»?
  13. Какой характер пьесы «Кукольный кэйкуок»?
  14. В каком году М. Равель написал сюиту «Матушка-гусыня»?
  15. Для какого состава написана «Матушка-гусыня»?
  16. Как называется первая пьеса, какой танец воссоздается в ней?
  17. Какие средства участвуют в создании духа старинной музыке в первой пьесе сюиты «Матушка-гусыня»?
  18. Как называется вторая пьеса сюиты «Матушка-гусыня»?
  19. Какой образ создал композитор во второй пьесе?
  20. Что способствует созданию неопределенности, растерянности во второй пьесе?
  21. Как называется третья пьеса сюиты «Матушка-гусыня»? Каков колорит пьесы?
  22. Как называется четвертая пьеса сюиты «Матушка-гусыня»? На какую сказку похож сюжет?
  23. Как называется пятая пьеса сюиты «Матушка-гусыня»? Сходство с каким танцем придает пьесе черты старинной музыки?
  24. Назови произведения для детей Б. Бартока.
  25. Что представляет из себя «Венгерская народная песня» из цикла Бартока «Десять легких пьес». Каков ее характер?
  26. Каков характер пьесы «Медвежий танец»?
  27. Как называется самый значительный цикл для детей Б. Бартока? Сколько в нем пьес? Какова его ценность для учащихся?
  28. Назови отечественных композиторов XX века, писавших музыку для детей.
  29. Назовите пьесы их сборника С. Прокофьева «Детская музыка».
  30. Сколько пьес в «Альбоме пьес для детей» Свиридова? Назови некоторые.

Приложение. Ссылки на «Опросы и викторины», опубликованные в сообществе «Сольфеджио и Музыкальная литература. ОДШИ»

№1. Опрос и викторина по теме: «Легенды о музыке» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-opros-po-teme-legendy-o-muzyk

№2. Опрос и викторина по теме: «Музыкальный язык» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-test-po-teme-muzykalnyi-yazyk

№3. Опрос и викторина по теме: «Музыкальный язык» (продолжение) https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-test-po-teme-simfonicheskii-o

№4. Опрос и викторина по теме: «Музыкальные формы («Детский альбом» Чайковского П.И.)» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-viktorina-po-teme-muz-formy-d

№5. Опрос и викторина по теме: «Песня. Романс» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-opros-po-teme-pesnya-romans

№6. Опрос и викторина по теме: «Марш» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-po-teme-marsh-vypolnit-do-29-yanvarya

№7. Опрос и викторина по теме: «Танец» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-po-teme-tanec

№8. Опрос и викторина по теме: «Программно-изобразительная музыка» https://vk.com/@-193598458-4-klass-mu-lit-opros-po-teme-programmno-izobrazitelnaya-muzy

№9. Опрос и викторина по теме: «Программно-изобразительная музыка. Симфонические произведения А. Лядова» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-po-teme-a-lyadov-simfonicheskie-proizv

№10. Опрос и викторина по теме: «Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-i-viktorina-po-teme-per-gunt

№11. Опрос по теме: «Балет» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-po-teme-balet-vypolnit-do-14-maya

№12. Опрос и викторина по теме: «Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muz-lit-opros-i-viktorina-po-teme-chaikovskii-schelk

№13. Опрос по теме: «Опера» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-opros-po-teme-opera

№14. Опрос и викторина по теме: «Опера» (продолжение). М. Глинка. «Руслан и Людмила» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-opros-po-teme-opera-prodolzhe

№15. Опрос и викторина по теме: «Детская музыка композиторов XX века» https://vk.com/@-193598458-4-klass-muzykalnaya-literatura-opros-po-teme-detskaya-muzyka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный урок – опера по музыкальной литературе (третий год обучения). Н.А. Римский - Корсаков. Опера-былина «Садко».

Опера «Садко» - это яркий образец эпической оперы. На данном уроке учащиеся продолжают знакомится  с жанром оперы на примере творчества Н.А.Римского – Корсакова.  Учащиеся знакомятся с истор...

Конспект урока по музыкальной литературе (третий год обучения) «М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки».

Данный урок способствует ознакомлению учащихся с жизненным и творческим путем композитора М.И.Глинки, с исторической эпохой и социальной средой, в которой жил и творил композитор. Постижение учащимися...

"Веселые кроссворды" по музыкальной литературе. 1 год обучения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк электронному пособию «Веселые кроссворды»по предмету «Музыкальная литература». Учебное пособие включает в себя 2 кроссворда по темам «Выразительные средства в музыке» и «Му...

Тесты по музыкальной литературе. Второй год обучения.

Данное учебно - методическое пособие разработано для учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств и предназначено преподавателям теоретических дисциплин для проверки (мониторинга) освоени...

Рабочая программа по музыке, 6кл.,Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, ФГОС. Рабочая программа по музыкальнй литературе, первый год обучения. Сост. Соколова В.И., ФГОС

Рабочая программа по музыке для 6 кл. разработана в соответствии с ФГОСом, а также с учетом возможностей авторской программы "Музыка" Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской. В программе отражены осовные ее разд...

Рабочая программа по французскому языку к учебнику Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной для 7 класса первый год обучения

Рабочая программа по французскому языку к учебнику Н.А. Селивановой, А.Ю. Шашуриной для 7 класса первый год обучения...