Работа над вариационными циклами в младших классах ДМШ
учебно-методическое пособие по музыке

Тихонова Ирина Михайловна

Знакомство с произведениями крупной формы в младших классах зачастую начинается с вариаций, сочетающих в себе черты миниатюры и крупной формы. В педагогическом репертуаре немало интересных произведений, написанных в вариационной форме. Это и вариации на темы народных песен, и на темы из известных классических произведений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variatsii.docx23.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Известно, сочинениям крупной формы, в отличие от миниатюр, присуще большее разнообразие содержания, более протяженное развитие музыкального материала, что требует от исполнителя большего объема внимания, памяти, волевых усилий.

Не случайно в репертуаре учащихся младших классов видное место занимают вариационные циклы. Их своеобразие заключается в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому ученик, работая над вариациями приобретает разнообразные исполнительские навыки. При сочетании вариаций в единое целое перед ним встают задачи, свойственные сочинениям крупной формы.

Вариационная форма или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл – музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм, известная с XIII века.

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза предложение в периоде и т.д. вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее двух вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной, написанной самим композитором, или заимствованной.

Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского, как в Ариетте из 32-й фортепианной сонаты Бетховена.

Вариации принято классифицировать по четырем параметрам.

  1. По тому, затрагивает ли процесс варьирования тему или только сопровождающие голоса, выделяют:

а) прямые вариации

б) косвенные вариации

2. По степени изменения:

а) строгие (в вариациях сохраняются тональность, гармонический план и форма темы)

б) свободные (широкий диапазон изменений, в том числе гармонии, формы, жанрового облика и т.д.; связи с темой порой условны: каждая вариация может достигать самостоятельности как пьеса с индивидуальным содержанием).

3. По тому, какой метод варьирования преобладает:

а) полифонические

б) гармонические

в) фактурные

г) тембровые

д) фигурационные

е) жанрово-характерные

4. По количеству тем в вариациях:

а) однотемные

б) двойные (двухтемные)

в) тройные (трехтемные).

В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato, фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации.

Эти типы вариаций существовали параллельно (по крайней мере с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato, венские классики – к фигурационным, композиторы-романтики – к жанрово-характерным. В музыке ХХ века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата эпохи барокко и вариации с темой в конце (появились в конце XIX века).

Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная форма.

Во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, а далее – цепь фигурационных вариаций.

Любой вариационный цикл – разомкнутая форма, то есть новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно. Поэтому перед композиторами встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трехчастная форма или рондо. Трехчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счет единой фактуры или за счет ритмического нарастания.

Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга.

Среди многочисленных вариаций, исполняемых в детской музыкальной школе в младших классах, популярны Вариации Соль мажор Фридриха Кулау.

Фридрих Кулау (1786 – 1834) – немецко-датский композитор, пианист, музыковед. (Немец по национальности, но переехал в молодости в Данию). Очень много произведений написал для фортепиано: концерт, сонатины...

Вариации Соль мажор широко используются в педагогической практике. При работе над данным произведением можно решать следующие педегогические задачи:

образовательные:

- научить грамотному разбору и пониманию содержания и структуры произведения крупной формы;

- расширить музыкальный кругозор;

развивающие:

- развивать музыкальное мышление;

- развивать технические навыки исполнения;

- развивать волевые качества;

воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям.

Это типичный образец вариаций классического типа. В основе их лежит жизнерадостная тема танцевального характера, изложенная в форме периода.

Всего 6 вариаций, в которых, как это свойственно вообще большинству классических вариаций, неизменно сохраняется единый темп и гармоническая основа.  

Гармония очень простая: тоника и доминанта. Все вариации написаны в основной тональности Соль мажор, за исключением четвертой вариации.

Каждая вариация подвергается фактурным изменениям, что и придает различные оттенки общему жизнерадостному настроению музыки.

Вариация 1. Тема, которая переходит в левую руку, немного изменяется: вместо кокетливой лиги в конце фраз появляется более значительный, долгий звук. Некоторую техническую трудность представляет фигурация в правой руке, где требуется пластичность и гибкость кругового движения кисти. Технической работы требует и различная координация рук.

Вариация 2. Тема в ее первоначальном виде возвращается в партию правой руки. Она звучит на фоне ровного «журчания» аккомпанемента, в котором проходит скрытый голос, ведущий свою мелодическую линию. Тема благодаря новому фактурному изложению становится более поэтичной, изысканной.

Вариация 3. Это диалог между двумя голосами. Довольно легкая для исполнения (короткие гаммообразные пробежки), но требует быстрой смены динамики, перестройки, реакции. Сама тема почти исчезает, более ясны ее интонации во втором предложении.

Вариация 4. Вносит большой контраст в связи с изменением лада. Написана в параллельной тональности ми минор. Из-за яркого контраста следует сделать чуть более длительной цезуру перед этой вариацией. Довольно сложное для исполнения второе предложение, но, несмотря на это, оно должно звучать взволнованно, страстно.

Вариация 5. Наверное, это самая беззаботная, воздушная музыка, льется сплошным потоком. В правой руке беспрерывные тихие пассажи шестнадцатых (довольно сложные), в левой – порхание коротких трезвучных мотивов. Тема исчезла.

Вариация 6. Заключительная вариация полна радости, ликования, энергии. Танцевальное начало очень ярко выявлено благодаря характерному вальсовому аккомпанементу в левой руке. Здесь вполне уместно использовать короткую прямую педаль.

Мелодия в правой руке устремляется по звукам тонического трезвучия вверх, а вниз сбегает по звукам доминантсептаккорда.

Эффектны стремительные завершающие пассажи небольшой каденции.

После тщательного разбора произведения, преодоления технических трудностей в каждой отдельной вариации, следует незамедлительно работать над целостностью формы. Для этого совершенно необходимо сохранение темпового единства, чему способствует выработка ощущения пульсации.

Содержание произведения связано с постоянными изменениями в каждой вариации. Важно уметь быстро перестраиваться с одного настроения на другое. Полезно отдельно отработать переходы от одной вариации к другой, связывая последнюю фразу предыдущей вариации с первой фразой последующей, ясно представляя себе характер изменений.

Выводы: учащиеся младших классов, разучивая более сложные произведения крупной формы, приобретают новое качество музыкального мышления, что имеет большое значение для их развития. Работа над Вариациями Ф. Кулау знакомит с особенностями музыкального языка эпохи классицизма, воспитывает чувство формы, ритмическую устойчивость, ясность игры и точность выполнения всех деталей нотного текста. Именно произведения классиков развивают музыкальный вкус юных музыкантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах народного отделения ДШИ"

В исследовании дана характеристика основным формам работы на уроках сольфеджио в ДШИ и доказана целесообразность их комплексного применения, способствующего  развитию личности ученика в процессе ...

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Аналитическая статья Денисовой Е.В. "О работе над техникой с учениками младших классов фортепианного отделения"

О важности технического развития ученика сказано очень много, но вопрос не потерял своей актуальности и в наши дни. Предпосылкой хорошей техники служит налаживание первоначальных пи...

Открытый урок по теме: «Работа над крупной формой в младших классах ДШИ (на примере Сонатины До мажор Ф. Шпиндлера)».

План-конспект открытого урока в помощь преподавателям фортепианного отделения ДШИ.Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано....

Методическая разработка на тему: Использование игровых форм работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Игра в целом – естественное состояние души ребенка. Главной особенностью игры является ее активный творческий характер. Через игру, воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и нав...

Открытый урок на тему: "Работа над скрипичными штрихами в младших классах".

В данной работе приводится план открытого урока по созданию технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся и воспитанию художественно-выразительног...

Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ на примере Фугетты e moll Доменико Циполи.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Изучение полифонии воспитывает у учащихся способность слышать и воспринимать как отдельные элементы ...