Статья посвящена особенностям педагогического сопровождения мальчиков-певцов в мутационном периоде.
методическая разработка по музыке
Аннотация: статья посвящена особенностям педагогического сопровождения мальчиков-певцов в мутационном периоде.
Ключевые слова: голос, мутация, подростки, вокал, фонопедия.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пчёлкин Вадим Александрович
педагог дополнительного образования
ЦВР «Академический»
г. Санкт-Петербург
Педагогическое сопровождение процесса мутации голоса (на примере деятельности Хоровой студии мальчиков и юношей)
Аннотация: статья посвящена особенностям педагогического сопровождения мальчиков-певцов в мутационном периоде.
Ключевые слова: голос, мутация, подростки, вокал, фонопедия.
Хоровая студия мальчиков и юношей основана 6 августа 1992 года. Её основателем и бессменным руководителем является выпускник Хорового училища имени М.И. Глинки и Санкт-Петербургской консерватории Вадим Пчёлкин. На данный момент в студии проходят обучение около четырёхсот мальчиков и юношей. Хоровая студия работает по авторской программе В.А. Пчёлкина.
Занятия в хоровых коллективах студии начинаются с трёхлетнего возраста. С этого момента ступень за ступенью мальчики переходят в старший подготовительный, младший, средний, а затем, при достижении десятилетнего возраста, - в Концертный хор. Когда наступает период ломки (мутации) голоса, занятия продолжаются в специально созданной юношеской группе хора. Именно этим занятиям и посвящена данная статья.
Голос – это «совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых связок». Так трактует звук, издаваемый человеком, учебник «Логопедия» под редакцией Л.С. Волковой [1, С.84]. Психолог и физиолог, автор технологии голосообразования В.П. Багрудинов [4] считает, что голос - это поведенческий орган развития и саморазвития человека.
Хороший голос – залог успеха в обучении и образовании, творческих достижений и реализации природных задатков человека. Бережное отношение к голосу – залог социального здоровья нации.
Педагогу, работающему в хоровой студии, нужно иметь представление о развитии голоса в онтогенезе. Развитие детского голоса условно делится на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный – 13-15 лет и послемутационный – 15-17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуществляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания составляет 5-6 нот. В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11-12 нот.
Мутация голоса (от лат. mutatio - изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков, в отличие от девочек, голосовой аппарат в это время растет быстро и неравномерно. Как отмечает М.Е. Хватцев [6], подросток (вернее, его мозг) не может сразу приспособиться к этой перемене, вследствие чего голос срывается с данного тона, т.е. в речи происходят неожиданные перескоки от самого низкого тона до самого высокого, до писка, голос становится хриплым, с грубым тембром. При пении ученик перестает попадать в тон. Такой перелом обычно длится 3-6 месяцев, и голос мальчика превращается в голос мужчины: появляются нормальные высокие и низкие тона.
Резкая мутация завершается в полтора месяца. Примерно за 6 месяцев до мутации и 6 месяцев после нее в голосе происходят некоторые изменения, так что на весь этот процесс требуется около полутора лет. У некоторых мальчиков, как и у всех девочек, мутация происходит постепенно, незаметно и никаких резких нарушений голоса не наблюдается.
До мутации гортань мальчика мало чем отличается от гортани девочки, а в период мутации угол соединения пластинок щитовидного хряща, так называемый кадык, становится весьма заметным на шее мальчика. Голосовые связки увеличиваются по длине в полтора раза, вследствие чего голос опускается. Часто с такой проблемой логопед работает с теми мальчиками, которые занимаются вокалом. Голос мальчика до 7-8 лет чисто детский, в гортани в толще голосовой складки почти нет вокальной мышцы. Звукообразование происходит за счёт натяжения связок наружными мышцами гортани, голос фальцетный. Оформление голоса начинается с ростом вокальной мышцы, 9-10 лет. Заканчивается оформление голоса в 12-13 лет, это расцвет голоса мальчика. Действительно «не долог век певца» мальчика с детским голосом. Логопеду (фонопеду) в подобной ситуации нужно помочь учащемуся расслаблять голосовые связки, ведь ему становится труднее справляться с верхними нотами. Появляется усталость голосовых связок. Если к логопеду вовремя обращаются с данной проблемой, то можно сократить период мутации. Мальчики 10-12, 13-14 лет, которым помогали с 1-го класса не только опытные педагоги, но и логопеды, пели легко и свободно, несмотря на начавшийся у них уже рост гортани. Период собственно мутационный у них отодвигался и сокращался. Явления роста голосообразующих органов, совмещённое с логопедическим тренажем, протекает у них более плавно, чем у мальчиков, которые не посещали логопеда. У последних в этот период разговорный голос сиплый, часто срывающийся. Обычно они жалуются на усталость при разговоре. Если мальчик, занимающийся вокалом, в нужный момент отказывается от логопедического сопровождения, это может нанести его голосу непоправимый вред. Нервно мышечная энергия истощается тем скорее, чем менее развита мышечная система и чем более она перегружена. А фонопед путём специальных упражнений на развитие силы вдоха и выдоха, правильной постановки дыхания, укрепление мышц артикуляционного аппарата урегулирует работу детского голоса, тем более подверженного регулярным репетициям и постановкам. Вместе с педагогом они должны найти меру свободного, ненапряженного звучания голоса - залог его здорового развития.
Существует мнение, что певческий голос может ярко проявляться только один раз в жизни мальчика - либо в детском, либо во взрослом состоянии. Однако в практике работы профессиональных учебных заведений часто встречаются примеры, когда мальчики, обучающиеся пению с 4-3 лет, после мутации продолжают успешно заниматься сольным пением и поступают на вокальные отделения различных вузов. В хоровых коллективах, где обучение начинается с 5-7-ми лет, к тому времени, когда мальчики научаются петь и их голоса начинают хорошо звучать, наступает период мутации. Поэтому-то прохождение каждым учащимся мутационного периода голоса всегда имеет определенные трудности как для самого ученика, так и для его педагогов. Этот переломный период наиболее раним для психики мальчиков, так как связан с прекращением интенсивной певческой деятельности для одаренных в вокальном отношении детей.
На конференции в 1961 г. чешский музыкант Ф. Лысек в своем докладе высказал мнение, что голос наиболее уязвим в третьей стадии мутации, когда он формируется. Ученик, поющий в тонах своего речевого диапазона, должен учиться образовывать звук естественно и петь бережно, усиливая звук очень осторожно. Здесь Ф. Лысек предлагает руководствоваться принципом, основанным на следующем наблюдении: от интенсивного пения голос слабеет, а при слабом пении голос - крепнет. Третья стадия длится наиболее продолжительное время. Постепенно диапазон, сила и тембр голоса развиваются до полной зрелости. «Пение определенного звука осуществляется натяжением и сокращением голосовых складок, в то время как при речи такого напряжения мускулатуры не требуется. Таким образом, пение больше напрягает голосовые связки, чем речь. Мускулатура, управляющая голосовыми связками, развивается и крепнет под влиянием пения; чтобы голос мог крепнуть параллельно с ростом гортани, надо заниматься пением» [3. С. 288]. На этой и других конференциях ученые многих стран были единодушны в характеристике правильного певческого воспитания детей в мутационный период. Многие настаивали на спокойном и контролируемом пении юношей без использования слишком высоких и слишком низких звуков при сохранении приемов, которыми они пользовались в детстве. «Желательно, - отмечал один из видных отечественных хормейстеров Д.Л. Локшин, - чтобы мужчины в послемутационный период пели легким голосом, который является точным переносом высокого звучания детского голоса» [4]. Кроме определения характера звука, он указал еще на два важных момента: «…1) навыки, приобретенные в детские годы (в особенности пение легким, без напряжения голосом), важны и для мужского голоса; 2) не следует понижать голоса мальчиков преждевременно» [2. С. 295]. Спорным часто является вопрос о том, какой тип голоса образуется после мутации у бывших дискантов и альтов. В большинстве своем дети, поющие до мутации в партии дискантов, после мутации переходят в тенора, а поющие в партии альтов переходят в партии баритонов и басов. Нужно заметить, что если в период мутации мальчик басит, то из этого вовсе еще не следует, что у него будет именно бас. Наиболее часто наблюдается постепенное повышение голоса. Голос, казавшийся после окончания мутации басом, может в дальнейшем оформиться в баритон и даже тенор. Бывает и наоборот - после окончания мутации голос делается все более и более низким и постепенно переходит из тенора в баритон или бас. В педагогической практике замечено, что формирующийся у ребенка разговорный голос нередко зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым в процессе овладения речью. То же самое может происходить и при овладении вокальной речью, вырабатывая у певца чуждый для его голоса механизм звукообразования. Поэтому в период мутации так важна помощь опытного педагога, необходим также фониатрический осмотр и контроль за состоянием гортани, соблюдение голосового режима. Участие педагогов и врачей-фониатров требуется не только в сфере профессионального вокального образования [5].
Таким образом, мутация является физиологическим процессом, во время которого могут возникать нарушения как функциональные, так и психологические. Обучая мальчиков певческому искусству, уже в домутационный период необходимо вырабатывать комплекс охранных вокальных навыков, учитывая по возможности тип голоса, что позволит сохранять и развивать голоса с ориентацией на будущую профессию хориста или певца-солиста.
Список литературы
- Логопедия [Текст]: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
- Локшин, Д.Л. О пении юношей в годы мутации [Текст] // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963.
- Лысек, Ф. Мутация [Текст] / Ф. Лысек // Развитие детского голоса : материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи. М., 1963.
- Макарова, Н.Ш. Значение голоса в развивающем обучении [Текст] / Н.Ш. Макарова, Л.Н. Засорина, Н.Н. Беляковская // Логопед. – 2011. - №4. – С.6-10.
- Панченко, С.В. Вокальная работа с детьми, преимущественно с мальчиками, в мутационный период [Электронный ресурс] / С.В. Панченко / Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2019/12/26/vokalnaya-rabota-s-detmi-preimushchestvenno-s (дата обращения: 09.03.2023)
- Хватцев М.Е. Недостатки голоса [Текст] / Логопедия: Методическое наследие / Под ред Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. Из. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.I. – С.16-19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В современных социально-экономических условиях образование понимается не как получение человеком готового знания, а как средство развития и самореализации личности, способной самостоятельно делать сво...

Особенности педагогического сопровождения детей из различных групп риска
-Самоопределение в сферах человеческих смыслов, идеалов, ценностей-определение жизненного и профессионального пути-постановке задач будущего (образование, карьера, семья)-приобретения навыков межлично...

Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".
Презентация была представлена в городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ
Материал для педагогов ДОО по организации педагогического сопровождения ребенка с заиканием в общеразвивающих группах...

Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся 5 классов в период адаптации.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников. но и для педагогов. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ...

"Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в период дистанционного обучения"
quot;Психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в период дистанционного обучения"...

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к ГИА-9 В МАОУ «Средняя школа №8»
Для подготовки к ГИА необходим четкий план=дорожная карта психоло-педагогического сопровждения учвщихся....
