Технологическая карта открытого урока по предмету "МУЗЫКА".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Щептева Татьяна Владимировна

ФИО: Щептева Татьяна Владимировна, учитель музыки.

Тема урока: «Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»».

УМК: Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden).

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya-karta-uroka-muzyki_shcheptevoy_t._v.docx304.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     ФИО: Щептева Татьяна Владимировна, учитель музыки.

Тема урока: «Писатели и поэты о В.А. Моцарте. «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь...»».

УМК: Музыка. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Класс: 5.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия), элементы технологии критического мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), ИК-технологии (программы QR-code, Answer Garden).

Методы обучения: наглядно-иллюстративный метод, методы побуждающего и подводящего диалога, метод размышления о музыке, метод ассоциаций, практический метод, метод сравнения.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

Этапы урока

Формы диагностики

Методы диагностики

Организационный-мотивационный.

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Формулирование темы урока. Постановка цели и задач.

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Актуализация знаний

Фронтальная

Практические методы (блиц-викторина и исполнение фрагмента хора)

Постановка учебной задачи

Фронтальная

Методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

«Открытие» учащимися новых знаний

Фронтальная, групповая

Методы устной диагностики (беседа, дискуссия, наблюдение)

Метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе) Практический метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных произведений)

Включение новых знаний в систему знаний и подведение

итогов по теме урока

Групповая, индивидуальная

Практические методы (составление кластера «Грани алмаза» и синквейна

«Моцарт»)

Рефлексия

Индивидуальная

Метод письменной диагностики (заполнение листа рефлексии)

Домашнее задание

Фронтальная

Метод устной диагностики (наблюдение)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в малых группах, индивидуальная.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, интерактивная доска, акустическая аппаратура, инструменты для элементарного музицирования.

Дидактические материалы: презентация в программе Microsoft Office PowerPoint; музыкальные фрагменты произведений В.А. Моцарта, обработанные в программе Audacity; портреты В.А. Моцарта, А.С. Пушкина, К.Г. Паустовского; раздаточный материал: карточки «Грани алмаза», карточки для синквейна «Моцарт», словарь эмоциональных значений музыки, рабочие листы с заданиями, листы рефлексии; жетоны для оценивания работы на этапе фасилитированной дискуссии.

Перечень используемого на уроке музыкального материала: фрагменты произведений В.А. Моцарта: Хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта»; Колыбельная; Соната № 11 (III часть); Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;

«Маленькая ночная серенада» (I часть); Симфония № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть); Реквием, часть VII, «Lacrimosa», симфония

№ 41 «Юпитер» (I часть).

Перечень используемого на уроке литературного материала: В.Ф. Боков «Моцарт»; Л. И. Болеславский «Моцарт» (фрагмент); В. Д. Корганов «Моцарт». Биографический этюд (фрагмент); К.Г. Паустовский «Старый повар» (фрагмент); А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери» (фрагмент); изречения о композиторах писателей и поэтов В.П. Астафьева, Ашота Граши, Б.В. Асафьева, Л.Н. Толстого, И.С Тургенева, П.И. Чайковского, А.Г. Рубинштейна.

Используемые источники информации:

  1. Сергеева Г.П., Музыка: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, М.,Просвещение, 2015.
  2. Сергеева Г.П. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6 классы/ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М., Просвещение, 2013.
  3. Евтух Е.В., Марина Г. А., Межак Е. Л. Использование ИКТ- ресурсов на уроках ИЗО и музыки/– СПБ: СПБАППО, 2008.
  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  5. Безбородова Л. А.Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. 2-е изд. - М.: 2014.

Используемые электронные источники:

  1. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. 
  2. http://music.edu.ru/ http://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-4193
  3. http://urok-muzyki.ru/vnedrenie-fgos-na-urokah-muzyki/tehnologii-razvitiya-associativno-obraznogo-myshleniya-shkolnikov 
  4. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/03/27/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-na-uroke 
  5. http://www.liveinternet.ru/users/2798603/post89988231/ 
  6. http://viewpure.com/ 
  7. https://onlinetestpad.com/vhjrg4okybroa - кроссворд

Технологическая карта урока

Тема полугодия

Музыка и литература

Тема раздела

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Тема урока

Писатели и поэты о В. А. Моцарте. «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Художественно - педагогическая

идея урока

Подвести учащихся к осмыслению сущности понятия «гениальность» в музыкальном искусстве на примере творчества В.А. Моцарта

посредством осознания многогранности и глубины музыкальных образов его произведений

Цель

Цель урока для учащихся

Цель урока для учителя

Осмысление сущности понятия «гений» и определение признаков гениальности в музыкальном искусстве на примере музыки В.А. Моцарта и изречений писателей и

поэтов о его творчестве.

Создание условий для осмысления учащимися сущности понятия «гений» и определения признаков гениальности в музыкальном искусстве на примере музыки В.А. Моцарта и изречений писателей и поэтов о его творчестве.

Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогические задачи урока

Прочитать представленные в словарях определения понятия «гений» и сделать вывод о сущности этого понятия.

Прослушать музыкальные фрагменты произведений В.А. Моцарта, подобрать эпитеты, наиболее точно

характеризующие эти фрагменты и сопоставить их с изречениями писателей и поэтов.

Ознакомиться с фрагментом рассказа К. Г. Паустовского «Старый повар» и определить, в чем состоял авторский замысел произведения.

Прослушать VII часть Реквиема «Lacrimosa», проанализировать и, раскрывая образный и

содержательный смысл произведения, попытаться выявить причины эмоционального воздействия

Реквиема на слушателей.

Опираясь на изречения писателей и поэтов о творчестве Моцарта, на собственный анализ

музыкальных фрагментов, сделать вывод о признаках гениальности музыки Моцарта и представить его в виде творческих работ:

заполнить кластер «Грани алмаза» эпитетами,

характеризующими многогранность музыкальных образов произведений Моцарта;

выразить своё мнение о гениальности музыки композитора в виде синквейна «Моцарт».

Воспитательные: содействовать достижению личностных результатов:

- формированию ценностного отношения учащихся к понятию «гений» как вневременной ценности и осмыслению сущности гениальности в музыкальном искусстве;

- пониманию неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

- формированию устойчивого интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов, знакомства с изречениями о музыке и музыкантах писателей и поэтов;

- выражению личностного отношения к музыкальным и литературным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

Развивающие: способствовать развитию УУД и формированию:

- интеллектуальной культуры школьников (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

- информационной культуры (умение работать с информационными источниками);

- коммуникативной культуры (умение с достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса, сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации);

- культуры самоуправления учебной деятельностью (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность);

- рефлексивной культуры (умение объективно оценивать себя и других школьников в учебном процессе).

Образовательные:

- содействовать достижению предметных результатов;

- расширить представления учащихся о творческом облике В. А. Моцарта посредством знакомства с изречениями писателей и поэтов о гениальности его музыки;

- способствовать освоению понятия «гений», «реквием»;

- познакомить с музыкой VII части Реквиема «Lacrimosa» В. А. Моцарта;

- содействовать формированию навыков разнообразной музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-творческая практика с применением элементарного инструментального музицирования и информационно- коммуникационных технологий);

- способствовать овладению навыков художественного анализа музыкальных произведений с выходом на их идею (авторский замысел).

Ход урока

 п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

1.

Организационно-мотивационный.

Цель - включение

детей в деят-ть на личностно-значимом уровне

(1 минута)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, зачитывает изречения писателя В. П. Астафьева и армянского поэта А. Граши о творчестве композиторов Ф. Шопена и Г. В. Свиридова и просит учащихся ответить, кому они посвящены и почему. (слайд 2)

Приветствуют учителя. Включаются в деятельность: слушают, отвечают на

вопросы и обосновывают свои ответы.

Повторение имен

композиторов, творчеством которых восхищались поэты и

писатели

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);

Личностные (интерес к музыкальному искусству на

основе знакомства с изречениями

о музыке и музыкантах писателей и поэтов, мотивация к обучению).

 

  2.

Формулирование темы урока. 

Цель - постановка цели и задач урока.

 (3 минуты)

Методы: практические методы (кроссворд, приложение №4), 

Методы побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение)

На партах лежат заранее приготовленные карточки с кроссвордом, который необходимо решить, чтобы узнать фамилию композитора, о котором пойдет речь на уроке.  Пока учащиеся его разгадывают, фоном звучит музыка В. А. Моцарта 40 симфония I часть.

Разгадывание кроссворда. Обсуждение с учителем темы урока, его целей и задач.

Решение кроссворда, определение целей и задач урока.

Регулятивные (саморегуляция - способность к мобилизации на учебную деятельность);

Личностные (интерес к музыкальному искусству на

основе знакомства с изречениями

о музыке и музыкантах писателей и поэтов, мотивация к обучению).

3.

Актуализация знаний.

Цель - повторение изученного

материала,

необходимого для «открытия нового знания»

  (5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация),

подводящего диалога, практические методы диагностики (блиц-викторина и исполнение фрагмента хора)

1. Предлагает узнать представленные музыкальные фрагменты и определить автора

(Соната № 11, III часть

фрагмент хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта»).

2. Предлагает исполнить фрагмент хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» с включением сопровождения под звучание треугольников, колокольчиков и металлофона (слайд 3)

  1. Слушают и определяют названия музыкальных фрагментов и их автора в рамках блиц-викторины
  2. Исполняют фрагмент хора

из оперы «Волшебная флейта» с включением элементарного инструментального музицирования.

Закрепление: знаний изученного музыкального

репертуара;

вокал.-хоров. навыков; навыков

элементарного инструменталь ного музицирования

Регулятивные (готовность выполнять учебные действия,

контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность); коммуникативные (умение

работать во взаимодействии с классом и учителем);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку,

выражение личностного отношения к музыкальным

произведениям через музыкально- творческую деятельность).

4.

Постановка учебной задачи Цель – формулирование темы урока,

целеполагание

(5 минут)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы подводящего и побуждающего диалога, методы устной диагностики (беседа, наблюдение).

Подводит учащихся к формулированию темы урока: 1. Зачитывает изречения писателей и поэтов о Моцарте (слайд 4);

2. Посредством подводящих вопросов помогает школьникам сформулировать тему урока;

3. Посредством побуждающего диалога выносит на обсуждение цель и задачи (запись на доске).

  1. Заслушивают изречения, предложенные учителем.
  2. Отвечая на вопросы, формулируют тему урока.
  3. Осмысливают и принимают цель и задачи урока.

Знакомство с изречениями писателей и поэтов о

Моцарте и его музыке.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

коммуникативные (умение аргументировать собственное мнение и учитывать мнения других участников процесса,

сотрудничать с другими детьми в поиске информации).

5.

«Открытие» учащимися новых знаний.

Цель – подведение учащихся к осмыслению сущности понятия

«гениальность» на примере творчества В. А. Моцарта посредством

осознания

многогранности и глубины музыкальных образов его произведений

(24 минуты)

Методы: наглядно-иллюстративный (презентация), методы побуждающего и подводящего диалога, метод сравнения, методы устной диагностики (беседа,

дискуссия, наблюдение), метод письменной диагностики (выполнение заданий в рабочем листе), практический

метод (анализ фрагментов литературных и музыкальных произведений)

Технологии: технология проблемно-диалогового обучения (фасилитированная дискуссия)

1. Предлагает учащимся проанализировать определения понятий «бог», «гений» из словарей.

2. Предлагает прослушать фрагменты произведений Моцарта и, пользуясь словарем эмоциональных значений, подобрать эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты («Колыбельная», увертюра к опере «Свадьба Фигаро»;  «Маленькая  ночная  серенада» (I  часть);

Симфония  № 25 (I часть); Симфония № 40 (I часть)).

3. Знакомит со стихами Л. Болеславского и В. Бокова о Моцарте и предлагает выделить из текстов эпитеты о творчестве композитора для сравнения их со своими.

4. Для углубления понимания гениальности личности

Моцарта знакомит с изречением Л. Н. Толстого: «Всегда в музыке чувствуешь самого человека. Юноша — светлый, непосредственный Моцарт...» и выводит на диалог о смысле этого высказывания.

Затем зачитывает фрагмент рассказа «Старый повар», в котором раскрываются душевные качества личности композитора (юный задор, но, вместе с тем – чуткость, умение сострадать, готовность утешить и вселить надежду, способность показать красоту окружающего мира посредством музыки; понимание своей миссии как музыканта). С помощью подводящего диалога помогает учащимся понять авторский замысел произведения: осмыслить преобразующую силу музыки Моцарта и осознать его душевные качества как личности.

5. Для расширения представлений учащихся о многогранности и глубине музыки Моцарта предлагает познакомиться с VII частью Реквиема («Lacrimosa»), не называя произведения. Организует анализ услышанного с помощью фасилитированной дискуссии для выявления образного и содержательного смысла произведения и постижения учащимися философской глубины музыкального образа. Выявление главного настроения.

Определение средств музыкальной выразительности.

Рассмотрение особенностей развития художеств. образа.

Выявление главной идеи произведения.

Понимание позиции автора.

Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

6. Подводит учащихся к пониманию того, что в музыке композитор выразил не только ощущение трагичной безысходности, бесконечной вселенской скорби, но и поднялся на уровень философского обобщения, что мир хоть и прекрасен, но несовершенен и полон коллизий. (Слайды 8,9)

Анализируют определения понятий «бог», «гений»

(Задание № 1 в РЛ).

Слушают музыкальные фрагменты и подбирают эпитеты, наиболее точно характеризующие музыку (Задание № 2 в РЛ).

Знакомятся со стихами Л. Болеславского и В. Бокова о Моцарте, находят

восторженные эпитеты в стихах и сопоставляют их со своими (Задание № 3 в РЛ)

Заслушивают фрагмент рассказа «Старый повар» и

пытаются понять авторский замысел рассказа, осмысливая преобразующую силу музыки Моцарта и осознавая его душевные качества как личности

(Задание № 4 в РЛ)

Слушают VII часть Реквиема «Lacrimosa»,

анализируют и включаются в обсуждение услышанного в рамках фасилитированной дискуссии (Задание № 5 в РЛ).

Подходят к осознанию многогранности и глубины музыкальных образов

Реквиема (музыка этой части с удивительной глубиной передает

настроение человеческой скорби, но светлая, лирическая мелодия вносит ощущение умиротворения и смирения).

Осмысление понятий

«гений»,

«гениальность» Освоение понятия

«реквием». Ознакомление с музыкой

Реквиема Моцарта.

Закрепление навыка

художественного анализа произведений с

выходом на авторский замысел.

Закрепление навыка анализа средств

музыкальной выразительнос ти.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать,

корректировать и оценивать свою деятельность; развитие

монологической речи, умение находить ответы на вопросы); коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать собственное мнение и учитывать мнения

других участников процесса, развитие умения координировать свои действия с позициями партнеров; развитие навыков суждения об основной идее произведения, интерпретации информации с опорой на имеющийся жизненный опыт);

познавательные (умение работать с информационными источниками, умение анализировать

литературные тексты с целью выделения главного; умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи

творческого и поискового характера);

личностные (эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание ценности индивидуальности человека,

ценностное отношение учащихся к понятию «гений» как вневременной ценности и осмысление сущности гениальности в музыкальном искусстве; понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

проявление интереса к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества композиторов, знакомства с изречениями о музыке и музыкантах писателей и поэтов).

 

   6.

Включение новых знаний в систему знаний и подведение итогов по теме урока.

Цель – развитие умений

обобщать и

делать выводы, умений применять полученные знания при создании

творческого продукта

(5 минут)

Методы: подводящий диалог, метод сравнения, практический метод диагностики

Технологии: элементы технологии критического мышления (синквейн «Моцарт», кластер «Грани алмаза»), проблемно-диалоговое обучение, ИК-технологии (Answer Garden)

Опираясь на изречения писателей и поэтов о творчестве Моцарта, на проведенный анализ музыкальных фрагментов, предлагает учащимся распределиться на подгруппы и сделать выводы о признаках гениальности музыки Моцарта, представив их в виде творческих работ: а) кластера «Грани алмаза» при помощи эпитетов,

характеризующих многогранность музыкальных образов произведений Моцарта (1 подгруппа);

б) синквейна «Моцарт» (2 подгруппа). (Слайды 10)

С помощью компьютерной программы Answer Garden предлагает школьникам вывести свои ответы на экран, чтобы вместе увидеть статистику ответов и подвести учащихся к выводам:

Музыка В.А. Моцарта «гениальна» благодаря смелости новаторских решений, многогранности, неоднозначности музыкальных образов, способности передать любое

состояние человеческой души, раскрыть самые глубокие философские мысли средствами музыкальной выразительности – красотой мелодий, стройностью форм, ясной прозрачностью тембров.

Люди искусства, такие как Моцарт, – это люди с особо чутким восприятием жизни, тонко чувствующие все нюансы и полутоны как радости, так и горя и именно поэтому способные передать это в своем творчестве.

3. В качестве подтверждения выводов приводит полную цитату из А.С. Пушкина: «Какая глубина! /Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; / Я знаю, я.»

4. В заключение зачитывает восторженные отзывы других композиторов о Моцарте и его музыке:

П.И. Чайковский: «Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».

А. Г. Рубинштейн: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе МОЦАРТ!» (звучит фрагмент симфонии № 41 «Юпитер» (слайд 11)

Опираясь на отзывы писателей и поэтов, на собственный анализ музыкальных фрагментов, делают выводы о признаках гениальности музыки Моцарта и выписывают эпитеты, характеризующие многогранность

музыкальных образов на «гранях» «алмаза»:

(а) Задание № 6 в РЛ).

(б) Задание № 7 в РЛ).

Выражают свое мнение в форме ответов в программе Answer Garden для мобильных устройств.

Делают выводы о том, в чем заключается гениальность музыки Моцарта, сопоставляют эти выводы с полной цитатой А. С. Пушкина, отзывами П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна.

Расширение представления о творческом облике композитора.

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; умение осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

коммуникативные (умение сотрудничать с другими детьми в поиске и сборе информации работать в парах и группах);

познавательные (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать, решать задачи творческого и поискового характера);

личностные (ценностное

отношение учащихся к понятию

«гений» как вневременной ценности и осмысление сущности гениальности в музыкальном искусстве; понимание неразрывной связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами  композитора;

интерес к музыкальному искусству на основе эмоционального восприятия творчества Моцарта, знакомства с изречениями о нем и его музыке писателей и поэтов;

выражение личностного отношения к музыкальным и

литературным произведениям через творческую активность в музыкально-прикладной деятельности.

   

   7.

Рефлексия.

 Цель – оценивание деятельности.

(1 минута)

Метод: письменной диагностики (заполнение листа рефлексии).

1. Подводит итоги урока: предлагает учащимся оценить личные результаты своего участия в процессе урока.

Анализирует ответы, представленные в листах рефлексии.

1. Заполняют лист рефлексии:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

У меня получилось …

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Регулятивные (умение объективно оценивать себя и других ребят в учебном процессе); 

личностные (осознание своей принадлежности к мировой

музыкальной культуре);

   8.

Домашнее       задание

(1 минута)

Раздает детям QR-code с музыкальными произведениями, представленными на уроке, предлагает их дома вклеить в тетради и прослушать самостоятельно с помощью мобильного приложения, считывающего QR-code.

Вариативное задание: написать мини-эссе о наиболее запомнившемся произведении.

Записывают домашнее задание и задают

уточняющие вопросы.

Закрепление изученных произведений

Регулятивные (готовность принимать учебные задачи, планировать и выполнять учебные действия);

личностные (выражение своего отношения к изученному на

уроке).

Приложение №1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Задание № 1: Прочитайте определения, представленные в словарях, подчеркните наиболее близкие по смыслу.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: БОЖЕСТВО – переносное значение: предмет обожания, преклонения.

Словарь Ушакова Д.Н.: БОЖЕСТВО – То же, что бог, перен.: предмет восхищения и почитания.

Есть синонимы слову «бог» в области искусства – «идеал», «совершенство», «гений».

Словарь русских синонимов: ГЕНИЙ – титан (мысли), дарование, ум, талант. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень творческих проявлений человека, выражающаяся в наследии, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности. «Гениальные» произведения создаются благодаря уникальным способностям и полной самоотдаче.

Критерии оценивания: 1 балл за верно найденное определение.

Задание № 2: Прослушайте несколько музыкальных фрагментов произведений В.А. Моцарта. Подберите эпитеты, наиболее точно характеризующие эти фрагменты. Запишите ваши ответы, используя таблицу «словарь эстетических эмоций». Сопоставьте свои эпитеты с эпитетами писателей и поэтов. Исполните одно из произведений.

Критерии оценивания: верно определенное название произведения - 1 балл; подбор эпитетов, соответствующих характеру звучащих музыкальных фрагментов – 1 балл; при исполнении - уверенное знание текста песни, ритмическая точность исполнения, соблюдение динамических нюансов, эмоциональность исполнения – 2 балла.

Задание № 3: Прочитайте изречения писателей и поэтов. Подчеркните слова и выражения, наиболее ярко отражающие впечатления от музыки Моцарта. Подумайте, может ли музыка отражать качества личности самого композитора. Запишите свое мнение и обоснуйте его.

Критерии оценивания: 1 балл за точный подбор эпитетов, 1 балл за самостоятельное суждение. Всего - 2 балла.

1. «…Как сладко добывать

Из каждого мгновенья

Свет, и нежность, и музыку!

Всё дышит и звучит!

Очистите от шума землю эту –

И музыку услышите везде.

Всё - музыка! всё – радость!»

2. «Счастье! Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан!

Сердце, в порыве высоких эмоций, Каждому хочет добра и согласья!»

(Виктор Боков, стихотворение «Моцарт»)

(Лев Болеславский, поэма «Моцарт»)

Задание № 4: Запишите эпитеты, отражающие личные качества композитора. Эти эпитеты понадобятся в следующих заданиях.

Задание № 5: Работа с музыкальным произведением: слушание, обсуждение, предъявление своей позиции. При работе на этом этапе рекомендуется соблюдать правила участия в дискуссии:

Дискуссия - форма беседы, в которой участники высказывают различные мнения по какой-либо проблеме на основании своих знаний и опыта. Во время дискуссии анализируется предложенный объект (музыкальное произведение), обсуждается проблема.

Конечная цель дискуссии – понять смысловое значение произведения, замысел автора и определить личную значимость произведения. Критерии оценивания: Жетон – за умение аргументировать свою позицию, определять выразительные средства музыки, представлять и описывать образ, понимать содержание произведения. Максимальное количество баллов -5.

Задание № 6: Творческое задание 1 для групп 1-2: Выберите из своих работ эпитеты, раскрывающие грани музыки Моцарта и заполните ими «грани» кластера «алмаза «Моцарт».

Задание № 7: Творческое задание 2 для групп 3-4: Выберите из своих работ эпитеты, раскрывающие сущность гениальности музыки В.А. Моцарта, составьте синквейн «Моцарт».

Синквейн» - слово происходит от французского “5”. Построение из 5 строк, в котором: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово или выражение).

Критерии оценивания: логическая выстроенность рассуждений – 1 балл; содержательность ответа по количеству озвученных позиций – до 2 баллов; аргументированность ответа – 1 балл, оригинальность - 1 балл.

Подсчет общего количества баллов:

7 баллов и более – «отлично»,

4-6 баллов – «хорошо»,

2-3 балла – «удовлетворительно»,

0-1 балл – повторное занятие во внеурочное время!

Приложение №2

Словарь эстетических эмоций

радостно

страстно

шутливо

грациозно

нежно

робко

весело празднично звонко

блестяще искрясь бодро легко

ослепительно оптимистично феерично

ярко

порывисто пылко бурно кипуче пламенно

стремительно азартно

мятежно

нетерпеливо самозабвенно жгуче

иронично игриво

шаловливо насмешливо лукаво затейливо забавно

беззаботно

изящно элегантно капризно хрупко прозрачно изысканно

мягко ласково

трогательно мечтательно поэтично

сердечно трепетно чутко

деликатно чарующе приветливо

застенчиво смущенно кротко боязливо пугливо

растерянно осторожно

взволнованно

торжественно

таинственно

драматично

спокойно

сдержанно

тревожно

обеспокоенно щемяще

смятенно с отчаянием

лихорадочно надломленно мятежно

величественно ликующе

энергично значительно

жизнеутверждающе победно

бравурно пышно

причудливо загадочно отстраненно интригующе скрыто призрачно вкрадчиво замысловато

фантастически мистически

скорбно траурно жалобно горестно плача

тягостно безутешно тоскливо

мрачно напряженно трагично

мирно блаженно

безмятежно

доброжелательно добродушно неприхотливо невозмутимо светло

степенно созерцательно покорно

беззаботно

сосредоточенно размеренно

серьезно строго степенно

обстоятельно чинно

Приложение №3

Кластер «Грани алмаза»

(задание № 6 - подписать эпитеты из заданий №№ 1-5, заполнить ими грани драгоценного камня)

Многогранность образов и чувств в

музыке В.Моцарта

Блиц-опрос в программе Answer Garden для мобильных устройств

https://answergarden.ch/ - это новый инструмент обратной связи, дает тысячи ответов одномоментно; подходит для образовательных, профессиональных и творческих целей; используется для проведения блиц-опроса в классе.

Синквейн «Моцарт»

  1. Гений!        1.Моцарт!
  2. Светлый, солнечный!        2.Волнующий, гениальный! 3.Радуется, творит,        3.Сочиняет, вдохновляет, торжествует!        страдает!
  1. Это непостижимое        4.Свет и печаль в его музыкальное чудо!        музыке!
  2. О, Моцарт!        5.Божество!

Выполнение д/з в программе QR-code reader для мобильных устройств

H:\ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ\фото к Моцарту\Хорошее качество.jpeg        H:\ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ\фото к Моцарту\Старый повар.gif

H:\ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ\фото к Моцарту\Рондо в турецком стиле.gif        

Приложение № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106. 11.02.2016. КЛАСС: 5Б. Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА № 106.11.02.2016.  КЛАСС: 5Б. Тема урока:   Сложение и вычитание смешанных чисел....

Английский язык: технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"

Технологическая карта открытого урока в рамках городского семинара "Проектная деятельность на уроках начального и основного общего образования"...

Технологическая карта открытого урока " Открытие Америки"

Данный урок построен на основе деятельностного подхода и направлен на формирование следующих метапредметных умений: - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые; - п...

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии 27.11 2018 г. )

Технологическая карта открытого урока в 7 классе, 27.11 2018 г. ( в соответствии с требованиями ФГОС_урок рефлексии)...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА В РАМКАХ ПРОЕКТА «Книга на уроке».

Тема урока: Нахождение дроби от числа. Класс:6. Цель: развитие ключевых компетенций, мотивация чтеня книг....

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38

УМКУчебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.Тема урока «Особо охраняем...

Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...