Методическая разработка "Музыка и Пушкин"
методическая разработка по музыке (6 класс)

Румянцева Мария Сергеевна

Методическая разработка "Музыка и Пушкин" для детей основного среднего образования, 6-й класс, по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_i_pushkin.docx19.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального занятия

Музыкальный салон:

«Музыка и Пушкин»

Учитель музыки:

Румянцева М.С.

Санкт-Петербург

2025

      Дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашем «Музыкальном салоне». Сегодня мы вернемся на 200 лет назад, в то время, когда женщины носили красивые, пышные платья, а мужчины строгие фраки. Когда по улицам ездили кареты, запряженные лошадьми, а на балах звучала классическая музыка.

Звучит «Фугетта» Карулли. (гитара)

Именно тогда, в начале 19 века, было открыто необычное учебное заведение - Лицей. А состоялось это открытие 19 октября 1811 года в одном из пригородов Санкт-Петербурга - Царском селе (сейчас это город Пушкин).

Видеозапись царского села и музея «Лицей Пушкина»

В лицей было принято 30 мальчиков из дворянских семей, среди которых был и Александр Пушкин. Пушкинский Лицей размещался в четырехэтажном здании, которое соединялось аркой с царским Екатерининским дворцом. В арке была лицейская библиотека, на 4 этаже – комнаты воспитанников. На других этажах залы, учебные классы, хозяйственные помещения. Учиться лицеистам предстояло 6 лет, без отъездов на каникулы к родителям. Лицеисты постигали не только точные науки, но и воспитывались духовно : рисуя картины, слушая классическую музыку, постигая тонкости хореографического искусства. Может быть, соприкоснувшись с прекрасным мы тоже станем чуточку добрее, талантливее, душевнее?

Музыкальный номер: Шуман «Марш» (фортепиано).

Лицей готовил государственных деятелей и политиков. Но лишь А. Пушкин обессмертил свое имя великой поэзией. Читаешь пушкинские строки и кажется, что только там и тогда в начале 19 столетия, существовали благородная дружба, мудрые наставники, высокая поэзия. Традиции Лицея воспитывали не меньше, чем люди, а чувство гордости за свое учебное заведение не заменит даже самая совершенная педагогическая система.

Учебные предметы были самые разнообразные: история, математика, иностранные языки, фехтование и многие другие. Лицеист Пушкин не был успешен в математике, но зато блестяще владел французским языком, российской словесностью, фехтованием.        Главное же – в Лицее Пушкин состоялся как поэт.

А те дни - во мгле дубравных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах лицейских переходов

Являться муза стала мне…

   В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы и романсы, симфонические произведения и музыкальные драмы, балеты и народные песни.

«Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник…Вот перед кем могу стоять на коленях!».

Если роль творчества Пушкина так велика в развитии русской музыкальной культуры, то не менее интересно проследить, какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта.

Сила воздействия музыки на Пушкина была очень велика. Часто, упоенный звуками, поэт произносил: «И замереть и умереть можно…»

С детских лет и до конца дней Пушкин сохранил любовь к народной музыке и песне. Вспоминая юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Звучит запись Романс Яковлева «Зимний вечер».

Ребята, давайте сейчас немного пофантазируем и представим себе, что каждый из вас – композитор. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Пушкина «Зимняя дорога», а после ответьте, какую бы музыку вы написали к этому стихотворению? А именно в каком характере и темпе его можно было бы исполнить?

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

На печальные поляны льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика.

То разгулье удалое, то смертельная тоска.

Ни огня, ни черной хаты. Дождь и снег.

Навстречу мне только версты полосаты

Попадаются одне.

(Ответы учащихся)

А теперь послушайте романс «Зимняя дорога» в исполнении учителя музыки

 Румянцевой М.С.

Музыкальный номер: романс на слова А.С. Пушкина, музыка Н.П. Елисеева

В Царскосельском лицее теперь музей. Проходя по его залам, мы до сих пор вдыхаем атмосферу высокой духовности и дружбы лицеистов. Множество воспоминаний написано выпускниками разных лет, чтобы сохранить для следующих поколений «прекрасный союз» лицейский друзей. Поэт Илличевский А.Д. посвятил лицею в1822 году следующие строки: (музыка «Овод»)

Стихотворение Илличевского А.Д. (на 19 октября 1822 года). Читает А. Полтавский.

В одно время с Пушкиным жили и создавали свои прекрасные произведения такие выдающиеся композиторы как: Шуберт, Россини, Бетховен, Вебер. Произведения этих композиторов не потеряли своей красоты, несмотря на то, что были созданы почти 200 лет назад. Они так же волнуют каждого из нас. Слушая звуки этих произведений, хочется, и плакать, и смеяться. Они помогают нам на мгновение остановиться и задуматься о Вечном и всегда прекрасном. Сейчас вы увидите и услышите произведение Сергея Рахманинова «Вокализ» в исполнении преподавателя Темиртауского музыкального училища, человека, посвятившего себя музыке Альфреда Риппе.

Просмотр видеофрагмента выступления А. Риппе

Как и где рождается музыка? Наверное, это не важно. Сегодня путешествуя по страничкам воспоминаний о Царскосельском Лицее, мы поняли, что для настоящей музыки, написанной не просто пером, а душой, неважно, где и когда она была написана. Она всегда прекрасна и современна.

Музыкальный номер: «Маленькая ночная Серенада» В. А. Моцарт.

Мы благодарим вас за посещение нашего салона и желаем вам всего самого доброго.        До новых встреч, друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Методическая разработка урока по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила"

Предлагаемый вниманию читателя урок является третьим в изучении творчества А.С.Пушкина в 5 классе. Ему предшествовали уроки: «Детские и лицейские годы А.С. Пушкина», «Знакомство с поэмой «Руслан и Люд...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Тема любви в трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость»(методическая разработка урока)

Урок-исследование в 9 классе на тему "тема любви и образ севильского озорника в трагедии А.С.Пушкина "Каменный гость", на котором предпринимается попытка понять  отношение Пушкина ...