Выступление по теме "Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе".
учебно-методический материал по музыке
Выступление можно использовать для сообщения на педсовете, для написания реферата для курсовой переподготовки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Устьпёрская основная общеобразовательная школа»
Реферат
по теме:
«Урок музыки как основная форма
учебно-воспитательной работы в школе»
Выполнен Ильященко Т.А.
учителем музыки
1 квалификационной категории
с. Усть-Пера
2023г
\
Содержание
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Понятие «урок»………………………………………………….……5
- Отличие современного урока от традиционного………………….…6
1.2 Принципы построения современного урока……………………..…10
Глава2. Критерии современного урока……………………………..……….20
Глава 3. Что включает в себя урок в настоящее время? …………………23
Заключение ……………………………………………..………………………26
Список использованной литературы…………………………..……………27
Введение
Обновленные ФГОС НОО и ООО были утверждены 31 мая 2021 года. В них были определены требования к основной образовательной программе. В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Цель работы – свести воедино материал, который необходим учителю, работающему по ФГОС, помочь педагогам в освоении современных подходов при проектировании современного урока. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Обозначить принципы построения современного урока.
- Описать современные педагогические технологии.
- Классифицировать методы ведения урока.
- Рассмотреть средства и формы обучения.
- Описать типологию уроков по ФГОС.
- Выявить критерии оценивания урока.
Глава 1. Понятие «урок».
Прежде чем рассматривать основные принципы построения современного урока необходимо обратиться к определению понятия «урок». Урок – это форма организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной системе обучения1 (Российская педагогическая энциклопедия http://pedagogicheskaya.academic.ru ). Отметим, что появление классно-урочной системы обучения связано с именем Я.А. Коменского, которым были также разработаны основные дидактические принципы, некоторые из которых являются актуальными и по сей день. Дидактические принципы урока будут рассмотрены далее. Традиционно главной задачей урока являлась передача учащимся готовых знаний. Несмотря на развитие системы российского образования и введение стандартов нового поколения, урок остается одной из основных форм организации учебно-воспитательного процесса, однако меняются задачи урока. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1.1 Отличие современного урока от традиционного.
Для современной образовательной концепции целью является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Чтобы понять, чем современный урок по ФГОС отличается от традиционного, необходимо рассмотреть их структуры. Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности. Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности.
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
1.2 Принципы построения современного урока
Любой урок начинается с проектирования, главным субьектом которого являются учащиеся. Цель проектирования – спланировать содержание урока, определить цели, задачи, формы организации учебно-образовательного процесса, а также содержание педагогического взаимодействия. При планировании целей урока рекомендуется исходить из основных требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также производить учет планируемых результатов.
Содержание учебного процесса на уроке зависит от типа урока и методов. Далее давайте рассмотрим типы современных уроков в зависимости от цели:
1. Уроки изучения нового материала (традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум).
2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.).
3. Уроки обобщения и систематизации изученного материала(семинар, конференция, круглый стол и т.д.).
4. Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков (контрольная работа, зачет и т д).
5. Комбинированные уроки (практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.).
Современный урок должен отвечать следующим требованиям:
- Урок должен быть хорошо организован от начала до конца.
- Деятельность педагога и обучающихся должна быть спланирована. Тема, цель и задачи урока должны быть четко обозначены. Решение поставленных задач также должно быть согласовано с целями и направлено на их достижение. Цели должны быть конкретными, понятными и достижимыми.
- Важно развивать сотрудничество не только учителя с учениками, но и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность обучающихся.
- Вывод обучающиеся должны делать сами.
- Соблюдать время сбережение и здоровьесбережение.
- Важно учитывать уровень и возможности, обучающихся, а также такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей.
- Должна быть запланирована обратная связь.
- Урок должен быть психологически комфортным и иметь результат.
В структуре любого урока выделяют следующие элементы:
- Организационный момент (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке);
- Проверка выполнения домашнего задания (здесь следует проверять не только объем и правильность выполнения заданий, но и уровень осознанности);
- Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний;
- Усвоение новых знаний и способов действий;
- Проверка понимания учащимися нового материала;
- Закрепление нового материала (важно, чтобы учащиеся умели воспроизводить основные идеи нового материала);
- Контроль, самопроверка, рефлексия;
- Поведение итогов урока;
- Информирование о домашнем задании, рекомендации по его выполнению.
Данные структурные элементы в зависимости от цели, выбранных форм и методов могут быть изменены учителем.
Рефлексия играет большую роль при построении урока в соответствии с ФГОС. Педагог обучает учащихся осуществлять рефлексивные действия, необходимые для формирования умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, корректировать процесс своего обучения, формулировать получаемые результаты. Для данного этапа урока эффективными являются рефлексивные вопросы, построенные по принципу незаконченного предложения. Можно отметить, что рефлексия может быть применена не только в конце урока, но и в начале.
И как уже было упомянуто выше при проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения. Помещение оборудование должны соответствовать требованиям СанПин, должен быть соблюден воздушно-тепловой режим и др. Кроме того, важным является включение в урок физкультминуток и гимнастики для глаз с целью профилактики переутомления и нарушения осанки.
Глава 2. Технологическая карта
Наиболее удобной формой разработки урока является технологическая карта. Она позволяет эффективно организовать учебный процесс, определить УУД, реализовать планируемые результаты. При составлении технологической карты в виде таблицы необходимо учитывать следующие разделы:
- Этапы урока (на каждом этапе рекомендуется определить цель и прогнозируемый результат).
- Планируемые результаты (предметные, личностные и метапредметные).
- Деятельность учителя (например, создание эмоционального настроя, формулировка задания, организация самопроверки, оценивание и др.).
- Деятельность учащихся (например, ответы на вопросы, работа с карточками, проведение анализа, самопроверка и др.).
При составлении технологической карты подобным образом возможно писать алгоритм учебного процесса и технологию изучения темы, учесть необходимые условия. Кроме того, технологическая карта позволяет спланировать не только деятельность учителя на уроке, но и деятельность учеников. Проектирование современного урока с помощью технологической карты способствует осуществлению формирования результатов обучения осознанно. Давайте рассмотрим составление технологической карты на примере.
3. Критерии современного урока
Важным критерием современного урока является его результативность. Сюда можно отнести объем и прочность полученных на уроке знаний и умений, развитие познавательной активности учащихся.
Структура современного урока была рассмотрена выше, она также является одним из основных критериев. Современный урок должен гармонично сочетать в себе учебную и творческую деятельность учащихся, урок должен быть направлен на самореализацию потенциала каждого ученика. Современный урок обязательно предполагает коммуникацию, это может быть работа в парах или группах, диалог учителя и ученика. Современный урок – это метапредметный урок, который способствует целостному восприятию мира.
Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:
- Непрерывности;
- Преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- Целостности;
- Фундаментальности (научности);
- Гуманизации;
- Культуросообразности.
Принципы непрерывности и преемственности направлены на непрерывный образовательный процесс учеников и преемственность между всеми ступенями образования.
Принцип целостности связан с формированием у учащихся обобщенного системного представления о мире, т.е. целостной картины мира.
Принцип научности означает не только представление научно достоверных фактов, но и формирование умений учеников определять необходимые способы решения, разрабатывать соответствующие методы.
Принцип гуманизации связан с ориентацией содержания урока на личностные и социально значимые проблемы. Урок, с точки зрения идеи гуманизации, включает в себя три блока: здоровье ребенка, культуру общения и психолого-педагогическую культуру учителя.
Принцип культуросообразности направлен на становление культурной, гражданской и личностной идентификации учащихся.
Таким образом, мы перечислили одни из основных критериев современного урока.
4. Что включает в себя урок в настоящее время?
Современный педагог должен владеть различными схемами урока с целью успешного достижения разнообразных целей. Урок, построенный в соответствии с ФГОС, является многокомпонентным и направлен не только на усвоение предметных знаний, но и на достижение метапредметных результатов (формирование познавательных универсальных учебных действий). Построение такого урока возможно с помощью личностно-ориентированного подхода.
При личностно-ориентированном подходе главным является личность ребенка, ее самоценность. Деятельность учителя на уроке направлена на развитие личностных качеств. Важное понятие в данном подходе - «Я – концепция», которая является системой представления человека о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность и взаимоотношения с другими людьми. Личностно-ориентированный подход на уроке предполагает обращение педагога к субъективному опыту учащихся.
Для современного урока характерно применение учебной ситуации, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия и исследуют его в процессе совершения различных учебных действий.
Современный урок имеет гибкую структуру, которая позволяет раскрыть субъективный опыт учащихся. Важным моментом является включение заданий на выбор по форме или разному уровню сложности. Кроме того, современный урок необходимо строить с учетом дифференцированного подхода. Дифференциация индивидуальных особенностей учащихся может осуществляться по возрасту, здоровью, типу восприятия, уровню умения учиться, скорости усвоения информации или другим показателям. В связи с этим важным моментом является выбор учителем метода изучения той или иной темы, а также процесс его реализации в процессе обучения. Но при любом методе обучения урок необходимо строить таким образом, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся.
Интересным способом активизации познавательной деятельности является создание ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха позволяет решить педагогу определенные задачи: сформировать у учащихся интерес и мотивацию к обучению, уверенность в своих силах, поддерживать психологическое здоровье учеников, положительную атмосферу в классе. Также ситуация успеха на уроке позволяет ученикам проявлять инициативу, самостоятельно искать способы решения различных задач, не боясь ошибиться. Таким образом, можно сформулировать еще одно отличие современного урока от традиционного: традиционный подход в педагогике связан с внешней стимуляцией действий учащихся, современный урок строится преимущественно таким образом, чтобы сформировать у учащихся внутреннюю мотивацию.
Некоторые этапы современного урока направлены на формирование внутренней мотивации ученика. Одна из проблем при формировании внутренней мотивации заключается в том, что в условиях избыточной информации у учащихся начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу. Для того чтобы преодолеть данный механизм защиты, учителю необходимо представлять информацию на уроке таким образом, чтобы вызвать удивление, восторг или интерес у учащихся, что позволит запомнить эту информацию. Эмоциональное воздействие позволяет сформировать более прочные знания. Также эффективным способом является предоставление учащимся возможности действовать самостоятельно (только при условии сформированности у учащихся данного навыка). Педагогу необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса.
Кроме того, для современного урока характерно использование деятельностных методов и приемов. Давайте обратим внимание на другие возможные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, к ним можно отнести:
- Работу в группах или парах;
- Дидактические игры;
- Творческие задания;
- Задания поискового и исследовательского характера;
- Мозговые штурмы;
- Дискуссии;
- Приемы критического мышления и другие.
С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.
Урок, разработанный в соответствии с современными образовательными требованиями, носит интерактивный характер в отличие от линейного урока, на котором, как правило, используются фронтальные методы работы с классом. Интерактивное обучение предполагает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Развитие коммуникативных навыков наиболее эффективно при использовании групповой формы обучения. Помимо интерактивного обучения современный урок может строиться с учетом применения и других образовательных технологий. Среди них следуют выделить:
- Технологию решения исследовательских задач;
- Технологию развивающего обучения;
- Технологию проблемного обучения;
- Технологию деятельностного метода;
- Проектную технологию;
- Технологию развития критического мышления.
В настоящее время педагоги широко применяют ИКТ на уроке. Чаще всего используются презентации, которые позволяют повысить наглядность, мотивацию, интерес к обучению. Однако не стоит включать презентации в каждый урок. Материал для презентации должен быть тщательно проработан, презентация должна быть качественной и способствовать решению поставленных задач.
Заключение
Таким образом, можно подвести итог, современный урок – это многокомпонентный урок, отвечающий качественным характеристикам современного образования; это урок, построенный с учетом дифференцированного подхода, законов культуры общения и психологии обучения.
Деятельность на уроке направлена на личность ученика, процесс строится на основе партнерских отношений учителя и ученика, их взаимодействия. На современном уроке происходит обучение учащихся механизмам самоорганизации собственной деятельности по поиску информации и знаний.
Современный урок отличается гармоничным сочетанием учебной и творческой деятельности учащихся. Для того чтобы урок был интересным и результативным, педагогу тоже необходимо учиться и открывать для себя новые возможности!
Список использованной литературы
1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
3. Поляков С. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М., 2010 г.
4. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны
/Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.:Просвещение, 2010 г.
6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.
7. Лукьянова М.И. и др. Личностно - ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. –М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
8. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
9. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
10. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012 г.
11. Чернобай. С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде)/ М.: Просвещение, 2012 г
12. Ермолаева М.Г. «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», учебно-методическое пособие
13.Крылова О.Н., Муштавинская И.В. «Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО», методическое пособие
14.Фаттахова С.В. «Проектирование современного урока в соответствии с ФГОС ООО», методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"
Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии. «Дорогу в будущее прокладывает ...
Повышение эффективности урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Стремление провести урок на боле высоком уровне, обеспечитьмаксимальную мыслительную активность учащихся и прочное запоминание и...
Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы
Какой смысл мы вкладываем в понятие «урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, которое широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организован...

«Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»
laquo;Урок музыки как основная форма развития музыкального вкуса у учащихся»...

План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...

РЕФЕРАТ : «Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе
laquo;Урок музыки как основная форма учебно-воспитательной работы в школе"...
