Урок музыки в 5 классе "Фольклор — народное творчество".
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Трушкова Рита Ринатовна

Материал урока формирует музыкальную культуру обучающихся как неотъемлемую часть их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки; воспитывает любовь к музыке, потребность в общении с искусством, патриотизм, любовь и бережное отношение к русской культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_-_narodnoe_tvorchestvo.docx32.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. Фольклор — народное творчество.

Цели и задачи урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального, целостного, осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки; воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством, патриотизм, любовь и бережное отношение к русской культуре

Тип урока: освоение новых знаний и умений.

Средства обучения: фонохрестоматия, музыкальный центр, портреты композиторов.

Музыкальный материал: русские народные песня "Ах ты, степь широкая";                        М. И. Глинка "Камаринская"; М. Мусоргский, опера «Хованщина» («Исходила младёшенька»).

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.
  2. Изучение нового материала.

«На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!»
С. Есенин.

  Фольклор

         Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира. Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.

Песня – душа человека

Песня — душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня — хранительница истории, народных традиций и обрядов. 

Нельзя однозначно сказать, что важнее в человеке — ум или сердце, а в песне — слова или мелодия. Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. Не случайно в народе бытует такое выражение— «складывать песню». Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, ее пейзажи. Мир русской песни - это поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

Слушание музыки:   

  • русская народная песня: «Ах ты, степь широкая» 

    Как кому на свете
    Дышится, живется -
    Такова и песня
    У него поется...
    Жизнь дает для песни
    Образы и звуки:
    Даст ли она радость,
    Даст ли скорбь и муки,
    Даст ли день роскошный,
    Тьму ли без рассвета -
    То и отразится
    В песне у поэта.

Так писал о песне русский поэт XIX века Иван Суриков. Наверное, то же можно сказать и о песне народной.

Жанры народных песен

Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные.

Слушание музыки:  

  • русская народная песня: "".

Фольклор в музыке русских композиторов

        Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным фольклористом-собирателем Иваном Петровичем Сахаровым.

«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Именно этим текстом начинается произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова "Кикимора" (народное сказание для оркестра).

Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками.

     Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Слушание музыки: 

  • А.Лядов «Кикимора», симфоническая миниатюра. 
    Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

     Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра). Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей. Глинка считается первым из русских композиторов, использовавшим в своём творчестве русские темы. По «фольклорному» пути, проложенному Глинкой, устремились и другие выдающиеся русские композиторы: А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Некоторые из них создавали блестящие обработки народных песен, другие же — украшали фольклорными напевами свои сочинения.

Слушание музыки: 

  • М. И. Глинка "Камаринская"; М. Мусоргский, опера «Хованщина» («Исходила младешенька»).

Вывол по теме урока:  Русский фольклор - душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает.

Вокально-хоровая работа.  Разучивание песни.

Обращается внимание на чистоту интонационного звучания, ритмическую точность, эмоциональность исполнения.

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание: разгадать кроссворд.

По горизонтали:

  1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)
  2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)
  3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

По вертикали:

  1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)
  2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

  1. Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"

Урок проводится в 5 классе по региональному курсу "Писатели Восточной Сибири"...

Конспект урока на тему «Устное народное творчество. Фольклор».

Цели: актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»; углубить знания детей о русском фольклоре; сопоставить с марийским фольклором; привить интерес к произведениям устного народ...

Урок-игра по устному народному творчеству

Материалы к уроку-игре по УНТ, 5 класс...

Конспект урока музыки "Оркестр калмыцких народных инструментов"

Конспект урока "Оркестр калмыцких народных инструментов" разработан для обучающихся 5 класса...

Конспект урока по литературе «Устное народное творчество» 7 класс

Конспект урока по литературе предназначен для учителей гуманитарного цикла...

Урок внеклассного чтения "Устное народное творчество" в 9-м классе

Цель урока: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.Задачи.Образовательные:обобщ...