"Элементарное музицирование в группах ДОУ"
консультация по музыке

Наталья Александровна Намятова

Мастер-класс для воспитателей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей.        Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ».

Цель мастер-класса:  Знакомство воспитателей с различными формами элементарного музицирования в обучении детей дошкольного возраста.

 Задачи:

-Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами музицирования.

-Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование музицирования в практике. 

- Развитие музыкальных способностей у детей вне музыкальных занятий.

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость.  Это и есть идея «элементарного музицирования»  – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.

Идея широко использовать речь  в обучении музыке принадлежит Карлу Орфу.  

 Его педагогическая система называется “Шульверк. Музыка для детей”. Слово “Schulwerk” было создано самим Орфом и обозначает “обучение в действии”. 

И так, что же такое элементарное музицирование?

Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое!

Элементарное музицирование – это устный вид деятельности, основанный лишь на «здесь и сейчас».  Все элементы музицирования короткие и простые, и ребёнок может их очень просто запомнить и уже работать дальше с этим материалом,  варьировать, пробовать различные варианты, что само по себе и является процессом творчества.

Речевые упражнения

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомит с музыкальными формами.

1. Коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте»

Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т.д.)

В нашей группе все друзья!

 Да-Да-Да-Да! (дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).

 Вы и мы, и ты, и я!

 Да-Да- Да-Да! (дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).

 Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).

 Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).

 Мы — одна семья! (Играют импровизацию)

2. «Звучащие имена»

Дети играют «Звучащими жестами»

Ребята по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например «Лена»), а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). В старших группах можно игру усложнить. Дети играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.

3. Игра «Хлоп-шлеп-топ»

Хлоп – ладоши, шлеп – по коленям, топ – ногой.

Варианты: хлоп – шлеп – топ

Хлоп – хлоп – шлеп – топ

Шлеп – шлеп – топ – топ – топ – хлоп – хлоп…

 

3. «Палочки-стучалочки»

У меня есть палочки, палочки-стучалочки.

Постучу над головой, а теперь перед собой.

Правой ручкой постучу, левой ручкой постучу,

Будут палочки бежать, будут палочки стучать.

Разбежались, повстречались.

И друг с дружкою обнялись.

4. Музыкальное озвучивание стихов

При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.

                                    «Капель» Ю.Полякова

Я в полдень слушаю капель (треугольники)

Она журчит, как птичья трель. (колокольчики)

Звенит хрустальным бубенцом (бубенцы)

Сбегая с крыши над крыльцом. (глиссандо на металлофоне)

Капель журчит, звенит, поёт. (все инструменты)

Она ломает снег и лёд. (трещетки круговые)

5. Музыкальное озвучивание сказок (Сказки-шумелки)

Можно брать любые сказки «Курочка Ряба», «Теремок»…

А сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку «Курочка ряба»

6. Речевая игра  со звучащими жестами «Тюшки – тютюшки»

Педагог декламирует речевой зачин, а затем сначала вместе с детьми, а потом и дети самостоятельно, исполняет ритмы с одновременным их слоговым проговариванием на всех «телесных» инструментах по очереди: в хлопках, шлепках, притопах и т.д.

Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки! Хлоп, хлоп, хлоп! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп!

Тюшки-тютюшки, сделаем шлепушки! Шлёп-шлёп-шлеп! Шлё-пы-шлё-пы-шлёп!

Тюшки-тютюшки, хлопушки-шлепушки!

………………….. сделай топотушки!

………………….. сделаем щелкушки!

…………………...сделай цокотушки и т.д.

7. «Взял - отдал»

                Ритмическая игра с орехами        

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку, другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||III||III|| III||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов  4/4 в конце – поднимают руки с орешками ВВЕРХ!

8. «Волшебные булки»

Речевая игра со звучащими жестами

Стоят в кругу.Раз, два, всем привет! -2 хл. в ладоши, 3 шл. по коленям.

Побежали, прибежали дружно все в буфет. – хл. восьмыми и идут в центр.

А теперь назад идём, - хл. восьмыми

Булки – 2 хл. тарелочки четвертными

все жуём.- 3 притопа.

2 хл. восьмых, на четвертную паузу развести руки в стороны и назвать начинку: С капустой, …с морковкой, …с клубникой…. и т.д.

9. Игра  «Фруктовый компот» 4/4

1. Манго - Слива  - хлопки  в ладоши четвертными длительностями.

2. Киви  - Груша – хлопки  в ладоши.

3. Персики -  Алыча -  Гранат  - хлопки  в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления учащихся посредством элементарного музицирования»

В статье представлен опыт работы по методической теме: «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления   учащихся  посредством  элементарного музицирования»,...

"Элементарное музицирование с детьми младшего дошкольного возраста"

Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией по музыкальному развитию.Ссылка на презентацию   http://files.mail.ru/7A5B8BAFC3B346C5BAF2667F5A340217...

"Элементарное музицирование" образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей

Образовательная программа по раннему музыкальному развитию детей. Может быть использована как в рамках занятий с подготовительными группами в детской школе искусств, так и в рамках музыкальных занятий...

Примерное поурочное содержание занятий по программе "Элементарное музицирование"

Предлагаемый материал содержит разработки  34 занятий с детьми 4-5 летнего возраста. Занятия строятся на сквозной сюжентной основе....

Доклад на тему: "Элементарное музицирование с дошкольниками по системе Т.Э. Тютюнниковой"

Данная работа была написана с целью познакомить преподавателей с современной методикой дошкольного музыкального воспитания детей Т.Э. Тютюнниковой и побудить к самостоятельному дальнейшему ее изучению...

Элементарное музицирование на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Методическая разработка из опыта работы на уроках музыки в начальной школе....

Развитие творческих свойств личности в процессе элементарного музицирования.

В статье изучены пути и методы развития творческой активности личности в процессе элементарного музицирования....