Преподаватель и дистанционное обучение
статья по теме

Декларация о намерениях в продвижении дистанционного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distobr.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель и дистанционное обучение

“Суха, мой друг, теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!”
(Мефистофель)

        Сколько воды утекло со времен Гете, а образовательный "воз и ныне там" - мы до сих пор с детских лет воспринимаем обучение жизни как неприятную обязанность и стараемся уйти от реалий в мир «зеленых иллюзий». Это – и телевизор, и виртуальный негатив, и чтение примитивной литературы, и много-чего ещё. Чтобы учиться созидательным дисциплинам с интересом, необходимо организовать процесс обучения в игровой форме. Легче всего это достигается при использовании современных компьютерных технологий.
        Особенно эффективно дистанционное обучение при отсутствии учебных заведений, в которых ведется преподавание по программам повышенной сложности, например, в отдаленных поселениях.

        Существует много причин введения дистанционных методов образования. Это и повышение эффективности обучения, и снижение рутинной нагрузки на преподавателей, и возможность виртуального общения в рамках дистанционных обучающих проектов. Немалую роль играет и возможность получения дохода через продвижение дистанционных образовательных программ. Использование дистанционных проектов оставляет за преподавателем две основные функции: объяснение непонятных моментов (которых на начальных стадиях обучения совсем немного) и контроль усвоения материала. При этом качество групповых занятий приближается к индивидуальным и возможно достижение более широких результатов образовательного процесса.

Четыре «кита» образования

        Образовательный процесс должен не только помогать учащимся приобретать знания, но и решать главную задачу – развивать у учащихся способности к правильному принятию решений. Для её успешного решения преподаватель должен ставить перед собой четыре основных цели:
        1) Знакомство учеников с элементарными правилами (словарный запас, правила игры в шахматы, таблица умножения и т.д.);
        2) Доведение поведения в стандартных ситуациях до уровня автоматизма;
        3) Развитие навыка принятия правильных решений в нестандартных ситуациях;
        4) Развитие того, что в шахматах называется «позиционным чутьем» - умения отличить стандартную ситуацию от нестандартной.
        Все эти четыре аспекта принятия решений ученики могут успешно развивать, если они гармонично сочетают занятия с преподавателем и обязательную самостоятельную домашнюю работу.

        Для решения первой задачи (освоение элементарных правил) ученик обычно должен познакомиться с этими правилами и проделать достаточное количество практических упражнений. Знакомить ученика с правилами, подбирать задачи для самостоятельного решения и контролировать результаты самостоятельной работы должен преподаватель.

        Для решения второй задачи (тренировка стандартного поведения) ученику необходимо пройти достаточный практикум по решебнику-тренажеру, в котором упражнения подобраны «от простого к сложному» и, по возможности, отсутствуют ответы. Это позволяет ученику самому разобраться в методике решения все более сложных задач без участия преподавателя. Применительно к шахматам, С.Н.Архипов, один из ведущих шахматных тренеров России, считает, что для достижения уровня первого разряда по шахматам учащийся должен решить несколько тысяч специально подобранных задач различной степени сложности. Эти решения складируются в интеллектуальном багаже учащегося и если их достаточно, то при возникновении соответствующей жизненной ситуации обучаемый решает её «рефлекторно». Здесь преподаватель должен подобрать примеры для домашнего практикума, контролировать процесс домашней работы и, что особенно важно, в личном общении помогать решать задачи, вызывающие затруднения, а потом проверить повторное самостоятельное решение этих задач учеником.

        Решение третьей задачи (отработка поведения в нестандартных ситуациях) можно осуществлять через выполнение практических примеров в уме. В шахматах это называется «играть в слепую». Таким способом тренируется способность думать. Этот метод применяется и в шахматах (решение задач по диаграммам, без шахматной доски), и в лингвистическом образовании (например, пересказ услышанного или прочитанного), и в математике (решение задач в уме).

        Четвертой цели (выработка умения «вовремя задуматься») можно достигнуть, подбирая примеры практикума, в которых подробно развернуты ключевые ситуации. Это – такие ситуации, в которых стандартные решения либо отсутствуют, либо их несколько и можно выбрать самый эффективный путь. Если преподаватель подберет достаточное количество таких примеров, то учащийся начинает интуитивно чувствовать те моменты, когда существует нестандартное, часто единственно верное решение.

Дистанционное обучение в образовательных учреждениях

        Идеальная схема обучения в полном объеме применима только при индивидуальном и полуиндивидуальном обучении. Однако, с помощью дистанционного образования процесс обучения можно значительно автоматизировать, что позволит использовать принципы индивидуального образования при работе в группах с численностью до 6 человек и более. Это, например, осуществимо через факультативные занятия в школе, на которых, по минимуму, достаточно одного Интернет-экрана в классе, но желательно, чтобы каждый учащийся имел на занятии доступ в Интернет. Дистанционное тестирование учащихся можно реализовать также через Интернет-сайт учебного заведения, и тогда осуществление всех описанных идей становится легко выполнимым. Можно также давать дополнительные, факультативные домашние задания в рамках основных уроков, а затем подводить итоги сделанного с помощью викторин. Это не займет у преподавателя много времени, а дети-отличники могут существенно повысить свой уровень знаний.

        Отдельно остановимся на вопросе
регистрации образовательных учреждений в дистанционных обучающих проектах. Такая регистрация представляется целесообразной в связи со следующими моментами:
        Для того, чтобы быть официальным потребителем программы (для соблюдения юридических формальностей);
        Для того, чтобы дети, имеющие желание и возможность приобрести индивидуальные права доступа к дистанционному образовательному сервису, могли сделать это через посредничество школы;
        Для того, чтобы дети, имеющие Интернет дома и желающие заниматься дистанционно через сайт школы, могли войти в проект и сделать домашнее задание. Таким способом с преподавателя снимется большая часть контроля за выполнением домашних заданий учениками.

Ремарки по дистанционному обучению

        Возрастные особенности обучаемости.
        Из практики известно: чем младше ученик, тем легче он усваивает новый материал. Возможно, это происходит из-за того, что, чем старше ребенок, тем у него больше интересов, обязанностей и более заполненный багаж знаний. Также известно, что, начиная с некоторого критического возраста, абсолютно все новые знания усваиваются через замещение тех ранее приобретенных знаний, которые сознанию обучаемого представляются наименее востребованными. Многие ученые считают, что этот критический возраст – четыре года, но практика работы с дошкольниками в шахматах позволяет говорить, что этот возраст может составить 5 – 6 лет. Так или иначе, но если вы работаете с дошкольниками, начиная с четырех - пяти лет, решая все четыре выделенные задачи одновременно, то им впоследствии достаточно легко учиться в школе, поскольку даже в первом классе они внимательны на уроках и почти не тратят времени на выполнение школьных домашних заданий.

        Роль преподавателя в обучении стандартным ситуациям.
        Желательно добиваться стопроцентного самостоятельного решения задач практикума. Контроль преподавателя за ходом самостоятельной работы по решебнику может заключаться в определении индивидуальной скорости прохождения решебника учеником (зависит от способностей и степени загруженности ученика) и требования выполнения дома нужного количества примеров из практикума. Если ученик не решил все примеры, то его можно посадить за их решение на занятии, в то время, как остальные участники группы будут заниматься более интересными темами.
        На решение каждой сложной домашней задачи ученику целесообразно выделять лимит времени, например 10 минут. Если не получается, то учащийся должен перейти к следующей задаче. Если у ученика не получается более половины задач решебника, то преподаватель должен подобрать более простые домашние задачи. Если домашние задачи однообразны и ученик легко справляется с ними, то можно решать решебник через одну или через две задачи, чтобы быстрее подойти к следующим темам.
        Если у преподавателя нет возможности разбирать с каждым учеником его индивидуальные ошибки в связи с отсутствием времени, то можно посоветовать просто складировать задачи, решение которых не исправлено (ведь более 50% примеров ученик решает успешно), а затем по второму разу пройти весь решебник. В этом случае ученик, как правило, сам справляется с теми задачами, которые в прошлом вызывали трудности.

        Если Вы думаете, что такого еще не придумали в полном объеме, то Вы ошибаетесь! Что касается лингвистического образования, то там всё уже давно сделано на самом высоком уровне. Например, учим иностранные языки с удовольствием!

Анна Пио, мама двух девочек, Анаис - 3,5 года и Энии - 1,5 года (Франция): "Обе говорят и понимают на французском, на русском, а английский их очень интересует, особенно любят поиграть с картинками, которые похожи на мультфильмы... "

        На очереди – наши любимые шахматы!

Если статья Вам понравилась и у Вас появились вопросы, то задавайте! Наш e-mail "pavelk7mag@yandex.ru", скайп – “kus347”, тел. (49848)33664.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

дистанционное обучение для подростков и преподавателей

дистанционное обучение это "палочка выручалочка" для всех преподавателей и воспитателей желающих постоянно повышать свой профессиональный уровень и идти в ногу со временем....

Компетентностный подход в повышении квалификации преподавателей в области дистанционного обучения.

Статья рассматривает следующие вопросы:(1) Профессионально-педагогическую компетентность по Н. В. Кузьминой;(2) Профессиональную компетентность по А.К. Марковой;(3) Суть компетентностно...

Дистанционное обучение школьников Принципы и средства дистанционного обучения Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

Дистанционное обучение школьников в последние годы становится одним из перспективных направлений модернизации общего образования, с которым связано развитие системы открытого образования, расширение д...

Как быстро и эффективно организовать процесс дистанционного обучения (инструкция для преподавателей)

В 2020 году учительское сообщество столкнулось с новым вызовом - резким переходом на дистанционное обучение. Предлагаемая инструкция поможет структурировать подготовку к дистанционному уроку: в форме ...

Методическая разработка для преподавателей по теме "Программа PowerPoint" (по дистанционному обучению)

Методическая разработка содержит материал 11 занятий.Урок 1. Программа для создания презентаций PowerPoint                           ...