Психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность современного урока
статья по теме
В статье в развернутов виде представлены психолого-дидактические характеристики,обеспечивающие личностно-ориентированную направленность современных уроков независимо от преподаваемого предмета. Статья необходима учителям образовательных учреждений при проектированинии уроков, особенно актуально в связи с введением на будущий учебный год стандартов второго поколения в основную школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно-
ориентированную направленность современного урока
Выполнил: Казак В.М., учитель математики МАОУ СОШ №147 г. Челябинска
1. Формирование и стимулирование субъектной позиции учащихся:
- инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
- создание ситуации выбора;
- организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
- приоритетность индивидуальных и самостоятельных работ школьников.
2. Создание условий для проявления п развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся:
- опора на субъектный личностный опыт учеников;
- активное принятие оригинальности, своеобразия предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;
- формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других;
- создание ситуаций, позволяющих ученикам проявить собственные способности, возможности, интерес.
3. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации):
- развитие мотивационной сферы учащихся;
- создание условий для освоения учащимися компонентов учебной деятельности; учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
- повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
- поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
4. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся:
- использование приемов внешней и внутренней дифференциации;
- выбор методических приемов, типов урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
- использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
- обеспечение дозированности (небольшими порциями) помощи взрослого ученикам (с учетом зоны ближайшего развития ребенка).
5. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
- ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам;
- обучение целеполаганию к деятельности (приемам, последовательности, классификации);
- создание ситуации успеха;
- помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности;
- создание ситуации нравственного выбора.
6. Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
- постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
- поощрение творческой активности учащихся;
- ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
- использование сюжетно-ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций (или их моделей);
- разнообразие используемых методов и приемов деятельности;
- повышение доли учебных заданий продуктивного (творческого) характера
7. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим и к себе:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
- стремление к обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями (ситуации успеха, доброжелательность, благоприятный психологический климат и т.д.);
- формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
- создание ситуаций включенности учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям, значимым для них, коллектива, общества.
8. Организация равноправного партнерского общения б ходе учебного взаимодействия:
- приоритет диалогических форм учебной деятельности;
- организация сотрудничества учителя и учеников;
- организация сотрудничества учеников между собой (в том числе - обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ);
- оптимальной соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- доброжелательность в общении.
9. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
- поощрение инициативы и активности учащихся;
- акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
- использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров;
- подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности;
- поощрение познавательной активности детей.
10. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
- «считывание» учителем эмоциональной информации при общении с учениками и соответствующее на нее реагирование ;
- обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилии и результатов;
- открытость и отсутствие закомплексованности учителя и учеников;
- возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности;
- взаимность обратной связи;
- заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
11. Личностно-ориентированная позиция педагога:
- установка на ученика не только как на субъекта образовательного процесса, но и как на личность и индивидуальность;
- признание самобытности и уникальности каждого ученика;
- безоценочная позиция учителя (взрослого) - принятие учеников и существующей ситуации как реальности;
- приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
- доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение;
- умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.
В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.
Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------22.Технология описания опыта ------...

Статья "Личностно-ориентированный подход как современная методологическая ориентация в педагогической деятельности".
В статье систематизированы материалы о личностно-ориентированном подходе. Особое внимание уделено характеристике основных положений личностно-ориентированного образования, личностно-ориентированного у...

Личностно-ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку и эффективность достигнутых результатов....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...