Здоровье сберегающие технологии
план-конспект по теме

Хачикян Лариса Хачиковна

Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя.Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_so1.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    МБОУ СОШ №25

Доклад  учителя  английского  языка  Хачикян Л.Х.

                                  30 .12.2011


ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЕ.



Здоровье – неоценимое счастье

в жизни любого человека.

Каждому  из  нас хочется

быть  сильным и здоровым,

сохранить как можно дольше

подвижность, бодрость,

энергию и достичь

долголетия.

Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.

В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов.

По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30 – 35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, “Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года” предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Педагогический коллектив МОУ СОШ №25 рассматривает понятие «здоровье» как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса  четырёх компонентов:

-здоровья физического;

-здоровья социального;

-здоровья психического;

-здоровья духовно-нравственного.

Спортивно-оздоровительное

Диагностическое

Профилактическое

Направление работы по здоровьесбережению

в МБОУ СОШ №25

Исследовательское

Организационное

Обучающее

Воспитывающее

Консультативно-просветительское

 

Для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлетворяются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям. Психическое здоровье ребенка является предпосылкой не только его эмоционального благополучия и физического здоровья, но и хорошей школьной успеваемости, а также последующей успешной социализации, решения вопроса о выборе жизненного пути.

 Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ)включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, формирующих культуру здоровья, стремление к здоровому образу жизни, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности организма школьника:

Ø  доброжелательное и уважительное отношение к каждому ребенку;

Ø объяснение учебного материала до полного понимания;

Ø дифференцированный подход;

Ø насыщенность занятий и соблюдение всех норм, методов, требований современного урока.

Заключение.

Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого. Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровье сберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»

Текст выступления на РМО по теме: «Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии»...

здоровье сберегающие технологии на уроках технологии

Презентация к докладу "Здоровье сберегающие технологии на уроках технологии "...

Конспект внеклассного занятия по здоровье-сберегающим технологиям проведённого в 9 «б» классе – «Планета здоровья». Здоровое питание(закрепление)

Тема занятия: Здоровое питание.(ЗАКРЕПЛЕНИЕ) Цель: • Формировать отношение к правильному питанию, как основной части здорового образа жизни. Задачи: • углублять знания детей о рациональном питании...

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Влияние здоровье сберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья обучающихся....

Внедрение современных педагогических технологий на уроках географии. Здоровье сберегающие технологии.

  Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Это политика, в которой наше будущее. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Ч...

Принципы здоровье сберегающих технологий на уроках технологии и других дисциплинах.

В статье описывается как проживать различные эмоциональные состояния, такие как гнев, страх, радость и горе, экологичным способом, а также несколько идей игровых практик на занятиях....