Обучение в сотрудничестве
методическая разработка на тему

Методическая тема, над которой я работаю и пытаюсь внедрять на своих уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_v__sotrudnichestve.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                Методическая тема:

         « Обучение  в  

                    сотрудничестве».

                                         Учитель: Елисеева Т. Е.

                 Технология  обучения в сотрудничестве.        

   

    Выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в  сотрудничестве от других форм групповой работы:

  1. взаимозависимость членов группы;
  2. личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи своих товарищей;
  3. совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
  4. социализация деятельности учащихся в группах;
  5. общая оценка работы группы, которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы.

     Каждый из указанных аспектов необходим для плодотворной работы группы. Главное, следует структурировать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

     Для этого прежде всего надо обеспечить условия, которые бы помогли реально создать эту взаимозависимость учащихся друг от друга не по их доброму желанию, а объективно. Далее необходимо предусмотреть разнообразные и достаточно действенные способы стимулирования совместной деятельности, достижения значимых для всей группы результатов.

     Существует несколько типов взаимозависимости участников совместного обучения:

  1. Зависимость от единой цели, задачи, которая осознается учащимися и, которую они могут достичь только совместными усилиями.
  2. Зависимость от источников информации, когда каждый владеет только частью общей информации, необходимой для решения задачи. Каждый должен внести свой вклад в решение задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне разделения труда, ролевых функций.
  3. Зависимость от единого для всех учебного материала.
  4. Зависимость от единого для всех комплекта оборудования, необходимого для выполнения общего задания, разделенного между учениками группы.
  5. Зависимость от единого для всей группы поощрения – либо все члены команды поощряются одинаково, либо не поощряются никак.

Цели:

      - единый результат от всей группы;

        - подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой работой (проверено);

        - таблица результатов деятельности всех членов группы по каждой теме (в виде оценок в описательной или балльной форме с указанием, какая доп. практика требуется для данного ученика);

       - каждый член группы заполняет собственный рабочий лист на любую работу, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, исправляет ошибки, оценивает.

Организация:

      - распределение ролей (состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга);

     - каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

    - задания в группе выполняются таким образом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Оценка:

   - балльная;

   - похвала учителя;

   - поощрение группы путем:

     а) выделения доп. времени для решения;

     б) присвоения определенной атрибутики;

     в) записи индивидуальных и групповых достижений в спец. журнал.

     Оценку, которую получает группа, можно улучшить, если каждый член группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному и т.п. Также учитель может выбрать по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста; оценка идет в зачет всей группе.

     Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно. Это должно стать одной из стратегических целей учителя.

     Можно предложить семь постепенных шагов в обучении этому умению:

  1. помочь ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык;
  2. помочь понять им, из чего это умение, навык состоит, как его сформировать;
  3. организовать необходимую и достаточную практику;
  4. убедиться, что каждый ученик получает информацию о том, насколько правильно он выполняет задания по овладению навыком, умением;
  5. стимулировать учащихся, чтобы они помогали друг другу во время практики;
  6. создать ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
  7. стимулировать подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

      При групповой форме работы на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. При чем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку знания актуализируются,  конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

  Подготовка к выполнению группового задания.

  1. Подготовка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  2. Инструктаж по последовательности работы.
  3. Раздача дидактического материала по группам.

 

Групповая работа.

  1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  2. Распределение заданий внутри группы.
  3. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  4. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
  5. Подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

  1. Сообщение о результатах работы в группах.
  2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  3. Общий вывод о групповой работе и достижений поставленной задачи.

    Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

 Разновидности групповых технологий.

  1. Групповой опрос.
  2. Общественный смотр знаний.
  3. Учебная встреча.
  4. Диспут.

   

Применение на уроках математики.

    «Пары сменного состава».

Цели:  

         - формирование умений решать задачи;

         - обучение умению говорить, используя изучаемый материал;

         -  обучение умению общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя знания);

Технология:

  1. Формируются дифференцированные группы ( 4-8 человек).
  2. Выбирается руководитель группы.
  3. Выполнение заданий всеми учащимися, возможна помощь учителя или учеников друг другу.
  4. Работа в парах:

а) решение задачи №1 соседа с объяснением, если потребуется можно задавать вопросы;

б) проверка; повторное объяснение, если потребуется;

                 в) меняются ролями;

                 г) уже без объяснения решается задача №2;

                д) обмен тетрадями; проверка; объяснение (если потребуется);

                    отметка учащегося и его подпись.

  1. Формируются пары из разных групп.

       «Цепочка».

   Цели:

            - отработка умения решать задачи;

            - обучение сотрудничеству;

            - формирование сплоченности.

   Технология:

           1) Каждый решает свою задачу, учитель проверяет.

           2) Работа в парах:

                 а) первая колонка ряда сидит, а вторая пересаживается;

                 б) решаются задачи друг друга;

                 в) взаимопроверка и взаимные консультации.

      «Атака мыслей».

   Цели:

            - обучение умению говорить, используя изученный материал;

            - обучение общению (объяснять, задавать вопросы, возражать, аргументировать и т. п.);

            - воспитание сотрудничества.

   Технология:

  1. Сообщение темы. Правила. Критерии оценки.
  2. Выбираются эксперты, секретари.
  3. Формируются две группы: одна предлагает идеи (решения задачи), другая их критикует.
  4. Анализ идей.
  5. Подведение результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...