Формы музейной коммуникации и текст
статья по теме

Подрезова Ирина Ивановна

Музей дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно оставляет бесценные свидетельства своего существования. Музей должен стать одним из центров открытого образовательного пространства. Существует множество форм музейной коммуникации. Некоторые из них представлены в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_muzeynoy_kommunikacii_i_tekst.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 36 г. Томска

Формы музейной коммуникации и текст

        Музейно-педагогическая деятельность способствует формированию в школьнике единства познавательного, эстетического и действенно-практического начал, которые связаны с процессом перехода от созерцания красоты к ее активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребенка. В приобретении учеником навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.

        Музейная педагогика – специальная научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики, психологии и профильной для данного музея дисциплины (или их комплекса), предметом которой выступает музейная коммуникация.

        Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Д.Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой – способность посетителя понимать «язык вещей» [1, с. 418–427].

        По мнению Д.Ф. Камерона, в создании музейной экспозиции должны принимать участие художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Экскурсоводам следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. Специфику музея Д. Камерон видит, в первую очередь, в визуальном и пространственном характере музейной коммуникации. Он рассматривает музей как коммуникационную систему, включающую в себя каналы визуальной и вербальной информации. Посетитель получает визуальную информацию непосредственно через экспонаты, а также обменивается вербальной информацией с работником музея

        Постепенно в музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода. Обозначились и разные структурные формы музейной коммуникации.

Формы музейной коммуникации:

  1. музейный урок в классе;
  2. урок-экскурсия;
  3. урок-путешествие (виртуальные экспозиции);
  4. урок-эксперимент (погружение в поисковую деятельность);
  5. урок-экскурс (погружение в эпоху);
  6. музейная мастерская (создание экспонатов своими руками);
  7. музейный пикник (музей под открытым небом: инсталляции, реконструкции).

        Одна из наиболее распространенных форм (урок-экскурсия) состоит в том, что ученик общается с экскурсоводом с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой формы (музейный урок) школьник общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Экспонат музея рассматривается как текст культуры, то есть «смысловое целое, являющееся организованным единством составляющих его элементов; сообщение, направленное автором читателю. Текст выполняет три основных функции: передачу информации, выработку новой информации и память (хранение информации). Текст  в наибольшей мере реализует творческую функцию, являясь генератором новой информации» [2,с.347]  то есть становится причастным к акту художественной коммуникации.

        Значение любой музейной экспозиции выражается в комбинации знаков, несущих в себе понятия и представления о явлениях природы и деятельности человека. Таким образом, комплекс музейных экспонатов может рассматриваться как своеобразный текст, описание когда-либо и чего-либо происходящего. В этой связи хотелось бы отметить комплексность любой музейной экспозиции как основную черту демонстрации памятников прошлого. Вся музейная экспозиция – это единое  описание человеческой жизни. Вместе с тем не стоит забывать и о значимости каждого экспоната в отдельности. «Первоэлемент «музейного универсума» – музейный предмет, экспонат» [3, с.12-21] обладает свойствами репрезентативности и информативности, «несущие в себе понятия значения и смысла» [4, с. 87-90], которые проявляются в общей экспозиции. Таким образом, экспонат музея будет являться своеобразным текстом культуры. Л.М. Шляхтина и Е.Н. Мастеница выделяют следующие свойства музейного предмета, которые определяют его коммуникативные особенности: информативность, репрезентативность, экспрессивность. Первичная информация, которая заключена в музейном предмете и воспринимается субъектом на начальной стадии коммуникативного акта – внешние признаки вещи (величина, форма, цвет, фактура). С помощью посредника – экскурсовода, аннотации – открывается информация о свойствах и функциях, в случае, если предмет вышел из активного употребления, а также воспринимаются эстетические качества объекта. Более того, музейный предмет несет в себе и «социальную информацию», фиксируя определенный опыт человечества.

        Музей «Мир народной игрушки» был открыт в МБОУ СОШ № 36 г. Томска в 1988 году (реконструирован в 2010г.). Основой экспонатов стала коллекция игрушек, подаренная Г.М.Блиновым, московским коллекционером-любителем. В фонде музея находится около 200 глиняных, деревянных, топорно-щепных игрушек северных, южных и центральных районов России, а также стран СНГ.

        Экспонаты музея «Мир народной игрушки» широко используются в образовательном пространстве школы. Сравним разные формы:

  1. музейно-образовательный проект «Музей «Мир народной игрушки» как составляющая открытого образовательного пространства школы»;
  1. факультатив «Мир народной культуры»;
  2. индивидуальный образовательный проект «Загадки Древнего мира»;
  3. изостудия;
  4. экскурсии и научно-исследовательская деятельность;
  5. музейные уроки, интегрированные уроки литературы и изобразительного искусства.

        Одна из основных форм вовлечения посетителей музея в активную деятельность - игра. Это может быть игра-путешествие, игра-исследование, ролевая игра. Взаимодействуя с музейной средой, организованной в игровой форме, документальный материал воспринимается на новом качественном уровне, более полно и глубоко. При этом посетитель музея получает не только информационную нагрузку, но и эмоциональную разрядку. Это способствует углублению восприятия и усилению интереса у посетителя. Кроме того, он общается с историей не только на уровне знаний, но и на уровне личного опыта. Именно в игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, у них пробуждается творческое начало, развивается воображение.

        Вариантов игры в музее с музейными предметами много. Вот, например, игра «О чем говорят вещи» [5, с.85]. Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить ее, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своем прошлом, своих прежних хозяевах, какие истории поведать друг другу. Здесь же возможно коллективное придумывание и разыгрывание небольшого сказочного действия, исполнители которого - дети, а действующие лица - музейные экспонаты.        В ходе занятий-игр дети «проживают» определенную тематическую, историческую ситуацию. В этих играх «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная; и те и другие могут и задавать вопросы, и отвечать на них. Важно, чтобы дети «работали» преимущественно с подлинными вещами, созданными когда-то в прошлом или в наши дни народными умельцами. Через народное творчество дети знакомятся с традициями и обычаями не только русского, но и других народов, что даст им возможность почувствовать причастность к своей культуре.

        Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний является творческая работа. Например, школьникам было предложено следующее задание: написать сочинение-фантазию «Моя любимая игрушка», используя подлинник народной игрушки. Игрушка  предполагает активность, подключение анимистических свойств сознания, фантазии, воображения. Необходимо было перевоплотиться в ребёнка определённой исторической эпохи, описать народную игрушку и сочинить игровую ситуацию.  Приведем образец сочинения:

        В слободе Дымково жили-были дедушка и бабушка вместе с внучкой Марьюшкой. У Марьюшки не было подруг, а она всё время мечтала с кем-нибудь поговорить, поиграть. Однажды на Рождество Марьюшка загадала: «Пусть у меня появится подружка». А бабушка у Марьюшки была мастерица: лепила разные фигурки из глины. Слепила она красивую барышню, раскрасила в яркие цвета: красные, синие, жёлтые, зелёные.  Нарисовала узоры, вылепила кружевные оборочки на фартучке, кокошник приладила на голову. Стоит дымковская барышня под ёлкой, глаз радует. Увидела утром Марьюшка барышню, обрадовалась. Попросила бабушку научить и её мастерству. Теперь у дымковской барышни целый хоровод подружек. У каждой барышни свой наряд: юбки колоколом, кофточки расписные, узорчатые. А Марьюшка  настоящих подружек нашла, вместе стали кукол лепить. (Ощепкова Дарья  5 класс)

        Во многих музеях зарубежных стран стало традицией, чтобы каждое занятие с детьми заканчивалось в студии, где посетители могут, к примеру, разрисовать китайскую тарелочку, смастерить «настоящий» шлем римского воина, приготовить блюдо по старинному рецепту и пр. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе со школьниками младшего и среднего возраста. По этому принципу была организована работа индивидуального образовательного проекта «Загадки Древнего мира». Проект адресован школьникам 4-6 классов и ориентирован на практическое применение учащимися полученных знаний. На занятиях учащиеся выполняют оригинальные творческие работы (эскиз папируса, роспись древнегреческой вазы, создание глиняной игрушки-свистульки), участвуют в необычных театральных постановках, посещают томские музеи. В рамках индивидуального образовательного проекта учащиеся впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью, создавая оригинальные работы культурологической тематики («Загадки куклы-оберега», «Образ птицы в мифологии и культуре», «Мифологические образы в русском народном творчестве»). Исследовательские творческие работы предполагают личное отношение к изображаемым событиям:

  1. Подготовить рассказ очевидца с места событий в Колизее.
  2. Вам посчастливилось побывать в римском античном театре. Расскажите об этом с точки зрения зрителя.
  3. Составьте путеводитель по семи чудесам света.

        Исследовательская деятельность способствует формированию способности критического восприятия фактов, умения их анализировать, побуждает к творчеству. Исследовательская работа позволяет учащимся не только внести свой вклад в развитие истории музея, но и получить опыт исследовательской деятельности.

        Темы исследовательских работ учащихся избраны не случайно, а исходя из запросов музея. Все это позволяет сделать работу музея интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию.

        Одной из интересных форм организации работы с детьми в музее является театрализованная экскурсия.  Посетитель должен стать  участником происходящего действия с активным привлечением музейных предметов. Музей сегодня – это театр коммуникации – театр общения его посетителей. Подобная театрализованная экскурсия была создана в результате метапредметного творческого проекта «Ожившие игрушки».

Цель проекта:

  1. воспитать  любовь к русским традициям, развить творческое мышление на основе народного и декоративно-прикладного искусства, а также раскрыть индивидуальные способности  и сформировать художественный вкус.

Задачи проекта:

  1. воспитывать уважительное и бережное отношение  к истории и культуре своего народа;
  2. познакомиться с историей возникновения народной игрушки; содержанием, обрядами и обычаями народных праздников;
  3. познакомиться с основами моделирования костюма народной игрушки на основе традиционного русского костюма.

        На уроках изобразительного искусства учащиеся познакомились с историей возникновения и создания   дымковских, филимоновских, абашевских народных игрушек, символикой цвета и узоров.

        На уроках технологии школьники создали фольклорные костюмы  на основе  элементов  костюма  народной игрушки и русского традиционного  народного костюма. Основные цвета фольклорного костюма – красный, синий, зелёный; основные узоры – круги и линии. В результате получился фольклорный костюм, созданный по мотивам народных игрушек. Проектный продукт – это не только фольклорные костюмы, но и создание сценария праздника для первых классов. На празднике  ребята рассказывали сказки об игрушках, загадывали загадки и, конечно, играли с малышами. Свистульки, деревянные движущиеся игрушки, расписные глиняные фигурки произвели на первоклассников огромное впечатление.

        Уроки русского языка, литературы,  мировой художественной культуры в стенах школьного музея «Мир народной игрушки» позволяют осуществлять на практике метапредметный подход, дать учащемуся наиболее цельное представление о предлагаемой эпохе и культуре прошлого, что вносит в обучение элемент «подлинности» и дух исследования.

        Культурная среда современного музея — это не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое, развивающееся пространство, обладающее высокой силой информационного и эмоционального воздействия. Именно в музее разворачивается образовательный процесс, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры, поскольку музей становится и театром, и библиотекой, и школой. Традиционная музейная среда бытования материальных предметов и произведений искусства превращается в содержательно наполненное пространство, в котором посетителю предоставляется возможность обретения разнообразных впечатлений и знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беззубова О.В. Теория музейной коммуникации как модель современного образовательного процесса // Коммуникация и образование. Сборник статей / Под ред. С.И. Дудника. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. 446 с.
  2. Эстетика: Словарь/ Под общ. ред. А.А. Беляева и др.  М.: Политиздат, 1989. 447 с.
  3. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учебное пособие.  М., 2005. 184 с.
  4. Мастеница Е.Н. Музейный предмет как объект информации и факт культуры// Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование. Междун.науч. конф. Краснодар-Новороссийск 10-21 сентября 2000г. Тез. Докладов. Краснодар, 2000. 276 с.
  5. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб.пос. по музейной педагогике/ М-во культуры РФ. Рос ин-т культурологи.  М., 2001. 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые формы работы с аутентичным текстом

Презентация к докладу " Некоторые формы работы с аутентичным текстом"...

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Некоторые формы языковой работы с текстом на уроках литературы Учебно-методическое пособие

В данной работе я показываю пример изучения литературного произведения на базе глубокого языкового анализа. То есть понимание идеи текста приходит через осознание конкретных языковых средств, использо...

"Музей в чемодане" - форма музейно-педагогического занятия в 5 классе по русскому языку

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фразеологизмы" (учебник Л.М.Рыбченковой) проведён в форме музейно-педагогического занятия "Музей в чемодане". Используя экспонаты школьного ...

План работы по самообразованию по теме: «Формирование предикативной лексики у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, как одной из форм альтернативной коммуникации»

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов...

Музейная коммуникация обучающихся с ТМНР

У детей с глубокой и тяжелой степенью умственной отсталости нарушено восприятие, мышление, память, эмоциональная сфера. Благодаря  посещению музеев особыми детьми появилась возможность коррегиров...


 

Комментарии

Галушкина Наталья Борисовна

Я согласна с Ириной Ивановной что, современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе.Я руководитель клуба "Юные друзья музея" и в своей работе тоже использую данные формы музейной коммуникации. А игра просто необходима.Дети с интересом работали над исследовательскими проектами "Изучаем родной край". Получили опыт исследовательской деятельности и работы с фондами и экспонатами музея. С удовольствием работали над проектом "Музей будущего" и представляли свои продукты (музеи и экспонаты). Успехов Вам, Ирина Ивановна.

Подрезова Ирина Ивановна

Спасибо! Наталья Борисовна, какие игры в музее проводите Вы? Творческие работы?