Обобщение опыта
статья по теме
18 лет работы в школе - это , наверное, не так уж и много. Но уже есть чем поделиться, есть то, чему можно подвести некоторый итог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.42 КБ |
![]() | 93.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
«Если долго идти вперед, куда-нибудь обязательно, да и придешь»
(Л.Кэролл. Алиса в стране чудес)
Процесс построения открытого общества в России, требования, которые ставят перед отечественной системой образования современные общественные реалии и интеграция её в мировое сообщество, в том числе образовательное, способствуют активной и системной модернизации национальной образовательной системы. Такие основополагающие документы, как «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.», «Программа создания системы открытого образования», «Электронная Россия на 2002- 2010 гг.» определяют
значительную роль средств информационных коммуникационных технологий на пути модернизации российского образования.
В настоящее время в отечественной системе образования отчетливо заметна конкуренция двух моделей образования: «классической» и «прагматической». Первая модель основана на передаче знаний от учителя к ученику. Вторая модель условно называется «американской» и базируется на конструктивистской теории. Она близка личностно-ориентированной модели обучения, так как акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности. Также меняется приоритет языкового образования в области формирования видом языковой компетенции – если раньше основной упор в обучении делался на овладении навыками чтения и перевода и освоении грамматического материала, то сегодня на первый план выходит формирования у учащихся навыков устойчивой языковой компетенции в различных коммуникативных сферах и с использованием всего спектра языковых средств и приемов, характерных для полноценной коммуникации. Определенные изменения в подходе к обучению иностранным языкам играет также переход на систему ЕГЭ с ее разноплановыми и часто творческими заданиями, направленными именно на контроль умений и навыков языковой коммуникации.
Что же такое компетентность и компетенция?
Компетентность: обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Ключевые компетенции - наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во вне профессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.),
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
- ценностно-смысловые компетенции,
- общекультурные компетенции,
- учебно-познавательные компетенции,
- информационные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- социально-трудовые компетенции,
- компетенции личностного самосовершенствования.
Уверен, что с точки зрения реалий современного школьного образования необходимо формировать все эти типы компетенций. Однако применительно к преподаванию английского языка выделю три наиболее значимые компетенции – учебно-познавательные, информационные и коммуникативные.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Технология развития компетенций ученика способствует:
--Активизации познавательной деятельности учащихся.
--Развитию вариативности мышления, свободы выбора необходимых и достаточных средств для реализации этой компетенции.
- Общему повышению мотивации изучения иностранного языка.
- Развитию поиско-исследовательской деятельности учащихся.
Реализация этой технологии может достигаться различными метиодическими средствами. Я определил для себя следующие средства:
- Использование современных форм обучения на уроке (ИКТ-технологии, в первую очередь):
- Упор на активные виды речевой деятельности (говорение и письмо), привязка видов деятельности к практическим ситуациям и нуждам учащихся.
- Активное использование тестирования всех видов и форм для объективации полученных результатов.
ИКТ-технологии.
По данным исследований, в памяти человека остается четверть им услышанного материала, треть им увиденного, половина увиденного и услышанного, три четверти материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
ИКТ-технологии при их правильном применении могут дать уникальный эффект, при котором у учащегося развивается сразу вся линейка компетенций, причем этот процесс может эффективно регулироваться на любой стадии обучения, от начальной до предвыпускной.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:
- Использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
- Деятельности учителя, управляющего этими средствами;
- Повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
Не последнюю роль также играет обучение учащихся в процессе совместной работы навыкам работы в Интернете, особенно на иноязычных сайтах.
Соответственно, я определил для себя следующий задачи преподавания:
- изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу;
- проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;
- апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению;
- воспитывать культуру личности, отношение к изучаемому предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
- проанализировать результативность проведенного исследования.
Я думаю, что наличие познавательного интереса и информационной компетенции положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на формирование личности школьника и его подготовку к адаптации в современном мире.
В процессе обучения у школьников формируются в первую очередь ключевые компетенции. Чем раньше начинается диагностирование результатов формирования компетенций, тем лучше. Традиционно такая диагностика ведется мной обычными средствами – при помощи тестовых и контрольных заданий, самостоятельных работ с варьируемым уровнем сложности. Но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. В первую очередь обращаю внимание на следующие моменты:
- развитие грамотной логической речи учащихся.
- развитие и стимулирование познавательного интереса.
- постоянное мотивирование на обучение, решение поставленных задач. Логика тут простая: грамотная речь – необходимый фактор становления полноценной развитой личности. Познавательный интерес как устойчивая направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, становится основой положительного отношения к учению. Под влиянием познавательного интереса у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет. При этом если поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Вот почему в процессе обучения я стараюсь пробуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся как важный мотив учения, как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения.
Возможности ИКТ-технологий используются мною в следующих вариантах:
- подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher);
- создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;
- разработка уроков с применением видео и аудио материалов из Интернета;
- использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;
- использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования);
- проектная деятельность учащихся с привлечением Интернет-ресурсов.
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала (например, обучение написанию чат-сообщений, работы с англоязычными версиями софта):
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Тестирование и общий мониторинг
Тестирование и текущий мониторинг осуществляются по основным видам РД в следующим формах:
- в младших классах – обязательная проверка техники чтения. Скорость чтения должна приближаться к темпу живой речи (около 120 слов в минуту). Это позволит ученикам в будущем гораздо легче понимать разговорную речь на слух.
- Тестирование, особенно в старших классах, должно быть максимально приближено к стандартам ГИА и ЕГЭ. Соответственно, тестовые учебные и контрольные задания должны содержать весь типовой КИМ, присутствующий в государственных итоговых тестах по иностранному языку.
- Тестирование проводится как обучающее, так и контрольное. Первое позволяет сформировать необходимые навыки и умения работы с тестовыми заданиями: второе дает возможность создать объективную картину уровня обученности учащихся, их компетентности по изученному материалу и выявить пробелы и упущения на предыдущей стадии обучения. Активно использую мини-тесты для проверки текущих заданий и общей подготовки учащихся к уроку.
Поскольку в нашей школе хорошо налажена система общешкольного мониторинга по всем предметам, собственного мониторинга не веду. Тем не менее, любые изменения общей картины уровня обученности как класса, так и отдельных учеников, учитываются при планировании учебной деятельности как значимые факторы процесса обучения.
Внеклассные мероприятия
Для их проведения следует использовать два правила, которые я считаю ключом к успеху любого внеклассного мероприятия:
- тему внеклассного мероприятия могут и должны предлагать сами учащиеся. Так, учащиеся сами предложили сделать сообщение по теме «All What I Can Tell You About My Pets!» в форме PPP. Интерес учащихся к проектам данного рода побудил их сделать PPP и для других предметов, в частности, по литературе и истории. Таким образом, учащиеся сами стали инициаторами перемен в преподавании, так как учителя литературы и истории не столь активно использовали ИТ в своей работе на уроках, больше применяя их для внеклассных мероприятий.
- Внеклассное мероприятие обязательно следует увязывать с той лингвокультурной темой, которая в данный момент изучается ими на уроках английского языка. Те же мультимедийные презентации могут рассматриваться как хороший способ культурологической подготовки учащихся, поскольку, как правило, темы подобных презентаций, касаются общекультурных аспектов. В качестве тем могут рассматриваться следующие: “Cities Of Great Britain”, “English National Food”, “Sightseeing Of London”, “Mysteries Of The Tower Of London”, “The Royal Family” “Famous British Pop-Stars” и многие другие. Несомненно, что дети выполняют их с гораздо большим удовольствием именно в варианте РРР, что значительно повышают мотивацию и интерес к изучению языка, развивает эстетические и поисково-исследовательские навыки.
Олимпиады
Подготовка учащихся к школьным, региональным и федеральным олимпиадам по иностранному языку – безусловно, важнейшая задача, требующая особого внимания. В последнее время особый акцент сделан на подготовку и проведение интерактивных олимпиад через Интернет.
Поскольку наши ученики проживают в «глубинке», своей главной задачей считаю необходимость искоренять в них «комплекс провинции» и ориентировать их на то, что они могут и должны участвовать в любых региональных и федеральных тестовых проектах и олимпиадах. В связи с этим уже не первый год в школе по решению школьного МО учителей иностранного языка, для проведения школьных олимпиад используются тестовые и иные задания повышенной сложности. Мы ориентируем учащихся не на победу в олимпиадных состязаниях, а прежде всего на участие в них.
Проектно-исследовательская деятельность
По мнению М.Н.Тимченко и Е.В.Ермолович, «применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения …иностранным языкам (10-11 классы) средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности».
Само собой разумеется, что роль ИКТ для проектной работы ни у кого не вызывает сомнений – действительно, роль электронных средств создания проекта трудно переоценить. Однако убежден, что данные виды работ все же лучше рассматривать как домашние или внеклассные, поскольку составить полноценный проект в рамках одного урока не представляется возможным (в том случае, если мы говорим об электронных рефератах, развернутых заданиях контроля и самоконтроля и т.п.) В старших классах основной упор, как представляется, лучше сделать на развитие речевой коммуникации и овладение общекультурными сведениями о странах изучаемого языка в области изучения английского языка, а в области информатики – на практические навыки работы с программами и техническими средствами.
Вообще, информационная революция и расширение использования современных средств обучения в средней школе, неизбежно ведет к пересмотру самого подхода к приоритетам обучения иностранному языку. Применительно к английскому языку это означает, что прежние приоритеты, например, умение бегло и интонационно верно читать, пересказывать и переводить готовые тексты, правильно выполнять грамматические задания, уже не столь актуальны. На первый план выходят именно практические навыки – умение общаться в формате реального времени, умение быстро понять и опосредовать полученную информацию (продуктивное сканирующее чтение), синхронный перевод и навыки быстрого письма. Обучение этим видам языковой деятельности – насущная необходимость, так как учащиеся непременно встретятся с ними в повседневной жизни, работая с компьютерами. Таким образом, современная стратегия преподавания английского языка будет значительно отличаться от прежней.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если долго идти вперед, куда-нибудь обязательно, да и придешь» ( Л.Кэролл . Алиса в стране чудес)
Нормативные документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.» », «Электронная Россия на 2002- 2010 гг.»
Две модели обучения Классическая - основана на передаче знаний от учителя к ученику. Конструктивистская - акцент с лидирующей роли учителя смещается на самостоятельную работу ученика в процессе познавательной деятельности.
Что же такое компетентность и компетенция? Компетентность : обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо. Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Ключевые компетенции - наиболее универсальные компетенции, необходимые человеку как в профессиональной, так и во вне профессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.)
Типы компетенций ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
На уроках английского языка: Учебно-познавательные Информационные Коммуникативные
Технология развития компетенций ученика способствует: --Активизации познавательной деятельности учащихся. --Развитию вариативности мышления, свободы выбора необходимых и достаточных средств для реализации этой компетенции. - Общему повышению мотивации изучения иностранного языка. - Развитию поиско-исследовательской деятельности учащихся. Реализация этой технологии может достигаться различными метиодическими средствами. Я определил для себя следующие средства: - Использование современных форм обучения на уроке ( ИКТ-технологии , в первую очередь): - Упор на активные виды речевой деятельности (говорение и письмо), привязка видов деятельности к практическим ситуациям и нуждам учащихся. - Активное использование тестирования всех видов и форм для объективации полученных результатов.
Мои педагогические задачи - изучить психолого-педагогические, методические, теоретические источники по данному вопросу; - проанализировать программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; - апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию учебно-познавательного и информационного интереса школьников к учению; - воспитывать культуру личности, отношение к изучаемому предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии; - проанализировать результативность проведенного исследования.
Мои приоритеты - развитие грамотной логической речи учащихся. - развитие и стимулирование познавательного интереса.
Использование ИКТ технологий подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word , MS Office Excel , MS Office Publisher ); создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов; разработка уроков с применением видео и аудио материалов из Интернета; использование тематических CD для организации деятельности обучающихся; использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера (в настоящий момент этой возможности наша школа лишена из-за отсутствия финансирования); проектная деятельность учащихся с привлечением Интернет-ресурсов. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала (например, обучение написанию чат-сообщений , работы с англоязычными версиями софта): формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Тестирование - в младших классах – обязательная проверка техники чтения. Скорость чтения должна приближаться к темпу живой речи (около 120 слов в минуту). Это позволит ученикам в будущем гораздо легче понимать разговорную речь на слух. - Тестирование, особенно в старших классах, должно быть максимально приближено к стандартам ГИА и ЕГЭ. Соответственно, тестовые учебные и контрольные задания должны содержать весь типовой КИМ, присутствующий в государственных итоговых тестах по иностранному языку.
Внеклассные мероприятия Тему внеклассного мероприятия могут и должны предлагать сами учащиеся. Внеклассное мероприятие обязательно следует увязывать с той лингвокультурной темой, которая в данный момент изучается ими на уроках английского языка.
Олимпиады Поскольку наши ученики проживают в «глубинке», своей главной задачей считаю необходимость искоренять в них «комплекс провинции» и ориентировать их на то, что они могут и должны участвовать в любых региональных и федеральных тестовых проектах и олимпиадах. .
Проектно-исследовательская деятельность В старших классах основной упор, как представляется, лучше сделать на развитие речевой коммуникации и овладение общекультурными сведениями о странах изучаемого языка.
Промежуточные итоги Применительно к английскому языку это означает, что прежние приоритеты, например, умение бегло и интонационно верно читать, пересказывать и переводить готовые тексты, правильно выполнять грамматические задания, уже не столь актуальны. На первый план выходят именно практические навыки – умение общаться в формате реального времени, умение быстро понять и опосредовать полученную информацию (продуктивное сканирующее чтение), синхронный перевод и навыки быстрого письма. Обучение этим видам языковой деятельности – насущная необходимость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/07/picture-3051.jpg)
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
![](/sites/default/files/pictures/2010/12/20/picture-6339.jpg)
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
обобщение опыта работы
Повышение вычислительной культуры учащихся - презентация и описание слайдов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/06/picture-245649-1423238322.jpg)
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...