Обучение в сотрудничестве
материал по теме

Нечаева Людмила Васильевна

 "Обучение в сотрудничестве"

Опыт работы над проблемой(презентация к выступлению на педагогическом марафоне)

Скачать:


Подписи к слайдам:

Метод обучения в сотрудничестве как средство формирования коммуникативных умений и навыков
Учитель русского языка и литературыМБОУ Гашунской СОШ№4Нечаева Л.В.
Задача Создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирования коммуникативных умений и навыков.
Ориентир
создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика Опора метод обучения в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!
Сущность опытаОбучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование.Каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Продуктивность опыта Такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия.
Метод обучения в команде*обучение в малых группах,*командно-игровая деятельность, *обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,*индивидуализация обучения в командах.
Метод обучения в сотрудничестве
Изучение нового материала
Выполнение творческого задания
Систематизация и обобщение знаний
Интерес к учению появляется только тогда, когда это вдохновение рождается от успеха В.А. Сухомлинский
Опорные конспекты
Дети перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. верная формула успеха для ребенка.
Как работаем по опорным конспектам ?
Активные формы обучения
Продуктивность
повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;ученики не боятся отвечать у доски.
Трудоемкость
Трудность составляет разработка и выполнение опорных конспектов.
Доступность
Освоение опыта доступно любому учителю.
РезультатМетод опорных конспектов, интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭПовышать работоспособность формировать общеучебные умения и навыки: •осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности: •улучшать все виды памяти •развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность •формировать орфографические и пунктуационные навыки •обогащать словарный запас •повышать результативность повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности активизировать деятельность
. Составление опорного конспекта ведет к реальному, действенному сотрудничеству учащихся с учителем. Если же он составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.
Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.В данном случае –лингвистические тексты.
Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.


Предварительный просмотр:

             

Педагогическая мастерская

Метод обучения в сотрудничестве как средство формирования коммуникативных умений и навыков

Слайд№1

      Русский язык и литература традиционно считаются в школе трудными предметами, вызывающими тревожность, неуверенность в своих силах. Если ученик допускает много ошибок в своей работе, то это говорит о необходимости дополнительной практики и большей тренировки, чтобы овладеть необходимым умением или знанием. Следовательно, нужно предоставить нашим ученикам возможность дополнительной практики,  причем в таком объеме, пока они ( каждый в отдельности и все вместе) не овладеют знанием в достаточной мере. Обучаясь в коллективе (с преобладанием фронтальных видов деятельности), в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал , быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы все четко понять, ему не хватает характера, чтобы задать учителю вопрос, соответственно, он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение к всеобщему успеху. А если ученик обучается индивидуально, тогда он замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересует, как дела у соседа. Если материал ему не дается - это его проблемы.

Слайд 2.

Моя задача - создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирования коммуникативных умений и навыков.

Из перечисленных проблем возникла необходимость поиска  альтернативы традиционным методам, так как традиционная система образования не дает возможности широко осуществлять личностно ориентированный подход к учащимся.

Слайд№3

В своем опыте работы ориентируюсь на создание доброжелательной обстановки при совместной работе учителя и ученика,

 опираюсь на вариант метода обучения в сотрудничестве.

Внедрение  в практическую деятельность обучения в сотрудничестве обеспечило мне  

пока ещё не повышение качества образования, но

формирование коммуникативных умений и навыков;

развитие устойчивого интереса к изучению русского языка и литературы;

успешную самореализацию;

сотрудничество учителя и ученика.

Слайд№4

 Главным в условиях обучения в сотрудничестве является то, чтобы помочь товарищу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе. А не просто что-то выполнять вместе!

Слайд№5

Сущность опыта

Обучение в сотрудничестве предполагает именно сотрудничество, а не соревнование. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения. Это значит, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если и продвинутый, и слабый ученик затрачивает максимум усилий - каждый для достижения своего уровня, то будет справедливо , если их усилия ( в группе) будут оценены одинаково: ведь и один, и другой сделал, что мог. А учитель приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной , исследовательской , творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта.

Слайд№6

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создать между учителем и учеником атмосферу сотрудничества и взаимодействия.

Слайд№7

В своей работе я использую метод обучения в команде, отдельными формами которого являются:

обучение в малых группах,

командно-игровая деятельность,

обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению,

индивидуализация обучения в командах.

Слайд№8

Метод обучения в сотрудничестве я использую и при ознакомлении с новым материалом, т.е. даю возможность учащимся самостоятельно разобраться с новым материалом, приучая ребят к сложной и кропотливой работе с информацией, к аналитической работе.   Опорные конспекты эффективно использую на этапе знакомства  и закрепления учебного материала, но значительную помощь ОК может оказать на этапе повторения и обобщения по теме. Успешно в это время на уроках используются различные тренажеры, что помогает успешно овладевать языковым разбором и синтезом. На этой основе у детей формируются навыки связной речи и грамотного письма.

ОК помогают  обобщить изученное, систематизируют знания учащихся,

 способствуют быстрому запоминанию материала,

 развивают память, логическое мышление.

Слайд№9

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - это  снижение грамотности школьников,  неумение  правильно, логично выразить свою мысль. Но, даже  научив правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, нельзя решить данную проблему.

Другой труднейшей проблемой сегодняшнего дня остается проблема облегчения усвоения нового учебного материала, поддержания интереса к предмету. Этого можно достичь только тогда, когда школьник способен добиться успеха на уроке. Не забудем, что требование и запрос современного общества – подготовить выпускника, способного в трудовой деятельности  успешно решать поставленные задачи. Этого нельзя добиться, если человек  не почувствует «вкус» успеха еще в школе. Только успехи   ребенка стимулируют его интерес к предмету.

В этой связи хочу привести высказывание В.АСухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда это вдохновение рождается от успеха».    При создании условий для успешного обучения каждый педагог ищет свои приемы и методы, чтобы разбудить в детях интерес к предмету.

К эффективным методам обучения русскому языку относится метод, который состоит в использовании наглядных пособий, которые широко применяются на уроках. Этот метод позволяет мне опираться не только на память слухоречевую, которая является менее устойчивой, но и на память зрительную, что в свою очередь дает толчок в развитии памяти моторной (слышу - вижу - правильно пишу).

Существуют разные виды наглядности: иллюстрации, схемы, картины, таблицы, разные виды словарей, лото и другие настольные лингвистические игры, диапозитивы, диафильмы, учебные кинофильмы.

Слайд№10

 Я хочу  остановить внимание  на таком виде наглядности как опорные конспекты и покажу  их использование на уроках русского языка. Как показывает практика, использование опорных конспектов повышает эффективность урока, потому что  в этой форме скрыты большие внутренние резервы.

В качестве положительного в использовании опорных конспектов можно назвать следующие моменты:

заинтересованность обучающихся  такой формой изучения теоретического материала (по конспекту учить проще, материал быстрее и прочнее усваивается),

чувство сотрудничества школьника и учителя (если конспект составляется учениками под руководством и с помощью учителя),

чувство уверенности, которое рождается у детей, когда они (особенно слабые ученики) знают, что в любой момент, и в классе, и дома, могут посмотреть в справочную тетрадь и проверить себя.

Дети перестают быть пассивными на уроках. Они начинают мыслить, активно работать, появляется взаимопонимание между учителем и учеником. А это верная формула успеха для ребенка.  

     Создание на уроке проблемной ситуации  помогает перейти  к работе  над опорным конспектом.

Дети заранее предупреждены о работе тремя цветами: красным (выделяем самое главное  по смыслу), синим (теоретические сведения, важные для понимания), зеленым (этим цветом записываем примеры, иллюстративный материал). Хочется отметить, что цвет – очень важная характеристика ОК, это позволяет школьникам легче ориентироваться в записях, мгновенно находить отдельные звенья опорного конспекта. Например:

ОК-1                Способы подчинительной связи в словосочетаниях.

1.

СОГЛАСОВАНИЕ
какой?

лучший друг

Р.Ч.П.

2.

УПРАВЛЕНИЕ
о чем?

говорить о мечте

П.

3.

ПРИМЫКАНИЕ
как?

учиться хорошо

по смыслу

После составления на уроке  учителем и обучающимися ОК возникает необходимость формировать у детей умение  быстро ориентироваться в нем, видеть взаимосвязи между частями ОК.

 Учитель должен  проявить свое творчество, планируя работу детей с опорными записями, чтобы эта работа была  для каждого ребенка не только  интересной, но и полезной.

Слайд№12

Следует обратить внимание на то, что ОК – это не игра в эффективность, не самоцель, а одна из форм работы  на уроке, дающая неплохие результаты. Каждый учитель, используя метод опорных конспектов, сможет найти тот способ общения со школьниками на уроке, который позволит  облегчить ему преподавание с лучшими результатами, а ученику подарит радость успеха, радость открытия.


 

постоянная работа по конспектам и схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

Как работаем по опорным конспектам мы с ребятами?

Учащиеся не получают конспект в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

Работа по опорному конспекту включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.

Слайд№13,15

Широко использую активные формы обучения для формирования компетентной личности:

 1)групповая работа,

Слайд№14,16

2)работа в парах

Слайд№17

Продуктивность

  1. повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;
  2. ученики не боятся отвечать у доски;

Слайд№18

Трудоемкость

Трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов.

Слайд№19

Доступность

Освоение опыта доступно любому учителю.

Слайд№20

Метод  опорных конспектов ,интеллект-карт даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

Слайд№21
Адаптироваться к условиям ГИА и ЕГЭ
Повышать работоспособность
формировать общеучебные умения и навыки:
•осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
•улучшать все виды памяти
•развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
•формировать орфографические и пунктуационные навыки
•обогащать словарный запас
•повышать результативность
повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность

Опорный  конспект  служит  наглядным  средством  умения  пользоваться  научным  стилем.  Обобщая  и  систематизируя  материал  по  опорному  конспекту,  ученики  составляют  связный  рассказ.  Также  опорный  конспект  обеспечивает  учащимся  возможность  самостоятельно  отрабатывать  теоретический  материал.

Слайд№22

Заинтересованность  учащихся  такой  формой  изучения  нового  материала  становится  очевидной  уже  с  первых  уроков.  Они  быстро  осознают,  что  по  опорному  конспекту  учить  материал  проще,  он  быстрее  и  прочнее  усваивается.  Составление  опорного  конспекта  ведет  к  реальному,  действенному  сотрудничеству  учащихся  с  учителем.  Если  же  он  составляется  классом  с  помощью  учителя,  то  учащиеся  чувствуют  себя  его  создателями.  В  таком  случае  опорный  конспект  становится  средством  научной  организации  труда  школьников.

Слайд№23

Использование  опорных  конспектов  делает  реальным  ежедневный  контроль  знаний  учащихся,  совершенствование  их  оценки  и  самооценки.

 Постоянно  работая  с  опорными  конспектами,  дети  полностью  

« раскрепощаются» ( ведь  всегда  на  помощь  приходит  справочная  тетрадь: посмотрел  и  вспомнил,  начал  сомневаться – проверил).

 Даже  слабые  ученики  уверены  в  том,  что  не  зря  сидят  на  уроке,  что  способны  разобраться  в  таком  непростом  русском  языке.  Они  мыслят,  активно  работают;  в  классе  устанавливается  атмосфера  взаимопонимания.  Значит,  проводимая  работа  имеет  и  важное  воспитательное  значение.

 Использование  опорных  конспектов  дает  возможность  успешно  организовать  повторение  как  тематическое,  так  и  итоговое.  Опорные  конспекты  помогают  учителю  решить  проблему  успешного  обучения  русскому  языку,  если  подходить  к  ним  творчески,  учитывая  возможности  каждого  способа  обучения  в  соответствии  с  типом  учебного  материала  и  конкретными  условиями.

Слайд№24

Основное умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.В данном случае –лингвистические тексты.

Коммуникативная компетенция на уроках русского языка способствует разностороннему развитию личности обучающегося и предполагает необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных качеств обучающихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи.

Коммуникативное обучение – это такой способ образовательного процесса, при котором отношения между учащимся и учителем основаны на сотрудничестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам: «Обучение в сотрудничестве»

В статье говорится о коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку, о личностно-ориентированном подходе, о технологии сотрудничества, принципах и приемах обучения иностранному языку...

Дифференцированнный подход в обучении технологии. Методика обучения в сотрудничестве.

Методика обучения в сотрудничестве развивает коммуникативные компетенции: умение работать в коллективе, помогать друг другу, воспитывает чувство ответственности, придаёт уверенность  в себе....

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

Технология обучения в сотрудничестве как главный фактор достижения качественных результатов обучения

В методике обучения выделяют ключевое понятие «педагогическое сотрудничество».Один из мифов древности утверждал, что Земля стоит на китах. А есть ли такие "киты" у педагогического сотрудничества?Педаг...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...

Практико – ориентированное исследование на тему: «Новые педагогические технологии при личностно – ориентированном обучении. Обучение в сотрудничестве.»

I.Введение.II. Цели и задачи личностно – ориентированного обучения.III Обучение в сотрудничестве.                1.Науч...