Лопушнян Г.А. Модель общей одаренности детей (физика)
презентация к уроку (9 класс) на тему

Лопушнян Герда Анатольевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 7 г. Балтийска Метод проектов и условия его применения учитель физики МОУ гимназии 7 Г.А. Лопушнян

Слайд 2

Основные понятия ? ?

Слайд 5

Процесс создания проектной работы выбор темы работы; выбор названия работы; конкретизация задач исследования; акцентирование внимания учащегося на актуальность его работы и исследуемой темы; составление (примерного) содержания работы; решение вопроса о проведении экспериментального исследования (получение личного результата) ; акцентирование внимание учащегося на содержание выводов, полученных в ходе проведенного исследования.

Слайд 6

Основные ошибки учащихся низкая компьютерная грамотность учащихся, не соблюдение общепризнанных правил оформления проектных работ, в работе не указана цель работы, не выделены задачи исследования, не указаны источники, которыми пользовался ученик, выводы не содержат конкретных результатов, полученных данным учеником, плагиат.

Слайд 7

Причины, вследствии которых учащиеся допускают указанные ошибки учащиеся не знакомы с общепризнанными нормами оформления проектных работ, некомпетентность педагогов, работающих в данном направлении с учащимися, не проявление требовательности педагогов к работам учащихся в ходе их создания

Слайд 8

Какие проектные работы ценятся на конкурсах работы в которых: показан личный вклад ребенка , получены ребенком новые результаты, описаны эти результаты

Слайд 9

Ученические проекты

Слайд 12

Метод проектов на уроке Тема урока: «Современные способы получения энергии: преимущества и недостатки» Темы проектов ТЭЦ. Получение энергии на ТЭЦ: преимущества и недостатки. ГЭС. Получение энергии на ГЭС : преимущества и недостатки. Ветроэнергетика. Преимущества и недостатки (на примере Калининградской области). АЭС. Получение энергии на АЭС: преимущества и недостатки. БАЭС: за и против.

Слайд 13

Метод проектов на уроке Тема урока: «Явление радиоактивности и новые возможности цивилизации» Темы проектов Интересные факты об атоме и радиации. История атомного века: прорывы и открытия. Развитие атомной энергии. Ядерная энергия на службе человека. Новый материал Атомный реактор. Строение и принцип работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7 г. Балтийска выполнила к.п.н. учитель физики Лопушнян Герда Анатольевна Все загадки света

Слайд 2

Цели и задачи: сформулировать законы геометрической оптики; сформулировать законы волновой оптики

Слайд 3

Оптика - это раздел физики, изучающий законы распространения света Свет — электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом . Световой луч – это линия вдоль которой распространяется световая энергия

Слайд 4

Оптика Геометри́ческая раздел оптики, изучающий законы распространения света в прозрачных средах и принципы построения изображений при прохождении света в оптических системах без учёта его волновых свойств Волновая раздел оптики, который описывает распространение света с учётом его волновой природы. Явления волновой оптики — интерференция, дифракция , поляризация .

Слайд 5

Закон отражения света

Слайд 6

Преломление света Преломление света - это изменение направления распространения света при его переходе из одной среды в другую. Преломление света в стакане с водой.

Слайд 7

Радуга – пример преломления света Радуга возникает из-за преломления света в капельках дождя или тумана, парящих в атмосфере. Схема образования радуги 1) сферическая капля 2) внутреннее отражение 3) первичная радуга 4) преломление 5) вторичная радуга 6) входящий луч света 7) ход лучей при формировании первичной радуги 8) ход лучей при формировании вторичной радуги 9) наблюдатель 10) область формирования первичной радуги 11) область формирования вторичной радуги 12) облако капелек

Слайд 8

Преломление света Рассмотрим преломление света подробнее: 1 .Линия MN - поверхность раздела двух сред (вода-воздух). 2 .На эту поверхность из точки S падает пучок света. Его направление задано лучом SO . Луч SO - падающий луч. 3 . Луч OB - преломлённый луч. 4 . Из точки падения луча О проведём перпендикуляр к ОС к поверхности раздела двух сред. 5 . Угол между падающий лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется лучом отражённым. 6 .Угол между преломлённым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча называется углом преломления.

Слайд 9

Различие углов падения и преломления обусловлено тем, что стекло и воздух имеют разную оптическую плотность. Оптическая плотность среды характеризуется различной скоростью распространения света в ней. Чем больше скорость распространения света, тем меньше оптическая плотность среды. Скорость распространения света в стекле меньше, чем в воздухе. Поэтому оптическая плотность стекла больше, чем оптическая плотность воздуха. Преломление света

Слайд 10

Таким образом, можно сформулировать закон преломления света: 1 .Лучи падающий, преломлённый и перпендикуляр, проведённый к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости. 2 .Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред. где n- относительный показатель преломления для двух данных сред. Например, если луч переходит из воздуха в воду, то относительный показатель их преломления равен 1,33.

Слайд 11

Дисперсия Это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света, или зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты).

Слайд 13

Призма Призма — устройство для преломления световых лучей, имеющая форму геометрической призмы.

Слайд 14

Преломления пучка света при прохождении им призмы Пучок света падает нормально на стеклянную призму ( n = 1,5) и после преломления выходит из нее. Найдите угол β отклонения пучка света от первоначального направления, если преломляющий угол призмы α = 30°. Задача:

Слайд 15

Плоскопараллельная пластинка Плоскопараллельная пластинка- это ограниченный параллельными поверхностями слой однородной среды, прозрачной в некотором интервале длин волн λ оптического излучения.

Слайд 16

Линза - прозрачное тело, образованное двумя сферическим поверхностями либо сферическое с одной стороны и плоское с другой . Линза Главный фокус линзы находится в точки пересечения преломлённых лучей, падающих на линзу параллельно главной оптической оси.

Слайд 17

Фокусное расстояние- расстояние между главным фокусом ( F) и оптическим центром (O) . Оптическая сила обратно пропорциональна фокусному расстоянию. Увеличение- это отношение высоты изображения (H) к высоте предмета (h) . В системе СИ — (Дптр) — диоптрии

Слайд 21

Волновая оптика Волна- это процесс переноса в пространстве колебаний. Волновая оптика рассматривает свет как электромагнитные волны. Явления интерференции и дифракции служат опытным подтверждением его волновой природы.

Слайд 22

Свет как волна Волновым процессам характерна интерференция и дифракция, дисперсия т.е. если предположить, что свет - волна, то нужно обнаружить его волновые свойства.

Слайд 23

Диспе́рсия све́та (разложение света) — это явление зависимости абсолютного показателя преломления вещества от длины волны света а также, от координат. Дисперсия В результате прохождения света через прозрачную призму получается упорядоченное расположение монохроматических электромагнитных волн оптического диапазона – спектр. Изучение этого спектра привело И. Ньютона в 1672 году к открытию дисперсии света.

Слайд 25

Интерференция Интерференцией волн называется явление, возникающее при сложении двух волн, вследствие которого наблюдается усиление или ослабление результирующих колебаний в различных точках пространства. Для образования устойчивой интерференционной картины необходимо, чтобы источники волн имели одинаковую частоту и постоянную разность фаз их колебаний . Такие волны называются когерентными.

Слайд 26

Условие максимума интерференционной картины: Условие минимума интерференционной картины:

Слайд 28

Дифракция Дифракцией света называется явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий. Как показывает опыт, свет при определенных условиях может заходить в область геометрической тени. Если на пути параллельного светового пучка расположено круглое препятствие (круглый диск, шарик или круглое отверстие в непрозрачном экране), то на экране, расположенном на достаточно большом расстоянии от препятствия, появляется дифракционная картина – система чередующихся светлых и темных колец. Если препятствие имеет линейный характер (щель, нить, край экрана), то на экране возникает система параллельных дифракционных полос.

Слайд 32

Дифракционная решётка Дифракционная решётка - оптический прибор, предназначенный для анализа спектрального состава оптического излучения. . Дифракционная решётка состоит из тысяч узких и близко расположенных щелей. Из-за интерференции интенсивность света прошедшего через дифракционную решётку различна в различных направлениях. Имеются выделенные направления в которых световые волны от различных щелей решётки складываются в фазе, многократно усиливая друг друга. При освещении решётки монохроматическим светом на её выходе наблюдаются узкие лучи с большой интенсивность ю

Слайд 39

Поперечность световых волн. Поляризация света . Свет – поперечная волна . Световая волна, идущая от источника света, полностью симметрична относительно направления распространения. Волна, вышедшая из первого кристалла, не обладает осевой симметрией. Световой поток, в котором колебания происходят по всем направлениям, перпендикулярным направлению волн, называют естественным светом. 2. Кристалл турмалина обладает способностью пропускать световые волны с колебаниями, происходящими в одной определённой плоскости. Такой свет называется поляризованным(плоскополяризованным)



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ                   В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Лопушнян Герда Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель физики,

МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградский областной,

г. Балтийск, Россия

        В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием профессиональных компетенций учителя физики.

USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PHYSICS TEACHERS


Lopushnjan G.A., the candidate of pedagogical sciences, the teacher of physics,

Grammar school of №7 of Baltiysk Kaliningrad regional, Russia.

        In this article the questions are connected with formation of professional competence of physics teachers.

Изменения, происходящие в современном обществе, привели к формированию новых задач, стоящих перед школой. Решение этих задач ложится на плечи учителя и диктует новые требования к его личности и профессиональной деятельности. Ориентация на формирование профессиональной компетентности и входящей в ее структуру системы компетенций означает переход к качественно новому содержанию и технологиям образования.

Рассмотрим возможность формирования профессиональных компетенций учителя физики с точки зрения реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке и переподготовки учителей. 

В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности и профессиональной компетенции. В данной работе остановимся на следующих рабочих определениях.

Компетентность означает такой уровень и тип профессиональной готовности, который обеспечивает эффективное решение профессиональных задач в различных по сложности проблемных условиях, связанных с дефицитом информации, времени, ресурсов, знаний о причинно-следственных связях, необходимостью импровизации в нестандартных ситуациях [3].

Профессиональная компетенция учителя физики может быть представлена как качественная характеристика личности учителя, которая включает систему научно-теоретических знаний, в том числе и специальных в области физики и математики, профессиональных умений и навыков, опыта, наличия устойчивой потребности в том, чтобы быть компетентным, интереса к профессиональной компетентности своего профиля, т.е. определяется как органическое единство частных компетенций в области каждой из наук [4]. Компетентность будем рассматривать как демонстрацию учителем этих знаний и соответствующих умений в конкретной работе, исключая простое воспроизведение определенных изолированных знаний из различных естественно - научных дисциплин.

Первыми шагами в формировании компетентностей учителя являются обучение «жизненным навыкам» (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции; оформлять деловую документацию) и «надпредметным умениям» (быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения и др.). Формирование перечисленных компетентностей происходит как на теоретическом уровне, так и на практике.

В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим компетентностям относят следующие:

  1. повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
  2. быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
  3. самостоятельно учиться;
  4. принимать решения и нести за них ответственность;
  5. адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  6. нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации [2].

Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями:

  1. культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,
  2. умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя  ее  в  содержании  обучения  и  используя для самообразования,
  3. умением передавать свою информацию другим [1].

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:

  1. научных знаний;
  2. способов деятельности (умения действовать по образцу);
  3. опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;
  4. опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Формирование предметной компетенции плавно переходит в формирование методической компетенции учителя.

Методическая компетенция учителя включает методологические знания, профессионально-методические умения и навыки (умения сформулировать конечные и промежуточные цели, спланировать, провести и проанализировать урок, установить и реализовать междисциплинарные связи с предметами естественного цикла, психолого-педагогического и общекультурного циклов, обеспечить необходимый уровень профессионально-методической рефлексии на собственный опыт преподавания/обучения физики, выбрать оптимальные формы работы, средства обучения и контроля в зависимости от характера курса, условий среды, адаптировать учебные материалы и т.д.) [4].

Предметная компетентность является одной из основных составляющих профессиональной компетентности учителя физики и отражает наличие необходимых профессиональных знаний. К профессиональным знаниям относятся, прежде всего, знания по тому предмету (в данном случае по физике), которому учитель обучает учащихся.

Составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.

Таблица 1

Педагогические компетенции учителя физики

По физике

По математике

  1. владение методами научного познания мира, проведение наблюдений и опытов, произведение измерений, обработка и объяснение результатов экспериментальных работ;
  2. владение основными понятиями и законами физики, понимание физического смысла понятий и величин, знание о физических явлениях, законах и теориях;
  3. иметь представление об основных идеях современной астрономии и астрофизики, о природе небесных тел, строении и эволюции Вселенной[1]. 
  1. базовые математические приемы, алгоритмы измерений;
  2. математический язык;
  3. самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации;
  4. математическая грамотность; умение высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
  5. вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни [1]. 

Хотелось бы особо отметить, что предметных ключевых компетенций не существует, существуют предметные знания, умения и навыки, которые могут быть эффективно использованы на практике, если человек обладает набором различных компетенций.

Например, физическая предметная компетенция – способность объяснить наблюдаемое явление на основе определенного закона (законов) природы; математическая предметная компетенция – готовность провести вычисления прикладного характера.

Так как, основная задача физики  заключается в умении сформировать представление учащихся о физической картине мира, то на  уроках физики учителем должны быть созданы условия для овладения комплексом компетенций, способствующих формированию личности; приобретению способностей адаптироваться к современным условиям жизни (в частности, пониманию основ современных технологий, базирующихся на тех или иных законах физики). Цель любого занятия, в том числе и занятия по физике, заключается в формировании у учащихся следующих компетенций: знаниевой, практической, исследовательской, учебно-информационной. Формируются эти  компетенции у учащихся только в  опыте собственной деятельности и привычные методы и формы обучения (фронтально-индивидуальный опрос; информируемая бесед; самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по заданиям, указанным учителем; демонстрация видеофильма; экскурсия; традиционная контрольная работа) не способствуют их развитию.

Подчеркнем, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует! В данном случае речь идет о дополнительных акцентах, которые необходимо использовать (пример, см. табл.2).

Таблица 2

Проведение урока с точки зрения компетентностного подхода

Тема урока: «История развития тепловых машин»

Некомпетентностный подход

Компетентностный  подход

Традиционно, учащимся дается задание написать реферат по указанной теме, затем их сбор и выставление отметок или заслушивание докладчика и выставление отметки.

Задание делится между учащимися в соответствии с определенными целями, поставленными учителем. На следующем уроке учащимся ставится задача: совместными усилиями заполнить таблицу (дата создания механизмов, автор, какой стране принадлежит изобретение и др.).

Формируется имитационная компетенция – предоставить «фиктивно - демонстрационный» продукт.

Формируем компетенции:

  1. информационную (поиск, сбор, анализ информации, умение ее упорядочить);
  2. развиваем межпредметные связи.

Для осуществления учебной деятельности на основе компетентностного подхода учитель физики должен обладать ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми, личностного совершенствования. Приведем примеры кластеров компетенций учителя физики.

Таблица 3.

Кластеры компетенций учителя физики

Кластеры компетенций учителя

Виды технологий

Формируемые компетентности учащихся

Материально-практическая деятельность

Проектная деятельность

Способность к научному творчеству

Интернет - уроки

Умение работать с интернет - информацией

ИКТ - технологии

Владение навыками работы с компьютером

Интегрированные уроки

Умение работать с обработкой количественных данных, развитие межпредметных связей

Социальная деятельность

Модульная технология

Приобретение навыков коллектив ной работы

Нетрадиционные уроки

Умение решать проблему новыми способами

Технология кейс-метода

Умение решать проблему разными  способами

Игровые технологии

Умение взаимодействовать с окружающими, умение представить себя

Здоровьесберегающие технологии

Развитие положительных привычек

Учебные  компетенции

Традиционная

Потребность к самообразованию

Проблемно - поисковая

Организация целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки

Развивающая

Умение самостоятельно получать знания, креативность

Технология проблемного обучения

Этапы проблемного обучения: создание проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы; планирование деятельности по разрешению противоречия; деятельность по разрешению проблемы.

Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

Проблемы повышения качества профессиональной деятельности педагогов связана с созданием условий для стимулирования профессиональной активности учителя, возможность его участия в различных научных, методических исследованиях и разработке стратегий инновационной деятельности.

Список использованной литературы

1.Долгова О.А. Ключевые компетенции учителя [Электронный ресурс]: ключевые компетенции учителя. URL: http://nsportal.ru/obshcheobrazovatelna ya-tematika/kompetentsii-uchitelya (дата обращения 18.11.2012).:

2.Коротеева Л. И. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя [Электронный ресурс]: фестиваль педагогических идей «Открытый урок» // Первое сентября.2011.№14. URL:  http://festival.1september.ru/articles/601657/ (дата обращения 18.11.2012).:

3.Коломин В.И. Фундаментальная подготовка по физике как основа формирования профессиональной компетентности будущих учителей физики: [Электронный ресурс] URL: Автореф. дис. … докт. пед. наук. 2010. – 65 с. (дата обращения 18.11.2012).:

4.Лопушнян Г.А. Предметно – методологическая компетентность учителя физики [Электронный ресурс]: МОУ гимназия №7 г. Балтийска. URL:  http://gym7.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=115&pop=1&page=0&Itemid=77 (дата обращения 18.11.2012).:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластеры компетенций учителей математики и физики Кластер компетенций- набор тесно связанных между собой компетенций.

Слайд 2

Ключевыми образовательными компетенциями являются: 1.Ценностно-смысловая. 2.Общекультурная. 3.Учебно-познавательная. 4.Информационная. 5.Коммуникативная. 6.Социально- трудовая. 7.Личностного совершенствования.

Слайд 3

Ценностно-смысловая компетенция предполагает умения: -формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам. -Уметь принимать решения, брать на себя ответственность, брать на себя ответственность за их последствия. -Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию.

Слайд 4

Учебно-познавательные компетенции. -ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель. -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности. -Ставит познавательные задачи и выдвигать гипотезы. -Иметь опыт восприятия картины мира.

Слайд 5

Общекультурные компетенции. - Определять свое место и роль в окружающем мире, владеть культурными нормами и традициями. -Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой. Иметь представление о системе социальных норм и ценностей в России и других странах.

Слайд 6

Коммуникативные компетенции: - Уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление. Владеть разными видами речевой деятельности. -Владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми. -владеть способами работы в группе.

Слайд 7

Информационные компетенции. -Владеть навыками работы с различными источниками информации. -Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать необходимую для решения задач информацию. -Ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное.

Слайд 8

Кластер компетенций. Таблица №1. Материально-практическая деятельность. Виды технологий. Формируемые компетентности учащихся. Проектная деятельность. Формирует способности к научному творчеству . Интернет- уроки . Умение работать с Интернет- информацией . ИКТ-технология. Владение навыками работы с компьютором. Интегрированные уроки. Умение работать с обработкой количественных данных.

Слайд 9

Кластер компетенций. Таблица №2. Социальная деятельность Виды технологий Формируемые компетентности учащихся. Модульная технология Умение работать в группах, приобретаются навыки коллективной работы. Нетрадиционные уроки. Умение решать проблему новыми способами. Игровые технологии Умение взаимодействовать с окружающими, умение представить себя. Здоровьесберегающие технологии . Развитие положительных привычек .

Слайд 10

Кластер компетенций. Учебные умения. Таблица №3. Виды технологий. Формируемые компетентности учащихся. Традиционная Формирование потребности к самообразованию Проблемно-поисковая. Организация целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки. Развивающая. Умение овладевать креативными навыками..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность—это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь . Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный—философ и шут, В общем, еще тот… трудный ребенок Модель развития общей одаренности детей при изучении предмета «Физика» Г.А. Лопушнян, к.п.н. учитель физики МОУ гимназии №7 г. Балтийска

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, особое значение для проявления и развития способностей имеют условия . Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности ( «Рабочая концепция одаренности») . Одаренность - качество психики обладает каждый, можно развить, заинтересовать - интуиция учителя (от конкретного индивида зависит вид деятельности с которого нужно начать), личность учителя (педагога)

Слайд 3

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!!! С 1998 года в Российской Федерации разработана и действует «Рабочая концепция одаренности». Основной акцент в Концепции сделан на том, что выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации , анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна . Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы). По существу, любая форма отбора ( селектирования ) детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения , поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.

Слайд 4

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества «Рабочая концепция одаренности». !

Слайд 5

Потенциально одаренные учащиеся не выявляются Олимпиадами! Олимпиада работает уже с одаренностью, превратившейся в достижение (я) .

Слайд 6

Модель развития общей одаренности детей при изучении предмета «Физика» Чем больше компонентов мы привлекаем и соединяем, тем креативнее становится наш образ мышления. Благодаря созданию связей между дисциплинами ученик становится творческой личностью. Н.Б.Шумакова

Слайд 7

План работы: Создание банка (списка) одаренных детей (см док*.). Утверждение индивидуальных программ (графика регулярных занятий) по работе с одарёнными детьми . Составление плана мероприятий и публичного его освещения для вовлечения всех желающих обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. Разработка программ факультативных курсов с учетом состава групп учащихся 2012-2013 учебного года (с учётом способностей и запросов обучающихся). Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми. Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (сочетание индивидуальных, групповых форм, гибкость системы). Активное внедрение проблемно - исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках и во внеклассной работе.

Слайд 8

Использование современных информационных технологий (в том числе связь через интернет и телефон), в рамках которых ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Организация мероприятий, где учащиеся могут проявить свои знания, способности (конференции различного уровня, открытые уроки для младших классов). Привлечение успешно обучающихся детей к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, участие в проведении родительских собраний, дней открытых дверей. Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями. Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал, подбор заданий ( повышенного уровня сложности ) . Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми(курсы повышения квалификации, конференции и т.д )

Слайд 9

Внесение изменений в курс физики в соответствии с новыми требованиями через внедрение в учебный процесс авторских курсов: «Решение задач по физике -10», «Решение задач по физике -11», УРОК важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса, на котором учащиеся выступают в роли активного субъекта обучения. Требования к уроку: Применение технологий (проблемное обучение, развивающее обучение… ), которые способствуют переводу ученика в режим активного участника обучения и воспитания. Форма общения – преимущественно диалог, дискуссия , Урок физики – урок решения задач (аргументация, поиски различных способов, доказательность). Решение задач в обучении физики играет большую роль. т.к. является приемом обучения и способствует активизировать мыслительную деятельность учащихся.Логика составления заданий. Ученик имеет право высказывать свои мысли, формулировать свои утверждения . Постоянное самообразование учителя по внедрению в курс физики новых типов задач – развитие умений учащихся решать эти задачи.

Слайд 11

Некоторые д остижения учащихся в 2011-2012 уч . году: Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап: 8 класс 1(победитель),3 (призер)- место, 9 класс 1(победитель),3,4 (призеры)- место, 10 класс 1(победитель),3 (призеры)- место, 11 класс 1(победитель),2,3 (призеры)- место, Региональный этап: 11 класс – призер ( Шурков Д.) Международный конкурс Зубренок – 2012 1 место на РФ - Сергиенко И. – 11 класс, 1 место регион – 9 класс ( Тарабара А.), 1 место регион – 8 класс (Тихонов Д.) Молодежный чемпионат по физике Призеры (медали) - Пестерев Д., Сергиенко И. Предметные олимпиады (физика) – БГА призер (денежный приз 2000 руб ) – Шестовец Е. Всероссийский конкурс рефератов «Кругозор» – Победитель – Кордик А. и 7 дипломов, Региональный конкурс «Янтарные звезды» - Победитель - 3 место, Скорняков А.. Муниципальный конкурс «Я познаю мир» победители и призеры в различных номинациях Всероссийский конкурсы( по атомной энергии, им. В.Д. Вернадского во II заключительный тур), -

Слайд 12

Важную роль в раскрытии возможностей ученика играет личность учителя – именно от него зависит, проявят ли учащиеся задатки, данные природой, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой «зажигает» своими энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно - только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка. О.А. Сычева, к.п.н., зам. директора по НМР Забайкальского многопрофильного лицея-интерната г. Чита,. Журнал «Справочник заместителя директора школы №12, декабрь, 2010, С.96 Личность учителя

Слайд 13

Реализация предложенного в Концепции подхода предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов,ибо основная цель работы с одаренными детьми — Личность учителя это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.



Предварительный просмотр:

Вопросы

Тема: « Твердые и аморфные тела»

  1. Какая деформация называется упругой?
  2. Какая деформация называется остаточной?
  3. Что называют пределом прочности?
  4. Какие материалы называют вязкими? прочными?
  5. Что называют твердостью вещества?
  6. Что называют относительным удлинением тела, абсолютным удлинением тела?
  7. Что называют нормальным механическим напряжением?
  8. Что такое модуль Юнга?
  9. Что называют кристаллами? Монокристаллами? Поликристаллами?
  10. Что называют аморфными телами?
  11. Что понимают под изотропией? Анизотропией?
  12. Перечисли основные свойства кристаллов и аморфных тел (в сравнении).
  13. Дефекты кристаллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механические волны . Г. Балтийск 2012г. Выполнила у читель физики МБОУ гимназии №7 г.Балтийска Лопушнян Г.А.

Слайд 2

Цель исследования: установить с научной точки зрения, что такое звук. Задачи исследования : 1. Изучить физическую теорию звука. 2. Исследовать историю изучения людьми звука. 3. Проверить некоторые свойства звука в школьной лаборатории.

Слайд 3

Механические волны Волна - это колебания, распространяющиеся в пространстве с течением времени. Механической волной - называется процесс распространения колебаний в упругой среде, который сопровождается передачей энергии колеблющегося тела от одной точки упругой среды к другой.

Слайд 4

Виды волн поперечные волны продольные волны волна называется поперечной , если частицы среды колеблются в направлениях, перпендикулярных к направлению распространения волн. волна называется продольной , если колебания частиц среды происходят в направлении распространения волны.

Слайд 5

Физические характеристики волны 1) длина волны это расстояние, на которое распространяется волна за время, равное одному периоду колебаний. 2) скорость распространения волны это скорость , с которой перемещаются в среде волновой фронт(точки волны одинаковой фазы, т.е. горбы или впадины). Фазовая скорость волны зависит от механических свойств среды, в которой волна распространяется. Связь между длиной волны λ , фазовой скоростью волны v , частотой ν и периодом Т волны: λ = vT = v / ν = > v= λν = λ /Т [ λ ]=[ м ]; [v]=[ м/с ]

Слайд 6

Распространение волн в упругих средах плоская волна это волна , у которой направление распространения одинаково во всех точках пространства сферическая волна это волна, фронт которой представляет собой сферическую поверхность с радиусом, совпадающую с направлением распространения волны.

Слайд 7

Мир наполнен самыми разнообразными звуками: тиканьем часов и гулом моторов, шелестом листьев и завыванием ветра, пением птиц и голосами людей. С помощью речи люди общаются, с помощью звука люди и животные получают информацию об окружающем мире. Звуки – наши неизменные спутники. Они по-разному воздействуют на человека: информируют нас о чем-то, предупреждают, об опасности, радуют и раздражают, успокаивают и пугают своей неожиданностью. Из биологии мы знаем, что есть звуки, которые мы, люди, не слышим, однако многие животные и птицы пользуются этими звуками (например, дельфины общаются с помощью этих звуков) Звук

Слайд 8

Немного из истории А, вы знаете, что …. В глубокой древности звук казался людям удивительным порождением сверхъестественных сил. Они верили, что звуки могут укрощать диких животных, сдвигать скалы и горы, вызывать дождь, творить другие чудеса. Древние индийцы раньше других овладели высокой музыкальной культурой. Они разработали и широко использовали нотную грамоту задолго до того, как она появилась в Европе. Греческий ученый Пифагор впервые доказал, что низкие тона в музыкальных инструментах присуще длинным струнам. При укорочении струны вдвое звук ее повысится на целую октаву. Открытие Пифагора положило начало науки об акустики. Выявление Пифагором и его учениками гармонических сочетаний звуков легли в основу представлении о так называемой гармонии Вселенной (небесные тела и планеты расположены относительно друг друга в соответствии с музыкальными интервалами и излучают « музыку сфер»). Древнегреческий учёный Аристотель впервые верно объяснял природу звука, полагая, что звучащее тело создаёт попеременное сжатие и разрежения воздуха, возникают упругие звуковые волны.

Слайд 9

Что такое звук? Звук - это распространяющиеся в упругих средах: газах, жидкостях и твердых телах - механические колебания, воспринимаемые органами слуха. Восприимчивость человека к звукам избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых звуках. Ультразвуки и инфразвуки имеют очень важную роль и в живом мире. Для того чтобы тело издавало звук (и наше ухо воспринимало звук) тело должно совершать колебания с частотой от 20 до 20.000 Гц

Слайд 10

Механизм распространения звука Струна музыкального инструмента передает свои колебания окружающим частицам воздуха, эти колебания будут распространяться все дальше и дальше, а достигнув, уха, вызовут колебания барабанной перепонки звук. Наличие упругой среды – обязательное условие для возникновения звуковых волн !!! В вакууме звук не распространяется !!!

Слайд 11

Приемники звуковых волн Естественный приемник у человека – это ухо; у рыб - для этой цели приспособлен плавательный пузырь. Технический приемник - микрофон. Микрофон преобразует звуковые колебания в электрические .

Слайд 12

Тип звуковых волн Продольные механические волны большей длины волны называют инфразвуковыми, а волны меньшей длины – ультразвуковыми. Излучение звуковых волн сильно зависит от формы колеблющегося тела. Яркий пример – камертон.

Слайд 13

Характеристики звуковых волн Высота тона звуковой волны зависит от частоты колебаний источника звука: - чем больше частота колебаний, тем выше звук; - чем меньше частота колебаний, тем звук ниже. Громкость звука зависит от амплитуды колебаний источника звука: чем больше амплитуда, тем громче звук. Восприятие громкости звука зависит от: высоты тона (высокий звук кажется громче низкого); индивидуальных особенностей слуха; длительности звука

Слайд 14

Эхо Эхо - это физическое явление, заключающееся в принятии наблюдателем отражённой от препятствий волны. Звуковое эхо - отражённый звук. Эхо обусловлено тем, что звуковые волны могут отражаться твердыми поверхностями, это связано с динамической картиной разрежений и уплотнений воздуха вблизи отражающей поверхности. Если источник звука находится на достаточном расстоянии от отражающей поверхности, а кроме источника звука поблизости нет никаких дополнительных звуковых источников, то эхо становится наиболее отчетливым. Существует два вида эхо: Однократное эхо - это волна, отражённая от препятствия и принятая наблюдателем. Многократное эхо - это эхо, возникающее при каком-нибудь громком звуке, что порождает не один, а несколько следующих друг за другом звуковых откликов. В зависимости от рельефа местности, места и ориентации наблюдателя, погодных условий, времени года и суток эхо изменяет свою громкость, тембр, длительность; меняется число его повторений. Кроме того, может измениться и частота звукового отклика; она может оказаться более высокой или, напротив, более низкой по сравнению с частотой исходного звукового сигнала.

Слайд 16

Звуковые волны в различных средах чаще всего звуковые волны достигают наших ушей по воздуху. звук распространяется в воде и твердых телах. (нырнув под воду, вы можете услышать звук например, удара двух камней). Хорошо проводит звук земля. (Дмитрий Донской перед Куликовской битвой, приложив ухо к земле, услышал топот копыт конницы противника, когда она еще не была видна).

Слайд 17

Это интересно Голосовые связки у дельфинов отсутствуют и звуки они производят при помощи заполненных воздухом полостей. Когда полости сжимаются, перепонки вибрируют, порождая ультразвуковые и звуковые колебания. Дельфин слышит звуки и в инфразвуковом диапазоне Киты общаются с помощью звука очень низкой частоты, но высокой интенсивности. Это самый громкий звук, производимый живыми существами, он доходит до уровня 188 децибел и превосходит рев двигателя реактивного самолета. Звуки могут длиться до 30 секунд и быть слышанными другим синим китам на расстоянии более 1600 км.

Слайд 18

У самцов есть наружный голосовой мешок, который разрастается словно воздушный шар. Лягушка наполняет его воздухом, плотно закрывая ноздри и рот. У них есть мембраны, аналогичные голосовым связкам человека. Когда мешок наполняется воздухом, а затем сдувается, раздаются характерные звуки. Во время полёта летучие мыши поют песни, используя сложные сочетания слогов, на высоких частотах. Сложные голосовые сообщения используются не только для ухаживаний, но также для опознавания друг друга, обозначения социального статуса, определения территориальных границ, при воспитании потомства и при противодействии особям, вторгшимся на чужую территорию.

Слайд 19

Значение звука Отраженные от предметов звуковые волны или волны, испускаемые звучащими предметами, дают нам сведения об окружающем мире. Но главное- это речь. Мы создаем и воспринимаем звуковые волны и тем самым общаемся друг с другом.

Слайд 20

Список используемой литературы: Физика. 11класс: учеб. Для общеобразоват . учреждений: базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев , Б.Б. Буховцев , В.М. Чаругин ; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. 18-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 399 с. Горбушин Ш.А. Азбука физики. Опорные конспекты для изучения физика за курс средней общеобразовательной школы: Экспериментальные материалы. – Ижевск: Удмуртия, 1992 – 256с. Виктор Перепёлкин. Лучшая «шпаргалка» по физики для абитуриентов и школьников. Краткое изложение программного материала по физике. – Ростов н /Д: Феникс, 2001. – 320с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность—это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь . Одаренность—пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный—философ и шут, В общем, еще тот… трудный ребенок Модель развития общей одаренности детей при изучении предмета «Физика» Г.А. Лопушнян, к.п.н. учитель физики МОУ гимназии №7

Слайд 2

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми, особое значение для проявления и развития способностей имеют условия. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность - качество психики обладает каждый, можно развить, заинтересовать - интуиция учителя (от конкретного индивида зависит вид деятельности с которого нужно начать), личность учителя (педагога)

Слайд 3

Потенциально одаренные учащиеся не выявляются Олимпиадами! Олимпиада работает уже с одаренностью, превратившейся в достижение (я) .

Слайд 4

Модель развития общей одаренности детей при изучении предмета «Физика» Чем больше компонентов мы привлекаем и соединяем, тем креативнее становится наш образ мышления. Благодаря созданию связей между дисциплинами ученик становится творческой личностью. Н.Б.Шумакова

Слайд 5

План работы: Создание банка (списка) одаренных детей (см док*.). Утверждение индивидуальных программ (графика регулярных занятий) по работе с одарёнными детьми . Составление плана мероприятий и публичного его освещения для вовлечения всех желающих обучающихся к участию в школьных, городских олимпиадах, конкурсах, выставках, фестивалях с целью максимальной реализации их потенциальных возможностей. Разработка программ факультативных курсов с учетом состава групп учащихся 2012-2013 учебного года (с учётом способностей и запросов обучающихся). Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми. Целенаправленная подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям (сочетание индивидуальных, групповых форм, гибкость системы). Активное внедрение проблемно - исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках и во внеклассной работе.

Слайд 6

Использование современных информационных технологий (в том числе связь через интернет и телефон), в рамках которых ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей. Организация мероприятий, где учащиеся могут проявить свои знания, способности (конференции различного уровня, открытые уроки для младших классов). Привлечение успешно обучающихся детей к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе. Проведение педагогических консультаций с родителями одарённых детей, детей с высоким уровнем мотивации, участие в проведении родительских собраний, дней открытых дверей. Сотрудничество школы с высшими учебными заведениями. Осуществление индивидуального подхода к данной категории детей на уроках, используя дифференцированные карточки, ИКТ, дополнительный дидактический материал, подбор заданий ( повышенного уровня сложности ) . Обобщение опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми, распространение опыта работы с одарёнными детьми(курсы повышения квалификации, конференции и т.д )

Слайд 7

Внесение изменений в курс физики в соответствии с новыми требованиями через внедрение в учебный процесс авторских курсов: «Решение задач по физике -10», «Решение задач по физике -11», УРОК важнейшая составляющая учебно-воспитательного процесса, на котором учащиеся выступают в роли активного субъекта обучения. Требования к уроку: Применение технологий (проблемное обучение, развивающее обучение… ), которые способствуют переводу ученика в режим активного участника обучения и воспитания. Форма общения – преимущественно диалог, дискуссия , Урок физики – урок решения задач (аргументация, поиски различных способов, доказательность). Решение задач в обучении физики играет большую роль. т.к. является приемом обучения и способствует активизировать мыслительную деятельность учащихся.Логика составления заданий. Ученик имеет право высказывать свои мысли, формулировать свои утверждения . Постоянное самообразование учителя по внедрению в курс физики новых типов задач – развитие умений учащихся решать эти задачи.

Слайд 9

Достижения: Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап: 8 класс 1(победитель),3 (призер)- место, 9 класс 1(победитель),3,4 (призеры)- место, 10 класс 1(победитель),3 (призеры)- место, 11 класс 1(победитель),2,3 (призеры)- место, Региональный этап: 11 класс – призер ( Шурков Д.) Международный конкурс Зубренок – 2012 1 место на РФ - Сергиенко И. – 11 класс, 1 место регион – 9 класс ( Тарабара А.), 1 место регион – 8 класс (Тихонов Д.) Молодежный чемпионат по физике Призеры (медали) - Пестерев Д., Сергиенко И. Предметные олимпиады (физика) – БГА призер (денежный приз 2000 руб ) – Шестовец Е. Всероссийский конкурс рефератов «Кругозор» – Победитель – Кордик А. и 7 дипломов, Региональный конкурс «Янтарные звезды» - Призер - 3 место, Скорняков А.. Муниципальный конкурс «Я познаю мир» победители и призеры в различных номинациях Всероссийский конкурсы( по атомной энергии, им. В.Д. Вернадского во II заключительный тур), -

Слайд 10

Важную роль в раскрытии возможностей ученика играет личность учителя – именно от него зависит, проявят ли учащиеся задатки, данные природой, или они так и останутся никем не замеченными. Одному учителю достаточно интуитивного умения видеть, слышать, чувствовать и понимать ребенка. Другой «зажигает» своими энтузиазмом, энергией, стремлением к познанию. Третий притягивает глубиной знаний и настойчивостью в овладении новым, неизвестным. Истинно одно - только талантливый учитель способен воспитать талантливого ребенка. О.А. Сычева, к.п.н., зам. директора по НМР Забайкальского многопрофильного лицея-интерната г. Чита,. Журнал «Справочник заместителя директора школы №12, декабрь, 2010, С.96 Личность учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модели выявления одаренных детей

предложены в тексте несколько моделей выявления одаренных детей. Разобрана подробно методика Каффа и Хаана....

Лопушнян Г.А. Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности.

В статье представлена авторская "Модель толерантности педагога в свете концепции индивидуальности"....

Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся

Новая модель человеческого общества определяет потребность в новом, более высоком по уровню и качественно ином человече­ском капитале, что объективно обостряет необходимость модер­низации образования....

Аттестация учащися в условиях современной модели общего образования:проблемы и технологии

Тематическое тестирование по иностранному языку в 1--11 классах общеобразовательной школы...

Разработка модели организации единого образовательного пространства для одаренных детей с общей одаренностью.

Ускорение - позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития....

Модель развития одаренных детей в хореографической студии «Вензеля» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

Исходя из мониторинга изучения уровня развития ребенка, педагогом выделяется группа детей, которую можно отнести к категории «одаренные дети».  Далее на педагогическом совете МБОУ ДО ...