Методические разработки
методическая разработка по теме

Межонова Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Министерство образования и науки

Калужской области

ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных

технологий и управления» (ККИТиУ)

Методическая разработка на тему:

«Творческий подход к организации самостоятельной работы студентов 1 курса»

Подготовил преподаватель:

___________С.А. Межонова

г. Калуга

2011г.

Содержание

Введение                                                                                                3

Понятие, цель и задачи самостоятельной работы                                5

Виды и формы самостоятельной работы                                                7

Организация внеаудиторной самостоятельной работы                        9

Контроль и управление самостоятельной работой студентов                11

Выводы и предложения                                                                        13

Библиография                                                                                        14

Приложения

Введение

Рост объема информации в современном мире и ограниченная скорость трансляции знаний традиционными технологиями активизируют процесс увеличения доли самостоятельной работы студентов в процессе обучения.

Самостоятельная работа студентов играет важную роль в воспитании сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду. Очень важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

 Основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться в средней школе. Но, как показывает практика, этого чаще всего не происходит. Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы.

Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации.

 Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Это особенно важно в современных условиях развития общества, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием - повышать уровень своих  знаний путем самостоятельного изучения.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет  деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить  знание конкретной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, которая определяется учебным планом и выступает необходимым компонентом процесса обучения, и может быть определена как творческая самостоятельность студентов, ведущая к приобретению ими новых знаний, умений и навыков. Поэтому правильная организация самостоятельной работы студентов помогает в подготовке квалифицированного, компетентного, готового к профессиональной деятельности специалиста, конкурентоспособного на рынке труда.

Цель методической разработки состоит в том, чтобы ознакомить преподавателей с современным и творческим  подходом к организации самостоятельной работы студентов.

Понятие, цель и задачи самостоятельной работы студентов

Метод самостоятельной работы имеет достаточно длительную историю. В научно-методической литературе имеются два подхода к определению содержания этого понятия.

В первом случае  это самостоятельное приобретение знаний, вся личная работа студентов, связанная со способностью самостоятельно, творчески мыслить. Часть авторов считают, что самостоятельную работу студентов следует рассматривать в более узком аспекте - как индивидуальную работу вне системы аудиторных занятий, без непосредственного контроля преподавателя, имеющую целью овладение знаниями и навыками по изучаемым дисциплинам.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов – это формирование готовности (возможности и потребности) обучающихся к управлению собственной познавательной деятельностью с целью приобретения индивидуального знания. Эта задача становится все более актуальной в современных условиях, когда основная тенденция инноваций в области образования определяется как переход от «научения к изучению» (from «teaching» to «learning»).

Самостоятельная работа студента включает выполнение различных заданий учебного, исследовательского и самообразовательного характера, текстуальные занятия (работа с текстами), работу с лекционным материалом, формирование навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства с применением ИКТ-обучения.

Новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т.д., позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, вовлекать студентов в работу по её обработке, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. И все же основным и наиболее эффективным методом обучения была и остается самостоятельная работа с книгой. К сожалению, накопленный опыт показывает, что студенты, как правило, не умеют ориентироваться в сложной и многообразной литературе по гуманитарным наукам, самостоятельно извлекать нужную информацию и грамотно оформлять её. Это ведет к противоречию с постоянно возрастающими требованиями к учебному процессу.

Разумеется, самостоятельная работа не отделена от лекций, семинаров, консультаций. Однако вдумчивое чтение источников, составление тезисов, подготовка реферата и т.п. способствуют гораздо более глубокому пониманию изучаемой проблемы. К тому же организация самостоятельной работы студентов ставит задачу не только решения уже сформулированных преподавателем проблем, но выработки у студентов проблемного видения. А для этого, прежде всего, необходимы глубокие, постоянно обновляющиеся знания, умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации.

Представляется целесообразным выделить следующие этапы включения студентов в самостоятельную работу:

1) выработка положительной мотивации;

2) формирование умений самостоятельной работы;

3) овладение творческой рефлексивной деятельностью.

Самостоятельная работа все более приобретает характер исследовательской деятельности. Если усвоены методы самостоятельной работы, значит, приобретено самое важное - исследовательские умения и навыки. Самостоятельная работа перестанет быть формальным звеном целостного педагогического процесса только в том случае, если будет осознаваться студентом как необходимый элемент собственного развития.

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать уровень самостоятельности студентов и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

- готовность студентов к самостоятельному труду;

- мотив к получению знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь.

Виды  и формы самостоятельной работы

В образовательном процессе выделяется два вида самостоятельной работы: 1) аудиторная;

2) внеаудиторная.
     Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать:
1. Выполнение самостоятельных работ;
2. Выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
3. Решение задач;
4. Работу со справочной, методической и научной литературой;
5. Защиту выполненных работ;
6. Деловые игры, дискуссии, конференции;
7. Тестирование;
8. Контрольные работы и т.д.
     

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
    Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности студентов. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский, научно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы студентов определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин.
     Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
1 курса по дисциплине «Экономика» определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета и др.;
 - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций: составление библиографии, тематических кроссвордов по
 дисциплине «Экономика» тема «Выбор и альтернативная стоимость» (см. Приложение 1) и др.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм и др.

Деловая игра по дисциплине «Экономика» раздел №2 «Семейный бюджет» (см. Приложение 2).

Деловая игра по дисциплине «Экономика» тема №3.2. «Экономика фирмы: цели, организационные формы» (см. Приложение 3).

Проведение деловых игр в аудиторное время дает положительные результаты для студентов – удается развить заинтересованность к обучению, повышается качество обучения, студент стремиться к получению информации сверх изучаемой программы.

Организация внеаудиторной самостоятельной работы

Приступая к изучению дисциплины «Экономика», студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению дисциплины, требованиями программы по данному курсу.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются:

- сборники основной образовательной программы специальности;

- методические указания к практическим, семинарским занятиям;

- часть учебно-методического комплекса по дисциплине (примеры решения домашних заданий, использование электронных информационных ресурсов);

- методические указания  по написанию рефератов, докладов, сообщений;

- списки основной и дополнительной литературы в рабочей программе дисциплины.

Методические указания обращают внимание студента на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умение анализировать явления и факты, связывать теоретические положения с практикой, а так же облегчают подготовку к выполнению контрольных работ и сдаче экзаменов.

Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе; выполнение контрольных, тестовых и др. работ.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

  1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.
  2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
  3. Организация консультаций по выполнению заданий (устный и письменный инструктаж).
  4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

При составлении плана самостоятельной работы обязательно указывается количество часов, выделенных на каждую тему. Распределение часов зависит от сложности темы, наличия учебных материалов по данной теме. Ряд тем  может быть переадресовано к изучению самостоятельного курса, тем самым выдерживается междисциплинарная связь учебного процесса.

Преподавателем разрабатываются задания для самостоятельной работы студентов. Это может быть ссылка на конкретный учебник, сборник задач, учебное пособие, нормативно-справочную литературу.

При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Контроль и управление самостоятельной работой студентов

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Контроль самостоятельной работы студента может быть установлен в следующих формах:

- включение предполагаемого для изучения вопроса в перечень экзаменационных вопросов;

- тестовый контроль;

- защиты рефератов, докладов, контрольных работ;

- выступление на семинарском занятии, конференции, участие в «Круглом столе», деловой игре, олимпиадах и т.п.

При оценке письменных работ необходимо придерживаться следующих критериев:

- требуемый объем и структура работы;

- логика изложения материала;

- использование соответствующей терминологии, стиля изложения;

- повествование от третьего лица;

- наличие ссылок на источник информации;

- постановка вопросов и степень их раскрытия;

- выполнение необходимых расчетов;

- формулировка выводов по итогам работы.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  1. Уровень освоения студентами изложенного материала.
  2. Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
  3. Обоснованность и четкость изложения ответа.

Управление самостоятельной работой студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:

- Консультации  - студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь.

- Следящий контроль – осуществляется на лекциях, семинарских, практических занятиях (проводится в форме собеседования, устных ответов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов). Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов. Открытый урок по дисциплине «Экономика» на тему «Организация оплаты труда, формы и системы, минимальная заработная плата, поощрения» (см. Приложение 4).

- Текущий контроль – осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время (доклады, рефераты, сообщения).

- Итоговый контроль – осуществляется через систему контрольных работ, зачетов и экзаменов.

Вначале учебного года входящий контроль по дисциплине «Экономика» показал следующие результаты:

в группе 1 БД – средний балл – 3,2;  степень обученности – 42,6% - оптимальная; а в группе 1 М – средний балл – 3, степень обученности – 40% - оптимальная.

По итогам 1 полугодия показатели успеваемости повысились:

в группе 1 БД – средний балл составил  – 3,4; степень обученности – 47,6% - оптимальная; а в группе 1 М – средний балл – 3,4; степень обученности – 48,7% - оптимальная.

Выводы и предложения

Самостоятельная работа студентов составляет основу современного образования. При этом специфика данной формы обучения является сложной проблемой в организации учебного процесса студентов. Самостоятельная работа студентов является одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

Следует отметить, что самостоятельная работа студентов дает положительные результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.

При этом специфика самостоятельной работы студентов заключается в том, чтобы студенты самостоятельно получали новые знания.

Самостоятельная работа студентов занимает большую долю времени изучения курса и подготовки курсовых, рефератов и контрольных работ. Однако участие преподавателя необходимо для закрепления полученных знаний и проведения контроля для оценки знаний и выполненных работ по темам курса. Главная задача самостоятельной работы студентов – это развитие умения приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебной работе и при выполнении курсовых работ, рефератов и в заключении обучения – дипломной работы. В процессе самостоятельной работы над курсовой или рефератом в рамках курса обучения студент должен научиться глубоко анализировать поставленную проблему и приходить к собственным обоснованным выводам и заключениям. Все виды студенческих работ независимо от формы обучения основываются на активной самостоятельной работе студентов.

Библиография

Основная литература:

  1. Белогурова В.А. «Научная организация учебного процесса» - М.: 2003г.
  2. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. «Основы самостоятельной работы студентов» - М.: 2006г.
  3. Ковалевский И. «Организация самостоятельной работы студента» - Высшее образование в России №1, 2000г.
  4. Пидкасистый П.И. «Организация учебно-познавательной деятельности студентов» - М.: Педагогическое общество России, 2005г.
  5. Трофимова И.А. «Педагогика и психология. Основы  самостоятельной работы студентов» - СПб, 2008г.
  6.  «Конспективный курс педагогики», 2-е издание, исправленное и дополненное. Учебное пособие. – Калуга,2006.

     Дополнительная литература:

      1. Занько С.Ф. «Игры и ученье». – М.: 2007.

      2. Самоукина Н.В. «Организационно-обучающие игры в образовании». –

          М.: Народное образование, 2007.

3. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятель-

 ность», М., 2007.

4.Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные технологии // Высшее образование в России, 2006, № 4



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления»

(ККИТ и У)

 Дидактическая игра

«Восхождение на пик знаний»

Подготовил преподаватель:

___________С.А. Межонова

г. Калуга

2012г.

Игра проходит в ходе участия команд в 6-ти конкурсах (привалах):

  1. Привал №1 «Представление и приветствие команд»
  2. Привал №2 «Кроссворд»
  3. Привал №3 «Ромашка (решение задач)»
  4. Привал №4 «Эстафета»
  5. Привал №5 «Оформление расходного кассового ордера»
  6. Привал №6 «Унифицированные формы документов»

Все студенты разделены преподавателем на 2-е команды (команды заранее готовятся к представлению и приветствию).

Представление жюри (студенты 3 курса)

Критерии оценок жюри для учета ответов команды в ведомости

(см. Приложение 1), проставляет соответствующие баллы и перед началом следующего конкурса (привала) объявляет результаты.

 ПРИВАЛ №1. «Представление и приветствие команд»

 (max оценка 5 баллов)

Команды заранее выбирают капитана команды и готовятся к представлению.

ПРИВАЛ №2.  «Кроссворд» (см. Приложение 2). Команде выдают лист с сеткой кроссворда и вопросами, в которых зашифрованы понятия темы. Кроссворд необходимо решить и составить ключевое слово, которое будет являться правильным ответом на задание (Критерии оценок: каждое правильное разгаданное слово в кроссворде – 1 балл, за составленное ключевое слово – 5 баллов).

ПРИВАЛ №3. «Эстафета» (см. Приложение 3). Эстафета посвящена основным хозяйственным операциям по учету заработной платы работников. На полоске бумаги в столбик записано содержание хозяйственной операции, в которой вместо корреспонденции счетов вырезаны квадраты. Эта полоска наложена на чистую, и вместе они свернуты в трубочку – эстафетную палочку. Ведущий вручает ее первому члену команды, тот заполняет пустую корреспонденцию (на полоске-подложке) в первом задании и передает эстафету товарищу и т.д. (Критерии оценок: каждая правильно выполненная корреспонденция – 2 балла).

ПРИВАЛ №4. «Ромашка» (см. Приложение 4). На этом задании проверяют умения решать задачи. Команда получает яркую бумажную ромашку, на обратной стороне  2-х лепестков приведены условия задач по теме. (Критерии оценок: каждая правильно решенная задача (с пояснением) – 5 баллов, без пояснения – 3 балла).

ПРИВАЛ №5. «Оформление расходного кассового ордера»

(см. Приложение 5). В соответствии с заданием составить расходный кассовый ордер на выданную заработную плату (Критерии оценок: документ, оформленный по установленным нормам и правилам, а также без исправлений и помарок оценивается в 5 баллов, если есть помарки и ошибки – 2 балла.)

ПРИВАЛ №6. «Унифицированные формы документов» (см. Приложение 6).

Команде вручают конверт, в котором на листах написаны названия унифицированных форм первичных документов. Команда должна выбрать карточки с названием документов по учету личного состава, начисления и выплаты заработной платы и продемонстрировать жюри. (Критерии оценок: правильно выбранная карточка оценивается в 1 балл).

 

Приложение 1

Ведомость по учету результатов команд

Название

команды


Привал 1.

«Представление и приветствие команд»

Max 5 баллов

Привал 2.

«Кроссворд» каждое разгаданное слово- 1 балл, ключевое слово- 5 баллов

Привал 3.

«Эстафета»

Правильное составленная корреспонденция- 2 балла

Привал 4.

«Ромашка»

Задача с пояснением- 5 баллов, без пояснения- 3 балла

Привал 5.

Документ оформлений без ошибок и помарок -5 баллов, с ошибками помарками – 2 балла

Привал 6. Каждая правильно выбранная карточка – 1 балл

Итого баллов

КОМАНДА

«СДЕЛЬЩИКИ»

КОМАНДА
«ПОВРЕМЕНЩИКИ»

Приложение 2

ПРИВАЛ №2. «Кроссворд»

Ключевое слово:

1

1

2

3

2

3

4

5

4

5

По горизонтали:

  1. Хранение и учет невостребованной заработной платы?
  2. Система оплаты труда применяемая при выполнении ремонтных и прочих работ, когда бригада состоит из рабочих разных специальностей?
  3. Этот документ позволяет не только учитывать время, отработанное всеми категориями служащих, но и контролировать соблюдение рабочими и служащими установленного режима работы?
  4. Заработная плата, представляющая собой выплаты за неотработанное время, предусмотренное трудовым законодательством?
  5. Заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ?

По вертикали:

  1. Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника?
  2. Какой счет бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет на каждого работника?
  3. Какая ведомость применяется при расчете заработной платы всем категориям работающих?
  4. Документ гражданско-правового характера оформляемый с работниками, не входящими в штат организации, но привлекаемыми со стороны для выполнения работ?
  5. Оплаченное, но неотработанное время, на которое работник имеет право по истечении 6 месяцев работы?

Приложение 2

ПРИВАЛ №2. «Кроссворд»

Ключевое слово:

 Т

 Р

 У

Д

О

В

О

Й

К

О

Д

Е

К

С

1

1

д

е

п

о

н

е

н

т

2

3

о

л

р

в

и

2

а

к

к

о

р

д

н

а

я

ц

с

е

3

т

а

б

е

л

ь

ч

м

4

в

ё

е

5

4

д

о

п

о

л

н

и

т

е

л

ь

н

а

я

о

о

й

н

н

т

г

а

а

п

о

я

я

у

в

5

о

с

н

о

в

н

а

я

к

р

По горизонтали:

  1. Хранение и учет невостребованной заработной платы по истечении 3-х дней?
  2. Система оплаты труда применяемая при выполнении ремонтных и прочих работ, когда бригада состоит из рабочих разных специальностей?
  3. Этот документ позволяет не только учитывать время, отработанное всеми категориями служащих, но и контролировать соблюдение рабочими и служащими установленного режима работы?
  4. Заработная плата, представляющая собой выплаты за неотработанное время, предусмотренное трудовым законодательством?
  5. Заработная плата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ?

По вертикали:

  1. Форма оплаты труда, при которой заработная плата работника зависит от фактически отработанного времени и тарифной ставки работника?
  2. Какой счет бухгалтер на основании первичных документов о приеме на работу заполняет на каждого работника?
  3. Какая ведомость применяется при расчете заработной платы всем категориям работающих?
  4. Документ гражданско-правового характера оформляемый с работниками, не входящими в штат организации, но привлекаемыми со стороны для выполнения работ?
  5. Оплаченное, но неотработанное время на которое работник имеет право по истечении 6 месяцев работы?

Приложение 3

        ПРИВАЛ №3. «Эстафета»                                      

                                                                                                      Дебет             Кредит

1. Заработная плата выплачена наличными                                                          

2. Удержан из заработной платы подоходный

    налог в бюджет

3. Депонирована заработная плата

4. Удержана сумма из заработной платы

    за допущенный брак

5. Удержана сумма в погашение задолженности

    за ранее нанесенный ущерб предприятию

6. Начислено за дни отпуска за счет резерва

    предстоящих отпусков

7. Начислено пособие по временной

    нетрудоспособности

8. Начислена заработная плата

    производственным рабочим

9. Начислена заработная плата рабочим,

    занятым на устранении производственного

    брака

10. Начислена заработная плата за

      совершенствование ЭВМ

Приложение 3

        ПРИВАЛ №3. «Эстафета»                                      

   

                           Эталон ответов                                             Дебет             Кредит

1. Заработная плата выплачена наличными                                                              

2. Удержан из заработной платы подоходный

    налог в бюджет

3. Депонирована заработная плата

4. Удержана сумма из заработной платы

    за допущенный брак

5. Удержана сумма в погашение задолженности

    за ранее нанесенный ущерб предприятию

6. Начислено за дни отпуска за счет резерва

предстоящих отпусков

7. Начислено пособие по временной

    нетрудоспособности

8. Начислена заработная плата

    производственным рабочим

9. Начислена заработная плата рабочим,

    занятым на устранении производственного

    брака

10. Начислена заработная плата за

      совершенствование ЭВМ

Приложение 4

ПРИВАЛ №4. «Ромашка»

Задача №1

Исходные данные: Рабочий-сдельщик VI разряда выполнил норму выработки на 111%. Его заработок по основным сдельным расценкам за отчетный месяц составил  15 000 руб.

Согласно действующему на предприятии положению о премировании рабочих установлено: за каждый процент перевыполнения нормы выработки в пределах от 1 до 5% включительно начисляется премия в размере 2%; за каждый процент перевыполнения нормы выработки от 6 до 12% начисляется премия в размере 3% и т.д.

Задание: рассчитать сдельно-премиальный заработок рабочему.

        Задача №2

        Исходные данные: Работнику организации О.Н.Иванову установлен должностной оклад в размере  18 000 руб. в месяц (работает с 1 января 2008 года). Согласно представленным документам, он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. На содержании имеет ребенка в возрасте 14 лет.

        Задание: рассчитать заработную плату работника до конца года.

Приложение 4

ПРИВАЛ №4. «Ромашка»

        Решения:

Задача №1

                Размер премии составит:

                                         (2% * 5%) + (3% * 6%) = 28%

                Сумма премии:

15 000 * 28%/100% = 4200 руб.

                Сдельно-премиальный заработок:

15 000 руб. + 4200 руб. = 19200 руб.

Задача №2

Согласно законодательству работнику будут предоставлены стандартные вычеты в размере  3 000 руб. за каждый месяц и 1400 руб. на ребенка (применяется до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 280 000 руб.). Доход работника в течение всего года не превысит 280 000 рублей, следовательно, вычет на ребенка будет применяться в течение всего года.

Январь, февраль, март, апрель, май:

(18 000 – 3 000 – 1400)* 13/100 = 1768 руб. – подоходный налог

З/пл. на руки 18 000 – 1768 = 16232 руб. – и так до конца года

Приложение 5

ПРИВАЛ №5. «Оформление расходного кассового ордера»

Исходные данные:

Кассир организации ООО «Автосервис» А.Н. Сидорова произвела выплату заработной платы за апрель 20__г. После выплаты заработной платы был составлен расходный кассовый ордер №15 от 4 мая 2008г. На сумму 250 тыс. руб. Приложение: ведомость №18 от 3 мая 20___г.

Руководитель организации – директор О.И. Смирнов

Главный бухгалтер – И.В. Еременко

Задание: составить расходный кассовый ордер типовой формы в соответствии с исходными данными.

Унифицированная форма № КО-2
Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88

Код

Форма по ОКУД

0310002

по ОКПО

(организация)

(структурное подразделение)

Номер документа

Дата составления

РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР

Дебет

Кредит

Сумма,
руб. коп.

Код целевого назначения

код структурного
подразделения

корреспондирующий
счет, субсчет

код аналитического
учета

Выдать  


(фамилия, имя, отчество)

Основание:  


Сумма  


(прописью)

руб.

коп.

Приложение  



Руководитель организации

(должность)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Главный бухгалтер

(подпись)

(расшифровка подписи)

Получил  


(сумма прописью)

руб.

коп.

г.

Подпись

По  


(наименование, номер, дата и место выдачи документа,


удостоверяющего личность получателя)

Выдал кассир

(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение 6

ПРИВАЛ №6. «Унифицированные формы документов»

Задание.

Необходимо выбрать карточки с названием документов по учету личного состава, начисления и выплаты заработной платы и продемонстрировать жюри.

  1. Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма№Т-1,   форма №Т-1а)
  2. Приходный кассовый ордер (форма №КО-1)
  3. Личная карточка работника (форма №Т-2)
  4. Штабное расписание (форма №Т-3)
  5. Учетная карточка научного, научно - педагогического работника (форма №Т-4)
  6.  Приказ (распоряжение) о переводе ратника на другую работу (форма№Т-5,№Т-5а)
  7. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма №Т-6, №Т-6а)
  8. Главная книга
  9. График отпусков (форма№Т-7)
  10.  Приказ (распоряжение) о прекращении действий трудового договора (контракта) с работником (форма №Т-8, №Т-8а)
  11. Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку

(форма №Т-9, №Т-9а)

  1. Командировочное удостоверение (форма №Т-10)
  2. Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма №Т-11, №Т-11а)
  3. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (№Т-12)
  4. Расчетная ведомость (форма№Т-51)
  5. Платежная ведомость (форма №Т-53)
  6. Расходный кассовый ордер (форма №КО-2)
  7. Журнал регистрации платежных ведомостей (форма №Т-53а)
  8. Лицевые счета (форма №Т-54, №Т-54а)
  9. Табель учета использования рабочего времени
  10. Журнал-ордер №6
  11. Расчетно-платежная ведомость (форма №49)

Приложение 6

Привал №6. «Унифицированные формы документов»

Эталон ответов

  1. Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма№Т-1,   форма №Т-1а)
  2. Личная карточка работника (форма №Т-2)
  3. Штабное расписание (форма №Т-3)
  4. Учетная карточка научного, научно - педагогического работника (форма №Т-4)
  5.  Приказ (распоряжение) о переводе ратника на другую работу (форма№Т-5,№Т-5а)
  6. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (форма №Т-6, №Т-6а)
  7. График отпусков (форма№Т-7)
  8.  Приказ (распоряжение) о прекращении действий трудового договора (контракта) с работником (форма №Т-8, №Т-8а)
  9. Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку

(форма №Т-9, №Т-9а)

  1. Командировочное удостоверение (форма №Т-10)
  2. Приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма №Т-11, №Т-11а)
  3. Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (№Т-12)
  4. Расчетная ведомость (форма№Т-51)
  5. Платежная ведомость (форма №Т-53)
  6. Расходный кассовый ордер (форма №КО-2)
  7. Журнал регистрации платежных ведомостей (форма №Т-53а)
  8. Лицевые счета (форма №Т-54, №Т-54а)
  9. Табель учета использования рабочего времени (форма №Т-13)
  10. Расчетно-платежная ведомость (форма №49)

50

70

68

70

76

70

28

70

73

70

96

70

69/1

70

20

70

98

70

70

08



Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления»

(ККИТ и У)

Методическая разработка на тему:

«Инновационная направленность педагогической деятельности»

Подготовил преподаватель:

___________С.А. Межонова

г. Калуга

2013г.

Содержание

Введение                                                                                        3

Что такое педагогическая инноватика?                                        4
Инновационный процесс                                                                6

Особенности инноваций на уроке                                                8

Выводы и предложения                                                                  13        

Библиография                                                                                15

Приложения

Образование – это индустрия,

 направленная в будущее.

С.П. Капица

Введение

Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.

Сначала было движение учителей-новаторов. Теперь дошло и до учёных. В последние годы внимание учёных к инновациям в образовании приобретает буквально взрывной характер.

        В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Педагогическая деятельность всегда опирается на какое-либо содержание, т.е. на то, какие знания должны быть получены в процессе обучения и какие качества личности должны быть воспитаны, т.е. содержание определяется целью и принципами. В зависимости от того, какие ценности используются при этом, педагогическая деятельность может иметь, по мнению Е.В.Бондаревской, формирующий (традиционный) или развивающий (гуманистический) подход в преобразованиях учебных заведений.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Возрастающая потребность в её разработке очевидна как для науки, так и для образовательной практики.

Что такое педагогическая инноватика?

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.
Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.
         Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики сформулируем следующее определение:
Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
        Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.
Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.  Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.
          Прежде всего, следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне учебного заведения, так и на уровне региона, страны.
          Понятие "нововведение" считается синонимом понятия "инновация".
Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Инновационный процесс


         
Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
         Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике.

          Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
        Особенность инновационного процесса - его циклический характер, выражающийся в следующей структуре этапов, которые проходит нововведение: возникновение, быстрый рост в борьбе с оппонентами, зрелость, освоение, распространение, насыщение, рутинизация, кризис, финиш.
        Инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.
        Инновационные процессы следует отличать от локального эксперимента или внедрения отдельных новшеств. Инновационная деятельность характеризуется системностью, интегральностью, целостностью.
        Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом и есть инновационная деятельность.
        В инноватике заложен внедренческий вектор, характеризующий традиционное и часто критикуемое соотношение науки и практики (наука разрабатывает и внедряет в практику). Такое понимание противоречит получившей в последние годы развитие личностно-ориентированной педагогической парадигме, определяющей повышение роли субъекта в проектировании своего образования.
       Учитывая человекоориентированную сущность педагогики определяется объект и предмет педагогической инноватики не в традиционном ключе "внешних воздействий" на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который предлагается в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.
       Опираясь на вышесказанное, под педагогической инноватикой понимается наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
       Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения - целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое.      

Предмет педагогической инноватики - система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (студентов, преподавателей).

Особенности инноваций на уроке


         
Урок - традиционная ячейка образовательного процесса. Поскольку урок отражает всю систему обучения, включающую её философские, педагогические и дидактические основания, то принципы инноватики подходят к проектированию и реализации педагогических новшеств по отношению к уроку так же, как и к системе образования в целом.
В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций.

 Инновационным изменениям подлежат:

- само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации;
- типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);
- методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
- методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;
- форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.
      Перечислим педагогические новшества, относящиеся к изменению урока, которые лежат в русле парадигмы человекосообразного образования.
- Смена целевой установки урока "дать образование" на установку "образование как самореализация".
- Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу преподавателя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут студенты в ходе урока.
- Переход от общего образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание студентов, индивидуальные образовательные программы и их утверждение, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.
- Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта студентов.
- Переход от логической структуры урока к ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития студентов по отношению к изучаемым вопросам.
- Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных "правильных" ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения ученика. Средством инновационного продвижения данного новшества выступают дистанционные эвристические олимпиады.
- Ограниченность содержания урока рамками классных стен преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию.
- Моноориентированное образование (учеба у одного преподавателя в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный преподаватель меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса.
- Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока - внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.
- Оценке подлежат не столько результаты сравнения достижений студента с едиными нормами и критериями, сколько выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.
- Введение студенческого портфолио (планируется в будущем) как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов студентов.
        Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.  В связи, с чем особый интерес вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

           Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что он помогает раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. На практических занятиях по «Стратегическому менеджменту», «Экономике», «Финансовому менеджменту» и «Бухгалтерскому учету» студенты распределяют социально-статусные роли, получают навыки проведения лекций, семинаров, а также основы управленческих навыков в условиях «студенческая группа-преподаватель». При проведении занятий в виде организации «мозгового штурма», решается двойственная задача: с одной стороны как метод, применяемый в профессиональной деятельности менеджера, с другой – преподавателя, т.к. экспертные группы с помощью рабочих гипотез рассматривают самые разнообразные идеи, доказывают важность решения придуманной или взятой из реальной действительной ситуации получают опыт организации и проведения инновационного занятия. Делова игра межпредмета «Принятие решений» (дисциплины «Менеджмент» тема №4 «Основы теории принятия управленческих решений» и «Стратегический менеджмент»; тема №4 «Оценка сильных и слабых сторон организации» (см. Приложение 1).

Деловая игра по дисциплине «Экономика» тема №3.2. «Экономика фирмы: цели, организационные формы» (см. Приложение 3.)

Деловая игра по дисциплине «Экономика» раздел №2 «Семейный бюджет» (см. Приложение 2).

Игра-конкурс «Смекалистый» по дисциплине «Бухгалтерский учет» (см. Приложение 5).

Кроссворд. Кроссворды включают в себя слова не только из данной темы, но и из прошлых тем, что дает возможность ученикам повторить пройденный материал. Сетки кроссвордов имеют симметрию, что улучшает его эстетический вид. В качестве вопросов к кроссворду используются также ребусы, фотографии ученых-экономистов и т.д.

Филворд. Правила его разгадывания следующие. После вопроса в скобках указано количество букв в ответе. Ответ на поставленный вопрос следует искать в квадрате с беспорядочным набором букв. Слова в этом квадрате могут располагаться в любых направлениях, кроме диагонального и могут иметь изломы. Ответив на вопрос, нужно вычеркнуть найденное слово в квадрате. После того, как будет разгадан весь филворд, из незачеркнутых букв в квадрате можно прочесть зашифрованную фразу.

Шифрограмма - это зашифрованная каким-либо способом фраза. Для того, чтобы ее разгадать, нужно, используя приведенный «ключ», найти закономерность в шифровке.

Криптограмма - вид головоломки, в которой буквы написанного текста заменены цифрами. Чтобы разгадать криптограмму, надо, прежде всего, разгадать приданные ей ключевые слова. Затем, заменив цифры соответствующими буквами, можно прочесть зашифрованный текст.

Дидактическое лото. Карточки разделены на 8 клеток; в конвертах 26 кружков, которые по размеру своему помещаются в клетки. На кружках написаны вопросы-задания, а ответы на карточках. Ответы даются в виде корреспонденции счетов (бухгалтерских проводок).

         На обратной стороне кружков имеются номера, а на карточках их нет. Каждый студент из команды получает карточку и комплект кружков (26 кружков). Раскладываются кружки по порядку номерами вверх. Такие же кружки есть и у преподавателя. Он вынимает из своего конверта кружок и называет номер. Студенты находят у себя соответствующий кружок. Преподаватель читает вопрос-задание, а студенты ищут ответ на своих карточках. Игра продолжается. Тот, кто раньше заполнит свою карточку – победитель. Затем – проверка ответов. Интеллектуальная игра «Лото» по дисциплине «Бухгалтерский учет» (составление бухгалтерских проводок) (см. Приложение 4).

Японский кроссворд представляет собой особый вид головоломки -зашифрованный рисунок. Цифры в сетке обозначают группы закрашиваемых клеток в столбцах и горизонтальных строках. Если правильно закрасить все нужные клетки, перед вами появится картинка. Между группами закрашиваемых клеток обязательно должна находиться хотя бы одна незакрашенная. В этом и заключается сложность задания: необходимо определить, сколько «белых» клеток расположено между «черными» группами.

Выводы и предложения

 

         В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы.

         Внедрение в практику инновационных методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между преподавателем и студентами.

         Задача преподавателя при использовании инновационных методов обучения состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать современные методы обучения на занятиях.
        Какие бы методы обучения  ни применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого–педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию  и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.

  Жизнь требует от современного преподавателя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности.

Я, как ведущий преподаватель, глубоко убеждена, что в форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни глубоких умений. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта – сама жизнь».

Возникает вопрос: почему работая в режиме инновации, я стараюсь первостепенное значение уделять этой проблеме, какие же новые нетрадиционные подходы я пытаюсь внедрить в практику деятельности коллектива по развитию творческой личности студента?

Во-первых, вижу свою задачу не только в подготовке квалифицированных, но и конкурентно-способных специалистов, способных в конкурентной борьбе достигать высших результатов, специалистов, являющихся, прежде всего творческой личностью, способных быстро ориентироваться в производственной обстановке и принимать решения в сложных нестандартных технологических ситуациях; специалистов, способных в сегодняшнем нестабильном мире организовать свое дело.

Во-вторых, изменяется цель образования, это не только вооружение студентов определенной суммой знаний и умений, но и обучение их навыками самостоятельного труда и ориентация на развитие личности.

Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».

Библиография

Основная литература:

  1. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. – М.: Издательство МНЭПУ, 2009. – 224с.
  2. Пидкасистый Павел Иванович. Искусство преподавания: первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов .— 2-е изд.— М.: Педагогическое общество России, 2008 .— 211с.

3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336с.

4. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятель-

 ность», М., 2007.

  1. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные технологии // Высшее образование в России, 2006, № 4

Дополнительная литературы:

      1. Занько С.Ф. «Игры и ученье». – М.: 2007.

      2. Самоукина Н.В. «Организационно-обучающие игры в образовании». –

          М.: Народное образование, 2007.

      3. Современный словарь по педагогике /Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.:

          «Современное слово», 2009. - 928с.

Приложение 1

Деловая игра межпредмета. Деловая игра, как вид деятельных технологий, широко используется дисциплинами «Менеджмент» и «Стратегический менеджмент».

Деловая игра «Принятие решений» содержит следующий элемент и условия:

Дидактическая (учебная) задача – это формирование теоретических знаний в области принятия управленческих решений, развитие навыков логического мышления, профессиональных навыков и умений в области принятия решений.

Учебно-производственная игровая задача. Она связана с ролью, которую выполняет студент.

Например, Вы руководитель низового звена, какой метод влияния вы выберите, оказывая влияние на высшее руководство, для того, чтобы оно приняло вашу точку зрения. Задача, поставленная в такой форме, способствует формированию у студента собственной позиции и навыков логического мышления.

1) Игровая ситуация, которая выражается в условиях и сценария игры, дается в виде описания ситуации.

Например, Вы являетесь руководителем, вам предстоит принять решение и его обосновать. Вы руководитель производственного коллектива. После реорганизации срочно необходимо перекомплектовать несколько бригад согласно новому штатному расписанию. По какому пути вы пойдете?

Возьмусь за дело сам, изучу все списки и личные дела работников цеха, предложу свой проект на собрании.

Предложу решить вопрос отделу кадров, это их работа.

Сначала определю того, кто будет возглавлять новые бригады и участки, затем поручу этим людям подать предложения по составу бригад.

2) Правила игры, т.е. ограничения, за пределы которых не могут играющие выйти «меры наказания» (штрафные очки, дополнительные баллы за правильно данные ответы, определяется шкала баллов)

1 место – 90 – 105 баллов

2 место – 70 – 80 баллов

3 место – 50 – 60 баллов

 Коллективный характер игры, взаимодействие играющих в процессе игры, выражающиеся, с одной стороны, в выработке коллективных решений, с другой в многоальтернативности решений, связанных с различием мнений и позиций участников.

Состязательность в игре. Деловая игра, которая учитывает все выше рассмотренные элементы, и условия быстро дают результат, позволяет анализировать поведение студентов во время игры, легко выставлять оценки.

Игровой результат – это показатели, по которым присуждается победа в игре, оценивается качество действий играющих. Показателями качества игрового результата являются правильность принимаемых решений, минимум ошибок, быстрота выполнения заданий.

Приложение 2

Деловая игра по дисциплине «Экономика» на тему «Бюджет семьи»

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: семейный бюджет, доходы, затраты (издержки), налоги, заработная плата.

Знать: источники доходов семьи, направления расходов семьи, виды налогов с граждан.

Уметь: рассчитывать доходы и расходы семьи, составлять финансовый план для осуществления крупной покупки.

2. Рассказ о значимости правильно планировать и организовывать семейный бюджет. Ввести понятия: семейный бюджет, заработная плата, доходы, затраты, налоги. Рассказать какие бывают источники дохода в семье, какие направления расходов и виды налогов.

3. Цели игры:

  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.

Задачи игры:

  • рассчитать бюджет семьи на месяц (доходы, затраты, налоги);
  • спланировать какую-либо крупную покупку на данный момент или ближайшее время.

Предоставление студентам, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных материалов и консультации преподавателя. Разделение студентов по группам.

4. Проведение самой игры, в которой студенты выполняют поставленные задачи. Каждая группа определяет:

  • численность семьи, количество работающих и получающих доход;
  • семейный доход (з/п, пенсия, доход от бизнеса, детское пособие, стипендия и т.д.)
  • затраты семьи (продукты питания, одежда, бытовая продукция, оплата за коммунальные услуги, налоги, оплата за обучение);
  • запланировать какую-либо крупную покупку (стиральная машина, сотовый телефон, шуба и т.д.) в соответствии с бюджетом семьи.
  • определить пути нахождения денег для запланированной покупки (кредит, экономия денежных средств, взятие денег в долг и т.д.).

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос студентов: Что такое семейный бюджет, доходы, затраты. Как рассчитывается доход семьи, затраты, какие затраты могут быть.

Приложение 3

Деловая игра по дисциплине «Экономика» на тему «Экономика фирмы: цели, организационные формы»

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: фирма, предприниматель.

Знать: виды фирм, их преимущества и недостатки.

Уметь: находить пути решения проблем, возникающих при создании функционировании фирмы.

2. Рассказ о предпринимательской деятельности. О её проблемах в России. Обсуждение на тему: какие отрасли экономики нуждаются в развитии предпринимательства? Ввести понятия: фирма, предприниматель. Повторить какие бывают виды фирм их преимущества и недостатки.

3. Цели игры:

• систематизировать полученные знания об организации и создании фирм;

• формирование умений работать в команде.

Задачи игры:

  • создать виртуальную фирму, определить к какому виду она будет относиться;
  • определить возможные проблемы в выбранном виде деятельности;
  • заполнить бланк «Я и моя фирма».

Предоставление студентам, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных пособий. Разделение на группы.

4.Проведение игры. Студенты выполняют поставленные задачи:

  • определить, в какой отрасли будут создавать свою фирму;
  • продумать какие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы и пути их разрешения.

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос учащихся: Кто такой предприниматель? Что такое фирма? Какие бывают виды фирм? Какие у них преимущества и недостатки? Какие проблемы могут возникнуть при создании и деятельности фирмы? Каким образом их можно разрешить?

Приложение 4

Интеллектуальная игра «Лото» по дисциплине «Бухгалтерский учет»

(составление бухгалтерских проводок)

          Карточки разделены на 8 клеток; в конвертах 26 кружков, которые по размеру своему помещаются в клетки. На кружках написаны вопросы-задания, а ответы на карточках. Ответы даются в виде корреспонденции счетов (бухгалтерских проводок).

         На обратной стороне кружков имеются номера, а на карточках их нет. Каждый студент из команды получает карточку и комплект кружков (26 кружков). Раскладываются кружки по порядку номерами вверх. Такие же кружки есть и у преподавателя. Он вынимает из своего конверта кружок и называет номер. Студенты находят у себя соответствующий кружок. Преподаватель читает вопрос-задание, а студенты ищут ответ на своих карточках. Игра продолжается. Тот, кто раньше заполнит свою карточку – победитель. Затем – проверка ответов.

Карточка №1


Дебет 43


Кредит 20




Дебет 70


Кредит 68


Дебет 25


Кредит 05


Дебет 60


Кредит 51


Дебет 10


Кредит 71




Дебет 44


Кредит 10


Дебет 70


Кредит 76


Дебет 50


Кредит 71

Карточка №2


Дебет 25


Кредит 69




Дебет 69


Кредит 51


Дебет 50


Кредит 51


Дебет 20


Кредит 69


Дебет 51


Кредит 62




Дебет 10


Кредит 71


Дебет 10


Кредит 60


Дебет 01


Кредит 08

Карточка №3


Дебет 60


Кредит 51




Дебет 66


Кредит 51


Дебет 20


Кредит 70


Дебет 50


Кредит 71


Дебет 10


Кредит 60




Дебет 70


Кредит 50


Дебет 70


Кредит 76


Дебет 50


Кредит 71

Карточка №4


Дебет 76

Кредит 51;

Дебет 71

Кредит 76



Дебет 20


Кредит 69


Дебет 70


Кредит 50


Дебет 52


Кредит 62


Дебет 10


Кредит 60




Дебет 01


Кредит 08


Дебет 69/1


Кредит 70


Дебет 50


Кредит 71

Карточка №5


Дебет 84


Кредит 82



Дебет 51


Кредит 62


Дебет 01


Кредит 08


Дебет 52


Кредит 62


Дебет 60


Кредит 51




Дебет 90


Кредит 44


Дебет 44


Кредит 10


Дебет 70


Кредит 50

Карточка №6


Дебет 51


Кредит 62



Дебет 91


Кредит 99




Дебет 10


Кредит 71


Дебет 50


Кредит 71


Дебет 76


Кредит 50




Дебет 70


Кредит 68


Дебет 99


Кредит 84


Дебет 69


Кредит 51

Карточка  №7


Дебет 50


Кредит 51




Дебет 44


Кредит 10


Дебет 50


Кредит 71


Дебет 25


Кредит 69


Дебет 70


Кредит 76




Дебет 91


Кредит 99


Дебет 20


Кредит 70


Дебет 10


Кредит 71

Карточка №8


Дебет 51


Кредит 62




Дебет 10


Кредит 60


Дебет 99


Кредит 84


Дебет 69/1


Кредит 70


Дебет 70


Кредит 68




Дебет 43


Кредит 20


Дебет 25


Кредит 05


Дебет 52


Кредит 62

Карточка  №9


Дебет 01


Кредит 08




Дебет 52


Кредит 62


Дебет 25


Кредит 69


Дебет 76

Кредит 51;

Дебет 71

Кредит 76


Дебет 70


Кредит 50




Дебет 60


Кредит 51


Дебет 69/1


Кредит 70


Дебет 70


Кредит 68

Карточка №10


Дебет 10


Кредит 71




Дебет 70


Кредит 76


Дебет 69


Кредит 51


Дебет 76


Кредит 50


Дебет 44


Кредит 10




Дебет 50


Кредит 51


Дебет 20


Кредит 69


Дебет 10


Кредит 60

Карточка №11


Дебет 10


Кредит 71




Дебет 60


Кредит 51


Дебет 50


Кредит 51


Дебет 20


Кредит 69


Дебет 84


Кредит 82




Дебет 91


Кредит 99


Дебет 70


Кредит 50


Дебет 44


Кредит 10

Карточка №12


Дебет 69


Кредит 51




Дебет50


Кредит 51


Дебет 50


Кредит 71


Дебет 76


Кредит 50


Дебет 51


Кредит 62




Дебет 70


Кредит 68


Дебет 99


Кредит 84


Дебет 70


Кредит 76

Эталон ответов:

Интеллектуальная игра «Лото»

Содержание операции

Дебет

Кредит

Оплачено из подотчетных сумм за погрузку-разгрузку поступивших материалов

10

71

Принят в эксплуатацию законченный объект основных средств

01

08

Начислена амортизация по  НМА, используемых на ОПР

25

05

Оплачены с р/сч организации счета поставщиков и подрядчиков

60

51

Получены с р/сч наличные деньги в кассу организации для выплаты з/платы

50

51

Выплачена из кассы организации з/п рабочим

70

50

Депонирована невыданная з/п

70

76

Поступили деньги на р/с организации от покупателей за проданную продукцию

51

62

Начислена з/п рабочим основного производственного цеха

20

70

Из начисленной з/п удержан НДФЛ

70

68

Начислены страховые взносы от начисленной з/п персоналу организации за изготовление продукции в основном производстве

20

69

Начислен взнос на обязательное мед. страхование от несчастных случаев на производстве от начисленной з/п персоналу организации за обслуживание и управление цехами

25

69

Остаток неиспользованных подотчетных сумм внесен в кассу

50

71

Оплачены с р/сч организации проценты за краткосрочные кредиты банка

66

51

Отпущены со склада и израсходованы материальные ценности (по фактической себестоимости) на упаковку продаваемой продукции

44

10

Акцептованы счета поставщиков за поступившие на склады материальные ценности (без НДС)

10

60

Оплачен с р/сч организации страховой взнос (ФОМС, ФСС, ПФ)

69

51

Оприходована на складе выпущенная из производства готовая продукция по фактической себестоимости

43

20

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

69/1

70

Из кассы организации выданы алименты взыскателю

76/ «Испол. листы»

50

Отражена прибыль от продажи материалов

91

99

Списаны расходы на продажу готовой продукции

90

44

Поступила выручка от иностранного покупателя

52

62

Оплачен по безналичному расчету авиабилет для сотрудника, отправляющегося в командировку

76

71

51

76

Списана сумма чистой прибыли отчетного года

99

84

Сформирован резервный фонд за счет чистой прибыли

84

82

Приложение 5

Игра-конкурс «Смекалистый» по дисциплине «Бухгалтерский учет»

В игре участвуют 2 команды (формируются по жребию).

Представитель из одной команды вытаскивает карточку-задание и отвечают на поставленный вопрос. Если команда не может ответить на поставленный вопрос, то вопрос адресуется другой команде. Каждая команда зарабатывают баллы, и по окончании игры выявляется самая смекалистая команда.

Карточки-задания?


Постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на произведенную продукцию – это..?


Кто такие дебиторы?


Забалансовые бухгалтерские счета  


Первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом износа  - это..?


Конечный финансовый результат, слагаемый из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные.


Что относится к основным средствам?


Что относится к оборотным средствам?


Собственный капитал организации?


Уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату


Кто является подотчетным лицом?


Что такое двойная запись?


Пассив бухгалтерского баланса – это..?


Какой счет используется для учетного отражения отношений организации по расчетам с бюджетом?


Назовите внебюджетные фонды, в которые организации делают отчисления.


Что такое себестоимость продукции?

Эталон ответов: Игра-конкурс «Смекалистый»

  1. Постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на произведенную продукцию – это..? (Амортизация)
  2. Кто такие дебиторы?  (Юридические и физические лица, за которыми числится долг организации).
  3. Забалансовые бухгалтерские счета  - (Счета на которых учитывается имущество, не принадлежащее данной организации, но находящееся в его временном пользовании).
  4. Первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом износа  - это..? (Остаточная стоимость основных средств).
  5. Конечный финансовый результат, слагаемый из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. (Чистая прибыль (убыток).
  6. Что относится к основным средствам? (Здания, машины, сооружения, транспорт, механизмы, оборудование- совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, многократно используемые в производственном цикле, до конца сохраняют свою натуральную форму, а стоимость переносят по частям в виде амортизации).
  7. Что относится к оборотным средствам? редметы труда – сырье, материалы, топливо, которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию; готовая продукция и товары для перепродажи).
  8. Собственный капитал организации? (Уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, прочие резервы (целевые фонды).
  9. Уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату (инвентаризация).
  10. Кто является подотчетным лицом? (Работники, получающие авансом наличные деньги в кассе организации на приобретение МЦ в магазинах, канцелярские и представительские расходы, оплату командировок и т.д.)
  11. Что такое двойная запись? (Каждая хоз.  операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму).
  12. Пассив бухгалтерского баланса – это..? (часть бухгалтерского баланса, в которой определяется имущество по источникам его образования в денежной оценке).
  13. Какой счет используется для учетного отражения отношений организации по расчетам с бюджетом? (Синтетический счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»).
  14. Назовите внебюджетные фонды, в которые организации делают отчисления. (ПФ, ФОМС, ФСС).

15. Что такое себестоимость продукции? (Стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и продажу).

13

14

15

16

17

18

22

21

19

23

20

24

9

10

11

12

26

5

6

7

8

25

1

2

3

4

Оплачен по безналичному расчету авиабилет для сотрудника, отправляющегося в командировку

Остаток неиспользованных подотчетных сумм внесен в кассу

Оплачены с р/сч организации проценты за краткосрочные кредиты банка

Отпущены со склада и израсходованы МЦ (по фактич. с/с) на упаковку продаваемой продукции

Акцептованы счета поставщиков за поступившие на склады МЦ

 (без НДС)

Оплачен с р/сч организации ЕСН (ФОМС, МСС, ПФ)

Оприходована на складе выпущенная из производства готовая продукция по фактич. с/с

Списаны расходы на продажу готовой продукции

Отражена прибыль от продажи материалов

Начислено пособие по временной нетрудоспособности

Поступила выручка от иностранного покупателя

Из кассы организации выданы алименты взыскателю

Начислена з/плата рабочим основного производственного цеха

Из начисленной з/платы удержан НДФЛ

Начислен ЕСН от нач. з/пл персоналу организации за  изготовление продукции в осн. произ-ве

Начислен взнос на обяз. мед. страхов. от начисленной з/пл  за обслуж. и управление цехами

Сформирован резервный фонд за счет чистой прибыли

Получены с р/сч наличные деньги в кассу организации для выплаты з/платы

Выплачена из кассы организации з/плата рабочим

Депонирована невыданная з/плата

Поступили деньги на р/сч организации от покупателей за проданную продукцию

Списана сумма чистой прибыли отчетного года

Оплачено из подотчетных сумм за погрузку-разгрузку поступивших материалов

Принят в эксплуатацию законченный объект основных средств

Начислена амортизация по НМА, используемых на ОПР

Оплачены с р/сч организации счета поставщиков и подрядчиков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...