Статья - выступление на педсовете "Стимулирование познавательной деятельности учащихся как условие для саморазвития личности"
статья на тему

Прокошина Анна Степановна

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроке - важная педагогическая проблема, которой всегда уделяется много внимания.

 Продуктивная организация познавательной деятельности становится главным  условием  для саморазвития личности.  Какими способами учитель

создаёт атмосферу заинтересованности и активности ученика в работе класса, как эти способы работают, я рассказываю  коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stimulirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стимулирование познавательной деятельности учащихся

 как условие для саморазвития личности

        Каждый человек уникален, его индивидуальность проявляется в способах переработки учебной информации, эмоционально-личностном отношении к объектам познания и способам взаимодействия с участниками процесса познания.

        В процессе обучения учеником используются специально выработанные им формы учебной работы, и её организация осуществляется  на основе личных интересов, предпочтений, потребностей, личностных отношений к ней.

        Учитель создаёт атмосферу заинтересованности и активности ученика в работе класса

  1. создание ситуаций, которые позволяют понять ребёнку, что его  знание, опыт ценны, важны и необходимы в процессе познания;
  2. стимулирование учащихся к высказываниям;
  3. поощрение инициативы и активности;
  4. акцентирование важности мнения каждого члена группы;
  5. создание ситуаций,  позволяющих проявить способности, возможности, интересы.

     Учитель организует равноправный  партнёрский обмен между участниками образовательного процесса

  1. приоритет диалогических форм учебной деятельности;
  2. организация сотрудничества учителя и учеников, учеников между собой (взаимопомощь, взаимопроверка, организация групповых форм работы);
  3. проявление доброжелательности в общении;
  4. уважительное отношение к мнениям, высказываниям, суждениям учеников;
  5. организация учебной работы таким образом, чтобы её результаты зависели от деятельности всех партнёров;
  6. создание возможности задавать вопросы.

Учитель обеспечивает состояние успеваемости в процессе обучения

  1. создание ситуации успеха;
  2. формирование стремления к достижению успеха, а не  к избеганию неудач;
  3. обогащение образовательного процесса позитивным эмоциям;
  4. открытость проблемам, желаниям, настроениям учеников и заинтересованная реакция на предложение, пожелания, замечания;
  5. подробные инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их успеваемости;
  6. оценка деятельности ученика не только конечному результату, но и по процессу его достижения;
  7. привлечение самих учащихся к оцениванию своей работы.

 Учитель организует развивающее пространство

  1. организация на формирование учебной деятельности школьников, освоение  методов научного познания, а не  на передачу учебной информации;
  2. повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
  3. обучение рефлексии, самооценке учениками своих действий и результатов;
  4. обучение анализу способов работы других участников процесса познания, выбор наиболее рациональных;
  5. использование заданий творческого характера;
  6. постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
  7. обеспечение дозированности помощи ученикам.

Учитель формирует эмоционально-ценностные отношения к миру, познанию, окружающим, себе

  1. развитие опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
  2. создание ситуаций причастности ученика к процессам и явлениям природы и общества;
  3. создание ситуаций нравственного  выбора;
  4. создание ситуаций для проявления гуманных качеств личности (милосердия, способности к сопереживанию…)
  5. формирование убеждённости в возможности и необходимости познания окружающего мира и использования достижений наук на благо развития человеческой цивилизации.

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим её целостный жизненный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Статья "Формы познавательной деятельности как условие развития успешности учащихся"

Статья "Формы познавательной деятельности  как условие развития успешности учащихся"...

Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников...

ДОКЛАД «Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности». (2021 год)

Воспитательное пространство образовательной организации как условие позитивной социализации учащихся и формирования условий для саморазвития личности...

Презентация к педсовету:"Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации"

Сценарий педсовета  и презентация к педсовету "Стимулирование познавательной деятельности обучающихся как средство саморазвития и самореализации". В ней рассматриваются вопросы: теорети...

«Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности».

laquo;Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности, как условие успешной реализации личности»....