проект: Хлеб всему голова
методическая разработка по теме

Вахрушева Татьяна Васильевна

НОД по теме:"Хлеб всему голова".Воспитание бережного отношения к хлебу  и труду хлеборобов у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khleb_vsemu_golova_internet.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по познавательно-исследовательской деятельности

Цикл непосредственно образовательной деятельности по теме  «Откуда хлеб пришел»

Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ «Шарканский детский сад № 3» Татьяна Васильевна Вахрушева

Название проекта: «Откуда хлеб пришел».

Вид проекта: познавательно-исследовательский, коллективный, длительный.

Участники: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: декабрь, май, июнь, июль, август, сентябрь.

Механизм реализации разработки:

1.Индивидуальная работа с родителями воспитанников на тему «Проектная деятельность».

2.Индивидуальные детские проекты,  составленные совместно с родителями воспитанников  «Как хлеб появился на столе».

3.Непосредственная образовательная деятельность (Познание) тема: « Хлеб - всему голова».

4.« Музей хлеба» - сбор экспонатов для выставки совместно с родителями.

5.Экспериментальная деятельность по выпечке удмуртского национального блюда

«Крендель с маком».

6.Посев пшеницы, наблюдение за последовательностью ритма роста.

Проблема: Небрежное отношение к хлебу, недостаточное представление в силу своего опыта о пользе хлебобулочных изделий в рационе питания человека, знакомство с новым словом «комбайн», которое заинтересовало мальчиков во время дидактической игры

 « Транспорт».

 Практическая значимость: Воспитание   бережного отношения  к хлебу

Цель: Знакомство детей с тем, как хлеб попадает на наш стол, как его выращивают.

Задачи:

Воспитательные:

-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Развивающие:

-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;

- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий.

Обучающие:

- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба  - формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы - пекари»,  дать детям  представления о том, как выращивают хлеб,  (от зернышка в поле до каравая на столе):  

- донести до сознания, что хлеб – это итог работы многих людей посредством экскурсии в «Музей хлеба», который оформлен при помощи родителей в группе (ОО «Познание»),

 - просмотр  слайдовых презентаций, фрагмента мультфильма « Колосок» (ОО «Познание»);

Актуальность проекта:

Наш народ хлебосолен. Хлеб это символ благополучия, достатка.

Хлеб на столе - это богатство в доме.

 Как  научить детей уважать хлеб?

 Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. Вместе с ребятами второй младшей группы мы решили выяснить, где растет хлеб, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

 Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Проблемы (темы) совместного исследования: 

- Значение хлеба.

- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

                                         ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

              Конспект непосредственной образовательной деятельности                   (Познание)

                                         Тема: «Хлеб - всему голова».

( вторая младшая группа)

Цель:

Дать представление детям о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Предварительная работа:

Совместно с родителями собрать экспонаты для « Музея хлеба»,

оформить выставку - музей в группе.

 Чтение литературных произведений о хлебе: стихи, загадки, поговорки и пословицы.

 « Колобок», « Колосок», « Мужик и медведь».

Оборудование:

ноутбук для просмотра презентации и отрывка из мультфильма « Колосок» (украинская сказка), сказочный персонаж Петушок,

экспонаты из « Музея хлеба», колосок, увеличительная лупа.

Интеграция образовательных областей:

 «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы».

Часть

Содержание работы

Методы и способы

Вводная

Основная

Заключительная

1. Ладушки, ладушки,

Испекли  оладушки.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут поедим,

И воробушкам дадим.

2. Воспитатель. Ребятки, что вы ели сегодня на завтрак? (Ответы детей)

А вчера? (Ответы детей)

А что было на обед? (Ответы детей)

Меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (Ответы детей)

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

3.Воспитатель. Ребятки, приглашаю вас сегодня совершить путешествие по нашему «Музею хлеба».

Кто из вас бывал в музее? Чтобы войти в музей, нам нужны билеты. У вас есть билеты?

Дети. Нет.

Воспитатель. Нашим билетиком будут вежливые слова.

4. Дети садятся на стульчики и говорят вежливые слова.

5. Посмотрите, пожалуйста, это музейные экспонаты. Что вы видите? (Ответы детей)

 Экспонаты в музее помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно.

6.Рассматривание колосьев пшеницы через лупы.

Воспитатель. Возьмите из тарелочки зерно  и положите себе на ладонь. Какое оно по размеру? Какого цвета? Какой формы? Давайте определим твердое или мягкое? Тяжело ли держать в ладошке?  

(Ответы детей)

Действительно, мы рассмотрели с вами зерно пшеницы. Оно желтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твердое, а по весу легкое.

7. Появление сказочного персонажа:

Петушок. Здравствуйте, ребята! Я Петушок – золотой гребешок, гулял здесь рядом и решил к вам зайти посмотреть « Музей хлеба». Вы все знаете, что я очень люблю зернышки.

Воспитатель. Здравствуй, Петушок, мы рады тебя видеть. А ты знаешь

какой хлеб пекут из пшеничной муки?

( Пшеничный, белый.) А из ржаной? ( Ржаной, черный.)

8. Дети и Петушок с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу. (ржаной или пшеничный)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

9.Петушок. Ребята, а вы хотите узнать, как я пеку хлеб?

 Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат:

- Сюда, Круть, сюда Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай, да Петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги испечь.

-Только не я!- запищал Круть.

-Только не я!- запищал Верть.

Подумал, подумал Петушок и говорит:

-Видно придется мне.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печку. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол.

10. Петушок. Давайте поиграем в игру «Какой он – хлеб?» Давайте с вами подумаем и подберем много слов, каким бывает хлеб? ( Аппетитный, Вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)

Воспитатель. Хлеб бывает разный но, он обязательно вкусный и полезный.

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

11. Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.

12. Воспитатель. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Вот об этом нам расскажет Данил Вахрушев. (При помощи схемы составления рассказа о хлебе, ребенок подготовлен заранее). В подготовке и поборе материала участвовали родители. Рассказ Данила сопровождается презентацией. Показом иллюстраций через ноутбук и рассказом.

« Весной, когда снег растает, на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем зернышки хлеба сажают в землю. Специальными машинами - сеялками зерно сеют в землю. При теплом солнышке и летних дождях вырастают колоски. В колосках зерно не одно, а много. Зерна собирает, комбайн и машины отвозят его  на мельницу. Там их перемалывают в муку. В дальнейшем муку развозят по магазинам. Хозяйка из муки, воды, соли, дрожжей, сахара и яиц размешивают тесто. Когда тесто готово его кладут в форму и выпекают в печи.  Получается вкусный ароматный хлеб.

13.Воспитатель. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба - съешь его, не хочешь, есть – не бери. « Хлеба к обеду в меру бери, он -  драгоценность, им не сори».

Хлеб - самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: « Хлеб – Всему голова». Воспитатель: Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки?

(« Колосок», « Мужик и медведь», « Колобок».)

14.Петушок. Я очень надеюсь, ребята, все то, что узнали о хлебе, как дорого он достался, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относится к нему Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка колобок румяный? (Дети высказывают предположения). Хлеб - главный продукт питания, он ежедневно должен быть на столе человека, ведь « без хлеба нет обеда».

15. Петушок угощает детей караваем, а дети его - зерном.

1.Пальчиковая игра- гимнастика «Ладушки»

2.Вводная беседа

3.Приглашение в путешествие

4. Словесная игра « Назови вежливое слово»

5.Рассматривание экспонатов с использованием художественного слова

6.Экспериментальная деятельность

7.Сюрпризный момент

Появление персонажа Петушка

8.Дидактическая игра

«Угадай на вкус»

9.Просмотр фрагмента мультфильма «Колосок» (видеоматериал приложение 1)

10. Словесная игра

«Какой он – хлеб?»

11. Игра «Кто назовет больше блюд?».

12.Слайдовая презентация  рассказа воспитанника  о хлебе (Приложение 2)

 

13. Беседа о бережном отношении к хлебу

14.Рефлексия

15.Угощение

Заключение.

 Хлеб – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

 Проект «Хлеб - всему голова» знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления  о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в проект, помогут воспитать  в детях  бережное отношение к хлебу,  уважение к человеческому труду, понимание того,  что труд каждого делает нашу жизнь  и страну богаче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе "Хлеб- всему голова!"

Данная разработка внеклассного мероприятия по литературе   ориентирована  на учащихся 5-7 классов.  Основные цели  мероприятия: познакомить с заповедями русского народа п...

Хлеб всему голова!

Классный час о хлебе....

Проект "Хлеб - всему голова"

Междисциплинарное обобщение знаний о хлебе, его выращивании, производстве хлебобулочных изделий, професссиях....

Тезисы. Информационно-исследовательский проект Хлеб всему голова"

Все знают, что самый важный продукт на Земле для каждого человека это ХЛЕБ, Но мы тпк привыкли, что он есть всегда, что просто перестали обращать внимание. И тьлько когда его нет мы удивляемся Как это...

Проект "Хлеб- всему голова"

Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...