«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»
статья по теме
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. В значительной мере это объясняется тем, что в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника. Таким образом, актуальным представляется сегодня использование на своих уроках каждым педагогом здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников? С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, который благоприятно воздействует на эмоциональную сферу школьников. Школьники включаются в групповую и парную работу, используется эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Учителю нужно избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа. Важно обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа. Использование на уроках здоровьесберегающих им здоровьеформирующих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Список использованной литературы
- Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко – М.: 1998 - 253 стр.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
- Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/13/picture-32843.jpg)
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии
Здоровьесберегающая технология - условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация уч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-295114-1384934599.jpg)
Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии на уроках английского языка
Данная статья раскрывает понятие здоровьесберегающих технологий. Вней предоставлены способы использования данных технологий на уроках английского языка на примере упражнений из учебника "Enjoy English...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393784-1391006405.jpg)
Здоровьесберегающие элементы и технологии в образовательном процессе
Организация и проведение урока математики с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/12/picture-671469-1599906865.jpg)
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"
Цель доклада: рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/08/picture-318257-1699458628.jpg)
Здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии в образовательном процессе
Цель здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе, сформировать у них ...