Доклад "Современный урок в условиях ввдения ФГОС"
методическая разработка по теме
В связи с переходом образования в России на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС), перед образовательными учреждениямипоставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества,человека, который будет учиться всю жизнь. Так как современному обществу нужны обрвзованные нравственные, предприимчевыелюди,которые могут: анализироватьсвои действия,самостоятельно принимать решения,прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству.для этого на современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке, преодолевается авторитарный стиль общениямежду учителем и учеником.Хорошо организованнй урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошееначало хорошее окончание, планирование обратной связи, вывод делают сами учащиеся.Ученик должен стать живым участником образовательногопроцесса, Современный урок-это урокна котором учитель лишь направляя детей, дает рекомендации В докладе раскрыты аспекты современного урока, новые дидактические подходы к уроку, этапы констру ирования урока, технологическая карта урока ее структура.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Современный урок в условиях ввдения ФГОС" | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема «Современный урок в условиях введения ФГОС»
Учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Зеленокумска Советского района»
Брюховецкая Зоя Григорьевна
Введение
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Основные аспекты современного урока:
- Мотивационно- полагающий:
1. Цель урока должна быть конкретной и измеряемой
2.Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД (Личностные , Регулятивные, Коммуникативные , Познавательные )
3.Акцент делается не только на знания, а на способность использовать полученные знания
4.Новые образовательные цели- это те, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
- Деятельностный аспект:
Решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Девиз современного урока:
«У нас нет обучаемых, у нас есть обучающиеся»
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При подготовке к уроку необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Этапы конструирования урока
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы конструирования урока.
- Определение темы учебного материала
- Тип дидактической цели темы
- Тип дидактической цели урока
- Определение типа урока
- изучения и первичного закрепления новых знаний
- закрепления новых знаний
- комплексного применения ЗУН
- обобщения и систематизации знаний
- проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока *
- Отбор содержания учебного материала
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка ЗУН
- Рефлексия урока
* Карта обеспеченности урока
№ п.п | раздел | материально-техническое | учитель | ученики | время | ||
| учебный элемент | количество бумажных источников и компьютеров с необходимым ПО | бумажные | электронные | бумажные | электронные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основная дидактическая структура отображается в плане-конспекте урока и в технологической карте, о которой мы поговорим позже. Она имеет как статичные моменты, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственно более гибкая структура:
- Организационный момент
- тема,
- цель,
- образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- мотивация их принятия
- планируемые результаты: знания, умения, навыки
- личностноформирующая направленность урока
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось)
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
- постановка учебной задачи
- актуализация знаний
- Сообщение нового материала
- Решение учебной задачи
- Усвоение новых знаний
- Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (текущий контроль с тестом)
- Закрепление изученного материала
- Обобщение и систематизация знаний
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом)
- Подведение итогов
- диагностика результатов урока
- рефлексия достижения цели
- Домашнее задание
- инструктаж по его выполнению
Необходимо четко обозначить тему, и цель и задачи урока.
Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.
Цель урока определяется:
- планируемым результатом урока
- путями реализации этого плана
Цель обычно начинается со слов «Определение», «Формирование», «Знакомство» и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.
Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить», «проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.
Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач - столько и планируемых результатов должно быть.
На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.
ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.
Обязательным моментом является список источников информации, которые были использованы как при подготовке, так и в ходе урока.
Технологическая карта урока
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
- обеспечить повышение качества образования.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема |
|
Цель |
|
Задачи | Образовательные: |
УУД |
|
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: |
Основные понятия |
|
Межпредметные связи |
|
Ресурсы:
|
|
Формы урока | фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая |
Технология |
|
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
| (Познавательные УУД). |
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия | . |
|
. |
|
|
Дидактическая структура урока составляется в соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов урока
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая | Методическая структура урока | Признаки | ||||
Методы | Форма | Методические | Средства | Способы | ||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
|
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Аспекты анализа урока
Важно также уметь проанализировать свой урок. Зная, на какие моменты опирается анализ урока, учитель будет более грамотно подходить к процессу его конструирования. Отметим основные пункты и требования аспектов анализа урока.
- Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)
- Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.
- Результативность решения дидактической задачи
- Содержание урока
- Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
- Методы и средства обучения
- Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
- Использование разнообразных приемов, методов и средств обучения, включая информационные (программные мультимедиа средства на различных этапах урока: обучающие программы и презентации, электронные учебники, видеоролики, а также электронные образовательные ресурсы).
- Формы обучения
- Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока
- Целесообразность использования предложенных заданий
- Результативность урока
- Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
- Практическая направленность урока
- Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
- Организация и проведение лабораторных практикумов и экспериментов с виртуальными моделями, обработка результатов эксперимента
- Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности
- Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока
- Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)
- Взаимопомощь
- Интерактивная составляющая и доля самостоятельной работы учащегося с ИКТ в зависимости от уровня технической оснащенности
- Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока
- Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
- Формирование ИКТ-компетентности
- Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
- Структура урока
- Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
- Контрольно-оценочная деятельность
- Использование современных способов оценивания и проверки знаний в условиях информационно-коммуникационных технологий
- Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов
- Ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся
- Педагогический стиль
- Соблюдение норм педагогической этики
- Гигиенические требования
- Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
- Соответствие санитарно-эпидемиологическими требованиям
- Соответствие требованиям к организации образовательного процесса с использованием ИКТ
Заключение
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Список литературы
- Анализ современного урока. – М, 2001.
- Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
- Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
- Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
- Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
- Лукьянова М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
- Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
- Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
- Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация http://www.eorhelp.ru/node/8964
- Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
- Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
- Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983
- Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Дидактические требования к современному уроку...
Современный урок в условиях введения ФГОС
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель,а тем, что они взяли в процессе обучения....
Проектирование урока в условиях введения ФГОС ООО
В выпускной квалификационной работе дистанционных курсов виртуального университета "Просвещение" рассматриваются следующие вопросы: методологические основы инновационного урока, целеполагание как вид ...
«Типы и виды современного урока в условиях введения ФГОС II поколения.»
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха. У...
Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....
«Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»
laquo; Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи...
Семинар «Конструирование урока в условиях реализации ФГОС. Технологическая карта урока»
Содержит материалы для проведения заседаний методического объединения, семинаров....