Доклад: "С чем можем столкнуться при внедрении стандартов нового поколения?"
опыты и эксперименты на тему

В данном докладе речь идёт о стандартах нового поколения, целям, задачах, преимуществам новых ФГОС и, в то же время, трудностях, с которыми придётся столкнуться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_i_prezentatsiya_po_fgos.rar1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Титов В.Г. Доклад на семинар. 27.02.2013г.

С чем можем столкнуться при внедрении стандартов нового поколения?

Приложение 1(слайд 1) 

О стандартах нового поколения   много написано, достаточное количество информации, посвященной целям, задачам, преимуществам новых ФГОС, но полного понимания и принятия педагогической общественностью идей стандартов еще не произошло. Просматривая материалы по этому вопросу на сайтах Интернета, я наткнулся на то, что в ноябре 2011 г.  проводили опрос учителей и родителей с целью определения уровня готовности ОУ,  к введению ФГОС (слайд 2) и выявления актуальных проблем.

(слайд 3) Ответы показали, что 60 % участников опроса знают о введении ФГОС, но 40% признались, что не знают о переходе на новую образовательную парадигму, о смене подходов к образованию, об уровне требований к учебно- воспитательному процессу. Педагоги не имеют представления обо всех нововведениях, которые обязательны в школе и могут быть реализованы только усилиями всех членов педагогического коллектива.    В качестве источника информации называют Интернет и другие СМИ. Безусловно, о качестве, глубине, научности и достоверности информации, полученной по указанным каналам, говорить не приходится. Ответы на многие вопросы, так сказать,фокус-исследования (опрос коллег с помощью Сети) показали нежелание учителей что-то менять в своей практике.(слайд 4) Например, на вопрос: « Какие новые образовательные технологии деятельностного характера Вы планируете изучить и применять в своей работе?» достаточно частым был ответ (слайд 5) «Ничего менять не собираюсь, добиваюсь хороших результатов, используя старые классические приемы» или «Работаю, используя традиционные методы, выучиваю и развиваю достаточно качественно». Почему так происходит, с чем связана некая инертность педагогического сообщества при введении стандартов нового поколения?   На это, как мне кажется,  есть ряд причин.

Образование находится   в режиме постоянного реформирования(извините за каламбур, но это факт) в течение последних 20 лет. Мы помним верное утверждение о том, что реформы нужны там и тогда, когда не устраивают результаты. Результаты же многочисленных инициатив не подвергались общественному анализу, не корректировались, им не давалась оценка, но реформирование продолжало идти «семимильными шагами» дальше. Достаточно вспомнить   введение профильного обучения на старшей ступени, начало обучения с 6,5- летнего возраста, попытка введения 12-летней школы(было такое и у нас в  Каменке), введение ЕГЭ, ГИА и т.д. Конечно, это были попытки усовершенствовать существовавшую образовательную систему, вызванные стремлением добиться качественного рывка, но этого не происходило, а проблемы все более и более накапливались. Поэтому-то у нас с вами и сформировалось стойкое негативное отношение к очередным инициативам. Существует настрой , думаю вы согласитесь со мной, что и новые стандарты - одно из многочисленных звеньев в цепочке постоянных изменений. Школе надо подержать паузу для того, чтобы данная инициатива « выстоялась», обросла большим количеством рекомендаций, инструкций. Ажиотаж пройдет, и можно будет, чуть изменив свои наработанные годами подходы и методы, работать и дальше по принципу « как умеем».      

Риск при введении ФГОС второго поколения   заключается еще и в том, что на первый взгляд, ни для учителей, ни для учеников, ни для родителей внешних изменений нет: остается классно-урочная система, ступени школьного образования, мало изменившийся учебный план и практически прежние учебно-методические комплекты. Это может привести к ошибочному заключению о том, что глобальных изменений не предвидится, и потому изучать стандарты каждому учителю необязательно, их требования будут учтены авторами учебников, а нам остается только дождаться готовых методических рекомендаций.

Такое мнение ошибочно. Современные стандарты требует от каждого из нас осознания планируемых изменений, осмысления нами характера всех нововведений,   определения приоритетов образования, в системе взаимоотношений « учитель - ученик».

Второй аргумент, нам от этого не уйти, обязательности тщательного изучения и внедрения стандартов: ФГОС приняты в формате закона, и мы-учителя, как основные носители идей гражданского общества, где понятие закона строится на его незыблемости и обязательности, являем собой пример гражданской ответственности, так что вновь мы впереди планеты всей…   

Всем Нам известно, что ранее была провозглашена задача подготовить знающего человека, идея, которая в определенном смысле себя оправдывала. В традиционном толковании образованность   понималась как научная информированность и выступала как конечная и основная цель образования, а именно:

- вооружить знаниями, умениями, навыками, привить послушание, выполнить социальный заказ государства;

Основные средства: трансляция, репродукция;

       (слайд 6)Способы общения: принуждение, реализация позиции силы, требования, запреты, наказания;

Отношения к ученику как к объекту приложения педагогических воздействий.

   

     Задача же современного обучения согласно ФГОС состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

            Чтобы учение и поведение ученика стали гуманными, т.е. человечными, необходимо изменение режима работы его сознания. Из режима отражения ( повторения, воспроизведения переданных учителем знаний и опыта поведения) оно должно быть переведено в режим творческого производства собственных смыслов и опыта- учения, поведения.

(слайд 7)Принципы ненасильственной (гуманной) педагогики,а именно:

  •          Не существует и не может существовать универсальных методов обучения , ибо взаимодействие учителя с учеником всегда ситуативно.
  •          Не может быть обязательного для усвоения всеми учениками содержания образования. Усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека.
  • Нельзя измерять успехи в учении, сравнивая одного ученика с другим и уж тем более подгоняя его под какой-то стандарт. 

Отличительная черта ФГОС второго поколения – ориентир на конечный результат(слайд 8). И, конечно же, без всякого сомнения(здесь вы со мною согласитесь),- на ГИА и ЕГЭ.    

Механизм ФГОС не прописан,   но здесь не тяжело понять, что важнейшую роль играет технология, которую использует учитель, и расширенное УМК. Н.Ф.Виноградова - соавтор ФГОС - подчеркивает, что в новых стандартах речь идет не об изменении содержания образования, а об изменении цели, технологии и позиции учителя, работающего в классе. Таким образом,   учитель, вернее коллектив, работающий в классе, должен     увидеть место конкретного урока в системе формирования определенного УУД, возможность   учебного материала и выбранной образовательной технологии. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были и разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.(слайд 9) Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

Даже учителя, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов, то есть, ссылаясь на Н.Ф. Виноградову, нам предстоит освоение метапредметного подхода в образовании

Главным в метапредметном подходе является формирование у учащихся универсальных учебных действий. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, обучающими учиться, самостоятельно добывать знания. К метапредметам относятся числа, буквы, культура и её понятия, мироведение. "Метапредметное содержание образования - это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого предмета",-пишет Ю.В.Громыко.

Метапредметный подход - это раскрытие философских понятий и категорий средствами учебного предмета на основе речемыслительной деятельности учащихся. На мой взгляд, эта работа может проходить именно на уроках литературы. Где, как не на уроках литературы, мы можем с обучающимися порассуждать, раскрыть смысл таких философских категорий, как пространство и время, порядок и хаос, война и мир, добро и зло, разум и чувство, героическое, любовь и ревность, семья, патриотизм и многие другие. И помогают в этом те художественные произведения, которые мы изучаем на уроках. Например,  при изучении «Войны и мира» Льва Толстого ребята говорят не только о метафорах, но и прежде всего  о смысле жизни, о любви, свободе, ответственности.

Так, что же всё-таки такое- метапредметный подход? Посмотрите, пожалуйста, слайды презентации.(Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15).

 (Слайд 16) Алгоритм создания метапредметного урока таков:

  1. Определиться с философским понятием или категорией, которую можно соотнести с литературным художественным произведением.
  2. Работа с понятием из различных словарей(этимологического, толковых, энциклопедических и других).Из разных словарей выбираются 2, 3 и более определений для категории.
  3. Определиться, какое умение будем формировать: анализ, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление таблицы и другие.

Таким образом, метапредметный подход к изучению литературы осуществляет промысливание, а не запоминание важнейших понятий литературы; переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного  предмета(в данном случае литературы); использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале(художественные произведения).

С введением ФГОС второго поколения нам не обойтись  без умения составления и исползования на уроках технологических карт (слайд 17,18). Шаблоны представлены на слайдах.

Без сомнения, одним из приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования является внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Компьютер – универсальный инструмент, дающий возможность работать практически со всеми видами информации, существующими в современном мире. Компьютер- новое универсальное техническое средство обучения и развития.

 По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. (Слайд 19) Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».Надеюсь, что наглядным утверждением неоспоримости данного высказывания, конечно же на данный момент, служит эта презентация.

  • Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме является мощным инструментом обучения и воспитания. И как тут не вспомнить народную мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и «Когда я слышу – я забываю, когда я вижу– я запоминаю, когда я делаю – я изучаю». Мы с Вами уже и без ввода новых стандартов убедились в этом: резко возрастает интерес к предмету. Например, просмотр фрагмента  художественного фильма или презентации  делает учебный материал и более полным, и более "живым”. 
  • Решение поставленных задач и достижение необходимых результатов возможно при использовании метода проектирования. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.
  • Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности.

 (Слайд 20)

Для большей конкретизации и наглядности представляю шаблон проекта:

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

  • 1. Погружение в проект;
  • 2. Организация деятельности;
  • 3. Осуществление деятельности;
  • 4. Презентация результатов.

(Слайд 21) И, конечно же, здесь не обойтись без алгоритма(«пошаговой инструкции»):

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема:  "…", 6 класс

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы плохо знаем …

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений …

Отсутствие …

Что делать?

Изучить …

Как?

Узнать у …

Изучить документы, фотографии и т.д.

Что получить? (результат)

Сочинение "…", презентация.

Познавательный (знания об и о…)

Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание и т.д.)

Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность и т.д.)

В своей работе я использую следующие типы проектов:   исследовательские, поисковые, творческие, игровые, ролевые, социальные.По количеству обучающихся, участников проекта: личностные, парные групповые. По времени работы над проектом: краткосрочные, средней продолжительности,  долгосрочные. Этапы работы над проектом:  проблема,  проектирование,  поиск информации,  продукт,   презентация ,  портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. (слайд 22)

Типы проектов

Исследовательские

Поисковые

Творческие

Игровые, ролевые

Краткосрочные

5 класс: «Жанровая природа произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»(презентация)

-

6класс:

«Счастье – это…»-

сочинение

6,7класс: «Война 1812г. в баснях Крылова» (урок инсценирова

-ния басен)

Среднесроч-

ные

6 класс: «Музеи России о войне 1812г.»

6 класс: «Помни имя свое имя»

6,7класс: Викторина«Война 1812г.»

-

Долгосрочн-

ые

-

-

6-8 класс: «Создание сборников «Родная природа», «Моя Россия» состоящего из стихотворений собственного -

-

 Руковожу проектной работой, направляю поиск в нужное русло и подсказываю источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

Краткосрочные проекты занимают, в основном один урок.

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Материалы готовятся вместе с учащимися. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Выводы. Действительно, проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует обучению. 

Алгоритм деятельности учителя и учащихся  при работе над исследовательским проектом «   Жаровая природа произведения К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Показ проекта.

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Подготовительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы проектов

Формирование творческих групп(1 ученик-1 группа)

распределение обязанностей между членами команды

Организационная работа по объединению школьников в группы

Подготовка материалов к исследовательской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы

2. Планирование

Определение источников, способов сбора и анализа информации

Корректировка и дополнение предложений учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, интернет-источниками

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета

Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация

Предоставление выполненной работы

Доклад о результатах работы

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

 групповое оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Слайд 23

Творческие проекты

Данный тип проектов использую на уроках развития речи, посвященных обучению созданию текстов определенных жанров, а также при подготовке нестандартных уроков.

Групповые проекты

При изучении творчества И. А. Крылова в 5,6 классах, выделяю один час на внеклассное чтение и провожу его в форме защиты творческих проектов. Проект включает в себя следующие этапы.

этап ориентирования и разработки

На первом уроке школьники получают задание: инсценировать басню И. А. Крылова. Учащиеся  вместе с учителем выбирают басню для инсценировки (деление на несколько групп невозможно-4 ученика), распределяют деятельность в группе. Формируем социальную, предметную компетенции при разработке проекта.

этап реализации проекта

Учащиеся самостоятельно работают с текстом басни, перерабатывают ее текст для инсценировки, организуют деятельность в группе и проводят репетиции. Через самостоятельную деятельность учащихся формируются информационная, коммуникативная, социальная, предметная компетенции.

этап презентации результатов проекта и его оценки

На заключительном уроке (внеклассном чтении) защищают свои проекты: выступают с инсценировкой. Класс обсуждает и оценивает творческие работы по предложенным учителем критериям. Формируются коммуникативная и рефлексивная компетенции.

Индивидуальные проекты

При изучении русской народной сказки на уроке литературы в 5 классе уже на первом уроке перед учащимися поставлена цель: осознать и осмыслить жанр сказки  и создать собственный текст в данном жанре. Проект включает в себя следующие этапы.

этап ориентирования

Поставив в начале этих уроков цель: создать свою сказку. На протяжении всех уроков, посвященных изучению сказки, мы с учащимися создаем определенную модель сказки, выделив своеобразие и жанровые черты. При анализе художественного произведения на уроке происходит формирование предметной, информационной, культурологической и исследовательской компетенций.

этап разработки

На уроке развития речи, который завершает изучение сказки, создаем проект сказки, обобщенную модель и алгоритм действия. Создание абстрактной модели сказки позволяет дать представление о жанре и формировать предметную компетенцию.

этап реализации проекта

Дома ученики создают  самостоятельно текст сказки. Текст в данном случае становится продуктом их самостоятельной деятельности и работа над ним формирует коммуникативную, предметную компетенции.

этап презентации результатов проекта и его оценки

Созданные работы учащиеся по желанию читают на уроке, в классе происходит обсуждение работ с точки зрения соответствия жанра. В ходе выступлений и обсуждений формируются предметная, коммуникативная компетенции.

Еще один проект – создание текста малого жанра фольклора, использую в качестве домашнего задания при изучении жанров частушки, загадки.
Дети с интересом выполняют данные задания .

Интегрированный подход к обучению – это ещё один из элементов ФГОС второго поколения. Он предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке природоведения, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится проект, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

 Совместную деятельность учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности. 

Действительно, педагогическая деятельность — это деятельность не индивидуальная, а совместная, согласованная. Она всегда совместная уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель и ученик.

Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность учащегося — его развитие, обучение и воспитание.

(Слайд 24)На этой ноте позвольте мне и закончить, добавив лишь к этому: «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь». (Слайд 25).

- И как здесь не согласится с лейтмотивом ФГОС: на самом деле, показали, а не навязали?!

Если кому-то нужно, у меня есть аннотация к УМК, планирование и к русскому языку, и к литературе как по переработанной линии Коровиной, адаптированной к ФГОСу второго поколения, так и нового учебника под редакцией Меркина (презентация-аннотация).  

Учебно-методический комплект (УМК) «Русский язык» (авторы: Львова С.И., Львов В.В.) предназначен для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. УМК ориентиован на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. УМК «Русский язык» выпускает издательство «Мнемозина».

Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Состав УМК «Русский язык» для 5-9 классов: 
- Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. В 3-х частях (5-7 классы), в 2-х частях (8-9 классы). 
Авторы:Львова С.И., Львов В.В. 
- Рабочие тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать». В 2-х частях. 5, 6, 7 классы.
Авторы: Бажанова И.А., Львова С.И. (5 класс), Васильевых И.П., Львова С.И. (6, 7 класс).
- Рабочие тетради «Проверь себя».  5, 6, 7 классы. 
Автор: Прохватилина Л.В.
- Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5, 6, 7 классы. 
Автор: Черепанова Л.В.
- Пособие для учителя «Уроки русского языка». 5, 6, 7 классы. 
Автор: Васильевых И.П.
- Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. 
Автор:Львова С.И.

Особенностью учебников для 5-9 классов является ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Это выражается прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать), а также в развитии врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей учащихся. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в предъявлении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, вниманием к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. В учебниках реализуется идея межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию общеучебных умений и навыков, формированию эстетического вкуса учащихся, способности устанавливать логические связи между разнообразными явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на разных предметах. Большое внимание уделено формированию навыков работы с разнообразной справочной литературой. Справочные материалы публикуются отдельным изданием в виде третьей части (5-7 классы) и второй части (8-9 классы).

Главная задача рабочей тетради «Учимся читать, слушать, говорить, писать» — развитие речевых способностей. В рабочую тетрадь включены задания, которые помогут учащимся вдумчиво читать теоретический материал учебника, писать сочинения, разные виды изложений и выполнять другие задания творческого характера.

Рабочая тетрадь «Проверь себя» предлагает систему проверочных заданий по учебникау С. И. Львовой, В.В. Львова для организации самостоятельной работы и приобретений навыков самоконтроля, для целенаправленной подготовки к итоговой аттестации по русскому языку (9-й и 11-й классы).

«Дневник достижений учащегося по русскому языку» является частью УМК и предназначен для работы учащихся с учебником С. И. Львовой и В. В. Львова «Русский язык». Задача «Дневника...» - помочь школьникам научиться оценивать свои знания, а учителю – научить учеников объективной самооценке.

Пособие для учителя «Уроки русского языка» также является частью УМК по русскому языку. Книга содержит подробные методические консультации по работе с типовыми упражнениями. Текстами лингвистического содержания, иллюстративным материалом учебника, а также развернутые конспекты уроков подготовки к написанию сочинений и изложений и систему контрольных работ. Пособие включает рекомендации по использованию материала учебника в классах разного уровня подготовки учащихся, советы по организации выполнения учебных заданий в игровой форме и соответствующий целям курса дополнительный дидактический материал, который учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от учебной ситуации.

Особенностью программы является ее ориентация на интенсивное речевое развитие учащихся. В программе не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. Проведена идея дифференциации программного материала. Программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и истории русистики, включении сведений о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.

 

По материалам сайта: www.mnemozina.ru

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Управление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАУправление процессом внедрения стандартов нового поколения в начальной школе (на примере МОУ СОШ № 17)...

"Внедрение стандарта профессиональной деятельности - новый шаг к качеству образования" -выступление на педагогическом совете школы 27.12.2016 г.

В выступплении раскрываются основные положения профессионально стандарта педагога в соответствии с Приказом Министерста труда и социальной защиты от 18 октября 2013 года  № 544н  "Об утвержд...

Доклад на тему «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога»

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.За...

Доклад «Презентация разработок уроков математики в контексте внедрения стандартов второго поколения»

Доклад содержит материал в внедрении стандартов второго поколения по математике из опыта работы...

Внедрение концепции нового историко-культурного стандарта в рамках Федерального Государственного Образовательного Стандарта

В статье рассматривается концепция нового историко-культурного стандарта в рамках реализации  ФГОС. Предлагается опыт работы с данной концепцией, и приводятся первые результаты данной деятельност...