ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
статья по теме

Семибратов Николай Николаевич

Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили направления  развития профессионального образования. Процесс профессионального образования все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения в первую очередь экономических проблем общества.

В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости, поэтому центральное место в планировании занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия с социальными партнерами.

Важнейшим средством совершенствования деятельности техникума в современных условиях является укрепление и развитие социального партнерства всех лиц и организаций, заинтересованных в качественной подготовке специалистов для различных форм производства.

Социальное партнерство видится в развитии следующих направлений деятельности:

  1. прогнозировании подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
  2. учете требований рынка труда на основе анализа и оценки основных показателей;
  3. совершенствовании взаимоотношений между учебным заведением и предприятиями, основными заказчиками специалистов.

         Для успешного решения этих важнейших задач необходимы координация и интеграция деятельности органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях, органов по труду и занятости, работодателей – руководителей предприятий и организаций, а также конкретных учреждений профессионального образования.

Работа по организации социального партнерства ведется по следующим направлениям.

1.Открытие новых специальностей и специализаций

По запросам работодателей в учебных заведениях открываются новые специальности или специализации. Это вызвано потребностями рынка, так, в нашем техникуме открыта новая специальность 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Её открытие связано с тем, что в нашей области уделяется большое внимание озеленению городов, районных центров и сельских поселений, закладываются новые парки и обновляются существующие.

Студенты, обучающиеся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» на договорной основе проходят производственную практику на таких предприятиях как: МУП «Бирюченское предприятие благоустройства и озеленения», МУП «Зеленстрой» (г. Старый Оскол), ЗАО «Приосколье», а также в администрациях городских и сельских поселений. В текущем году будет первый выпуск специалистов данной отрасли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНОГО

ПАРТНЕРСТВА В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Семибратов Николай Николаевич

преподаватель

ОГАОУ СПО «Красногвардейский

 сельскохозяйственный техникум»

Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили направления  развития профессионального образования. Процесс профессионального образования все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения в первую очередь экономических проблем общества.

В складывающихся условиях все более актуальным становится вопрос формирования новой системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, союзами работодателей, службами занятости, поэтому центральное место в планировании занимают вопросы изучения рынка труда и взаимодействия с социальными партнерами.

Важнейшим средством совершенствования деятельности техникума в современных условиях является укрепление и развитие социального партнерства всех лиц и организаций, заинтересованных в качественной подготовке специалистов для различных форм производства.

Социальное партнерство видится в развитии следующих направлений деятельности:

  1. прогнозировании подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
  2. учете требований рынка труда на основе анализа и оценки основных показателей;
  3. совершенствовании взаимоотношений между учебным заведением и предприятиями, основными заказчиками специалистов.

         Для успешного решения этих важнейших задач необходимы координация и интеграция деятельности органов управления образованием на региональном и муниципальном уровнях, органов по труду и занятости, работодателей – руководителей предприятий и организаций, а также конкретных учреждений профессионального образования.

Работа по организации социального партнерства ведется по следующим направлениям.

1.Открытие новых специальностей и специализаций

По запросам работодателей в учебных заведениях открываются новые специальности или специализации. Это вызвано потребностями рынка, так, в нашем техникуме открыта новая специальность 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Её открытие связано с тем, что в нашей области уделяется большое внимание озеленению городов, районных центров и сельских поселений, закладываются новые парки и обновляются существующие.

Студенты, обучающиеся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» на договорной основе проходят производственную практику на таких предприятиях как: МУП «Бирюченское предприятие благоустройства и озеленения», МУП «Зеленстрой» (г. Старый Оскол), ЗАО «Приосколье», а также в администрациях городских и сельских поселений. В текущем году будет первый выпуск специалистов данной отрасли.

2. Укрепление материальной базы

Предприятия, заинтересованные в получении специалистов, оказывают техникуму помощь в укреплении материально-технической базы. Это не является обязательным условием подготовки специалистов для работодателя, но на добровольных началах, по возможности, все руководители делают свой вклад в подготовку современных и грамотных специалистов. Областное управление ветеринарии безвозмездно снабжает техникум необходимым оборудованием для лабораторных и практических занятий. Руководители предприятий в курсе нужд и потребностей техникума, учебное заведение, в свою очередь, оказывает помощь предприятиям в проведении семинаров, курсов по охране труда, консультирует работников.

3. Воздействие на содержание образовательного процесса

Сегодня работодатель заявляет о своем праве быть уверенным в том, чтобы затребованные им профессиональные ключевые компетенции и социально значимые качества вошли в цели образовательных стандартов, учебных планов и программ. И это  право они упорно отстаивают. В сложившихся условиях значительно возрастает роль и ответственность цикловых комиссий. Именно цикловые и предметные комиссии становятся главным центром, на который возлагается вся работа по оперативной корректировке содержания подготовки и развитию тесных деловых контактов со всеми участниками образовательного процесса. Поэтому программы подготовки специалистов составляются с привлечением представителей предприятий. Обучение студентов ведется с использованием новых технологий, на том же программном обеспечении, которое внедрено на предприятиях. Специалисты предприятий привлекаются для чтения отдельных тем спецкурсов, проводятся занятия на производстве.

В нашем техникуме это нашло особенное отражение при обучении по специальности 111801 «Ветеринария». В учреждении проводится работа по изучению необходимых работодателям специализаций и внедрению их практически по всем специальностям. При разработке учебных планов резерв времени используется на реализацию национально-регионального компонента. В рабочие учебные планы введены дисциплины, отвечающие потребностям предприятий. Рабочие программы по производственным практикам согласовываются со специалистами, руководителями отраслей.

Все виды производственных практик ведутся на договорной основе с предприятиями и организациями г.Бирюч и района.

4. Участие в организации воспитательного процесса

В требованиях, которые предъявляет работодатель, большое внимание уделяется гражданской позиции выпускника. Наша задача – воспитание патриота своей Родины, области, города, техникума. Поэтому мы дорожим традициями, которые помогают формированию гражданского самосознания студентов.

Это конференции с представителями предприятий, проведения дня знаний, когда в группах выступают специалисты предприятий, администрации города и района с беседами о требованиях к будущим специалистам, достижениях науки и техники, о новых технологиях и перспективах отрасли. В организации и проведении конкурсов мастерства и при сдаче квалификационных экзаменов председателями комиссий обязательно являются главные специалисты предприятий. Это позволяет студентам уже с первого курса чувствовать внимание и заботу  работодателей, знать основные показатели работы предприятий. Приходя на предприятия для прохождения производственных практик,  это знакомство позволяет им быстро адаптироваться на производстве, и чувствовать к себе радужное и приветливое отношение со стороны работников той или иной организации.

5. Целевая подготовка выпускника

Необходимо заключать прямые договоры между учебными заведениями и предприятиями на подготовку специалистов. Работодатели должны быть заинтересованы в высококачественных специалистах, а значит и в совершенствовании учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

В свою очередь учебные заведения также заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями. Ведь трудоустройство выпускников – их забота.

Для улучшения целевой подготовки необходимо привлекать специалистов предприятий, особенно на последнем курсе, когда выполняются курсовые и дипломные проекты.

Задания на курсовое проектирование преподаватели–практики выдают только на реальной основе, что значительно повышает выработку  интереса студентов и преподавателей к дисциплине и специальности в целом.

Приходя на производственные практики, студенты быстро вливаются в трудовой коллектив и, как правило, сдают квалификационные испытания на более высокие рабочие разряды.

Председатели ГАК всех специальностей являются главными специалистами, которые дают отзывы о подготовке специалистов.

Руководители стали более реально понимать нужды техникума, что позволило сблизить теоретическое обучение с практикой на производстве. Такое сотрудничество позволило расширить географию производственного обучения студентов.

6. Распределение выпускников

Работа по трудоустройству выпускников техникума ежегодно проводится по нескольким этапам:

1. Изучается текущая потребность предприятий в специалистах, выпускаемых техникумом.

2. Составляются предварительные опросные листы по каждой выпускаемой группе, куда заносятся сведения о возможности самостоятельного трудоустройства, поступления в ВУЗ или призыва в ряды российской армии.

3. В марте-апреле каждого года администрацией техникума организуется встреча будущих выпускников с работодателями, на которой проводится индивидуальное распределение части молодых специалистов, нуждающихся в трудоустройстве.

На этой встрече обязательно присутствуют руководители отраслей областного управления сельского хозяйства.

Техникум готовит рекламную страницу в Интернете, где на WEВ-сервере размещаются сведения о выпускниках. Информацию для работодателей содержит также проспект о техникуме. Стало традицией публиковать материалы в местной и областной печати, в теле и радио передачах.

7. Партнерство с семьей

Большая часть предпринимателей, в частности фермеров, работающих в Красногвардейском районе, являются выпускниками техникума. У них уже имеются дети, которые по традиции пошли по стопам родителей и также обучаются в нашем учебном заведении. Это позволяет техникуму входить  в тесное партнерство с ними по двум направлениям:

- как с работодателями, предоставляющими рабочие места для производственных практик и дальнейшего трудоустройства выпускника;

-  как с родителями, способствующих развитию интереса к обучению и обеспечивающих материальную поддержку студента.

Это партнерство поддерживает не только администрация техникума, но и классные руководители учебных групп, учебная часть, воспитатели. Это партнерство также дает хорошие результаты и приносит пользу техникуму, студентам и родителям – работодателям.

Эффективность социального партнерства неоспорима, но создание системы данного партнерства в современных экономических условиях достаточно длительный и сложный процесс, совершенствовать который надо постоянно.

Список литературы:

1. Котенков А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: зарубежный и российский опыт. Журнал Проблемы современной экономики, № 4(28).

2. Осипов А.М., Карстанье П., Тумалев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования. www.isras.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений "Тема молитвы в литературе"

Учебная хрестоматия входит в комплект пособий, обеспечивающих литературное образование в 5- 9 кл. на основе государственного стандарта при изучении раздела «Духовная литература»...

Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении

Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....

«Просветительская деятельность учебного заведения, направленная на формирование негативного отношения к противоправным действиям»

Выступление на городском МО классных руководителей «Просветительская деятельность учебного заведения, направленная на формирование негативного отношения к противоправным действиям»...

Социально - педагогическое партнерство школы с высшими военными учебными заведениями в патриотическом воспитании кадет.

Общеизвестна формула: «Патриотами не рождаются – патриотами становятся». Становятся с помощью и под влиянием тех факторов, тех условий, в которых живут и обучаются, которые создали школа и ее социальн...

Дополнительное образование Школы, основные направления и задачи на учебный год

ГБОУ Школа № 417 - это единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов, это учреждение, где созданы условия для интегр...

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...