Главные вкладки

    Материал на тему:
    Концепция разноуровневого обучения. Из опыта работы.

    Котова Ирина Олеговна

    Основные положения технологии разноуровневого обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya_raznourovnevogo_obucheniya.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

           В существующей практике обучения все чаще возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в одной учебной группе: по их учебным возможностям, общим и специальным способностям, индивидуальным психофизиопатическим особенностям, интересам, проектируемой профессии, национальному признаку, религиозной принадлежности, социальному и имущественному положению родителей, уровню воспитанности.

    Любая личностно-ориентированная технология предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика, что очень важно для воспитания и развития личности ребенка и служит основной цели базового школьного образования – интеллектуальному и нравственному развитию личности. Подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет возможность и получать знания, и развивать свои способности. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков способностей учащихся.
                  Дифференцированный подход на индивидуальном уровне вызван следующими факторами:

    • Нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
    • Дети являются не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, мы должны иметь в виду его саморазвитие.

                  Обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого. Различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие дифференциации очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы (разноуровневое обучение). При внутренней дифференциации, личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешней дифференциации ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по проектируемой профессии, по интересам. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности. Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям к тем или иным предметам. Что касается дифференциации по неспособностям, то речь идет о так называемых классах коррекции, что является не самым лучшим выходом из положения. Детей, не успевающих по тем или иным причинам по каким-то отдельным предметам, нужно обучать в обычных классах вместе с другими детьми. Дифференциация по проектируемой профессии касается учащихся 14-15 лет и старше, уже определивших хотя бы в общих чертах свою профессиональную ориентацию. С этой целью в школах организуются классы с углубленным изучением того или иного предмета, спецкурсы, профильные классы.

                   Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику обучаться так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.
    В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика. Группа «А» - базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать, исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Для того чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.

    Организация разноуровневых групп.

                  Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в:

    1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям);
    2. разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний;
    3. оценивании деятельности учащихся.

                 Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей. 
    Для группы «А» -

    1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
    2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
    3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

    Для группы «В» -

    1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
    2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
    3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
    4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

    Для группы «С» -

    1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
    2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
    3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

     
                 
    Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

    Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

    • психолого-педагогическая диагностика учащегося;
    • сетевое планирование;
    • разноуровневый дидактический материал.

    Сетевой план – это модель учебного процесса, которая позволяет каждому учащемуся видеть наглядно все, что он должен выполнить за одно занятие, неделю, месяц, семестр и т. д. и стать личностью действующей, т. е. субъектом обучения.

    Педагогу сетевое планирование позволяет перейти от дискретного (прерывистого) управления деятельностью учащихся, когда задания выдаются «порциями» на занятии преподавателем, к непрерывному рефлексивному соуправлению и самоуправлению учебным процессом.

    Что касается разноуровневого дидактического материала, то практика и передовой опыт убеждают, что только структурированное и дозированное по объему содержание осваиваемого курса наряду с развивающими рефлексивными педагогическими технологиями являются гарантами саморазвития личности.

    Разработка дидактического материала.

    При разноуровневом обучении дидактический материал делится на три уровня сложности:

    I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

    II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;

    III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.

    Эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:

    1. проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий);

    2. частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности);

    3. исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).

    Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

    1. не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания;

    2. последовательное освоение и сдача уровней;

    3. за одно занятие можно сдать только одну тему;

    4. для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %;

    5. при подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку;

    6. основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.

    Ориентация на максимум усвоения учебного материала привела к заметной перегрузке школьников. Уровень требований для большинства из них стал практически недостижимым. Как следствие – пропал интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации поможет уровневая дифференциация знаний, умений.

    Разноуровневым обучением занимаюсь второй год. За методологическую основу я взяла две модели: “Внутриклассная дифференциация” (Н.П.Гузик) и “Технология индивидуализации обучения (И.Э.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков).

    Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания).

    Цель разделения по группам (А, В, С) состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.

    В общих чертах этапы работы при разноуровневом обучении выглядят так:

     1. Проведение психолого-педагогическая диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.

    2. Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.

    3. Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.

    4. Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.

    5. Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне.

    Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. Первую группу (группу «А») образовали ученики - “тугодумы” с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим. Во вторую группу (группу «В») вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного. В третью (группу «С») вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.

    Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.

    Система учебных занятий.

    Уроки по каждой учебной теме составляют четыре типа, которые следуют друг за другом:

    1) уроки общего разбора темы;

    2) комбинированные занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся;

    3) уроки-практикумы;

    4) уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачёты).

    Критерии, позволяющие анализировать деятельность учителя на уроке, следующие:

    • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
    • использование проблемных творческих заданий;
    • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
    • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
    • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
    • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
    • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;
    • при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

    В процессе обучения учителю необходимо определять меру дозированной помощи для каждого ученика. В связи с этим, для учителя важно учитывать индивидуальные показатели сформированности общеучебных умений и навыков на основе анализа результатов предварительной психолого-педагогической диагностики.

    В настоящее время передо мной стоит задача формирования пакета разноуровневых заданий по темам курса “Русский язык. 7 класс”.

    Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

    Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

    Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

    Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

    Активные методы обучения (из опыта работы).

    Активные приемы выполнения домашнего задания позволяют опросить всех учащихся за короткое время. Работая в группе, обучающиеся закрепляют, углубляют свои знания....

    Технология деятельностного метода обучения (из опыта работы)

    Презентация об использовании деятельностного метода на разных этапах урока....

    Формирование у учащихся интереса к предмету математики - путь к достижению ими высоких результатов в обучении. Из опыта работы.

    В этой статье я обобщила свой опыт работы над темой "Формирование у учащихся интереса к предмету на уроках математики", описала формы, методы и приемы, которые  использую с разными возрастными гр...

    Рецензирование текста как один из элементов технологии развивающего обучения. Из опыта работы.

    В брощюре обобщен опыт работы по созданию рецензий  на прочитанные художественные произведения....