К вопросу о педагогическом проектировании
статья на тему

Щепеткова Зоя Анатольевна

Статья о сущности проектирования образовательного процесса и педагогических основах реализации проектировочной деятельности учителя в контексте гуманистической парадигмы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_o_pedagogicheskom_proektirovanii.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Потребность в педагогическом проектировании образовательного процесса актуализируется тогда, когда необходим переход от существующей модели педагогического процесса к желаемой.

          По оценке специалистов, сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку начало ХХI века отмечено интенсивным ростом объёма информации и огромной скоростью её обновления. Так, по подсчетам американских ученых, ежегодно специалист должен обновлять 5 % теоретических и 20 % практических профессиональных знаний.

       Игнорирование потребности в повышенном объёме практико-ориентированного содержания учебно-методического обеспечения деятельности системы повышения квалификации может привести к снижению качества и торможению роста профессионального мастерства учителя.

       В. Н. Мясищев утверждал, что процесс развития заключается не в наслаивании, а в новообразованиях с перестройкой ранее существовавшего.

      В педагогической практике широкое распространение получают образовательные технологии, разрабатываемые как педагогами-исследователями, методистами, так и самими учителями. Применение разнообразных образовательных технологий требует от учителя умения проектировать образовательный процесс, конкретизируя известные технологии, ориентируя их на особенности учащихся и условия обучения.

      Понятие «проектирование» в описании деятельности учителя постепенно приходит на смену понятию «планирование», оно шире, чем понятие «планирование» и более адекватно отражает сущность данной деятельности. Это связано с использованием системного подхода к образовательному процессу. Вместе с тем, календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование, построенное на основе распределения содержания обучения во времени, утвердившееся в педагогической практике во второй половине ХХ века, продолжает использоваться учителями, более того, в массовой практике оно является доминирующим.

   Технологизация образования делает образовательные процессы все более четкими, научно обоснованными, ориентированными на диагностично заданные цели, конструируемыми из отдельных приемов (технологических операций), алгоритмичными, гарантирующими определенный результат.

  Технологизация образовательного процесса требует его проектирования.

    Практическая задача, стоящая перед учителем, звучит следующим образом: образовательный процесс на отдельном занятии, при изучении темы и школьного курса в целом.

     В теоретических исследованиях образовательных технологий выделяется мысль о том, что образовательный процесс может быть реализован на основе одной технологии или с помощью некоторого их набора, то есть разработанная одним автором для одних учащихся и условий обучения технология будет работать и в других условиях и для других детей. Воспроизводимость технологии как процедуры деятельности учителя и учащихся противоречит идее личностной ориентации образовательного процесса.

  Муравьёва Г.Е. утверждает, что

– проектирование образовательного процесса представляет собой проектирование системы деятельности учащихся в процессе их продвижения с одного уровня обученности на другой, более высокий;

– проектирование образовательного процесса определяется знанием цели и смысла проектирования, с одной стороны, и знанием возможностей и способности к преобразованию (развитию) личности учащихся, с другой стороны;

– доминантой проектирования выступает образ должного взамен существующего, то есть оптимальный вариант образовательного процесса, в котором представлено системное видение проектируемого объекта;

– проектирование – это творческая деятельность учителя, продуктом которой являются образовательные технологии, отражающие индивидуальные личностные особенности учащихся и конкретные условия обучения.

     Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности учителя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) учащихся с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени.

     Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.

    Проектирование в той или иной степени содержит в себе элементы моделирования, прогнозирования, планирования и конструирования будущего процесса обучения. Проектирование образовательного процесса – деятельность сложная. Она требует от учителя практически всей системы дидактических, методических, методологических, предметных и других знаний, так как проект на мысленном уровне отражает действительный образовательный процесс.

   Современная гуманистическая парадигма педагогики требует рассмотрения образовательного процесса с позиций ученика, его потребностей и интересов, выстраивания всего процесса «вокруг личности и деятельности ребенка». Такая центрация на ученике, а не на содержании обучения или деятельности учителя позволяет по-новому увидеть образовательный процесс в школе и разработать способы его проектирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальная методическая площадка "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя"

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки "Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя", план реализации двух конкретных педагогических проекто...

Педагогическое проектирование

Педагогический проект : Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся  в проблемном обучении. ...

Аннотация статьи для сборника по материалам областного конкурса: "Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса", диплом Лауреата

Аннотация моей статьи из сборника « Педагогическое проектирование как форма модернизации образовательного процесса» (материалы конференции) от 24 сентября 2011 год, г. Новосибирск; Новосибирский ...

Педагогическое проектирование образовательных ресурсов. Проектирование учебника китайского языка

В настоящее время идет процесс понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Иностранный язык...

Педагогическое проектирование как средство создания комфортной образовательной среды

Опыт рабы по реализации проекта озеленения и благоустройства территории "Наш уголок" представлен мной в 2009 году на научно-методической конференции педагогов, воспитателей детских домов, школ-ин...

Практика создания проекта новой педагогической реальности "Основы педагогического проектирования"

Актуальность  изучения   основных   этапов   проектирования образовательных систем обусловлена, прежде всего, наличием требований к эффективной  организации...