Принцип индивидуального подхода
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_individualnogo_podkhoda_k_uchashchimsya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т. е. обучаемость.

Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

Г.И. Саранцев пишет, что в психологии обучения выявлено несколько характеристик индивидуальных различий учащихся, связанных с понятием обучаемости. К ним относятся: а) темп усвоения или продвижения в обучении как наиболее устойчивая характеристика; б) полнота и точность анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения и абстрагирования; в) устойчивая предрасположенность школьников к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом; г) уровень формируемых у школьника обобщений; д) уровень выделения и обобщения школьниками способов оперирования знаниями; е) экономичность мышления.

Не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося. Этот сдвиг происходит тогда, когда обучение обеспечивает овладение не только содержанием знаний, но и методами, способами их приобретения, благодаря чему учащиеся могут самостоятельно приобретать новые знания. Таким образом, невозможно создать в обучении систему, равно оптимальную для каждого учащегося. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к учащимся. Сущность принципа индивидуального подхода по существу состоит в адаптации (приспособлении) обучения либо к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого учащегося, либо также к характерным для него особенностям процесса усвоения, либо даже к некоторым устойчивым особенностям его личности.

Основным средством реализации принципа индивидуального подхода являются индивидуальные самостоятельные работы, предназначенные для учащихся. Они выступают в качестве специфического дидактического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся на всех этапах обучения.

На международной конференции (август 1971 г. Москва) отмечалась необходимость дальнейшей разработки принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении. Необходимость этого принципа следует из, выявленных в результате психолого — дидактических исследований существенных различий в обучаемости школьников: «если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разработать методику введения нового материала, - то несмотря на равенство всех этих условий, новые знания будут усвоены по разному».

В монографии Р.А. Утеевой приведены различные определения принципа индивидуального подхода, рассмотрим некоторые из них.

Индивидуальный подход к учащимся — это:

  1. действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения …, разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника (Рабунский Е.С.);
  2. система индивидуализированных способов и приемов взаимообусловленных действий учителя и учащихся, которая ограничено, как характерологическая сторона, (признак) присуща всем этапам учебной деятельности. Необходимо рассматривать не принцип индивидуального подхода к учащимся, а принцип индивидуализации учебной деятельности (Кирсанов А.А.);
  3. система управления индивидуальной деятельностью учащихся, протекающей с учетом индивидуально-психических особенностей каждого ученика (Глейзер Г.Д.);
  4. изолированная работа учителя то с одним, то с другим учеником. Индивидуальный подход рассматривается как часть дифференцированно – группового обучения (Жарова Л.В.);
  5. оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого ученика (Колягин Ю.М.).

В процессе обучения математике, как пишет Ю.М. Колягин,  учитель должен постоянно иметь в виду наличия следующих категорий учащихся: группа сильных, средних и слабых учащихся. Строить свою работу так, чтобы оптимально удовлетворить каждую из них. Разумеется, при этом необходимо соблюдение педагогического такта.

В частности, на уроках, посвященных решению задач и упражнений по изученному вопросу теории, учителю необходимо иметь набор упражнений различной степени трудности; выполняя со всем классом некоторый набор таких упражнений, учитель дополняет его одной – двумя задачами повышенной трудности – для сильных учащихся или заменяет одно из упражнений несколькими, более легкими подготовительными упражнениями – для слабых учащихся.

Вызывая к классной доске одного из сильных учащихся (и контролируя визуально его работу), учитель имеет возможность оказать конкретную помощь на местах слабоуспевающим учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Использование принципов эргономичного подхода в работе классного руководителя

При управлении классным коллективом нужно руководствоваться принципами эргономики.Эргономика (или человеческий фактор) – это научная дисциплина, занимающаяся изучением взаимодействия между людьм...

Реализация принципа индивидуального подхода в системе обучения

Статья демонстрирует особенности методики критического мышления и его результативности...

эссе "Как я реализую принципы компетентностного подхода в своей работе"

Мои размышления-выкладки по работе. Постаралась осветить в своём эссе мысли и практические результаты. Готовилась таким образом к выступлению на педсовете  школы....

Статья-размышление о принципах деятельностного подхода в обучении химии

Данные размышления составлены на основе многолетней педагогической деятельности учителя химии....

Мотивация, интеграция, ценностная ориентация - как важнейшие принципы культурологического подхода в образовании

Машевский А.Г., Широкова И.М.   МОТИВАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ, ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – КАК ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ   Неоспоримо, что развитие представлений о...