Обобщение опыта
материал

Блонарь Ольга Николаевна

Раздел содержит тексты выступлений на педагогических советах,  на заседаниях предметных объединений города и РМЦ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей географии по теме: «Элективные курсы»

Блонарь Ольга Николаевна,

                                                              учитель географии

                                        первой квалификационной категории

                                                        МБОУ «СОШ№6»

                                                                 г. Нижневартовска        

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи).

Одним из направлений современной образовательной парадигмы является профильное обучение, которое предполагает предпрофильную подготовку. Цель профильного образования: самоопределение личностное и профессиональное.

Большое значение в предпрофильной подготовке имеют элективные курсы, избранные учащимися и обязательные для посещения. Данные курсы входят в состав профиля обучения на старшей ступени школы, реализуются за счет школьного компонента и занимают 20% учебного времени.

Элективные курсы решают следующие задачи: 

  • реализуют индивидуализацию обучения, удовлетворяют образовательные потребности школьников.
  • создают условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него.
  • помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Требования к содержанию элективных курсов: 

  • построение курса должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное натаскивание.
  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал сточки зрения образовательной перспективная учусь в социально - гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет.)
  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся.
  • по возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
  • содержание курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения,
  • программа курса может состоять из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти(полугодии) на занятия по другому элективному курсу.

Таким образом, отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой - предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный углубленный вариант какого-то раздела базового курса, такие курсы могут помочь ученику подготовиться к ЕГЭ;
  • «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном профильном уровне;
  • курс служит основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы « Химические технологии» и « Экология» в естестественно-научном профиле;
  • введение в одну из «сопутствующих» данному предмету профессий (археология, журналистика и т.д.); данные курсы обеспечивают профессиональное самоопределение и знакомят с основами профессиональной деятельности;
  • удовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерные коммуникации» и т.д.;
  • роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса. Такой дополнительный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин.

Методы и формы обучения на элективных курсах определяются требованиями профилизации обучения, учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методики преподавания элективных курсов:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
  • личностно - деятельностный подход в обучении;
  • лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.

При разработке программы элективного курса необходимо: 

  • проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля;
  • определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса;
  • определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля;
  • разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них;
  • продумать, какие образовательные продукты будут созданы
  • выяснить возможность обеспечения данного курса учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическим материалом, лабораторным оборудованием и т. д., составить список литературы для учителя и учащихся;
  • выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе;
  • продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса;
  • определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения курса;
  • продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы кура: проект, реферат, выступление и т.д.

Роль школьного географического образования в подготовке молодежи к будущей достаточно престижной профессии

Региональная география 

Специалист по району в правительственном агентстве;
Международный бизнес- представитель;
Коммивояжер.

Природопользование

Менеджер по окружающей среде;
Технический менеджер (по лесным ресурсам);
Экскурсовод в парке.

Картография, географическая информационная система

Специалист по географическим информационным, системам;
Аналитик;
Землемер.

Городское и сельское планирование

Городской планировщик;
Планировщик транспорта;
Планировщик службы здоровья.

Экономическая география. 

Эксперт по размещению;
Исследователь рынка;
Транспортный менеджер;
Агент по недвижимости.

Географическое образование

Школьный учитель;
Лектор;
Учитель за границей.

Физическая и мировая география. 

Синоптик;
Составитель путеводителей;
Работник по развитию сельского хозяйства;
Менеджер береговой зоны

География культуры и населения. 

Миротворец;
Дипломат;
Библиотекарь карт.

Литература:

  1. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. – с.6-11.
  2. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.
  3. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. - №2. – с.1-2.

Электронные ресурсы

  1. Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс]
  2.  Синько Т.П. Элективные курсы. - [Электронный ресурс]

        Май, 2012


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективные курсы Подготовила: Блонарь О.Н.. МБОУ «СОШ №6» учитель географии

Слайд 2

Элективные курсы решают следующие задачи: ЭК Реализуют индивидуализацию обучения, удовлетворяют образовательные потребности школьников Создают условия для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней

Слайд 3

Содержание курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения По возможности курсы должны опираться на какое-либо пособие, это позволит исключить «монополию учителя на информацию» Должны способствовать созданию положительной мотивации, иметь социальную и личную значимость Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал Построение курса должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. Программа курса может состоять из ряда законченных модулей Требования к содержанию элективных курсов:

Слайд 4

Содержание курса может представлять собой: расширенный углубленный вариант какого-то раздела базового курса, такие курсы могут помочь ученику подготовиться к ЕГЭ; «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном профильном уровне; курс служит основой для внутрипрофильной специализации обучения. введение в одну из «сопутствующих» данному предмету профессий данные курсы обеспечивают профессиональное самоопределение; удовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного им профиля. роль «надстройки», дополняя содержание профильного курса.

Слайд 5

Роль школьного географического образования в подготовке молодежи к будущей достаточно престижной профессии Региональная география Специалист по району в правительственном агентстве; Международный бизнес- представитель; Коммивояжер. Природопользование Менеджер по окружающей среде; Технический менеджер (по лесным ресурсам); Экскурсовод в парке. Картография, географическая информационная система Специалист по географическим информационным, системам; Аналитик; Землемер. Городское и сельское планирование Городской планировщик; Планировщик транспорта; Планировщик службы здоровья . Экономическая география. Эксперт по размещению; Исследователь рынка; Транспортный менеджер; Агент по недвижимости. Географическое образование Школьный учитель; Лектор; Учитель за границей. Физическая и мировая география. Синоптик; Составитель путеводителей; Работник по развитию сельского хозяйства; Менеджер береговой зоны . География культуры и населения. Миротворец; Дипломат; Библиотекарь карт.



Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО учителей географии по теме: «Самообразование как фактор личностного - профессионального роста педагога в современных условиях»

Блонарь Ольга Николаевна,

                                                              учитель географии

                                                        первой квалификационной категории

                                                        МБОУ «СОШ№6»

                                                                 г. Нижневартовска        

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима.

Под самообразованием понимается собственная активность человека в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личного потенциала. Самообразование характеризуется, прежде всего, самостоятельностью и непрерывностью и выступает одним из важнейших условий реализации идеи непрерывного педагогического образования.

В чем заключается суть процесса самообразования? Каковы же его источники? Все источники знаний делятся на: способствующие личностному росту, и источники, определяющие профессиональный рост педагога. Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования деятельности педагога.

Направления, в рамках которых, педагог должен заниматься самообразованием:

- профессиональное (теория преподавания предмета);
-
психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
-
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
-
информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
-
коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
-
личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);

Какова же область их приложения:

- посещение уроков коллег и участие в обмене опытом;
- периодический самоанализ профессиональной деятельности;
- постоянное совершенствование знаний в области классической и современной педагогики и психологии;
- повышение уровня эрудиции, правовой и общей культуры;

Поставим в конце списка многоточие, потому что креативный педагог дополнит его собственными направлениями. Это составляющие процесса самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессионализму учителя.

Формы самообразования можно условно разделить на две группы – индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, но руководитель методического объединения и структурный менеджер могут инициировать и стимулировать этот процесс.

При этом необходимо учитывать пять основных мотивов поведения педагога: быть правым, произвести впечатление, не рисковать (не брать ответственность), избегать контроля, оценивать себя и остальных.

Групповая форма в виде работы методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и другие, обеспечивающих обратную связь между результатами индивидуального самообразования учителя и повышением профессионализма всего педагогического коллектива. Среди современных форм самообразования можно назвать дистанционное обучение, получение консультативной помощи специалистами образовательных центров, факультетов послевузовской переподготовки высших учебных заведений. Мы полагаем, что это направление поможет удовлетворить потребности педагогов в самообразовании. Результатом этих и других видов деятельности является рефлексия приобретенного опыта, и на его основе, построение нового, субъектного опыта.

Каковы могут быть результаты самообразования:

- повышение качества преподавания предмета, по которому будет определяться эффективность обучения учащихся;
- разработка новых форм, методов, приемов обучения;
- выработка методических рекомендаций по применению педагогических технологий;
- разработка и проведение открытых уроков;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой теме;

Научить творчеству нельзя. Саморазвитие – признак профессионала высокого класса.

Литература:

  • Петрова Наталия Владимировна, заместитель директора по научной работе Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции
  • Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  • Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  • Эверт Н.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  • Электронный педагогический словарь.
  • Доклад министра образования Пермского края Н.Я.Карпушина: «Результативность и проблема реализации КПМО в Пермском крае», 2008 г.
    [2] О.Б.Даутова, С.В.Христофоров. Инновации и образование, СПб, 2003, с.309, 317.

        Май, 2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Самообразование как фактор личностного - профессионального роста педагога в современных условиях» Блонарь О.Н. МБОУ «СОШ№6» «Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться» А.С. Макаренко

Слайд 2

Педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Слайд 3

Все источники знаний делятся на: Личностный рост – это интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера , способностей и индивидуальности работника. Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей , профессиональных знаний и умений , приводящих к новому способу деятельности .

Слайд 4

Направления, в рамках которых, педагог должен заниматься самообразованием : - профессиональное (теория преподавания предмета); - психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика); - методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); - информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы); - коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса); - личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества, педагогический такт);



Предварительный просмотр:

Выступление на РМЦ учителей истории, обществознания и  географии по теме: «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках географии»

Блонарь Ольга Николаевна,

                                                              учитель географии

                                                        первой квалификационной категории

                                                        МБОУ «СОШ№6»

г. Нижневартовска

В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательский метод обучения.

Исследовательская деятельность школьников — это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация исследовательской деятельности школьников позволяет формировать и развивать: познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определённой области учебного предмета, учиться применять знания  на практике.

С точки зрения развивающего эффекта исследовательская деятельность располагает большим потенциалом, т. к. предполагает перенос нагрузки с памяти ученика на его мышление.

В ходе учебного исследования учащиеся не только овладевают способами исследовательской деятельности. Имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации, ранее неизвестной.

Исследовательский метод обучения предполагает три вида взаимодействия учащегося и преподавателя. Представленные на слайде

•     1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения;

•     2-й уровень — учитель ставит только проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

•     3-й уровень — и постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет сам ученик.

Исследовательские приемы - это приемы умственной деятельности.

В географии при реализации исследовательского подхода возможны такие приемы: прием сопоставления, доказательства, обобщения, выдвижения гипотез, переноса знаний в новую ситуацию, установления причинно- следственных связей и некоторые другие.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала.

Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса.

Приведу пример урока в 7 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Антарктиды (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов

–        картографы определяют географическое положение материка;

–        геоморфологи исследуют рельеф;

–        геологи объясняют строение земной коры и полезные ископаемые;

–        климатологи определят особенности климата;

–       зоологи определяют растительный и животный мир

Все группы в работе объединяет  одна проблема, необходимо выявить отличительные черты природы неизвестного материка. Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Предлагаю обсудить следующие вопросы:

·         Как вы мыслите решение поставленной задачи?

·         Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

·         Какие карты будете использовать?

·         Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. Отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Антарктиды от других материков? в ходе исследований обучающиеся, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: умения  работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

В 6 классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности.

Тема урока

Исследовательская деятельность

Исследовательский прием

Климат Африки

“Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение.

Освоение схемы анализа климатических поясов по карте. Определение особенностей

климата материка Африки и факторов, оказывающих влияние на его формирование.

Анализ физической карты. Сопоставление карт - физической и климатической. Нахождение причинной зависимости между особенностями климата и определяющими их климатообразующими факторами.

Климат Австралии

 

“Австралия – самый сухой материк”. Докажем это утверждение.

Выявление различий в климате и их объяснение

 

Анализ климатических карт и физических. Причинная связь особенностей климата с климатообразующими  факторами

 

Климат Южной Америки

“Южная Америка – самый влажный материк”. Докажем это утверждение.

Объяснение причин разнообразия климата, высотная климатическая поясность на примере Анд.

Аналогия с Австралией. Применяя частично-поисковый метод, выполняют практическую работу на контурной карте, где самостоятельно обозначают климатообразующие факторы, обводят на карте границу климатических поясов и цифровыми показателями дают характеристику климата каждого пояса.

 

Климат Антарктиды

“Антарктида – самый холодный материк”. Докажем это утверждение.

Определение особенностей климата материка.

Объяснение причин формирования ледяного щита на материке .

Аналогия с Африкой и Австралией .

Климат Северной Америки  

Определение общей характеристики климата, затем устанавливаются факторы формирования климата. Объяснение особенностей смены климатических поясов на материке.

Аналогия с Южной Америкой и Австралией. Объяснить влияние каждого фактора на климат континента. Характеристика климатических поясов.

Климат Евразии

Определение особенностей климата, его разнообразие. Объяснение наличие типов климата.

Анализ карт. Причины формирования типов климата: анализ, причинная зависимость.

Курс географии материков и океанов в 7 классе построен таким образом, что 

при изучении одинаковых компонентов природы и хозяйственной деятельности схемы их характеристики во многом повторяются, сходны цели изучения, используемые приемы 

деятельности, в результате чего возникает возможность их повторения. Оно обеспечивает не только тренинг в применении исследовательских приемов, но и позволяет обдумывать и искать новые варианты решения поставленной задачи. Таким образом 

формируется опыт творческой деятельности.Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решения одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. Воснове такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. В результате выстраивается последовательность

использования формируемых приемов с учетом их объясняющей силы (табл. 1).

Подобные системы развертывания исследовательских задач и приемов их решения можно на метить и для других учебных единиц компонентов природы, характеристики населения, его 

хозяйственной деятельности.

Повторяемость способов решения учебных задач способствует их закреплению, хотя 

успешность усвоения зависит и от затрат учебного времени, которым располагает учитель.

В старших классах учащиеся самостоятельно исследуют государства  выявляя особенности хозяйства  используя при этом не только учебник, но и другие ресурсы, в частности интернет ресурсы, делают презентацию, защищают. Такая работа позволяет учиться выделять главное из большого объема информации, четко ее излагать, отстаивать свою мысль, доказывать правильность своей мысли, и т. д. Способствует развитию коммуникативной, поведенческой культуры, развитию навыков контроля и самоконтроля, развитию аналитического, критического  мышления.

Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.                             

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики активно участвуют в конкурсах, интернет проектах. Ежегодно принимают участие в городских  конкурсах научно-исследовательских работ и имеют собственные достижения.

Они  поднимают в своих исследованиях интересующие их проблемы и не всегда имеют прямую связь с преподаваемой областью.  Ребята не равнодушны, а значит, работа идет в правильном направлении.

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования.- М.,1998.

2. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподаваниеистории в школе. - 1988. - №4.

3. МенчинскаяН.А.   Психологическиевопросы развивающего обучения и новыепрограммы //Советская педагогика. - 1968. - № 6.

4. Сборник нормативных документов. География. -М.,2006.

5. Сайт: www.uchkopilka.ru Организация исследовательской работы на уроках географии. 

6. Журнал «География в школе»:№6  1998 (с.71),№5  2008 (с.30),№6   2008 (с.37)

7. Журнал «Практика административной работы в школе»: № 5   2003 (с.61),№ 6   2003 (с. 14).

8. «Исследовательская работа на уроках географии».Аксенова А.Б., учитель географии

БОУ КМР ВО «Чарозерская СОШ»

9. Новая школа. Исследовательская деятельность на уроках географии. 24 февраля 2013


        Март, 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блонарь О.Н. МБОУ «СШ №6»

Слайд 2

исследовательская деятельность это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 3

Наука Образование Использование научного метода Объективность Понятийный аппарат Учет возрастных особенностей Применение образовательных методов Направленность на развитие учащихся Р е з у л ь т а т Исследовательская работа Шаг в личностном развитии исследовательская деятельность

Слайд 4

Виды взаимодействия учащегося и учителя 3-й уровень — и постановку проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляет сам ученик 2-й уровень — учитель ставит только проблему, а ученик самостоя­тельно выбирает метод исследования 1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения

Слайд 5

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками. Коллективная учебная работа предполагает коллективную познавательную деятельность школьников, организуемую под руководством учителя.

Слайд 6

Особенности природы Антарктиды Г еоморфологи Климатологи Картографы Зоологи Геологи Все группы в работе объединяет одна проблема, необходимо выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Слайд 7

Умения работать в коллективе В процессе исследования находить решения поставленной задачи Учебно-воспитательный эффект Анализировать свою работу

Слайд 8

Тема урока Исследовательская деятельность Исследовательский прием Климат Африки “ Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение. Освоение схемы анализа климатических поясов по карте. Определение особенностей климата материка Африки и факторов, оказывающих влияние на его формирование. Анализ физической карты. Сопоставление карт - физической и климатической. На­хождение причинной зависимости между особенностями климата и определяющими их климатообразующими факторами. Климат Австралии “ Австралия – самый сухой материк”. Докажем это утверждение. Выявление различий в климате и их объяснение Анализ климатических карт и физических. Причинная связь особенностей климата с климатообразующими факторами Климат Южной Америки “ Южная Америка – самый влажный материк”. Докажем это утверждение. Объяснение причин разнообразия климата, высотная климатическая поясность на примере Анд. Аналогия с Австралией. Применяя частично-поисковый метод, выполняют практическую работу на контурной карте, где самостоятельно обозначают климатообразующие факторы, обводят на карте границу климатических поясов и цифровыми показателями дают характеристику климата каждого пояса.

Слайд 9

постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

Слайд 10

Преимущества исследовательской деятельности на уроках географии следующие : ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению; проявляются творческие способности; развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью;

Слайд 11

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

 

 

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Организация работы со способными и одаренными обучающимися»

Блонарь Ольга Николаевна,

                                                              учитель географии

                                                        первой квалификационной категории

                                                        МБОУ «СОШ№6»

г. Нижневартовска

Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя.            

Основой работы со способными обучающимися  является совершенствование таких факторов, как развитие внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения, т.е. по максимуму использовать свои собственные силы и способности, стремясь выйти за их пределы.

Перед каждым  учителем возникает множество проблем, над разрешением которых нам необходимо трудиться всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Чтобы найти ответ на этот вопрос я определила проблему над которой работаем уже 2 года «Индивидуальная траектория развития личности на уроках географии». 

Работая над данной проблемой, были поставлены следующие задачи:

  -выявить одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- организовать работу одаренных учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях и создать благоприятные условия для развития креативности мышления и формирования исследовательской культуры обучающихся;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Для достижения поставленных задач использую различные формы работы.

  1. уроки, предусматривающие активизацию творческой деятельности учеников, которые нам позволяют выявить ребят, способных к творческой, интеллектуальной работе и вовлечь их во внеклассные мероприятия.
  1.  Для обучающихся, успешно освоивших все возможные формы работы, т. е. для способных - есть разработанный индивидуальный маршрут
  2. Внеклассная работа: проведение предметных недель, олимпиады по географии, экологические конкурсы и работа над проектами, способствующие формированию исследовательской культуры способных детей.

Система работы имеет определённую структуру и включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей способных детей, реализации их потенциальных возможностей.

Первый этап – выявление способных обучающихся. Уже в 6 классе, я стараюсь выделить такую группу детей, которые не только могут прочитать и пересказать прочитанное, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д.

В 6 классе во втором полугодии я определяю уровень обучаемости. Провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся.

  • Выбираю небольшой по объему новый учебный материал, изложение которого занимает всего 8 – 10 минут
  • Объясняю новый материал.
  • Провожу закрепление новой информации.
  1. Организуем самостоятельную работу обучающимся, в ходе которой предлагаем ответить на 5 вопросов: Напишите, что вы узнали нового на уроке.
  2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3. Выполните задание по образцу.
  4. Выполните здание в измененной ситуации.
  5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости школьника. Это способные дети. Но этого еще недостаточно для того чтобы ученик, имея такие способности, хотел ими воспользоваться и развивать дальше. Вот тут – то важным является уровень развития мотивационно – потребностной и эмоционально – волевой сфер ученика.

Т.о. формируется банк данных способных детей. Если ребенок  мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач.

На  уроках я стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития способных детей.

Использую прогрессивные технологии в работе со способными детьми.

Учитываем личностные и возрастные особенности  детей.

Всегда помню высказывание, что ученик  - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!!!

На втором этапе работы со способными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по предмету. При составлении программы стремлюсь не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности со способными учениками выстраиваем в соответствии с тематическим планом работы. В нём стараемся предусмотреть широкий спектр заданий: на изменение диапазона  информации, моделирование  ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование ситуаций и др.

На географии ХМАО одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического характера,  выступление в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам. Составляющей успешной деятельности учителя и ученика являются доверительные отношения между ними. Данную программу  используем как для индивидуальной,  так и для групповой работы  на уроке со способными детьми. Некоторые задания нуждаются в более полном и детальном изложении. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.

Данная программа мотивирует ученика на поиск и приобретение знаний, умений и навыков, способствует формированию системы знаний, развивает познавательную сферу.

Мотивируемое таким образом учение психологически богаче, чем представление о деятельности познания, хотя работать учителю при этом, конечно профессионально сложнее. Здесь требуется систематическая оценка не только мотивационно – смысловых тенденций, но и степени их удовлетворения, как у группы учащихся, так и у каждого индивидуума, т. е. способного ученика. 

С седьмого по 11 класс  привлекаем  к исследовательской работе на уроке и внеурочное время.  

Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся, но в то же время одним из самых трудоёмких видов работы, как для преподавателя, так и для ученика. Ежегодно мои ученики являются участниками  школьной научной конференцию.

Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.

Мною запланировано более активное внедрение метода проектов и практических исследований в урочной и внеурочной деятельности учащихся, также планируется сотрудничество с ВУЗ и организацию сетевого взаимодействия.

        Февраль, 2013



Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе:

«Одаренные дети»

Блонарь Ольга Николаевна,

учитель географии,

МБОУ СШ №6

 г.Нижневартовск

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образовываться и развиваться.

А.Бебель

       

         Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Так возникла школа и появилась профессия учитель. История развития цивилизации доказывает, насколько важны для развития общества открытия и изобретения, сделанные талантливыми и гениальными людьми.

        Так, что же такое талант и гениальность?  И какие они, одаренные дети? И как их образовывать и развивать, чтобы их таланты пробились в жизнь?

     Одаренность и гениальность в психологии рассматривается достаточно широко, «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

         Еще несколько десятков лет назад С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».

Понятие одаренности  не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность» - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни».

Одаренность - это как бы природный дар, то наследственно обусловленное. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всем жизнью человека и потому оказывается на разных этапах ее развития .

Природные задатки организма сами по себе не определяют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развития не организма как такового, а личности.

Одаренность проявляется лишь через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Оно выражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими.

           Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

           Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

           Одаренность ребенка, как и отдельные его способности не бывают даны от природы в готовом виде. Врожденные задатки способностей - только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально-психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизованных испытаний (тесты). Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.  К видам одаренности относятся следующие:

1. Художественная одаренность.

             Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

               Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

3.  Социальная одаренность.

              Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным педагогом. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Очень важным условием развития одаренности является семья, а именно:

-  структура и эмоциональный климат семьи;

-  стили детско-родительских отношений;

-  отношение родителей к детской одаренности.

                Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

              Талант - это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

              Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость.

              Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30 и т.д.

              Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Гениальность.

             Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче». Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье талантливыми могут стать один-два ребенка. Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.

             Следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.

            Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научиться применять свои открытия на практике.

            Одной из форм работы с талантливыми, гениальными детьми в современных условиях является создание Центров дополнительного образования. Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать, что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Не помогая, нетрудно  опустить его возможности ниже нуля.

           В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему одаренности, таланта и гениальности. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще.

           Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1% способностей и 99% кропотливого труда?

Среди ученых в связи с этим распространено мнение, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Другие же считают, что одаренность, талант, гениальность могут проявиться в связи с совокупностью ряда совпадающих моментов: генетически предрасположенности к определенному виду деятельность из-за лишь легкой отличительной физической особенности, наличия определенных случайных или специальных условий именно в сензитивный для этой способности период, кропотливой и долгой в дальнейшем работой в русле этой деятельности.

 Принципы и методы выявления одаренных детей.

                 Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательного учреждения). Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:

– комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

– длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

– анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

– экспертная оценка продукта деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов – специалистов высшей квалификации и соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов   подросткового и

юношеского творчества;

– выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, и т.п.;

– многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;

– диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);

– использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

– анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;

– преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации,

— анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.

              При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:

актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;

– особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;

– потенциальные возможности ребенка к развитию.

Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возможностей предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.

Цели образования одаренных детей

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качественной специфики определенного вида одаренности, а также психологических закономерностей ее развития. В качестве приоритетных целей обучения детей с общей одаренностью могут быть выделены следующие:

– развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

– создание условий для развития творческой личности;

– развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей);

– обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Содержание образования одаренных детей

В обучении одаренных детей  применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:

– Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.

– Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания. В нашей стране не широко распространены школы с углубленным изучением математики, физики и иностранных языков, где обучение ведется по углубленным программам соответствующих предметов. Практика обучения одаренных детей в школах и классах с углубленным изучением учебных дисциплин позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т.п.

– Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Методы и средства обучения.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения.

Обучение детей в условиях общеобразовательных учреждений

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

             Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразовательных учреждений может оказать применение различных форм организации обучения, которые основаны на идее группировки учащихся в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той или иной формы зависит от особенностей школы: ее размера, традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финансовых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.

            Важно иметь в виду, что независимо от того, в каких условиях происходит обучение одаренных учащихся (школа, лицей, гимназия), принципиальным является то, чему и как учится одаренный ребенок. Учебные программы, формы и методы обучения, так же как и особенности учебного процесса, ориентированного на обучение одаренных детей с общей одаренностью и некоторыми видами специальной одарённости (например, лингвистической, математической и т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований.

       Учитывая особые потребности и возможности детей с общей одаренностью, а также цели обучения таких детей, можно выделить необходимые требования к программам обучения для интеллектуально одаренных учащихся:

– включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

– использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

– предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

– учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

– обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

– поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

– гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

– предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т.п.;

– обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

– способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

– включать элементы индивидуализированной, психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Для работы с одаренными детьми необходим педагогический персонал, отвечающий повышенным требованиям:

1. Учитель должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным учащимся и его учителем.

2. Обладать достаточной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию школьников, переходу их деятельности на высшие уровни развития понятий.

3. Глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными учениками.

4. Иметь опыт успешной педагогической работы, способность к творческой деятельности.

5. Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одаренными учащимися.

6. Постоянно повышать свою квалификацию.

7. Обмениваться опытом работы с другими учителями.

8. Создавать на уроке атмосферу, которая может вдохновлять ученика, развивать его интересы, стимулировать мысли.

9. Уметь выявлять школьников с неординарными способностями.

10. Составлять специальные учебные программы.

11. Уметь создавать такие условия, при которых школьники смогут научиться заниматься, т.е. овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.

                Я считаю, что если каждый учитель будет иметь квалифицированную подготовку по работе с одаренными детьми, то он вовремя сможет выявлять талантливых детей и грамотно будет развивать их способности.  Задача педагога - поверить в ученика, разглядеть и помочь развить в каждом ребенке творческое начало, то особенное, что в последствии может стать талантом. В большей степени от  учителя зависит судьба сегодняшних одаренных детей, а завтра – будущих известных ученых, поэтов, врачей и политических деятелей. Каждому одаренному ребенку нужна всего лишь поддержка, внимание и участие  в  его судьбе. Это должно быть нормой для каждого, кто носит имя учитель.

Источники:

  1. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты . – М.: Омега-Л, 2008.
  2.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер Ком, 1999.
  3. Ушаков Д.В. Интеллект. Структурно-динамическая теория.- М.: Институт психолгии РАН, 2003.
  4. Кулаженкова М.Н. Одаренные дети.

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/11/23/kak_uvidet_odarennogo_rebenka.doc

  1. Христафорова А.С. Опыт работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования. www.den-za-dnem.ru



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование интернет ресурсов при подготовке к ОГЭ на уроках географии Подготовила: учитель географии МБОУ «СШ№6» Блонарь О.Н. 2019 год

Слайд 2

Коллекции электронных образовательных ресурсов:

Слайд 3

http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=16&class=9&learning_character=&accessibility_restriction=&page=5

Слайд 4

http://window.edu.ru/resource/555/80555

Слайд 5

http://school-collection.edu.ru/catalog/search

Слайд 6

Общие ресурсы для подготовки к ОГЭ http://www.obrnadzor.gov.ru http://www.fipi.ru http://ege.edu.ru http://edu.ru http://www.rustest.ru http://www.test4u.ru http://kvant.mirror1.mccme.ru http://vuzinfo.ru сты http://www.v-vuz.ru http://www.aboutstudy.ru http://www.znanie.info http://www.abiturcenter.ru http://www.uni-test.ru http://www.cito.ru

Слайд 7

http://www.fipi.ru/gia-9/daydzhest-gia-9

Слайд 8

http://school-collection.edu.ru/catalog/

Слайд 9

https://geo-ege.sdamgia.ru/

Слайд 10

https://www.youtube.com/playlist?list=PLr3fDr4EMQM5YA0hz-sn9LnbNCGkD-VM3

Слайд 11

Адреса интернет-сайтов тестирования по географии 1. http :// www . classtroi . ru / index . php / poleznye - sajty 2.www.examen.ru/ add / tests / Geography ‎ 3. testirovanie.org/testy/ index.php?test =15 4. studportal.net.ua/ page.php?al = test_po_geografii ‎ 5. ballov.qip.ru/test/ shkolnaya-programma /test- po - geografii /‎ 7. http://www.schoolcollection.edu.ru 8. http://gia.edu.ru/



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одаренными как фактор повышения качества образования Блонарь О.Н. МБОУ «СШ №6»

Слайд 2

Система работы 3-я ступень — рефлексивно-обобщающий этап. Обработка и систематизация результатов деятельности 2-я ступень — основной (проектирующий). Работа по активизации творческой деятельности одаренных детей, способных школьников (разработка уроков, участие в конференциях, презентации проектов). 1-я ступень — аналитико-диагностический этап.

Слайд 3

Тема урока Исследовательская деятельность Исследовательский прием Климат Африки “ Африка – самый жаркий материк”. Докажем это утверждение. Освоение схемы анализа климатических поясов по карте. Определение особенностей климата материка Африки и факторов, оказывающих влияние на его формирование. Анализ физической карты. Сопоставление карт - физической и климатической. На­хождение причинной зависимости между особенностями климата и определяющими их климатообразующими факторами. Климат Австралии “ Австралия – самый сухой материк”. Докажем это утверждение. Выявление различий в климате и их объяснение Анализ климатических карт и физических. Причинная связь особенностей климата с климатообразующими факторами Климат Южной Америки “ Южная Америка – самый влажный материк”. Докажем это утверждение. Объяснение причин разнообразия климата, высотная климатическая поясность на примере Анд. Аналогия с Австралией. Применяя частично-поисковый метод, выполняют практическую работу на контурной карте, где самостоятельно обозначают климатообразующие факторы, обводят на карте границу климатических поясов и цифровыми показателями дают характеристику климата каждого пояса.

Слайд 4

на разворачивание или сворачивание информации, моделирование географических ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование географических ситуаций и др. Спектр заданий индивидуального плана:

Слайд 5

Особенности природы Антарктиды Г еоморфологи Климатологи Картографы Зоологи Геологи Все группы в работе объединяет одна проблема, необходимо выявить отличительные черты природы неизвестного материка.

Слайд 6

Индивидуальный план Содержание работы Мероприятия Организация индивидуальных занятий с учителем Углубление и расширение знаний по основным разделам школьных курсов географии, основываясь на принципах горизонтального и вертикального обогащения, их систематизация. Социальное партнерство. Лекции с преподавателями Высших учебных заведений по сложным темам курса, таким как картография, землеведение, экономическим вопросам; провести практические занятия с картографическими и статистическими материалами Научная работа с литературой Основные источники Кизиицкий М.И., Тимофеева З.М. Комплексные тестовые упражнения по географии. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005. Крылова О.В. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы: для 9 кл. общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Новый учебник, 2008. Низовцев В.А., Марченко Н.А. География. 6-10 классы. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. Олимпиадные задания по географии. 9 класс /Авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2006. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – 3-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2004. Организация научно-поисковой работы учащегося посредством сети Интернет http://edu.tomsk.ru/olimpiada/geo.htm http :// contest.ur.ru/school/obl2002/geograph/gg_z_all.html http://geo.1september.ru/2002/10/6.htm http://www.websib.ru/education/Olimp/district98/geogrkl10_98.htm Организация работы с банком заданий окружного уровня Решение географических задач олимпиад разного уровня, разных лет Создание олимпиадной команды учащихся Способствует реализации взаимопомощи, передачи опыта участия в олимпиадах, психологической подготовки новых участников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...