Технология проблемного обучения
методическая разработка на тему
Технология проблемного обучения. Методические материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 48.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Цель проблемного типа обучения
- усвоение не только научного познания, но и самого способа получения знаний,
- формирование поисковых и исследовательских навыков и умений,
- развитие познавательной активности обучающихся и их творческих способностей.
Методы проблемного обучения:
- проблемное изложение,
- частично-поисковый,
- исследовательский.
Уровни проблемного обучения
- I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Обучающиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.
- II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с обучающимися формулирует проблему; вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.
- III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему обучающиеся. Данному уровню присуще выполнение работ частично-поискового типа, когда обучающийся сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.
- IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, обучающиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения.
Этапы проблемного обучения
- I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, проявление заинтересованности обучающихся в поиске ответа на вопрос.
- II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т. д.
- III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно обучающиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
- IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании обучающихся.
- V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
- VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Технологическая схема цикла проблемного обучения
Этапы решения проблемы
Название этапа | Суть этапа | Прием учебной работы |
1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия. | Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе. | Установление причинно-следственных связей, нахождения разрыва в связях. |
2.Формулирование гипотезы. | Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа. | Выдвижение гипотезы. |
3.Доказательство гипотезы. | Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения. | Обоснование гипотезы. |
4.Общий вывод. | Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием. | Установление причинно-следственных связей. |
Методические приемы создания проблемных ситуаций
Учитель
- подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания;
- формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).
Литература
- Баранов М.Т. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Лобов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2000
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. – М.: Просвещение, 1999
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – М.: Знание,1993
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению
Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение образовательного ...
Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)
Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»
Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...
Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....
Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п
Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...