Технология проблемного обучения
методическая разработка на тему

Технология проблемного обучения. Методические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx48.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Цель проблемного типа обучения

  • усвоение не только научного познания, но и самого способа получения знаний,
  • формирование поисковых и исследовательских навыков и умений,
  • развитие познавательной активности обучающихся и их творческих способностей.

 

Методы проблемного обучения:

  • проблемное изложение,
  • частично-поисковый,
  • исследовательский.

Уровни проблемного обучения

  • I уровень - несамостоятельная (обычная) активность. Для него характерно, что учитель сам организует проблемную ситуацию, вычленяет учебную проблему и излагает факты, приводящие к ее решению. Обучающиеся воспринимают объяснение учителя, усваивают образец умозаключения в условиях проблемной ситуации, выполняют самостоятельные работы, упражнения воспроизводящего характера, осуществляют устное воспроизведение изученного материала.
  • II уровень - полусамостоятельная активность. Характеризуется применением прежних знаний в новой учебной ситуации. Учитель сам организует проблемную ситуацию, а далее уже совместно с обучающимися формулирует проблему; вместе они выдвигают гипотезы, останавливаются на единственно верной, намечают пути решения, обсуждают факты.
  • III уровень - самостоятельная активность. Характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему обучающиеся. Данному уровню присуще выполнение работ частично-поискового типа, когда обучающийся сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.
  • IV уровень - творческая активность. Ему присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, обучающиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы, необходимые обобщения.

Этапы проблемного обучения

  • I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, проявление заинтересованности обучающихся в поиске ответа на вопрос.
  • II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т. д.
  • III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно обучающиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
  • IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании обучающихся.
  • V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
  • VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Технологическая схема цикла проблемного обучения

attachment4

Этапы решения проблемы

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1.Осознание проблемы, вскрытие противоречия.

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе.

Установление причинно-следственных связей, нахождения разрыва в связях.

2.Формулирование гипотезы.

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа.

Выдвижение гипотезы.

3.Доказательство гипотезы.

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения.

Обоснование гипотезы.

4.Общий вывод.

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием.

Установление причинно-следственных связей.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Учитель

  •  подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает обучающимся рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Литература

  • Баранов М.Т. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Лобов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 2000
  • Львов М.Р. Словарь-справочник по  методике преподавания  русского языка. – М.: Просвещение, 1999
  • Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – М.: Знание,1993
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...