Создание интерактивных учебных материалов
статья на тему

konyashina-olga-vasilievna

В статье рассматриваются возможности компьютерной программы Hot Potatoes для создания интерактивных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

О. В. Коняшина

Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж

Преподавателям иностранных языков очень часто приходится адаптировать уже имеющиеся учебные пособия к конкретным условиям обучения и образовательным потребностям студентов, а также разрабатывать собственные учебные материалы. Современные компьютерные технологии позволяют не только эффективно выполнять подобную работу, но и дают возможность преподавателям самостоятельно создавать интерактивные учебно-методические материалы, не прибегая к помощи программистов.

Использование интерактивных компьютерных материалов на уроках иностранного языка позволяет:

  • повысить мотивацию к изучению иностранного языка и познавательную активность студентов;
  • интенсифицировать процесс отработки нового материала;
  • регулировать объем и скорость выполнения заданий, что способствует более качественному усвоению учебного материала;
  • провести контроль в игровой форме, сделав его незаметным для студентов, что помогает создать благоприятную психологическую обстановку на уроке;
  • обеспечить студентам регулярную обратную связь и объективную развернутую оценку их деятельности.

В своей работе я использую интерактивные задания, созданные с помощью инструментальной программы-оболочки Hot Potatoes. Эта универсальная программа широко используется во всем мире для создания заданий на различных языках при изучении любых дисциплин. Данная программа рассчитана на обычных пользователей, т. е. для того чтобы работать с этой программой не нужно быть специалистом в области программирования.

Программа Hot Potatoes.разрабатывалась в 1997-2003 г.г. в Центре информационных технологий Университета Виктории, Канада (http://web.uvic.ca/hcmc). Государственные некоммерческие образовательные учреждения могут использовать данную программу абсолютно бесплатно, скачав ее на сайте университета. Регистрация и лицензия на использование программы не требуются.

Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, поэтому студентам для выполнения заданий необходим только веб-браузер (сама программа студентам не нужна, она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений). И что немаловажно, при создании и выполнении заданий подключение к Интернету не является обязательным.

С помощью программы можно создать 10 типов упражнений на различных языках с использованием текстовой, графической, аудио- и видео- информации, ссылок на ресурсы Интернета. Кроме того, созданные упражнения и ответы можно распечатывать и объединять в тематические разделы и уроки.

Упражнения создаются с помощью 5 блоков программы (каждый блок может рассматриваться как самостоятельная программа).

Первый блок «JQuiz» – «Викторина» (вопросы с множественным выбором ответа[1]) позволяет создать задания четырех типов:

  • вопросы с выбором одного правильного ответа (multiple choice);
  • вопросы с выбором нескольких правильных ответов (multi-select);
  • вопросы с кратким ответом открытого типа (short answer);
  • вопросы со «смешанным» вариантом ответа (hybrid), т. е. вопросы с ответом открытого типа и множественным выбором ответа: после неоднократного ввода неверного ответа (возможное количество неверных ответов устанавливается при создании упражнения) задание с кратким ответом трансформируется в задание множественного выбора.

Второй блок «JCloze» применяется для создания упражнений на заполнение пропусков.

Третий блок «JMatch» («Установление соответствий») позволяет сконструировать задания трех типов:

  • задания на установление соответствий с помощью перемещения элементов мышью;
  • выбор варианта соответствия из раскрывающегося списка;
  • карточки для запоминания соответствий.

Четвертый блок «JCross» используется для создания кроссвордов.

Пятый блок «JMix» служит для создания упражнений на восстановление последовательности.

Во все упражнения можно включить текст для чтения, а также преподаватель имеет возможность заложить в упражнение комментарии ко всем вариантам ответов и ввести подсказку (перевод, синоним, антоним, толкование).

Создание упражнения включает несколько этапов:

  1. ввод данных;
  2. настройка конфигурации упражнения;
  3. преобразование данных в упражнение – формат веб-страницы (HTML) – для последующей работы обучающихся и сохранение упражнения;
  4. сохранение файла данных упражнения в формате конкретного блока программы (для возможного внесения изменений).

Созданные преподавателем упражнения выполняются студентами в тренировочном режиме или режиме тестирования. Результат выполнения задания выражается в процентах[2]. Проценты можно перевести в оценку по следующей шкале:

«5» = 80 – 100%,

«4» = 60 - 80%,

«3» = 30 – 60%

Шестая версия программы Hot Potatoes содержит также дополнительный блок «Masher» («Инструменты»), который позволяет объединять созданные упражнения и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы.

Использование интерактивных упражнений на уроках иностранного языка предоставляет преподавателю большую свободу в выборе средств, соответствующих специфике преподаваемой дисциплины, конкретным условиям и задачам обучения и индивидуальным предпочтениям преподавателя и обучаемых.

Литература

  1. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.
  2. Помощь по работе с программой Hot Potatoes (на русском языке). – http://www.itlt.edu.nstu.ru/hotpothelp.php
  3. Zieba-Warcholak A. Teaching technologies: creating interactive materials. – http://www.onestopenglish.com.


[1] Количество вопросов в упражнении не ограничено.

[2] При выполнении заданий студент может воспользоваться подсказкой и сделать несколько попыток, но это приведет к снижению оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание эле...

Создание интерактивных дидактических материалов по математике и физике с помощью сервиса LearningApps.org

В данной статье рассматривается актуальная для настоящего времени проблема - применение в обучении цифровых дидактических материалов, описываются преимущества создания интерактивных заданий с пом...

Создание интерактивных обучающих материалов

В работе представлена возможность использования "интерактивности" в презентации. Обеспечивается  с помощью использования шаблонов. Для их функционирования при запуске презентации необходимо разре...

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации

Повышение интереса к учебному материалу перед созданием учебно-проблемной ситуации.   Какую бы структуру типа урока по ФГОС мы не рассмотрели везде есть этап мотивации учебной деятельности у...

«Создание интерактивной учебной среды для формирования предметных, метапредметных умений обучающихся. (Работа на платформе «Sky Smart»)»

Данные ресурсы представляют из себя уже готовые задания по основным лексико-грамматическим разделам английского языка, а так же включают в себя аудио и видео ресурсы для формирования у учащихся навыко...

Создание интерактивного виртуального методического кабинета для конструирования учебного занятия по русскому языку

Цель мастер-класса:- познакомить участников мастер-класса с сервисом Google Класс- приобщать педагогов к новой форме организации профессиональной деятельности в сети – сетевому сообществу З...

Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов

Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов...