Музыка на занятиях по развитию речи
консультация на тему

Павлова Екатерина Вячеславовна

Педагогическая помощь коллегам - педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_na_zanyatiyah_po_razvitiyu_rechi.doc35.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 «Неваляшка»

Музыка

на занятиях по развитию речи.

Подготовила

Музыкальный руководитель

Павлова Е.В.

Февраль 2010г.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В детских садах всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями. Любое неадекватное поведение: лень, негативизм, агрессия, замкнутость – защита от нелюбви. Ребёнок способен успешно развиваться, сохранять здоровье только в условиях психического комфорта, эмоционального благополучия.

Многие дошкольники не могут, к сожалению, справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают дома и в ДОУ. Именно это и приводит многих детей к различным отклонениям в поведении и развитии. И мы, как педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы.

Средств для решения этих проблем много. Это: музыкотерапия, логоритмика, психогимнастика. Безусловно, это специальные методики, направленные на коррекцию  психических процессов и свойств личности, двигательного аппарата, ряда речевых недостатков, но все они связаны  с разными видами музыкальной деятельности детей: слушанием, пением, игрой на муз. инструментах, ритмическими движениями.

На занятиях по развитию речи музыка может затронуть  чувства детей и помочь воспринять предлагаемый на занятии материал более полно.

Широко используется пропевание гласных звуков с движением руки, протягивание фраз от более коротких к более длинным, протягивание предложений.

Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, является формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.

 Все элементы упражнений в музыкотерапии могут служить не только как средство развития детей, но и как игровой тренинг психических процессов, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса. Например,  следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Композиция на основе быстрой, весёлой музыки позволит поднять настроение детей и, следовательно, активизировать их внимание. В процессе музыкального творчества, импровизации на заданные темы ребёнок познаёт самого себя, свои способности и возможности, у него формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. И именно это делает его более здоровым и счастливым и, что не мало важно, развитым.

 Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмику также можно назвать гимнастикой ума.(Словарь): Ум – способность мышления и понимания, а гимнастика – система физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического развития личности. А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего  - развитие мышления и понимания, без которых решить указанные задачи невозможно. В «копилке» материала для занятий по логоритмике у музыкального руководителя входят: игры со словом, игры с пением, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве, общеразвивающие упражнения для развития различных групп мышц, прежде всего для рук, мелкой моторики, упражнения для развития внимания и памяти.

К примеру такая игра – импровизация «В синем куполе небес», целью которой является выразительное соотнесение речи, движения и музыки.

В синем куполе небес                         руками над головой – купол

Солнышко сияло,                                руки скрестить, пальцы раскрыть

Лучики спускало                                 руки опускать через стороны

И на горы, и на лес                             острые горы, раскидистые деревья

Где полным полно чудес                   удивление мимикой

На лугу цветочки расцветают           ладонями – бутоны

А над ними бабочки летают             полёт бабочек

В ручье камушки лежат                    сжимают кулачки

А между ними рыбки спешат           скользящие ладони.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)

Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

С использованием музыки на занятиях по развитию речи мы можем использовать игры-медитации, такие как:

Я - солнышко

Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом. Я - большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю свое тепло всей земли - лесам, рекам, лугам. Я вдыхаю тепло. Я лечу над землей и освещаю зеленую листву, красные цветы.

Я - облачко

Я - облачко. Большое, пушистое, легкое. Мне отрадно быть облачком, плыть в синем небе, мои руки легкие, они помогают мне лететь. Я подвожу вверх глаза, вдыхаю всем телом светлый воздух.

Не следует забывать и о том, что музыка – это всегда только положительные эмоции, и не случайно врачи-физиологи ставят знак равенства между физическим и психическим здоровьем  при условии погружения ребёнка в атмосферу душевного подъема, связанного с положительными эмоциями. А не будет психического и физического благополучия, не будет и чёткой связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Поле чудес»

В конспекте представлена интеграция образовательных областей художественно-эстетического  и  речевого развития....

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...

Музыка на занятиях по развитию речи

Влияние музыки на развитие детей огромно. Музыка может звучать фоном на всех занятиях в детском саду. Занятия приобретают эмоциональную окраску и проходят намного интересней и содержательней....

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...

Конспект группового занятия по развитию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня.

Тема:  «Формирование  познавательных  процессов  у   детей дошкольного возраста при   автоматизации   звука Р в слогах и сло...