"Технология проблемного обучения: теоретические аспекты"
статья на тему

 "Технология проблемного обучения: теоретические аспекты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения: теоретические аспекты

1сентября 2011года вступили в силу Стандарты второго поколения и этот документ является основопологающим для деятельности современного учителя. «Новый» ученик нашей новой школы значительно отличается от того ученика, каким мы его видели раньше, И главное отличие состоит в том, что меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия.  Ученик – активный, творческий, мыслящий. ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать  все перечисленные выше мыслительные операции. Для того, чтобы достичь принципиально нового уровня обучения необходимо применять различные педагогические технологии, основной задачей которых  является формирование УУД (универсальных учебных действий) Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подзода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего обрпзования, развитию УУД, выступающая как инвариантная основа  образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

            Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, дети вовлекались в игру и практическую деятельность - труд.

            В 1923 г. в СССР были «комплекс-проекты» на основе Дьюи (в процессе выполнения проектов «борьба за промфинплан», «за коллективизацию» усваивались знания). Классно-урочная система объявлялась отжившей формой, она заменялась лабораторно-бригадным методом. Однако в 1932 г. постановлением ЦК ВКП(б) эти методы были объявлены методическим прожектерством и отменены.

          Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

            Современная дидактика  определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

           

 Главные цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении
  • воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.

            реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую  активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

            

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать

  • активизация развивающего потенциала обучения;
  • самостоятельная поисковая деятельность;
  • высокий познавательный уровень;
  • субъект-субъктные отношения;
  • личностная включенноть всех участников в процесс обучения;
  • практическая направленность процесса обучения.

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя,  являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

3. Исследовательский метод обучения. Ученики , осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение,  обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития,  что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности.

            

Главные условия успешности проблемного обучения:

- проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Центральные понятия проблемного обучения:

- проблема;

- гипотеза;

- проблемная ситуация;

- проблемный вопрос;

- проблемная задача;

- творческая задача;

- самостоятельная работа.

Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Например: проблема Добра и Зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проблема нравственного выбора и ответственности за него в произведениях М. Шолохова.

Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной. Научная проблема – «белые пятна», неисследованные участки известных знаний.

Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

- выявление проблемы;

- формулирование;

- поиск решения;

- решение.

Признаки учебной проблемы:

  1. Наличие неизвестного, нахождение которого приводит к формированию новых знаний;
  2. Наличие определенного запаса знаний для осуществления поиска в направлении нахождения неизвестного. Например: Раскольников отдает последние деньги Мармеладовым, но убивает старуху процентщицу. Добрый он или злой? Как судить его? Или: возможны ли Ионычи в наше время?

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например: предположим, что у теории Раскольникова нашлось бы много последователей и почитателей, что произошло бы на Земле?

Алгоритм по работе с гипотезой:

- выдвижение гипотезы;

- ее теоретическое обоснование;

- экспериментальная проверка гипотезы.

Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Признаки проблемной ситуации:

  1. Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом знании.
  2. Наличие неизвестного для учащегося.
  3. Знания должны быть достаточными у учащегося для самостоятельного поиска.

Например: почему, по мнению Л.Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других?

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

    1) сложность, выступающая в форме противоречия,

    2) ёмкое содержание,

    3) увлекательная форма,

    4) доступный для ученика уровень сложности.

Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Можно ли Сатина считать антиподом Луки?

Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Например:

1.Прокомментируйте данные высказывания знаменитых писателей, как вы их понимаете?

2.Предложите свои варианты решения тех или иных духовных и нравственных проблем, используя несвойственные, неожиданные функции хорошо известных явлений.

 Например: духовная жизнь сегодня: возрождение или регресс? Мы становимся нечитающей нацией. Падает культура речи. Современные школьники не могут описать свои чувства, потому что не знают им названий. Откуда, как не из художественной литературы, можно почерпнуть, что из себя представляет грусть, печаль, тревога, сострадание, сопереживание, томление, предательство, покорность?

Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Творческие задачи позволяют:

- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,

  абстрактное и логическое мышление;

- формировать навыки совместной работы;

- устанавливать межпредметные связи.

Например: «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – Бог свободного человека! (М.Горький «На дне»). Как понять эти слова? Бывают ли обстоятельства, когда правда вредна, а ложь оправдана?

Проблема с указанием параметров и условия решения может быть предъявлена субъекту со стороны. Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу как её принято называть. Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа.

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап.

 Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от учащихся переформулировки задания или вопроса.

 Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Методы проблемного обучения:

  • проблемное изложение знаний;
  • изложение с проблемным началом;
  • частично-поисковый или эвристический метод;
  • исследовательский метод.

Типы проблемных уроков:

- проблемное изложение; Проблемное изложение - это активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, постоянно побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.

Здесь может быть применен метод - поисковая беседа, когда ученики не удовлетворяются ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.

- эвристическая беседа;

Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Излагая учебный материал методом эвристической беседы, учитель время от времени обращается к классу с вопросами, которые побуждают школьников включаться в процесс поиска. Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть ученики способны производить не только формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их, а также удовлетворяет потребность личности в желании общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

- частично-поисковый; метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания н.

- урок – исследование.

Исследовательский метод- это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

  • сбор информации и её анализ;
  • осмысление предмета исследования;
  • постановка учебной проблемы и её решение;
  • проверка решения;
  • применение новых знаний на практике.

Задачи проблемного урока.

Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний.

Развивающие: способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.

Проблемные уроки считаю удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

            Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемного обучения: теоретические аспекты

Слайд 2

Концептуальные положения (по Д. Дьюи) Ребенок в повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); связь обучения с жизнью , игрой, трудом.

Слайд 3

Проблемное обучение – организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей

Слайд 4

проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ: 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. 2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня. 3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся. 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. 5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Слайд 5

Цели проблемного обучения: развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы; развитие профессионального проблемного мышления.

Слайд 6

реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Слайд 7

Положительные моменты проблемного обучения активизация развивающего потенциала обучения; самостоятельная поисковая деятельность; высокий познавательный уровень; субъект-субъктные отношения; личностная включенноть всех участников в процесс обучения; практическая направленность процесса обучения.

Слайд 8

Факторы побуждающие учащихся к активности Познавательный интерес Творческий характер деятельности Состязательность Игровой характер

Слайд 9

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения : 1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний . Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу. 3 . Исследовательский метод обучения . Ученики , осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение, обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности.

Слайд 10

Главные условия успешности проблемного обучения : - проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства); -активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом); - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Слайд 11

Центральные понятия проблемного обучения: - проблема; - гипотеза; - проблемная ситуация; - проблемный вопрос; - проблемная задача; - творческая задача; - самостоятельная работа.

Слайд 12

Учебная проблема - противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

Слайд 13

Во всех случаях проблема перерастает в проблемную задачу Проблемная задача представляет собой проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах, и отличается от проблемы тем, что в первой заведомо ограничено поле поиска решения. Задача – это действие, которое продвигает нас вперед, тогда как проблема является якорем. Когда мы внутри проблемы – мы внутри болота. Когда мы в задачах – мы в пути из болота, мы в дороге к своим целям.

Слайд 14

Этапы решения проблемы Название этапа Суть этапа Прием учебной работы 1 .Осознание проблемы, вскрытие противоречия. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе. Установление причинно-следственных связей, нахождения разрыва в связях. 2. Формулирование гипотезы. Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа. Выдвижение гипотезы. 3. Доказательство гипотезы. Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения. Обоснование гипотезы. 4. Общий вывод. Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием. Установление причинно-следственных связей.

Слайд 15

Гипотеза - предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто.

Слайд 16

Проблемная ситуация это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Слайд 17

Проблемный вопрос проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Например: Прокомментируйте данные высказывания знаменитых писателей, как вы их понимаете?

Слайд 18

Творческая задача это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. Творческие задачи позволяют: - обобщить, повторить и усвоить учебный материал; - развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; - формировать навыки совместной работы; - устанавливать межпредметные связи.

Слайд 19

Типы проблемных уроков проблемного изложения эвристическая беседа частично-поисковый урок-исследование

Слайд 20

Проблемные уроки считаются удачными, если 1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов; 2. ученики смогли установить связи между явлениями; 3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики; 4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Слайд 21

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: – семинары (индивидуальная работа); – структурированные дискуссии (групповая работа); – проблемно-практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: – практические занятия (коллективная работа) – исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3. Традиционные уроки с новыми аспектами : урок-лекция; урок-семинар; урок решения задач; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-консультация; урок-зачет и т.д. 4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; рок-пресс-конференция; урок-защита диссертации; урок-суд; урок-посвящение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...