Секреты проектно-исследовательской работы.
статья на тему

Горшкова Ольга Ивановна

Проект-особая философия образования. Проект позволяет органично соединить несоединимое, ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности проекта35.73 КБ

Предварительный просмотр:

     Секреты проектно-исследовательской работы

В процессе проектно-исследовательской деятельности осуществляется поиск истины совместными усилиями учителя и ученика. Совместная деятельность учителя и ученика способствует развитию  познавательной активности, творческого мышления, коммуникативных навыков.

      Формирование знаний репродуктивным путем лишает учащихся самостоятельности, мотивации к учению. Учеба ради оценки обедняет ученика. Учащиеся, которые привыкли получать готовые ответы на вопросы, слабо ориентируются в жизни, не способны решать проблемы, пасуют перед трудностями.

    Проектная и исследовательская деятельность учащихся ориентирована на интересы ученика и нацелена на повышении качества знаний учащихся. Учащиеся в рамках проектно-исследовательской деятельности овладевают методами научного поиска, навыками анализа, синтеза информации.

      При проектно - исследовательской работе усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу, так как от индивидуального успеха зависит  успех коллективный.

      Совместная работа учит учащихся доводить начатое дело до конца. При оформлении материалов исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки обработки статистических данных, создания презентаций и т.п.

    Если это теоретическая проблема – то процесс исследования заключается в подтверждении и опровержении научного факта, если практическая – то задачей школьника является достижение конкретного результата в решении этой проблемы и прогнозирование применения в практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

      Проектно - исследовательская деятельность является средством освоения действительности и способом планирования будущего. Главные цели – установление истины, формирование исследовательского стиля мышления, приобретение навыков проектно-исследовательской работы.

        

Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование – это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности (например, дизайн и PR)основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природы проекта и урока – принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению.

Будущее школы - в балансе альтернатив. Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое – ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

ПРОЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ

        Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо помнить о тех проблемах, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких "тонких мест" охарактеризованы ниже:

  • Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям к последующему анализу портфолио проекта ("проектной папке"). Грамотно составленный портфолио раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
  • При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании, и учиться писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чужих мыслей недопустимо. Мало изучить какие-то работы и грамотно изложить их содержание, проектант должен выработать и представить собственную точку зрения на источники информации, определить цель исследования и его методику.
  • При организации работы по системе проектов не всегда удается выдержать направленность проектной деятельности учащихся, обеспечив содержательное единство. Одним из наиболее непростых является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности. При традиционной системе обучения вопросы воспитания рассматриваются, как правило, с интеллектуальной стороны: моральные принципы должны быть правильно изложены и поняты. В философии образования, основанной на проектной деятельности, основные моральные принципы - взаимопомощь, верность долгу, чувство ответственности да принятые решение — основываются на действии, они должны быть «прожиты». 
  • Основные требования

К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по разрешению проблемы  иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся – обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект – это "пять П":

  • проблема
  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация
  • Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Залог хорошей презентации:

·     энтузиазм,

·     организованность,

·     настрой на аудиторию,

·     гибкость,

·     правильный язык телодвижений,

·     хороший словарный запас,

·     разнообразие тона голоса,

·     настрой на достижение цели.

ИСКУССТВО РЕЧИ – это уметь правильно, красиво и убедительно говорить, удерживать внимание собеседника или аудитории, устанавливать контакты, общаться в деловой или неформальной обстановке.

Речевые проблемы заключаются в следующем:

  • Некачественная речь

Часто некачественная речь является главной причиной трудностей в общении с собеседником, а тем более – с аудиторией. Плохая дикция, неуверенный тон, слабая артикуляция, слишком тихий голос или излишний напор раздражают слушателей. Многие из нас никогда не учились пользоваться речевым аппаратом правильно, а это не простое дело. Выработанная в течение многих лет привычка к неряшливой речи, к небрежности в речи, скованность, неуверенность в себе - все это оборачивается речевыми. погрешностями.

  • Потеря мысли

Хотел сказать что-то важное, но пока развивал предыдущую мысль, это важное вылетело из головы. В результате – провал в общении.

  • Неточность формулировок

К сложностям в общении приводит  неточность формулировок. Даже простое понятие вызывает разные ассоциации у разных слушателей. Например: лектор говорит: "ДОМ". Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Можно сделать вывод, что каждый слушатель представляет себе совершенно определенный, но не похожий на представление соседа дом. Поэтому представляемый образ будет точно передан собеседнику лишь в том случае, если употребить достаточное количество ключевых слов и ярких образов, кивает головой, благодарит и уходит поясняющих и уточняющих представление о понятии. Например: деревянный, одноэтажный с прихожей, кухней и тремя комнатами.

  • Неясность изложения

Неясность изложения  вызывает напряжение в слушателе, неприятие выступающего, который не учел уровень восприятия собеседника, его ассоциативный ряд, его предыдущий опыт, его воспитание и образование, его профессиональные знания.

Выступающий говорит на своем языке, со специфическими терминами, значения которых слушатель не знает и потому понять смысл выступления не может.

Выступающий красиво излагает, но собеседник его изначально не слышит, стесняется сказать, что ничего не понял,. Навсегда. Человек потерян, речь не принята, не понята.

 

Помните! ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА и приемы АРТИСТИЗМА сделают вашу речь яркой, образной и естественной. Вас смогут слушать не две минуты, а долго и заинтересованно.

 

Выделяют пять «смертных грехов» вступления:

·  извинения;

·  длинные и медленные предложения;

·  очевидные наблюдения;

·  банальные вопросы;

·  истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

 

 1.   Общие рекомендации

  • Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с  использованием интересных примеров.
  • Логичное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Следует употреблять только понятные тебе термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.
  • Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.   Техника подготовки

  • Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

3.   Рекомендации выступающему

  • Начните свое выступление с приветствия.
  • Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Старайтесь ответить на все вопросы.

4.   Вопросы оппонентов

  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

5.   Рекомендации оппонентам

  • Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.
  • Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику

Ø   на уточнение: «Уточните, пожалуйста» (далее, следует просьба, что требуется уточнить);

Ø   на понимание:  «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).

  • С помощью вопросов выясняются

Ø   основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов;

Ø   как эти факторы учитывались или устранялись;

Ø   допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели;

Ø   обоснованность применения тех или иных методов и др.

  • Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.
  • Оппонент выделяет сильные стороны проекта.
  • Запрещаются слова «нельзя», «вы  не правы», «слабая работа» и т.п.
  • Критические замечания высказываются на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».
  • Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.
  • Делаются предложения по улучшению работы.



Основные требования

К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказывает проектной группе дизайн оформления помещений клуба.

Планирование действий по разрешению проблемы  иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Исследовательская работа учащихся – обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности –поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Представление заказчику и (или) общественности готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Таким образом, проект – это "пять П":

  • проблема
  • проектирование (планирование)
  • поиск информации
  • продукт
  • презентация
  • Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Залог хорошей презентации:

·     энтузиазм,

·     организованность,

·     настрой на аудиторию,

·     гибкость,

·     правильный язык телодвижений,

·     хороший словарный запас,

·     разнообразие тона голоса,

·     настрой на достижение цели.

ИСКУССТВО РЕЧИ – это уметь правильно, красиво и убедительно говорить, удерживать внимание собеседника или аудитории, устанавливать контакты, общаться в деловой или неформальной обстановке.

Речевые проблемы заключаются в следующем:

  • Некачественная речь

Часто некачественная речь является главной причиной трудностей в общении с собеседником, а тем более – с аудиторией. Плохая дикция, неуверенный тон, слабая артикуляция, слишком тихий голос или излишний напор раздражают слушателей. Многие из нас никогда не учились пользоваться речевым аппаратом правильно, а это не простое дело. Выработанная в течение многих лет привычка к неряшливой речи, к небрежности в речи, скованность, неуверенность в себе - все это оборачивается речевыми. погрешностями.

  • Потеря мысли

Хотел сказать что-то важное, но пока развивал предыдущую мысль, это важное вылетело из головы. В результате – провал в общении.

  • Неточность формулировок

К сложностям в общении приводит  неточность формулировок. Даже простое понятие вызывает разные ассоциации у разных слушателей. Например: лектор говорит: "ДОМ". Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Можно сделать вывод, что каждый слушатель представляет себе совершенно определенный, но не похожий на представление соседа дом. Поэтому представляемый образ будет точно передан собеседнику лишь в том случае, если употребить достаточное количество ключевых слов и ярких образов, кивает головой, благодарит и уходит поясняющих и уточняющих представление о понятии. Например: деревянный, одноэтажный с прихожей, кухней и тремя комнатами.

  • Неясность изложения

Неясность изложения  вызывает напряжение в слушателе, неприятие выступающего, который не учел уровень восприятия собеседника, его ассоциативный ряд, его предыдущий опыт, его воспитание и образование, его профессиональные знания.

Выступающий говорит на своем языке, со специфическими терминами, значения которых слушатель не знает и потому понять смысл выступления не может.

Выступающий красиво излагает, но собеседник его изначально не слышит, стесняется сказать, что ничего не понял,. Навсегда. Человек потерян, речь не принята, не понята.

 

Помните! ИНТОНАЦИОННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА и приемы АРТИСТИЗМА сделают вашу речь яркой, образной и естественной. Вас смогут слушать не две минуты, а долго и заинтересованно.

 

Выделяют пять «смертных грехов» вступления:

·  извинения;

·  длинные и медленные предложения;

·  очевидные наблюдения;

·  банальные вопросы;

·  истории и анекдоты, не относящиеся к предмету выступления.

 

 1.   Общие рекомендации

  • Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с  использованием интересных примеров.
  • Логичное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  • Следует употреблять только понятные тебе термины.
  • Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  • Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.
  • Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2.   Техника подготовки

  • Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  • Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
  • Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  • Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  • Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.

3.   Рекомендации выступающему

  • Начните свое выступление с приветствия.
  • Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  • Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  • Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  • Старайтесь ответить на все вопросы.

4.   Вопросы оппонентов

  • Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  • Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  • На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  • Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  • Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  • После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  • Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

5.   Рекомендации оппонентам

  • Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.
  • Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику

Ø   на уточнение: «Уточните, пожалуйста» (далее, следует просьба, что требуется уточнить);

Ø   на понимание:  «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).

  • С помощью вопросов выясняются

Ø   основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов;

Ø   как эти факторы учитывались или устранялись;

Ø   допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели;

Ø   обоснованность применения тех или иных методов и др.

  • Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.
  • Оппонент выделяет сильные стороны проекта.
  • Запрещаются слова «нельзя», «вы  не правы», «слабая работа» и т.п.
  • Критические замечания высказываются на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».
  • Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.
  • Делаются предложения по улучшению работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Проектно-исследовательская работа "Секрет популярности марша «Прощание славянки»"

Работа выполнена к 100-летию 1-ой Мировой войны с целью популяризации военной музыки.Предназначена для мальчишек-подростков....

Составление теста как инструмент работы с текстом, повышающий уровень усвоения знаний. проектно-исследовательская работа учителя

Описание педагогического эксперимента по теме Составление теста как инструмент работы с текстом. повышающий уровенбь усвоения знанийАктуальность темы: в основе реализации ФГОС лежат «учебно-познавател...

Формирование проектно-исследовательской компетентности учащихся. Работа над исследовательскими проектами.

Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэто...

Активные формы защиты исследовательских работ как способ широкого вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями,но и такими важными  качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с раз...