Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.
учебно-методический материал на тему

Шерман Марина Викторовна

Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деятельность воспринималась ребенком не только как необходимость, а вызывала позитивные чувства и проходила в условиях психологического комфорта. Ведь одним из ведущих принципов гуманизации является сохранение психического и физического здоровья учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumanizatsiya_v_obrazovatelnom_protsesse.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.

 В "Национальной доктрине образования в РФ", определяющей стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем высоких нравственных принципов.

    Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деятельность воспринималась ребенком не только как необходимость, а вызывала позитивные чувства и проходила в условиях психологического комфорта. Ведь одним из ведущих принципов гуманизации является сохранение психического и физического здоровья учащихся. 

 Гуманизм в педагогике нельзя свести к простой формуле “любовь к детям”, хотя без нее, конечно, невозможен подлинный гуманизм. Гуманизация образования — это гуманное отношение к личности ученика, умение видеть в нем хорошее, быть терпимым к его недостаткам и умение принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его переделать. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой пригодился».

           К гуманистическим аспектам системы образования,  прежде всего, можно отнести приоритетность интересов ученика по отношению к учителю и школе. Школьник должен иметь право на творчество, на собственную точку зрения, право на ошибку, на выбор способа самовыражения. Такой подход делает процесс учения личностно-значимым и мотивированным.  

                                                                 

  Гуманизация образования рассматривается  как создание условий для реализации следующих важных принципов:

 -личностно-ориентированного подхода в обучении;

-сотворчество  учителя и учеников в учебном процессе;

-сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;

-формирование творческого, креативного мышления.

  Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность?

По мнению педагога-новатора Ш. А. Амонашвили, в первую очередь он должен предоставить ребенку радость жизни.Подобные чувства ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и учеником, который испытывает радость самовыражения, удовлетворения своих познавательных и духовных потребностей.

  Проблема гуманизации урока - развитие творческих способностей учащихся с учетом их    познавательных интересов. Мы знаем, что творчеству нельзя научить, можно лишь создать благоприятные условия.

Я считаю, что гуманистический подход на уроке заключается в том, чтобы обеспечить ребенку  комфортное самоощущение, вселить в каждого ученика чувство уверенности в свои силы, увидеть в нем способную к творчеству натуру. Т.е. придать ходу урока эмоционально-нравственную направленность.

На своих уроках, для того чтобы раскрыть творческие способности учащихся, я использую метод групповых и коллективных работ.

Например, совместно-индивидуальная деятельность является одной из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Эта форма деятельности предполагает, что каждый ученик индивидуально выполняет изображения или изделие, а на завершающем этапе его творческая работа становится элементом коллективной композиции.

Так, на уроке в первом классе « Нарядим ёлочку» я ставлю занимательную проблему:  « Ребята, нам пришло письмо от Деда Мороза, где  он просит помочь нарядить новогоднюю елочку, иначе праздник не состоится. Поможем Деду Морозу?»  В  итоге, каждый ученик сознаёт важность своего вклада в общее дело, создавая собственный художественный образ, который затем становится неотъемлемой частью прекрасной творческой работы всего коллектива.

Для подлинной  коллективности, способствующей  гуманистическому воспитанию, я использую следующие принципы:

-общность интересов и осознанность цели работы каждым участником;

-неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения каждого;

-доброжелательный характер общения, составление групп на основе добровольности;

-доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

-сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодичной сменой лидеров.

Задача современной школы – раскрепостить личность ребёнка, развить его творческий потенциал, раскрыть его неповторимую душу. Это и есть главная цель гуманной педагогики.

Поэтому, я считаю, что на уроке необходимо создать следующие условия:

- создать психологически положительную атмосферу, не критикуя и не навязывая ничего  в процессе детского творчества;

- учесть возрастные и психологические особенности учащихся, их ведущий канал восприятия информации;


- Выбор оптимального стиля педагогического общения, где ребёнок чувствует себя свободным и успешным.

 

     Гуманизация образования и воспитания — это организация образовательного процесса, основанного на взаимном уважении учащихся и педагогов, на сохранении и укреплении их здоровья, чувства собственного достоинства и развитии высокого творческого и личностного потенциала. Именно такое образование и воспитание гарантирует учащимся возможность выбора индивидуального и успешного пути развития  во взрослой жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Эстетическое воспитание школьников"

Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способно...

некоторые основы эстетического воспитания школьников.

современных условиях возросло значение эстетического развития личности.Сегодня передовые педагоги озабочены тем, чтобы создать необходимые условия для полного развития творческих сил и способнос...

Эстетическое воспитание школьников как основа духовно-нравственного развития личности.

Проблема роли личности в истории человечества всегда (скрытно или явно) была актуальной. Именно «человек-личность» создает произведения литературы и искусства, составляющие общий культурный фонд челов...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Описана система воспитательной  работы МОУ СОШ № 15  с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...

Эстетическое воспитание школьников в современной системе образования. Коллективная творческая деятельность в педагогике.

Эстетическое воспитание человека является одной из актуальных проблем воспитания. Формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер личности взаимосвязано с духовной составляющей, т. к. развитие одно...