Главные вкладки

    статья "Эстетическое воспитание школьников"
    статья по теме

    Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.       

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл simmmmmmm.docx21.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Эстетическое воспитание школьников".

    Рудакова Наталья Семеновна, учитель технологии города Анапа Краснодарского края

    Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки изобразительного искусства, трудового обучения, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».

    Эстетическое воспитание это - воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.        

    Прекрасное в действительности - источник прекрасного в искусстве.Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво.

       

    Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств. Эстетическое отношение к миру - это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты.

       

    Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить ... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов».Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д.Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус.

    Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях Человека. К.Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка. Задача школы - сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного.

       

    Я развиваю эстетический вкус так, чтобы учащиеся научились видеть и оценивать прекрасное, т.е. воспитываю культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала.Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».        

       

    Учитывая эту особенность школьников, необходимо показать им величие и красоту труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. При этом  мною большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье. Практически все темы программы по предмету «Технология» позволяют осуществлять эстетическое воспитание школьников на уроках труда.

       

    Так, на занятиях по кулинарии, я формирую  у девочек навыки сервировки стола, его украшения; поведения за столом; провожу беседы о том, как должны сочетаться посуда, украшения стола и скатерть, интерьер комнаты; даю советы по сервировке повседневного и праздничного столов. Девочки учатся фигурной нарезке фруктов и овощей с помощью различных приспособлений; украшений блюд зеленью лука, петрушки и укропа; овощами, составляющими блюдо.  В процессе подобных работ они приобретают умение сочетать полезное с красивым. На итоговом занятии по кулинарии накрывается праздничный чайный стол по всем правилам сервировки. Из дома девочки приносят блюда и выпечку, приготовленные и украшенные самостоятельно или с помощью родителей, и устраивается праздник. Во время чаепития дегустируются блюда, идет обмен рецептами. И, конечно, проводится беседа по правилам этикета. Дома девочки с удовольствием готовят реферат по различным темам.

     

    При изучении «Основ материаловедения» девочки оформляют коллекции образцов тканей, на которых учатся использовать контрастные сочетания в расцветках тканей и выполнять различные композиции: персонажи из мультфильмов, сказок, фигуры животных. Большую роль в эстетическом воспитании учащихся играет применение на уроках труда элементов народного творчества, декоративно-прикладного искусства. «Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов, - это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в непрерывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других».

       

    Так, на уроке материаловедения в 5-ом классе  я познакомила девочек со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей при изготовлении куклы-закрутки. Цель урока: расширить представление учащихся о свойствах льняных и х/б тканей, дать информацию о русской народной игрушке, русском народном костюме. Из глубины веков пришли к нам традиции куклы, сделанной из лоскутков ткани, меха. Игрушке придавалось магическое значение. Самодельные тряпичные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата и т.д. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. А по тому, как кукла была наряжена, судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Перед началом изготовления игрушки необходимо сориентировать ученицу на определенный образ тряпичной куклы. Можно предложить сделать эскиз ее в цвете. Для костюма куклы более всего подходят х/б и льняные ткани ярких расцветок - ситец, лен, сатин. Эти ткани очень удобны в раскрое, не тянутся, хорошо сшиваются и склеиваются.Показывая образцы тканей, я объясняю, как определить долевую и уточную нити; лицевую и изнаночные стороны тканей; обращаю внимание на структуру переплетения нитей.  Физико-механические свойства тканей - прочность и сминаемость -используют при подборе ткани для туловища. Необходимо обратить внимание учениц на такие технологические свойства ткани как осыпаемость нитей и усадка, с учетом которых выбирается отделка костюма (тесьмой, лентой, петельным швом, обработка зигзагом на швейной машинке).

       

    Девочки самостоятельно подбирают различные по цвету и рисунку лоскутки для костюма куклы. Я даю краткую информацию об особенностях русского  народного костюма, его цветовом решении и колористических особенностях. Предлагаю самим решить, как обработать срезы в зависимости от изученных свойств  ткани.

       

    Затем выполняется кукла, подводятся итоги урока: при изготовлении куклы-закрутки ученицы познакомились со свойствами х/б и льняных тканей, выполнили оригинальный объект труда. При оценке работы учитывается аккуратность его выполнения, правильность подбора материала, самостоятельность в решении образа куклы.

     

    Приступая к изучению темы «Конструирование и моделирование одежды»,  я рассказываю о свойствах, цвете и рисунках тканей, показываю, как они влияют на выбор моделей, на зрительное ощущение пропорций в одежде. Особенно следует остановиться на соответствии фасона назначению модели, на конструктивных линиях, подчеркивающих линии тела, на элементах отделки, зависящих от фасона, цвета, назначении изделия. Со школьных лет нужно приучать девочек  к чувству меры в одежде и украшениях к ней.Ученицы  часто излишне украшают одежду, поэтому  моя задача  - объяснить, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы изделия. Очень полезны беседы об эстетическом соответствии материала и модели одежды индивидуальным особенностям человека: росту, фигуре, цвету волос и глаз, полноте, возрасту. Неправильно выбранный фасон - и платье даже из дорогой, красивой ткани делает девушку неизящной, некрасивой и неловкой. Именно умелым сочетанием цветовых тонов с моделью платья можно зрительно улучшить фигуру человека, надо подсказать, что можно добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастными признаками женской фигуры и особенностями ее фигуры путем использования элементов отделки и украшений.

       

    На уроках труда в 5-ом классе  я  познакомила еще с одним видом старинного творчества - плетением из бисера. Этой теме был посвящен ряд уроков.На них девочки познакомились с забытым, а затем возродившимся, и сейчас таким модным среди молодежи искусством изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса. Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь по наследству из поколения в поколение. Изделия, снизанные из мелких бус и бисера известные еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего Востока, Африки и Индии, Европы и Азии. На территории нашей страны изделия из бисера были известны еще в 6-5 вв. до нашей эры. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета. Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце 19-начале 20 в.в. в Юго-Восточной части России, у народов Поволжья. Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений приобрело новую жизнь.

       

    Изготовление украшений из бисера не требует длительного обучения и особых приспособлений. Для работы понадобится бисер разных цветов, мелкие бусы, иголки, нитки, леска, ножницы, альбомы для рисунков, цветные карандаши. Узоры для изготовления украшений составляют заранее. Можно применять любой узор, приспособленный для низания. После того, как выбрали рисунок, нужно перевести его на бумагу и составить рабочий узор. Наиболее распространены и просты в изготовлении нити бус и простые цепочки. Если одноцветные нити бисера украсить пупырышками, петлями, крестиками или цветочками из цветных бисеринок, соединить несколько разноцветных ниток бисера крупными бусинками, получатся современные модные и красивые изделия. Работа с бисером оказалась очень увлекательным занятием.

     

    Работа по эстетическому воспитанию школьников на уроках труда должна быть систематической и целенаправленной.Но чтобы добиться результатов и воспитать ребенка эстетически развитым, нужно помнить, что «эстетическое воспитание непрерывно - оно осуществляется всеми учителями, на всех занятиях, все время».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

    Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

    КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

    1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

    «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

    Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....