ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
статья на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_raznyh_vidov_i_tipov_tekstov.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ И ТИПОВ ТЕКСТОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

I.Актуальность проблемы в свете модернизации образования.

                Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно  говорить и писать в разных условиях общения.

                Современные подходы к развитию личности ребенка диктуют
необходимость разработки методики обучения родному языку, направленной на развитие речевых, или коммуникативных, способностей. Распространение в методике коммуникативного направления привело к появлению текстоориентированного подхода в обучении русскому языку, который предполагает использование текста как основной дидактической единицы обучения, поскольку именно текст, представляющий собой продукт речевой деятельности человека, выступает и в качестве цели, и в качестве результата этой деятельности.

                Актуальность данной темы определяется потребностью совершенствования гуманитарного образования, особой ролью филологических наук в воспитании личности; основное внимание уделяется формированию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенции учащихся. 

II.Компетенции.

                Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций:

 - лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

 - языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

 - коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

 - интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

III.Образовательные технологии, методы и приёмы.

                Развитию интеллектуальных способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии развития критического мышления, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий, артпедагогики.

                Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке.

Например: 1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.


                Эффективность использования текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка в рамках деятельностного подхода очевидна.

                Использование текста при обучении русскому языку создает условия для осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. Именно в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры.

 

IV.Виды и характеристики текстов.

                В связи с обновлением лингвистического школьного образования представляется особенно важной работа с художественным текстом на уроках русского языка. Он оказывает духовно-эстетическое воздействие, повышает эмоциональный план урока.

                Поэтический текст - один из самых действенных факторов, обогащающих эмоциональную сферу юного читателя, так как он соединяет в себе познавательное с эстетическим.

                Решение поисковых задач на основе поэтического текста позволяет обратить внимание на эстетическую функцию языка, его выразительность и образность. Систематическое и целенаправленное использование поисковых задач на материале поэтического текста  -  одно из средств аналитической работы с художественным текстом на уроках русского языка,  способствующее развитию исследовательской самостоятельности учащихся в изучении языковых явлений, формированию их творческого мышления и повышающее уровень познавательной самостоятельности в приобретении разных видов компетенций.

                  Большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

                  Текст - основа для создания на уроках развивающей речевой среды, средство духовно-нравственного становления личности, поэтому особое внимание - публицистическим и художественным текстам или отрывкам из них; это тексты о языке, культуре, национальных традициях,  проблемах экологии.

                   Применение текстов большого объема на уроках представляется затруднительным из-за их малой мобильности и значительных временных затрат. Именно поэтому тексты малой формы становятся необходимым дидактическим средством оптимизации обучения, позволяют построить образовательный процесс как процесс продуктивный, творческий, личностно-ориентированный, направленный на развитие детской креативности. Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка при использовании в качестве основной дидактической единицы текста малой формы дает высокие результаты, если основывается на коммуникативно-деятельностном подходе, проводится во взаимосвязи со всеми видами речевой деятельности, строится с опорой на закономерности усвоения родной речи и в соответствии с принципами речевого развития, а также базируется на использовании специально подобранного дидактического материала и системы творческих упражнений.

V.Работа с текстом на уроках.

                   Особое внимание на уроках русского языка – тексту как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ.

                       Ведущая педагогическая идея – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

                   На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем
направлениям:
во-первых, изучение системы языка на основе заданий к
текстам (в этом случае применяются тексты небольшого объема,
позволяющие проиллюстрировать языковые факты);
во-вторых, развитие
речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных
высказываний в письменной форме с их последующей редакцией на
специальных уроках развития речи и,
в-третьих, это осуществление контроля знаний, умений и навыков.

                   Задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено  сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением. Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка. 

                  Примерный план анализа текста любого типа речи:

1) выразительно прочитай текст, докажи, что это текст;

2) укажи средства связи между частями текста;

3) определи тему, основную мысль, озаглавь текст;

4) выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова;

5) определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение;

6) выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные;

7) выяви выразительные средства речи и определи их роль.  

VI.Значение использования текста на уроках.

                Исследования показывают, что именно в детском возрасте открываются неограниченные возможности для формирования и развития способностей к творческой деятельности, которые без целенаправленного и планомерного воздействия могут так и остаться нереализованными. Естественной становится потребность в изыскании способов такого воздействия на личность ученика, которое позволило бы раскрыть его творческий потенциал, то есть сделать учение ориентированным на развитие индивидуальности каждого ребенка, креативную познавательную деятельность.

                Текст  можно использовать  не только с целью правописно-орфографической  направленности, но и  для  развития  речевой культуры учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе  лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.

                 С 5 класса развиваем культуру общения с художественным текстом: любой отрывок из произведения сопровождаю указанием автора строк, учу оформлять на письме цитаты, подбирать эпиграфы. В результате систематической, целенаправленной работы к 9 классу учащиеся определяют тему, идею, стиль, тип речи данного текста, выделяют микротемы, определяют средства связи между предложениями. В старших классах  идёт более глубокое осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.

                 Текст является одним из средств создания на уроках словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.

                Лингвистический анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей, включает уроки русского языка в единую систему филологического образования.

                Умения работать с различными текстами влекут за собой повышение качества знаний по всем общеобразовательным предметам.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Выбор методов обучения для учащихся с разными стилями познавательной деятельности на уроках русского языка"

В статье идёт речь о том, какие виды работ лучше использовать на уроках русского языка, чтобы задействовать всех учащихся. Рассматриваются преимущества разного вида работ: анализа текста, восстановлен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

Омонимия слов разных частей речи. Презентация к уроку русского языка в 7 классе

На данном уроке учащиеся должны  закрепить умение отличать производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи....

Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы

Текст выступления "Реализация технологий рефлексивно-деятельностного типа на уроках русского языка и литературы" на научно-практической конференции...

Памятка по написанию разных видов изложений и сочинений по русскому языку

Данный материал поможет учащемуся создать без затруднений , например, сочинение-описание по картине. В состав памятки входит хороший вспомогательный словарик синонимов/антонимов и значений различной...